Схема урока устного практического курса




1. Установка на русскую речь

2. Повторение пройденного: разыгрывание ранее выучен-

ных игр, декламация стихотворений, выполнение заданий

с логической нагрузкой

3. Первичное ознакомление с новыми словами (объяснение лексического значения)

4. Организация слушания связного высказывания по теме урока, общая проверка понимания воспринятого на слух

5. Продолжение работы над новыми словами (звуковой анализ, определение ударения, введение в словосоче-тание, предложение)

6. Заучивание наизусть текстов артикуляционно-тренировочных упражнений, реплик диалога, текстов к играм, загадок на прогнозирование. Отработка навыков интонирования предложений.

7. Развитие навыков составления связного высказывания на материале прослушанного текста и выполненных подготовительных упражнений

8. Подведение итогов урока

Цели периода начального обучения чтению и письму(2 клас)

• развитие умений понимать устную речь и говорить по-русски;

• формирование умений читать и писать на русском языке;

• расширение имеющихся представлений о русском языке и русской речи, формирование и развитие отдельных языковых умений.

В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам: а) по основному предмету обучения — уроки чтения и уроки письма; б) по времени, по периодам и этапам обучения — уроки в добукварный период, на первом, втором и третьем этапах букварного периода, в послебукварный период; в) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке — уроки изучения новой буквы и нового звука, письма новой буквы и уроки, на которых новая буква не вводится.

Таким образом, на каждом временном этапе (кроме добукварного и послебукварного периода) проводятся уроки четырех основных типов: уроки чтения и уроки письма, на которых есть новая тема — новые звук и буква; и уроки чтения и уроки письма, на которых нет новой темы — новых звука и буквы.

В конце первого и второго этапов букварного периода и в конце всего букварного периода проводятся, кроме того, уроки обобщающего повторения.

Оборудование урока:Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов:(программы, учебники, рабочие тетради и др.), дидактические картинки. иллюстрации из книг , предметные рисунки; диафильмы, слайды, - кинофильмы.

 

 

Требования к знаниям и умениям речевой деятельности учащихся к концу начального обучения чтению и письму. Контроль за развитием речевых умений и навыков учащихся. Его формы.

Учащиеся должны з н а т ь:

- о существовании различных языков, о близости русского и украинского языков, о необходимости разграничивать их в речи;- названия букв русского алфавита;- перечень гласных звуков под ударением (6);- термины: твердый-мягкий, звонкий-глухой, согласный звук, текст, предложение, знаки препинания (.,?,,);-правила поведения во время диалога, беседы;- качества хорошего чтения вслух.

Учащиеся должны у м е т ь:

- понимать с одного прослушивания основное содержание незнакомого художественного текста, его основную мысль, значение отдельных образных слов, выражений (время звучания 1-2 мин.);- составлять диалог (4-5 реплик на каждого собеседника, не считая этикетных формул начала и конца диалога);-пересказывать текст (50-60 слов);-читать вслух плавно, с соблюдением норм произношения, правильно интонируя предложения, со скоростью 50-60 слов в минуту;-списывать текст, сверяя написание с образцом (объем текста 35-45 слов; скорость письма – 20-25 знаков в минуту);-соблюдать требования к технике письма;-различать текст и не связанные между собой предложения;-связывать между собой 2 предложения, используя предусмотренные программой средства связи;-ставить вопросы по содержанию текста;-различать предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу, побуждение к действию; составлять такие предложения;-находить в предложении пары связанных между собой слов (с помощью вопроса);-составлять сочетания слов, используя слова в нужной грамматической форме;-правильно произносить вслед за учителем слово, затем - цепочку звуков этого слова; произносить тот или иной звук слова (первый, последний, идущий вслед за указанным звуком);-определять ударение в слове;-читать алфавит, правильно называя буквы;-правильно произносить и писать словарные слова (60 слов).

Контроль - это определение уровня владения языком, достиг­нутого учащимися за определенный период обучения. Кон­троль - это и часть урока, во время которой преподаватель оце­нивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях. Главными объектами контроля на занятиях по языку являются: а) речевые навыки (уровень языковой компетенции); б) речевые умения (уровень коммуникативной компетенции); в) знания о стране изучаемого языка и образе жизни его носителей (социокультурная компетенция). Формы контроля. Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, груп­повым, парным. Каждая из перечисленных форм может осущест­вляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зави­сит от объекта проверки (аспект языка - вид речевой деятельно­сти) и вида контроля (итоговый, текущий). Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Поэтому он больше всего подходит для проверки уров­ня владения языком по окончании курса, т.е. в ходе итогового контроля. Достоинство индивидуального контроля - возмож­ность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки уча­щегося.

Недостатки связаны со следующими обстоятельствами: а) ма­лый охват обучающихся в ходе урока; б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников. Осо­бенно такой контроль неэффективен в работе с младшими школьниками из-за неустойчивости их произвольного внимания. По этой причине индивидуальный контроль целесообразно соче­тать с фронтальным: учащиеся получают задание дополнить, ис­править ответ своего товарища по группе.На аудиторных занятиях индивидуальный контроль проводит­ся преимущественно в устной форме. Письменная форма этого контроля характерна для итогового и завершающих тему заня­тий.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы препода­вателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отве­чают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в тече­ние одного занятия.

Достоинства фронтального контроля:1)возможность охвата проверяющим одновременно всех Учащихся группы;2) высокая активность учащихся;3) высокий темп работы, который может варьироваться в за­висимости от трудности задания и готовности учащихся.К недостаткам относят его поверхностный характер из-за рас­средоточенности внимания учителя между учащимися и невоз­можности уделять больше внимания каждому. Для повышения эффективности фронтального контроля реко­мендуется:

1) планировать заранее место фронтального контроля в сис­теме урока и время, которое будет ему уделено;

2) продумывать формулировки вопросов и заданий. Их нечет­кость может вызвать затруднения при ответе и дать необъектив­ное представление о подготовке учащихся;

3) не допускать переключения на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма урока и снижению эф­фективности в работе;

4) задавать вопросы всему классу, а затем называть фамилию ученика, которому предстоит отвечать.Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизи­рует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быст­роту реакции. Если учащийся испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому ученику Групповой контроль проводится в форме выполнения зада­ния, адресуемого всем учащимся группы. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитан­ного текста, участие в ролевой игре. Преподаватель заранее со­ставляет сценарий беседы и определяет ее участников.

 

61.Анализ учебно-методического комплекта для периода начального обучения чтению и письму. Структура и содержание учебника, его соответствие программе, графическое и художественное оформление.

Учебно-методический комплект – совокупность учебно-методических средств, обеспечивающих достаточную эффективность учебного процесса.Он включает:Учебник,Методические пособия для учителя,Дидактические материалы, таблицы, хрестоматии.

Неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведенияустного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты нетолько доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают определённое воздействие на душу ребёнка, заставляют его улыбнуться,погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни. Это создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими конструкциями образцовых текстов.В учебниках присутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников,а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различныхситуациях общения. В работе по развитию речевой деятельности учащихся большое значение имеет обогащение их словарного запаса. Языковой материал учебника позволяет ежеурочно обогащать лексику учащихся. При изучении той или иной темы дети знакомятся с новыми словами, узнают их значение. Языковой материал текстов учебника способствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающего воображения. Читая поэтические строки, учащиеся воссоздают в воображении картины, навеянные этими строками. Упражнения учебника заставляют задуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевых

ситуациях.

Большое значение автор уделяет правильности речи младших школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением слов, с нормами ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи, учатся правильному употреблению в речи слов.

Особое место в системе работы по развитию речевой деятельности учащихся занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевого

общения. Так выполняя упражнения, дети задумываются над вопросами,какие слова можно употребить, прощаясь со своими товарищами, и с какими можно обратиться к учителю или другому взрослому. Таким образом, на примере типичных ситуаций учащимся показано как следует пользоваться различными

средствами речевого этикета при приветствии, прощании, просьбе, извинении и

так далее, а также как нужно вести себя в подобных ситуациях.

В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные

речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную

мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно

строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-

выразительные средства языка и умело использовать их в речи.

В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственных

речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но и

письменную речь учащихся: создание текста по заданному слову, предложению,

пословице, рисунку и вопросам на заданную тему, составление продолжения

текста и прочее.Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения строить связные тексты.Положительным является то, что в учебнике представлено большое количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны,помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой – используются для обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. Таким образом, учебный комплект по русскому языку

способствует и повышению языкового образования и развитию речевой

деятельности младших школьников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: