Схема анализа эпического произведения.




МПГУ. Кафедра русской литературы и журналистики ХХ века.

2011-2012.

Составитель доцент Серафимова В.Д.

ФНК. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. Бакалавриат.

Рекомендуемая литература к курсу Русская литература ХХ века. Теория литературы. Литературоведение.Учебники, хрестоматии, справочники, пособия.

1.Агеносов В.В. История русской литературы. ХХ век. В 2 частях: учебник для студентов вузов / В.В.Агеносов и др.; под ред. В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 2007.

2.Диарова А.А., Иванова Е.В., Серафимова В.Д. Литература с основами литературоведения. Литература ХХ века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. В.Д. Серафимовой. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. Серия Бакалавриат.

3.Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений/ В.Н.Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др.; Под ред. С.И.Тиминой. – СПб.: Издательство «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002.

4. Русская проза рубежа ХХ-ХХ1 веков. Под ред. Т.М.Колядич. Учебное пособие. - М.: Флинта. Наука. 2011.

5. Громова М.М. Русская современная драматургия. Учебное пособие для студентов-филологов, учащихся средних учебных заведений. – М.: Флинта: Наука.2004.

6. Минералов Ю.И. Современная русская литература. 90-е годы ХХ в. – М.:2002.

6. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века. 11 класс. 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Экзамен, 2011.

7. Колядич Т.М., Капица Ф.С. Русская проза ХХ1 века: рефлексия, оценки, методика описания. Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука. 2010.

8. Корниенко Н.В. Нэповская оттепель». Становление института советской литературной критики. – М.: ИМЛИ Ран, 2010.

8. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

9. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. Монография. – М.: Флинта: Наука, 2010.

10. Трубина Л.А. Русский человек на сквозняке истории. Историческое сознание первой трети ХХ века. Типология. Поэтика. Монография. – М.: Прометей, 1999.

11. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. Под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000..

12 .Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А.Николаева.. 3 изд., исправленное и дополненное. – М., 1997.

13 .Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М., 2002.

14 ..Квятковский А. Поэтический словарь. – 1996.

15. .Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М., 1987.

16 .Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. – М., Захаров, 2003.

17. .Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1999.

18. .Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПБ, 1996.

13.Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. -3-е изд., исправл. и дополненное. – М,: Высшая школа, 2002. – 437 с.

 

Художественные тексты:

М.Горький: «Старуха Изергиль»; «Человек»; «На дне»; «Рождение человека»; «Ледоход»; «Гривенник»; «Страсти-мордасти»; «Рассказ о необыкновенном»; «Детство»; «Несвоевременные мысли»; «Светло-серое с голубым»; «Покойник»; «Кладбище» «Едут».

И.А.Бунин. Стихотворения «Листопад» и др. Повесть «Деревня»; Рассказы «Братья», «Антоновские яблоки», «Захар Воробьев»; Рассказы из цикла «Темные аллеи»

А.Блок: Поэма «Двенадцать»; поэма «Соловьиный сад»; стихотворения из поэмы «Стихи

о Прекрасной Даме», из цикла «Родина», «На поле Куликовом». Стихотворения цикла «Ямбы», «Заклятие огнем и мраком»; «На железной дороге; Америка и др. (по выбору студента).

А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям», «Настоящую нежность не спутаешь...», «Сказал, что у меня соперниц нет...».«Антивоенные стихотворения «Мужество», Постучись кулачком – я открою»и др. «Реквием», «Поэма без героя»

В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» «Про это».

Антивоенные стихотворения «Великолепные нелепости»; «Война объявлена», «К

ответу» и др.; «Лиличка», «Пустяк у Оки»; «Небоскреб в разрезе», «Стихи о советском

паспорте», «А вы могли бы? и др. Статья «Как делать стихи».

С Есенин. Стихотворения «Собаке Качалова», «Письмо матери», «Письмо деду»,

стихотворения из цикла «Радуница», «Персидские мотивы» и др. Поэмы «Анна

Снегина», «Черный человек». Статья «Ключи Марии».

М.Цветаева Проза «Мать и музыка», «Отец и его музей». Стихотворения «Генералам

двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Встречи с Пушкиным»,

«Русской ржи от меня поклон», «Стихи о Москве».

Б.Пильня к «Повесть непогашенной луны». Рассказы: «Земское дело», «Год их жизни»,

«Смерти», «Старый дом», «Наследники», «Тысячи лет» и др.

Б.Пастернак. «Доктор Живаго».

М.Шолохов Роман «Тихий Дон»., Рассказы из цикла «Донские

рассказы» «Продкомиссар», «Шибалково семя» и др.

М.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Самогонное озеро», «Морфий».

А.Платонов: Рассказы «Афродита», «Река Потудань», «Возвращение», «Третий сын»,

«По небу полуночи», «Одухотворенные люди»,повести «Джан», «Такыр», «Сокровенный

человек». Статьи «Анна Ахматова», «Пушкин и Горький», «Детские годы Багрова-внука»

А.Солженицын. «Случай на станции Кочетовка», «Матренин двор», «В круге первом»,

«Один день Ивана Денисовича», «Адлиг Швенкитен», «Желябугские выселки»,

«Настенька», «Абрикосовое варенье».

А.Вампилов «Старший сын», «Прощание в июне», «Утиная охота».

Б.Васильев «А зори здесь тихие», «Завтра была война».

В.Быков «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета», «Сотников».

В.Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка», рассказ «Пролетный гусь».

А.Твардовский. Поэмы «Василий Теркин»,«Дом у дороги», «По праву памяти, «За

далью – даль». Стихотворения (по выбору студента).

В.Некрасов «В окопах Сталинграда», «Рядовой Лютиков», «Посвящается Хэмингуэю».

Н.Рубцов «Тихая моя Родина», «Зеленые цветы», «Душа хранит», «Видения на холме»,

«Жар-птица», «Расплата», «Добрый Филя», «Грани», «Родная деревня» и др.

В.Распутин «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Последний срок», «Нежданно-

негаданно», «Василий и Василиса», «В ту же землю», «Женский разговор» и др.

В.Шукшин «Алеша Бесконвойный», «Калина красная», «Забуксовал», «До третьих

петухов», «Залетный». Статья «Нравственность есть правда».

В.Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть».

Т.Толстая «На золотом крыльце сидели».

Л.Петрушевская «Три девушки в голубом».

В.Маканин. «Ключарев и Алимушкин», «Голубое и красное», «Отдушина», «Кавказкий

пленный», «Две девушки и Кандинский».

Бородин Л.И. «Третья правда». «Год чуда и печали».

Кабаков. А.А. « Зал прилета». «Все поправимо», «Московские сказки», «Беглец».

Екимов Б. «Пастушья звезда», «Пресвятая Дева-Богородица», «Фетисыч»,

«Продажа», «Пиночет» и др.

 

 

П еречень вопросов к самостоятельной работе студентов, подготовку к семинару, к написанию реферата, рецензии. Для образца. Материалы для подготовки к семинарам и для самостоятельной работы опубликованы в учебном пособии: Диарова А.А., Иванова Е.В., Серафимова В.Д. Литература с основами литературоведения. Литература ХХ века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. В.Д. Серафимовой. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – Серия Бакалавриат

1. 1. Тема и идея «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка. Композиция произведения. Функция реминисценций. Символические образы.

2. Мотив «сердца, берегущего человека», мотив души как сквозные образы в художественном мире А.Платонова. Целостный анализ рассказа «По небу полуночи». Смысл реминисценции в заглавии рассказа, в чем он?

3. Композиция рассказа А.Платонова «Возвращение» на разных уровнях его художественной структуры.

4. Тема и идея рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник». Поэтика рассказа. Функция реминисценций.

5. Сюжет, фабула повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Творческая судьба произведения. Функция реминисценций.

6. Изобразительно-выразительные средства языка в поэме А.А.Ахматовой «Реквием». Библейская символика в поэме, ее роль. Функция реминисценций. Тема памтника.

7. Цикл М.Цветаевой «Стихи о Москве». Характерные особенности поэтического языка.

8. Категория пространства и времени в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ее роль в выявлении доминантных идей рассказа.

9. Конфликт в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». Противостояние людей и «паразитов несочувственных».

10.. Приемы создания образов. Роль героя-повествователя в рассказе.

11. Какие черты роднят Матрену с Иваном Денисовичем из рассказа «Один день

Ивана Денисовича»? В чем народность этого образа? Как Вы понимаете

заключительную фразу рассказа, что «...есть она тот самый праведник, без

которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Каковы

приемы создания образа героини? Каковы, на Ваш взгляд, наиболее

характерные высказывания Матрены?

12. Как Вы понимаете авторскую фразу в рассказе «Матренин двор» - «Но дела звали

Матрену к жизни»?

13.. Роль оксюморона в названиях рассказов В.Маканина «Гражданин убегающий»,

«Человек свиты», «Антилидер»?

14. Проблема воспитания в рассказе В.Маканина «Голубое и красное». Роль рассказчика.

15. «Громкая» и «тихая» поэзия. Преемственность традиций русской поэзии и новаторство поэзии Н.Рубцова.

16. Поэзия конца 90-х, начала 21 века (постмодернисты, концептуалисты, метаметафористы). Авторская песня (Т.Кибиров, Д.Пригов, И.Жданов, А.Цветков, С.Гандлевский, А.Башлачев – по выбору студента.

17. Дать характеристику основных женских образов в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

18. Судьба Григория Мелехова в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Эволюция характера героя. Решение проблемы нравственного выбора.

19. Основные сюжетные линии в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон», их развитие. Дайте определение сюжета и его элементов.

20. Смысл финала романа М.Шолохова «Тихий Дон», в чем он, на Ваш взгляд? Приведите разные точки зрения по этому вопросу.

21. «Идея жизни» Андрея Платонова как «философия существования». Проблематика, поэтика рассказа «Песчаная учительница».

22. Кто произносит в рассказе А.Платонова фразу «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие-то…»? Как дети Петруша и Настя помогают отцу встать на путь подлинного «возвращения»?

23. Метафора «обнажившегося сердца » в рассказе А.Платонова «Возвращение» и ее роль в раскрытии доминантных идей рассказа в разрешении проблемы преемственности поколений?

24. Черты «сокровенного человека» в любимых Вами героях А.Платонова. Функция библейского архетипа, в чем она, на Ваш взгляд?

25. Проблемы преемственности поколений в рассказе А.Платонова «Третий сын». Смысл названия, в чем он, на Ваш взгляд».

26. Роль образа Дона в сюжете и композиции романа-эпопеи «Тихий Дон»? Какие жанры эпического рода Вы знаете? Дайте их определение.

27. Какой исторический период и какие события стали предметом внимания писателя в романе «Тихий Дон»?

28. В каком рассказе М.Горького прозвучал его известный афоризм «Прекрасная должность быть на земле Человеком». Проведите целостный анализ этого произведения.

29. Терминологическая сущность выражения «лирическая героиня»? Какую эволюцию проходит образ лирической героини («Генералам двенадцатого года», «Чародею», «Бывшему чародею», «Комедьянт» и др.)

30. А.Ахматова – мастер тонкой и точной детали. Предметы быта в ее стихах служат для

выражения внутренних психологических переживаний. Какую роль играет в ее поэзии

«вещная символика»? Приведите примеры.

30. Как Вы понимаете название поэмы «Реквием»? Какова творческая судьба

произведения? Какова ее основная тема и идея? Актуальна ли идея поэмы в наши дни?

Аргументируйте, пожалуйста, свои мысли.

31. Мастерство В.Распутина в изображении образа Андрея Гуськова в повести «Живи и помни». Как проявляется реализм Распутина в оценке Андрея? Как решает писатель проблему личного выбора и ответственности через образ Гуськова? Как проявляется гуманизм писателя в трактовке этой фигуры? Есть ли, на Ваш взгляд, нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, Гуськова и Каразина. (Произведения для сопоставления – «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского; «Карамора» М.Горького – по выбору).

32. Функция пейзажа в повести В.Г.Распутина «Живи и помни», какова она? В чем смысл названия и концепция повести, на Ваш взгляд?

33. Сюжет повести В.Распутина «Живи и помни», элементы сюжета, определите их. В какой

последовательности описаны события, как расставлены элементы сюжета. Совпадают ли

в повести сюжет и фабула?

34. Можно ли рассматривать рассказ В.Г.Распутина «Видение» из цикла «Отчие

пределы» как рассказ-рассуждение о смысле жизни, как «лирику в прозе»? В

чем своеобразие стиля писателя в рассказе? Можно ли характеризовать стиль

рассказа как метафизический? Как вы понимаете строки рассказа:

«Уже не кажется больше растительным философствованием, будто все мы

связаны в единую цепь жизни и в единый ее смысл – и люди, и деревья, и

птицы». Смысл названия – «Отчие пределы», в чем он, на ваш взгляд?

 

Итоговый контроль. Вопросы к экзамену. «Литература с основами литературоведения. Русская литература ХХ века.

1. Пьеса М.Горького «На дне» как философская драма. Система образов, авторские

приемы в создании образов.

2. Тема и идея рассказов И.А.Бунина из цикла «Чистый понедельник». Художественное своеобразие, язык рассказов.

3.Тема России в цикле стихотворений А.Блока «Родина». Лейтмотив цикла. Целостный анализ одного из стихотворений и чтение наизусть (по выбору студента).

4. Композиция, сюжет поэмы А.Блока «Двенадцать». Художественная символика в поэме.

5.Творческая судьба поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Своеобразие композиции. Тема памятника. Библейская символика в поэме.

6. Цикл стихотворений М.Цветаевой «Стихи о Москве». Характерные особенности поэтического языка. Чтение одного из стихотворений наизусть.

7. Идейный смысл поэмы В.Маяковского «Облако в штанах». Композиция, стилевые особенности поэмы.

8.Поэма С.Есенина «Анна Снегина». Проблематика, художественное своеобразие поэмы.

9. Концепция человека в романтических произведениях М.Горького(рассказ «Старуха Изергиль», поэма «Человек»). Изобразительно-выразительные средства языка.

10.Творческая судьба романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблематика, своеобразие композиции, сюжетные линии, система образов.

11.Тема и идея «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка. Функция реминисценций в повести. Символические образы. Творческая судьба произведения.

12.Творческая судьба повести А.Платонова «Котлован». Своеобразие композиции. Система образов. Художественное решение темы контакта поколений.

13.Тема любви в творчестве А.Платонова. Рассказы «Фро», «Афродита», «Возвращение». Проблематика, поэтика.

14. Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Философская концепция романа. Система образов. Авторские приемы создания образа Григория Мелехова.

15. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека». «Кольцевая» композиция, ее функция. Проблематика, поэтика рассказа. Философско-этический смысл произведения.

16.Проблематика, поэтика рассказов А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Категория пространства и времени в рассказе. Система образов. Роль и значение художественной детали.

17.Художественное своеобразие повести В.Распутина «Живи и помни». Проблематика. Система образов. Приемы создания образов Андрея и Настены.

18.Проблемы экологии и нравственности в романе В.Астафьева «Царь-рыба». Анализ одного из рассказов («Бойе», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба» - по выбору студента)

19.Поэма А.Твардовского «Василий Теркин». Идейно-тематическое содержание. Приемы создания образа главного героя. Поэтика фольклора в поэме.

20.Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие». Система литературных портретов пяти девушек-зенитчиц. Язык повести.

21. Повесть В.Быкова «Альпийская баллада» в контексте повестей о Великой Отечественной войне. Своеобразие композиции повести. Образы Ивана Терешки и итальянки Джулии. Функция пейзажа.

22.Проблематика, поэтика рассказов и повести В.М.Шукшина «Калина красная». Конфликт произведений, их нравственный смысл («Алеша Бесконвойный», «Жена мужа в Париж провожала», «Мастер», «Чудик», «Калина красная»).

23.Пьеса А.Вампилова «Старший сын». Проблематика, система образов, идейный смысл. Язык пьесы

24.«Громкая» и «тихая» поэзия. Преемственность традиций и новаторство поэзии Н.Рубцова. Тематика, язык.

25.«Женская» проза. Проблематика, поэтика прозы и драматургии Л.Петрушевской. «Три девушки в голубом», «Новые Робинзоны (Хроника конца ХХ века)».

26.Жанр рассказа в творчестве В.Маканина. Проблематика, поэтика, идейный смысл рассказов «Река с быстрым течением», «Человек свиты», «Красное и голубое».

27.Проблематика, поэтика рассказов Б.Екимова «Продажа», Фетисыч», «Пиночет». Приемы создания образов.

28. Проблемы нравственности и гуманизма в прозе В.Токаревой («Вместо меня», «Сказать – не сказать», «Я есть. Ты есть. Он есть»).

 

 

Вопросы и задания к самостоятельной работе по творчеству И.А.Бунина.

Рассказ И.А.Бунина«Чистый понедельник ». Тема, идея, изобразительно-выразительные средства языка. Рассказ в русле идейно-эстетических исканий литературной эпохи.

1. В цикл каких рассказов И.А.Бунина вошел рассказ «Чистый понедельник»? Когда был создан цикл «Темные аллеи»? Смысл названия книги «Темные аллеи», в чем он, на Ваш взгляд?

2. Прокомментируйте название книги «Темные аллеи». Сопоставьте сюжет стихотворения Н.Огарева «Темные аллеи» и общую модель бунинского цикла «Темные аллеи » (рассказы «Руся», «В Париже», «Галя Ганская», «Чистый понедельник» – по выбору). Постройте ассоциативный ряд поэтических образов, музыкальных и живописных иллюстраций к этому циклу. Согласны ли Вы с оценкой литературоведа Ю.В.Мальцева: «Многие критики совершенно неправильно понимают заглавие сборника «Темные аллеи». «Темные» – здесь вовсе не значит «тенистые», это темные, мрачные и жуткие, запутанные лабиринты любви, сам Бунин говорит: «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Любовь, как и смерть, дает освобождение от пут индивидуальности». (Ю.В.Мальцев. Иван Бунин. - М., 1994, с. 336).

3. Что является основным предметом изображения в рассказе «Чистый понедельник»? Что придает рассказу тематическую целостность? Можете ли Вы утверждать, что наряду с главной темой в рассказе много частных тем, какова их соотнесенность?

4. В исследованиях о творчестве Бунина подчеркивается, что в рассказе «Чистый понедельник» уместились художественные и философские искания серебряного века русской литературы, мысли и чувства человека того времени, что камерность и интимность любовной темы и сюжета не противоречат эпическому звучанию произведения. (Смотрите: И.Г.Минералова. Поэтический портрет эпохи. Слово, краски, звуки…(стиль Бунина) // Уроки русской словесности. Тексты. Комментарии. Материалы. Моделирование уроков. – М., 2000, с. 102-134).

5. Что Вы можете сказать о композиционном построении, сюжетном начертании рассказа? В чем, на Ваш взгляд, смысловая нагрузка композиционного построения? Выразите свое отношение к оценке рассказа, его сюжетного начертания ученым Мальцевым Ю.В.: «Быстротечность жизни и бессилие человека перед судьбой подчеркивается фрагментарной отрывочностью сюжетного начертания, набросанного как бы пунктиром» (Мальцев Ю.В. Иван Бунин. – М., 1994, с. 330).

6. Рассказ насыщен цитатами, реминисценциями аллюзиями, образами, придающими ему, несмотря на камерность темы любви, широкое звучание. В нем много фактов, свидетельств, характеризующих бытовую, культурную, социальную жизнь эпохи, Выпишите их из текста, расшифруйте их. Какова, на Ваш взгляд, их функция в тексте?

7. В чем, на Ваш взгляд, оправданность реминисценций из древнерусской повести - «Повести о Петре и Февронии»? Можно ли рассматривать «Чистый понедельник» как своеобразный парафраз «Повести о Петре и Февронии».

8. Что Вы можете сказать о стиле писателя, как в рассказе проявилось тяготение Бунина к художественному синтезу, соединению живописности с музыкальностью, провозглашенному символистами характерной чертой серебряного века?

В чем Вы усматриваете функцию пейзажных зарисовок в рассказе?

9. В тексте рассказа детально описывается внешность героини. Найдите повторяющиеся детали портрета (эпитеты, сравнения, метафоры). Какие признаки доминируют? Выпишите из текста строки с семантическим компонентом «загадочный», «странный». Какую роль они играют в создании облика героини?

10.В исследовании «Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» профессор Н.А.Николина отмечает: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня в отказе от страстей и в обращении к вечному. (Николина Н.А. Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. – М., 1996. №3, с..19). Согласны ли Вы с мнением ученого? Аргументируйте свой ответ.

11. Какую роль играет в рассказе толстовская цитата, приведенная героиней: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету (...) Это так Платон Каратаев говорит Пьеру». Побуждает ли Вас эта цитата вспомнить мысль Пьера: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания Божества. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

Предлагаемое творческое задание по творчеству И.А.Бунина: Напишите реферат по теме: Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» в русле идейно-эстетических исканий писателя.

Вопросы и задания к контрольной работе по теме: Творчество М.Цветаевой.(по выбору студента)

1. Стихи Цветаевой группируются в циклы, назовите основные, с Вашей точки зрения, циклы Цветаевой. Выявите поэтику Ваших любимых стихотворений.

2. Какие стихотворения вошли в цикл «Стихи о Москве»

3. В каких стихотворениях наиболее четко прослеживается одна из характерных особенностей стиля Цветаевой – выделение отдельного слова, словообразование от одного или фонетически близких корней, обыгрывание корневого слова. Сделайте целостный анализ стихотворений (рекомендуются: «Цыганская свадьба», «Душа», «Рас-стояние: версты, мили…», «Русской ржи от меня поклон…», «Генералам двенадцатого года», «Стенька Разин», «Ох ты гриб, ты мой грибочек, белый гриб» и др. – по выбору).

4. Как развивается любовная тема в поэмах и стихотворениях Цветаевой «Психея», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Бабушке», «Я тебя отвою у всех земель, у всех небес…», «Спят трещотки и псы соседовы…», «Поэма горы», «Поэма конца».

5. На какие стихотворения Цветаевой написана музыка?

6. Проследите художественное исследование темы войны, насилия и ее разрешение в циклах Цветаевой «Лебединый стан», «Стихи к Чехии».

7. Тема поэта и поэзии в творчестве Цветаевой. Дайте характеристику циклов стихотворений, посвященных А.Блоку, А.Ахматовой, Б.Пастернаку, произведений, посвященных А.Пушкину, М.Волошину, стихотворений, посвященных О.Э.Мандельштаму, В.В.Маяковскому, С.Есенину

8. Поэтические формулы М.Цветаевой.

Рекомендуемые творческие задания:

Напишите рефераты на тему: Дом, семья как источник формирования личности в поэзии и прозе Цветаевой.

Напишите реферат на тему: Мир тем и образов Цветаевой. Жизненный, творческий путь. (Жанры в творчестве, поэзия, проза, литературно-критические статьи, мемуары. Книги Цветаевой доэмигрантского периода, характеристика их содержания, особенности поэтики. Фольклорные, мифологических, исторические реминисценциях ее поэзии? Произведения Цветаевой, написанные в эмиграции).

Методические рекомендации:

Рекомендации для анализа художественного произведения:

1.История создания, творческая судьба произведения; 2. тематика и проблематика произведения; 3. идейная направленность произведения, его эмоциональный пафос; 4.жанровое своеобразие произведения; 5. основные художественные образы в их системе и внутренних связях; 6.характеристика центральных персонажей; 6. сюжет и своеобразие конфликта, развитие конфликта в сюжете произведения; 7. речевой строй повствования, своеобразие дискурса (авторское описание, повествование от лица героя, рассказ в рассказе, внутренние монологи, диалоги, введение элементов эпистолярного стиля и т.д.; 8.композиция сюжета и отдельных образов, общая архитектоника произведение, смысл заглавия, роль эпиграфов и т.д.; 9. место произведения в контексте творчества писателя; 10. значение произведения в истории русской и мировой литературы.

 

Рекоменданции к написанию рецензии.

 

Рецензия – развернутое критическое суждение, в основе которого лежит анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.

Цель рецензента – поделиться впечатлением о прочитанном привлечь внимание к прочитанному произведению, поучаствовать в обсуждении, дать аргументированную оценку прочитанного произведения.

План:

1. Вступление. В вводной части дается обоснование повода для рецензирования (новое имя в литературе; «возвращенное» имя; новое произведение известного автора; заметное явление в литературе; полемика вокруг творчества автора, актуальность проблем произведения; юбилей автора и т.д.). Тезис – предположение об историко-литературной ценности произведения

2. Основная часть. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.

А) анализ названия;

Б) способ организации произведения (повествование ведется от лица автора, героя; рассказ в рассказе и т.д.); другие композиционные особенности, их эффект;

В) характеристика художественного конфликта и его движение в развитии сюжета;

Г) авторский подбор системы персонажей как средство выражения авторской идеи; мастерство создания характеров, их эволюция в свете проблем произведения; авторские приемы создания образов;

Д) другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика; лирическое отступление; пейзаж и т.д.);

Е) другие особенности авторского метода и стиля; анализ изобразительно-выразительных средств языка.

3. Заключение. Вывод о художественных достоинствах исследуемого текста, его значимость для литературного процесса. Место произведения в контексте творчества писателя, в историко-литературном процессе.

 

Схема анализа эпического произведения.

1. Творческая история произведения, соотношение жизненного материала и художественного текста. Замысел и его воплощение.

2. Рама произведения. Смысл заглавия, эпиграфа, посвящения.

3. Особенности субъектно-объектной организации повествования (повествование от лица безымянного автора или от лица героя; хроника, воспоминание, дневник или сновидение; объективизация фигуры рассказчика и др.

4.Особенности пространственно-временной организации сюжета (хронотоп).

5.Система персонажей, их взаимоотношения на сюжетном и функциональном уровне.

6. Способы создания образов персонажей (имя, портрет, речевая характеристика, внутренний монолог, восприятие другими персонажами и др.).

6 Своеобразие композиционного построения произведения.

7. Жанр произведения.

Авторская позиция, способы ее раскрытия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: