Рынок труда Гомельской области: проблемы и перспективы.




Очевидно, что проблемы, возникающие в сфере занятости, являются индикаторами общего состояния экономики республики и Гомельской области в частности. Поэтому политика в сфере занятости, направленная на сохранение кадрового потенциала неразрывно связана с общей экономической политикой государства, направленной на решение ключевых проблем. При этом мероприятия, направленные на рост занятости и предотвращение роста безработицы должны носить комплексный характер. В мировой практике в качестве основных комплексных показателей характеризующих эффективность функционирования рынка труда используют показатели эластичности и безопасности занятости. Достижение их оптимального значения обеспечивается гарантиями государства на помощь в трудоустройстве, а также способствованием повышению мобильности работников за счет возможности освоения новых профессий. Как правило, реализация данных функций возложена на службы занятости. В Беларуси же в настоящее время ситуация выглядит в корне иначе. Далеко не каждый из неработающих граждан может получать пособие по безработице. Да и к тому же их сумма и условия получения таковы, что отпугивают большинство потенциальных кандидатов. Возможность обучения за счет центра занятости также носит в основном формальный характер и не дает возможности трудоустройства по получаемой профессии. Таким образом, белорусские центры занятости фактически самоустраняются от решения проблем рынка труда. В условиях новых вызовов это может иметь серьезные негативные последствия для рынка труда, особенно для Гомельской области, где достаточно большая часть трудоспособного населения имеют опыт работы на территории России. В результате велика вероятность такой ситуации, при которой увольняемые работники, не видя реальных перспектив трудоустройства в Беларуси, не будут обращаться в центры занятости, а будут самостоятельно искать работу за рубежом. В результате на официальной безработице это не отразится, однако приведет к сокращению экономически активного населения, и эта проблема фактически останется без внимания государства. В этой связи небезынтересным является учет мирового опыта решения подобным проблем. В частности в США широко практикуется система налогов на увольнения на предприятия. Тем самым государство перекладывает часть социальных расходов на функционирование рынка труда непосредственно на работодателей. причем выплата пособий по безработице осуществляется именно за счет этих средств.

Очевидно, для рынка труда Гомельщины и Беларуси такая мера имеет большой потенциал. Введение в сфере занятости института государственно-частного партнерства может быть основано на Законе «О государственно-частном партнерстве». Это может выражаться в передаче части функций по переобучению безработных в частных учреждениях образования, взаимодействию с частными кадровыми агентствами, более оперативно реагирующими на тенденции изменения рынка труда. Потенциально, он создаст возможность активно задействовать частный бизнес и общественный сектор в решении текущих проблем. Важным условием в условиях такой деятельности должно стать тесное сотрудничество и координация между общественным, государственным и бизнес сектором. Одним из средств организации такого взаимодействия является договорная работа и совместные проекты между органами управления и различными заинтересованными субъектами. Такое сотрудничество должно стимулироваться именно центральными органами государственного управления. Наиболее инновационным направлением активной политики занятости можно считать меры по реструктуризации занятости, что должно привести к перетоку профессиональных кадров, что даёт возможность работникам, которых затронули сокращения, или которые их ожидают своевременно перевестись на другое место работы. Они получают материальную поддержку, время на переподготовку, возможность трудоустройства на предприятиях или в учреждениях государственного сектора. Во многих странах Европейского Союза пособия, связанные с таким переводом являются достаточно щедрыми и соответствуют примерно 80% средней заработной платы начисленной в течении 12 предшествующих месяцев. В Беларуси представляется необходимым создать специальные центры по мониторингу занятости и содействию перемещению рабочей силы, одной из задач которых должно стать прогнозирование потребности в кадрах в тех или иных отраслях, для чего необходимо собрать базы соответствующей информации и постоянно отслеживать конъюнктуру рынка труда. В Нидерландах созданы аналогичные «центры перемещения рабочей силы», основанные на партнерстве между государственными службами занятости и частными посредниками. Если работнику угрожает потеря работы, он обращается в такой центр и может рассчитывать как на помощь в трудоустройстве, даже временном, так и на переподготовку, если она необходима. Такое сочетание между содействием мобильности кадров, в том числе превентивной и их переподготовкой встречается во многих странах. Однако такие меры являются достаточно дорогостоящими, и должны точно предугадывать, какая подготовка кадров будет востребована работодателями завтра, а это достаточно сложно.

В условиях кризиса могут быть использованы такие инструменты, как неполная занятость и изменение продолжительности рабочего времени. Сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели обычно считается негативным явлением и проявлением кризиса. Однако следует помнить, что сокращение продолжительности рабочего времени – это один из инструментов борьбы с безработицей, необходимый для того чтобы удержать работников на своих местах. При необходимости предприятиям, заменяющим сокращения персонала сокращением рабочего Также часто упоминаемой на сегодня мерой преодоления кризисных явлений в экономике являются привлечение прямых иностранные инвестиции. Даже несмотря на нестабильную внешнеполитическую ситуацию в отношениях с Европой и Россией, Гомельская область может оказаться привлекательной для инвесторов. Важным является привлечение инвестиций в такие отрасли и в такой форме, чтобы они помимо различных экономических эффектов, содействовали созданию новых рабочих мест. Ограничением, во многом, является отсутствие активной работы по привлечению инвестиций со стороны органов местной власти, недостаток возможностей осуществлять такую работу.времени может оказываться государственная поддержка.

39 Коучинг как институт рынка труда Карьерный коучинг фокусируется на профессиональном самоопределении, нахождении человеком своих сильных качеств и определении собственного вектора карьерного развития, который наилучшим образом отражает его цели и ценности. Он способствует самомотивации, осознанности и раскрытию потенциала, необходимого для реализации карьерных планов.

Под институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие. Системный подход к институтам рынка труда, предпринятый в работе, включает также анализ их структуры и выполняемых функций. В структуре институтов рынка труда различают формальные и неформальные институты, регламентирующие взаимодействие индивидов и групп в социально-трудовой сфере



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: