Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014 22 глава




 

8.6. Демаркационные линии

 

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые появляются в результате вооруженного конфликта и последовавшего за ним перемирия. Новейшая история международных отношений знает несколько случаев установления демаркационных линий. Такие линии были установлены, например, на Ближнем Востоке в 1949 г., в Корее в 1953 г. (установлена по 38-й параллели) и во Вьетнаме в 1954 г. В упомянутых трех случаях каждая из сторон рассматривала эти линии не в качестве государственной границы, а лишь в качестве временной линии, главная функция которой подчинена таким военно-политическим целям, как прекращение огня, объединение народов и государств и т.д. Практика показывает, что обычно демаркационная линия определяет линию размежевания вооруженных сил сторон конфликта, для них устанавливаются демилитаризованные зоны, чтобы предотвратить возникновение инцидентов. Другой характерной чертой демаркационных линий является их временный характер. Упомянутые соглашения о перемирии заключались с целью прекратить огонь и создать условия для поиска мирного решения спорных вопросов. Международная демаркационная линия в Корее существует уже десятки лет. Хотя демаркационные линии носят временный характер и, как записано в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г., не наносят "ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий", государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения этих линий. Таким образом, тенденция развития международных отношений такова, что эти линии становятся более стабильными, а это способствует поддержанию мира. Нечто похожее происходит и с демаркационными линиями государственных образований, не признанных в качестве субъектов международного права, когда противоборствующие стороны совместно установили такие демаркационные линии, которые поддерживаются с участием других государств.

 

8.7. Международные реки

 

Международными считаются реки, которые либо протекают по территории нескольких стран, либо разделяют территории двух или более стран. Поскольку использование вод таких рек затрагивает интересы государств, расположенных по их берегам, заинтересованные государства, как правило, заключают соглашения о режиме судоходства и иного использования вод этих рек, однако это правило не является обязательным. Нередко международные реки подразделяют на судоходные, пограничные и трансграничные, т.е. протекающие по территории нескольких государств. Учитывается при оценке реки также наличие или отсутствие выхода реки к морю.

С точки зрения международного права международные реки делятся только на две категории:

- национальные реки, расположенные в пределах одного государства, режим использования которых определяется внутренним правом этого государства;

- международные реки, по поводу использования которых так или иначе возникают правоотношения между несколькими государствами даже при отсутствии договора, причем эта классификация применяется как к судоходным, так и к несудоходным рекам.

Для судоходных международных рек важное значение имеет принцип свободы судоходства. Как общее правило режим плавания по международным рекам устанавливают сами прибрежные государства. В соответствующих соглашениях заинтересованные государства обычно фиксируют право свободного прохода своих судов через участки рек, проходящих по территории других государств. Это право включает в себя не только плавание по рекам, но также заход в порты, погрузку и выгрузку, посадку и высадку пассажиров. При этом разумеется, что суда, находящиеся в пределах участка реки другого государства, соблюдают законы и правила, установленные этим государством. На международных реках, имеющих важное значение для многих государств, прибрежные государства распространяют принцип свободы судоходства на торговые суда всех стран без дискриминации флага.

Впервые на многостороннем уровне правила судоходного использования международных рек были разработаны и приняты на Венском конгрессе в 1815 г. Затем вопрос судоходства на международных реках рассматривался на ряде других конференций, в частности на Барселонской конференции 1921 г.

Распространение принципа свободы судоходства по международным рекам на все страны - это право, а не обязанность прибрежных государств. В международном праве нет нормы, обязывающей прибрежные государства предоставлять свободу навигации для всех государств. Этот вопрос решается прибрежными государствами в каждом конкретном случае. Так, Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. признает свободу судоходства судов всех государств на основе равенства. Эта Конвенция отражает типичные черты режима международных рек. Наряду с регламентацией порядка судоходства по Дунаю Конвенция предусматривает создание специальной комиссии из представителей придунайских государств, которая наделена широкими правами в целях содействия решению многих вопросов сотрудничества государств на Дунае. Комиссия разрабатывает правила судоходства по Дунаю, организует соответствующие работы на реке в целях обеспечения ее максимального судоходства и участия в его поддержании прибрежных государств.

В последнее время характер использования рек государствами под влиянием развития производства сильно изменился, и судоходство уже не является определяющим видом использования международных рек. Во многих случаях определяющим для государства является промышленное, сельскохозяйственное и иное подобное использование вод международных рек. С этой точки зрения международные реки следует рассматривать как общий природный ресурс прибрежных государств. Развитие современного международного права в области использования вод международных рек идет по пути закрепления принципа справедливости и разумности при использовании таких ресурсов. В 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о праве несудоходного использования вод международных водоемов. Конвенция уточнила понятие международной реки, указав, что для целей несудоходного использования ее вод используются и водные ресурсы, которые, сливаясь, создают международную реку. С учетом этой Конвенции, а также практики государств в международном праве сложился принцип, согласно которому государство не имеет неограниченного права использования международной реки, протекающей через его территорию. В современных условиях согласно международному праву государство, используя "свою" часть международной реки в судоходных и несудоходных целях, должно исходить из принципа разумности и справедливости, учитывать экономические, социальные, экологические и тому подобные последствия своей деятельности и интересы государств, расположенных на международной реке ниже по ее течению. Таким образом, прибрежные государства обязаны сотрудничать со всеми заинтересованными государствами по вопросам водопользования международной реки и в случае возникновения разногласий разрешать их мирными средствами, так же, как разрешаются мирными средствами иные споры, возникающие между государствами.

 

8.8. Международные каналы

 

В отличие от национальных каналов, которые обычно соединяют реки, озера и внутренние воды одного государства, международные каналы создаются для облегчения судоходства по международным морским путям. К ним относят Панамский, Суэцкий, Кильский и Коринфский каналы. Международный характер этих каналов обусловливается прежде всего их географическим положением. Панамский канал связывает Атлантический и Тихий океаны, Суэцкий канал связывает Средиземное и Красное моря с выходом в Индийский океан, Кильский канал связывает Балтийское и Северное моря с выходом в Атлантический океан; Коринфский канал соединяет три моря: Эгейское, Ионическое и Адриатическое. Международные каналы отличаются от международных проливов, используемых для международного судоходства. Их юридическая природа различна. В отличие от проливов каналы прокладываются по территории одного государства и подпадают под сферу его территориального верховенства, а международные проливы, во-первых, представляют собой естественные явления, а во-вторых, их правовой режим регламентируется нормами международного морского права. Пример таких действий - Декларация правительства Египта от 24 апреля 1957 г., в которой оно заявило, что будет обеспечивать свободное судоходство по каналу для всех стран, подчеркнув, что эта Декларация Правительства является международным документом. В договорах о судоходстве по каналам обычно отмечается их бессрочный характер. Например, в Конвенции относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. было отмечено, что она заключается с тем, чтобы определять режим канала на все времена для всех государств. Правовой режим каждого из указанных выше каналов регулируется нормами, установленными международными договорами. Так, Суэцкий канал открыт для международного судоходства торговых судов для всех стран без различия флага. Любая военная деятельность в трехмильной зоне от входного и выходного порта канала, его военная блокада запрещаются. Все суда и корабли при пользовании каналом обязаны соблюдать правила плавания, включая сдельную лоцманскую проводку, технические требования к судам, правила перевозки грузов, должны платить денежные сборы, устанавливаемые администрацией канала, и т.п.

Судоходство по Панамскому каналу первоначально регулировалось договорами 1901 г. между США и Великобританией и 1903 г. между США и Панамой. Поскольку эти договоры были неравноправными, Панама добилась их пересмотра, и в настоящее время режим плавания по каналу регулируется двумя договорами, заключенными в 1977 г. между США и Панамой: Договором о Панамском канале и Договором о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. С 1 января 2000 г. канал и все его сооружения перешли под суверенитет Панамы. В Договоре о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала подтверждается свобода судоходства по каналу на основе равенства и без дискриминации флага. К Договору подписан протокол с целью обеспечения на коллективной основе нейтралитета канала. СССР присоединился к протоколу в 1988 г.

Кильский канал проходит по территории Германии и для международного судоходства был открыт согласно Версальскому мирному договору 1919 г. Германия издает правила плавания по каналу с учетом его международного характера. Плавание по каналу открыто для судов всех стран в любое время суток. Плавание военных кораблей разрешается после предварительного уведомления по дипломатическим каналам.

Коринфский канал был построен в конце XIX в. (1883 г.). Режим плавания по каналу определяется законодательством Греции и рядом международных договоров, которые заключила Греция с другими государствами.

Режим международного судоходства по каналам может быть ограничен лишь в исключительных случаях, предусмотренных национальным законодательством и соответствующими международными договорами. Такие ограничения обычно связаны с военной безопасностью и безопасностью плавания по каналу, а также с необходимостью поддержания сооружения каналов в пригодном для эксплуатации состоянии.

 

8.9. Правовой режим Арктики

 

В доктрине международного права преобладает точка зрения, согласно которой Арктика - это часть земного сфероида, центром которой является Северный полюс, а окраинной границей - Северный полярный круг (параллель 66 град. 33 мин. с.ш.) <1>. Ее площадь составляет около 21 млн. кв. км, т.е. в 2,3 раза превышает территорию Европы.

--------------------------------

<1> См., например: Международное право: Учебник / Под ред. А.Н. Вылегжанина. М., 2009. С. 176.

 

В этой связи напомним, что решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г. к Арктической зоне районов СССР отнесены территории Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Чукотского автономных округов (полностью) и частично территории Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской и Мурманской областей.

Данный факт нашел свое подтверждение в утвержденных 18 сентября 2008 г. Президентом РФ Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу <1>, которые определили Арктику как северную область Земли, включающую глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2009. 27 марта.

 

Первоначально интерес к этому региону Земного шара проявляли ученые - исследователи и первопроходцы, а также представители торговли, искавшие новые пути доставки своих грузов. Но только с открытием в Арктике месторождений полезных ископаемых возрастает коммерческий интерес к ней. При этом военно-стратегические характеристики региона хорошо известны.

Разные источники, говоря об "арктических государствах", имеют в виду разные группы государств:

- группу из пяти государств, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану и которые имеют здесь свои внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону (Россия, Канада, США, Норвегия и Дания из-за о. Гренландия);

- группу из восьми государств, территория которых пересекается Северным полярным кругом (кроме названных пяти государств это еще и Финляндия, Исландия и Швеция). Именно как арктические эти восемь государств являются членами Арктического совета.

Все более высокую оценку получает биосферная роль Арктики, в том числе в формировании климата Земли, поддержании экологического равновесия. Именно в Арктическом регионе формируются глобальные атмосферные процессы, а сам он является своеобразным фильтром для загрязненных потоков воздуха.

Вопросы сокращения и сохранения под контролем загрязнения Арктики, защиты ее окружающей среды сегодня решаются как на уровне национального экологического законодательства арктических государств, так и в рамках международного сотрудничества под эгидой двух специализированных учреждений ООН - Международной морской организации (ИМО) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), а также одной парамеждународной организации - Арктического совета.

Появление в этом перечне помимо ИМО, которая обладает специальным мандатом на деятельность в области защиты Мирового океана от загрязнения нефтью и нефтепродуктами, еще и ФАО объясняется тем, что она за годы своего существования неоднократно демонстрировала свои довольно широкие полномочия в решении различных проблем морепользования и выступает в качестве головного партнера Программы региональных морей ЮНЕП, в которую входит и Арктический регион.

Арктический совет принято относить к парамеждународным организациям. Им свойственны постоянство и регулярность работы, часто (но не обязательно) в привязке к определенному местопребыванию; постоянный и обычно четко лимитируемый состав участников. Они принципиально отличаются от международных организаций тем, что юридически не наделяются правосубъектностью (правоспособностью), функционируют хотя и с определенным составом членов, но обычно без учредительных актов, не имеют формализованной организационной структуры, не обладают правом принятия юридически квалифицированных, обязывающих решений.

Арктический совет был официально учрежден в 1996 г. Оттавской декларацией как "межправительственный форум высокого уровня с целью поощрения сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами, объединениями коренных народов и других жителей Арктики по таким вопросам, как устойчивое развитие и защита окружающей среды". Его учредителями явились: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Российская Федерация, США, Финляндия и Швеция. Совет создан как межправительственный "форум высокого уровня". Собирается на свои сессии на уровне министров один раз в два года.

Представительство коренных народов во всех органах Арктического совета имеет уникальное и важное значение для организации деятельности Совета во всех областях. В связи с этим наряду с упомянутыми арктическими странами "постоянными участниками" Совета являются Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов. Категория "постоянный участник" была создана для того, чтобы обеспечить "активное участие и полные консультации" прежде всего с представителями коренных народов Арктики. Количество "постоянных участников" может быть увеличено, но не должно в любом случае превышать количество государств - членов Совета. Принятие решений на всех уровнях Арктического совета является исключительным правом и обязанностью восьми арктических государств с участием постоянных участников.

Согласно учредительной Декларации в Арктическом совете существует также статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные. С момента получения статуса наблюдателя наблюдатель приглашается на все совещания Арктического совета. Первоочередной задачей наблюдателей является наблюдение за работой Арктического совета. Наблюдателям следует продолжать делать в нее значимый вклад в первую очередь через участие в работе рабочих групп. Наблюдатели вправе предлагать через арктическое государство или постоянного участника проекты, однако финансовый вклад наблюдателей в любой проект не может превышать вклада арктических государств, если иное не установлено старшими должностными лицами. На совещаниях вспомогательных органов Арктического совета, на которые наблюдатели были приглашены, последним может по усмотрению председательствующего быть предоставлена возможность делать заявления после государств - членов Арктического совета и постоянных участников, представлять письменные заявления, вносить соответствующие документы и высказываться по обсуждаемым вопросам. Наблюдатели также вправе представлять письменные заявления на совещаниях на уровне министров. Шесть неарктических государств получили статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете: Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша и Франция. Восемь межправительственных и межпарламентских организаций: Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Совет министров Северных стран, Северная экологическая финансовая корпорация, Североатлантическая комиссия по морским млекопитающим, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона, Комиссия ООН по окружающей среде в Европе, Программа развития ООН, а также Программа ООН по окружающей среде как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН также получили статус наблюдателей. Одиннадцать неправительственных организаций также являются наблюдателями в Арктическом совете: Консультативный комитет по защите морей, Арктические приполярные ворота, Ассоциация "Оленеводы мира", Союз по сохранению Приполярной Арктики, Международный арктический научный комитет, Международная ассоциация общественных наук об Арктике, Международный союз охраны здоровья в циркумполярном регионе, Международная рабочая группа по делам коренных народов, Северный форум, Университет Арктики и Всемирный фонд дикой природы.

В 2011 г. на совещании Арктического совета на уровне министров в г. Нууке произошли важные события для Арктического совета. Во-первых, была принята Нуукская декларация, положения которой учредили Секретариат в г. Тромсе (Норвегия). Во-вторых, было подписано Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. Будучи разработанным в рамках Арктического совета, Соглашение о поиске и спасании является для него кардинально новым элементом, поскольку оно является первым юридически обязывающим документом, подготовленным Советом. Планируется, что на одном из следующих заседаний Совета будет подписано Соглашение о предотвращении разливов нефти в Арктике.

Также напомним, что в Плане осуществления, принятом на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г., деятельность Арктического совета упоминается дважды. В связи с проблемой изменения климата указывается: "Действия на всех уровнях необходимы для:... поддержки инициатив с целью оценки последствий изменения климата, таких как инициатива Арктического совета, включая экологические, экономические и социальные последствия для сообществ местных жителей и коренных народов" (подп. "i" п. 38).

Кроме того, в п. 80 Плана осуществления признается важный вклад Арктического совета в устойчивое развитие на региональном уровне.

Проявление новых тенденций в деятельности Арктического совета необходимо всячески поддерживать и стремиться распространять на все новые и новые области сотрудничества, поскольку резкая активизация такой деятельности в Арктике, которая чревата нарастающим ухудшением ее экологии, привела к появлению 15 марта 2004 г. совместного доклада ЮНЕП и Европейского агентства по окружающей среде "Окружающая среда Арктики: европейские перспективы", который журналисты "окрестили" "манифестом паники".

На самом деле ни о какой панике здесь речь не идет. Еще в одобренном 12 ноября 1998 г. Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999 - 2001 годы был представлен развернутый перечень угроз экологическим системам Арктики: предприятия по добыче и переработке сырья, морские порты, корабли и суда, топливные базы, горно-металлургические комбинаты в Норильске, Мончегорске и Никеле, Архангельский и Соломбальский целлюлозно-бумажные комбинаты, нефтегазовые комплексы в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, деятельность Северного флота, транспортного и рыболовного флотов, сбросы неочищенных сточных вод в населенных пунктах, предприятия по переработке ядерного топлива в Европе (прежде всего Селлафилд в Англии), промышленные предприятия Северной Америки, Западной и Центральной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии.

Арктический регион становится источником международной напряженности в связи с конкуренцией за доступ к его ресурсам. Напомним, что в северной части Арктики находится более 2/3 месторождений российского газа, 1/3 нефтяных залежей США и неоцененные минеральные запасы Канады.

В настоящее время не оспариваются права пяти арктических государств (России, Канады, США, Норвегии, Дании) на отсчитываемые от прямых исходных линий 200-мильные районы дна Северного Ледовитого океана и поверхлежащие водные и ледовые пространства. Однако по вопросу о статусе прилегающих к Северному полюсу районов шельфа за этим 200-мильным расстоянием высказаны разные точки зрения на официальном и доктринальном уровне.

По вопросу о природе прав на дно Северного Ледовитого океана и его недра в настоящее время сложилось два основных подхода. Первый предлагает приравнять Арктику к любому другому району Мирового океана и тем самым превратить ее в один из многих объектов Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Второй подход исходит из того, что Арктика вообще не была предметом рассмотрения III Конференции ООН по морскому праву, а ее правовой режим, основу которого составляет национальное законодательство арктических государств, сложился задолго до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Дополнительную, и причем немалую, неопределенность в спор относительно правового статуса и режима высокоширотных районов Арктики внесло направленное в ООН в 2001 г. представление России о предлагаемом ограничении ее континентального шельфа в Арктике. В соответствии с этим представлением эту часть дна Арктики было предложено отнести к международному району морского дна или к "общему наследию человечества". И это при отсутствии в 2001 г. обязательства у России подавать заявку в Комиссию по границам континентального шельфа.

По существу Россия нарушила сложившийся в Арктике status quo, привнеся в этот регион нормы об "общем наследии человечества" и по существу признав со ссылкой на ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., что в Арктике не весь шельф принадлежит Арктическим государствам.

Наконец, предметом острых споров является арктическое судоходство. Эти споры могут обостриться, если такое судоходство будут осуществлять и другие государства, например, в связи с потеплением климата. В районах, прилегающих к арктическому побережью России, проходит Северный морской путь, который был открыт и освоен русскими мореплавателями. Северный морской путь, будучи кратчайшей водной магистралью между западными и восточными районами России, является национальным водным путем России.

Как сообщил 1 августа 2012 г. заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, все заинтересованные перевозчики получают равный разрешительный доступ к Севморпути.

Это является реализацией Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути", который подписал Президент России 28 июля 2012 г. Законом вносятся изменения в Федеральные законы "О естественных монополиях", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", а также в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Это позволит урегулировать вопросы, связанные с судоходством по Северному морскому пути.

Сохраняя титул "Северный морской путь - исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация в Арктике", Закон вводит новое понятие - "акватория Северного морского пути" и устанавливает конкретные границы этой акватории.

Кроме того, Закон предусматривает создание (а по существу воссоздание) администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения, на которое возлагаются функции по обеспечению безопасности мореплавания, предотвращению и сохранению морской среды от загрязнения при плавании по акватории Севморпути. На администрацию Севморпути возложены обязанности по выдаче разрешений на плавание судов по Северному морскому пути, предоставление навигационной, гидрометеорологической информации, организация системы радиосвязи и т.п.

Общим и обязательным условием является соответствие судна требованиям по конструкции, оборудованию и снабжению судов. Не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности судовладельца за ущерб, причиненный морской среде.

Закон возлагает на собственника судна обязанности по подъему и уничтожению имущества, затонувшего во внутренних морских водах и территориальном море России. Также в отношении судов, в том числе и иностранных, осуществляющих плавание по Севморпути, распространены требования Кодекса торгового мореплавания РФ, касающиеся страхования рисков, возникающих при плавании судов в ледовых условиях.

Цель такого режима - императивное обеспечение экологической безопасности данного региона, с сохранением в остальном свободы открытого моря. Такой режим призван прежде всего защитить экологические интересы арктических государств, которые первыми на себе испытывают негативные экологические последствия антропогенной деятельности в Арктике и вынуждены также первыми (а зачастую и в одиночку) бороться с ними. В этой связи некоторые специалисты полагают нецелесообразным осуществление опасных видов деятельности (в том числе и нефтегазодобычи) в этом регионе из-за негативных последствий аварий в Северном Ледовитом океане.

Указанные новые аспекты в законодательстве России полностью соответствуют сложившейся правовой норме о делении Арктики на сектора между арктическими государствами.

Согласно концепции арктических секторов неотъемлемой частью территории государства, побережье которого выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побережьем и меридианами, сходящимися в точке Северного полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья. Пределы арктических секторов не являются государственными границами, равным образом подводные, ледяные и водные пространства за границей территориального моря в пределах таких секторов не входят в состав государственной территории. Что же касается прав арктических государств в этих секторах, то они осуществляют целевую юрисдикцию в части, касающейся оборонных, экономических, природоресурсных и природоохранных интересов.

Секторальный принцип впервые был обозначен Департаментом внутренних дел Канады в 1904 г., когда он издал карту Канады, в которой западные и восточные границы Канады были показаны по меридианам 60 град. и 141 град. з.д. соответственно, вплоть до Северного полюса. В 1907 г. Канада принимает закон "О Северо-Западных территориях", а в 1909 г. канадский сенатор Пуарье выступил с публичным заявлением о том, что Арктический бассейн представляет собой особое системное целое - обширный полукруг, составляющий естественное продолжение территории арктических государств - и поэтому логично считать все земли и острова этой арктической системы частью прибрежных государств и разделить их между этими государствами. С указанной датой и с именем указанного сенатора принято связывать рождение "секторальной теории".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: