Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014 24 глава




Как отмечается, столкновение правовых позиций Норвегии, с одной стороны, и России и некоторых других государств - участников Договора о Шпицбергене 1920 г. - с другой, в своей основе сводится "к определению суверенитета Норвегии" над архипелагом и его территориальными водами.

В этом же ключе следует рассматривать и предусмотренный Договором 1920 г. Горный устав для Шпицбергена, разработка которого была возложена на Норвегию. Однако, в связи с тем что принципы Договора о Шпицбергене отличались от принципов действовавшего на территории Норвегии с 1841 г. норвежского горного законодательства, а приобретение суверенитета над архипелагом по договору 1920 г. лишалось всякого смысла, Норвегия разработала Горный устав, опираясь прежде всего на свое национальное законодательство, что создало дополнительно ряд спорных вопросов, касающихся международно-правового статуса Шпицбергена.

В этой связи уместным будет напомнить, что Шпицберген - это не часть территории прибрежного государства, от прямых исходных линий которого отсчитываются территориальное море, исключительная экономическая зона и т.д., а "норвежская государственная территория общего пользования", суть режима которой определена "принципами интернационализации, принципом равенства", зафиксированными в международном договоре.

Процесс разграничения морских пространств и дна между Норвегией и Россией завершило заключение 15 сентября 2010 г. в Мурманске Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (далее - Договор о разграничении).

Стороны Договора о разграничении отказались от использования в нем ранее отстаиваемых ими методов разграничения морских пространств и избрали политическое решение данного вопроса, поделив спорную зону на две приблизительно равные части. При этом ст. 2 Договора обязывает стороны соблюдать установленную линию разграничения морских пространств и не претендовать на морские пространства за пределами этой линии.

И хотя Договор не раскрывает содержания понятия "морские пространства", анализ положений Договора позволяет включить в это понятие исключительные экономические зоны и континентальный шельф России и Норвегии в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане к северу от архипелагов Шпицберген и Земля Франца Иосифа.

Отдельного внимания заслуживает предусмотренный в ст. 2 Договора Специальный район, который представляет собой территорию к востоку от линии разграничения морских пространств, находящейся в пределах 200 морских миль от исходных линий материковой части Норвегии, но за пределами 200 морских миль от исходных линий материковой части России (ст. 3). В этом Специальном районе Россия после вступления Договора в силу будет осуществлять суверенные права и юрисдикцию.

Как мы видим, особый правовой режим Специального района является своего рода компромиссом: с одной стороны, Норвегия отказывается от осуществления своих суверенных прав и юрисдикции в указанном районе в пользу России, а с другой стороны, Россия не расширяет свою исключительную экономическую зону за счет данного района.

Договор о разграничении подтвердил юридическую силу советско-норвежских соглашений по регулированию вопросов рыболовства. Согласно ст. 1 приложения I к Договору данные соглашения остаются в силе в течение 15 лет с момента вступления Договора в силу с возможностью их последующей пролонгации на шестилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит о прекращении их действия. Он также ликвидировал институт "серой зоны".

Договор о разграничении не изменяет роль Смешанной комиссии как важного механизма при совместном регулировании рыболовства. В рамках Смешанной комиссии подлежат согласованию общие допустимые уловы рыбных ресурсов, взаимные квоты вылова и другие меры по управлению рыбными запасами, а также подлежат совершенствованию меры по мониторингу и контролю совместно управляемых рыбных популяций.

С появлением линии, разграничивающей спорные морские территории двух государств, каждая сторона теперь вправе единолично устанавливать технические требования к своим рыболовным судам в границах зоны своей юрисдикции в пределах 200 морских миль от материковых частей России и Норвегии.

Договор о разграничении в ст. 5 и приложении II впервые уделил внимание проблеме регулирования отношений по совместному использованию трансграничных месторождений углеводородов. Так, согласно ст. 5 Договора месторождение углеводородов признается трансграничным, если оно простирается за линию разграничения. При этом в целях его разработки стороны заключают соглашение об эксплуатации этого месторождения как единого целого, включая его распределение между сторонами, - Соглашение об объединении. Заключение указанного Соглашения является необходимым условием для эксплуатации трансграничного месторождения.

В приложении II к Договору приведен перечень позиций, подлежащих раскрытию в Соглашении об объединении: географические координаты расположения трансграничного месторождения, его географические, геофизические и геологические характеристики, взаимные обязательства сторон при разработке данного месторождения.

В случае наличия разногласий сторон в вопросах эксплуатации трансграничного месторождения указанные спорные моменты подлежат урегулированию путем переговоров, иной согласительной процедуры или путем передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд ad hoc. Разногласия же, касающиеся распределения месторождения углеводородов, разрешаются посредством привлечения независимого эксперта, решение которого является обязательным для сторон.

Договор о разграничении лишь косвенно упоминает об экологических проблемах, сопутствующих разработке дна, подвергшегося разграничению. К примеру, в преамбуле Договора о разграничении содержится напоминание о первостепенных интересах и ответственности сторон Договора как прибрежных государств в отношении сохранения и рационального управления живыми ресурсами Баренцева моря и в Северном Ледовитом океане в соответствии с международным правом.

Также в преамбуле подчеркивается важность эффективного и ответственного управления углеводородными ресурсами в данном регионе, что согласно п. п. 10 и 11 ст. 1 приложения II к Договору подразумевает непременный учет интересов охраны окружающей среды при эксплуатации трансграничных месторождений углеводородов.

К этому можно добавить, что п. 3 ст. 4 Договора указывает на необходимость широкого применения сторонами предосторожного подхода к сохранению, управлению и использованию совместных рыбных запасов в целях защиты морских живых ресурсов и сохранения морской среды.

 

8.11. Международно-правовой режим Антарктики

 

Антарктика - южная полярная область земного шара, включающая в себя материк Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов (иногда эти части океанов выделяют в отдельный Южный океан).

Относительно границ Антарктики сегодня наибольшей поддержкой ученых пользуется подход, в соответствии с которым такая граница проходит по линии "антарктической конвергенции", где сходятся холодные антарктические воды с теплыми водами умеренных широт (48 град. - 60 град. ю.ш.). Этот подход отвечает представлениям об Антарктике в геофизическом (биогеографическом) смысле.

Иногда к Антарктике относят острова вплоть до 37 град. ю.ш., что является больше политическим решением (острова Гоф <1> и Амстердам <2>). Нельзя исключать и того, что опубликованные 5 августа 2011 г. в США результаты исследований, показавшие сходства геологического свойства, а также химического и изотопного состава образцов, взятых на Земле Котса и в горах Франклина в западной части Техаса, могут и в дальнейшем вызывать новые геополитические притязания.

--------------------------------

<1> Принадлежит Великобритании, входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

<2> Принадлежит Франции, расположен в Индийском океане на равном удалении от Австралии, Антарктиды и Африки.

 

В международно-правовом смысле внешние границы Антарктики были определены в ст. VI Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г., которая гласит: "Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники...".

Материк Антарктида (площадь - 14 млн. кв. км) - самая большая в мире холодная пустыня, где сосредоточено около 70% мировых запасов пресной воды, но вся она в замерзшем состоянии заключена в огромном ледниковом покрове, составляющем примерно 30 млн. куб. км льда, или 90% всех льдов суши. Материк пересекает Трансантарктическая горная цепь, разделяя его на две части - западную и восточную.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским мореплавателям Ф.Ф. Беллинсгаузену и М.П. Лазареву, которые на парусных шлюпах "Восток" и "Мирный" вплотную подошли к берегам южного материка в точке 69 град. 21 мин. ю.ш. и 2 град. 14 мин. з.д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена), обошли его вокруг, сделав ряд других важных географических открытий (острова Петра I и Александра I и др.).

Интерес к этой части земного шара стал проявляться на рубеже XIX - XX вв. Первой территориальные претензии в Антарктике выдвинула Великобритания в 1908 г., объявив некоторые ее районы "зависимой землей". В дальнейшем аналогичные территориальные претензии выдвигались Францией (1924 г., 1938 г., 1955 г.), Норвегией (1930 г.), Аргентиной (1940 г.), Чили (1940 г.) и некоторыми другими государствами. Доходило и до вооруженных столкновений сторон, поскольку в результате выдвинутых территориальных претензий в общей сложности на 4/5 площади материка образовались так называемые серые зоны (сектора, на которые частично, притом вплоть до распространения суверенитета, претендовало несколько государств). Поскольку компромисса в отношении таких зон достичь не удалось, данный вопрос оказался нерешенным.

А 14 мая 1955 г. Великобритания подала в Международный суд ООН два заявления против Аргентины и Чили, утверждая, что притязания этих стран на участки Антарктики противоречат международному праву. В конечном итоге на основании п. 2 ст. 36 своего Статута Международный суд ООН постановил, что, ввиду того что Аргентина и Чили не признали обязательной для себя юрисдикцию Суда, он не может рассматривать данное дело по существу. Данное дело было исключено из списка дел, находящихся на рассмотрении Международного суда ООН, а вопрос об этих претензиях, равно как и о претензиях других государств в Антарктике, "остался открытым" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лазарев М.И. Антарктика: национальный раздел или интернациональный подход? М., 1989.

 

В этих условиях СССР в 1958 г. заявил о том, что Советский Союз сохраняет все права, которые основаны на открытиях и исследованиях русских мореплавателей и ученых, включая право на предъявление соответствующих претензий в Антарктике.

На таком политико-правовом фоне 15 октября 1959 г. в Вашингтоне открылась Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие представители 12 государств - Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Чили, Южно-Африканского Союза, Японии и которая завершилась принятием 1 декабря 1959 г. Договора об Антарктике (вступил в силу 23 июня 1961 г.).

В настоящее время правовой статус и режим использования Антарктики определяются "пакетом" международных договоров, образующих целостную систему, которая в доктрине международного права получила название "Система Договора об Антарктике". Сегодня эта система включает в себя собственно Договор об Антарктике, многочисленные Рекомендации, принятые на совещаниях сторон договора об Антарктике и вступившие в силу в соответствии с условиями Договора. Кроме того, в Систему Договора об Антарктике входят три отдельные конвенции: Конвенция о сохранении тюленей Антарктики от 1 июня 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики от 20 мая 1980 г., Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики от 2 июня 1988 г., один протокол - Протокол об охране окружающей среды от 4 октября 1991 г. к Договору об Антарктике и одно соглашение - Соглашение о сохранении альбатросов и буревестников (качурок) от 19 июня 2001 г. Также к Системе Договора об Антарктике принято относить меры, действующие в рамках Договора об Антарктике и в рамках остальных перечисленных международных договоров.

Договор об Антарктике <1> "заморозил" территориальные претензии, установив в ст. IV, что ни одно из положений Договора не должно толковаться как "отказ... от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике" или как "отказ от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую Договаривающаяся Сторона может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам" (подп. "а", "b" п. 1). Одновременно ничто в Договоре не означает нанесения ущерба позиции признания или непризнания Договаривающейся Стороной права и претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике (подп. "c" п. 1). На время действия Договора не допускаются заявление новых претензий или расширение прежде заявленных, равно как никакие действия или деятельность не создают основы для заявления территориальных претензий, поддержания или отрицания их (п. 2 ст. IV).

--------------------------------

<1> Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. N 31. Ст. 329.

 

Иными словами, ст. IV охраняет "территориальные позиции" трех групп государств - участников Договора:

- тех, которые "ранее заявили права или претензии на территориальный суверенитет в Антарктике";

- тех, которые считают, что у них есть "основа для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике";

- тех, которые не признают "права и претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике".

Договор 1959 г. закрепил за Антарктикой статус демилитаризованной и нейтрализованной зоны. Статья I Договора устанавливает: "Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия".

Под нейтрализацией в международном праве понимается запрещение ведения военных действий на определенной территории и использование ее в качестве базы для военных операций. Цель нейтрализации - предотвращение развязывания войны в данном районе или из него либо изъятие такого района из театра военных действий <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное право: Учебник / Под ред. В.И. Кузнецова, Б.Р. Тузмухамедова. М., 2007. С. 679.

 

Практическое значение этих положений Договора об Антарктике было продемонстрировано во время войны между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские (Мальвинские) острова в 1982 г., когда они не позволили Великобритании перенести боевые операции в антарктические районы и тем самым нарушить статус Антарктики как зоны мира.

Особую значимость имеют положения ст. V Договора 1959 г., запрещающие производить здесь любые ядерные взрывы и сброс радиоактивных отходов. Безъядерный статус Антарктики положил начало процессу превращения южного полушария в зону, свободную от ядерного оружия (она окончательно оформилась после принятия Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г. (Договор Тлателолко), Договора о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г. (Договор Раротонга), Бангкокского договора о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии 1995 г. и Пелиндабского договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1996 г.

Договор закрепил принцип свободы научных исследований в Антарктике для государств всего мира, без какой бы то ни было дискриминации (ст. II). Участники Договора согласились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами научных работ, обмен научным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике, а также результатами и данными научных наблюдений (ст. III). Поощряется также всяческое деловое сотрудничество с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении.

Договор об Антарктике не содержит каких-либо ограничений на свободу судоходства в регионе Антарктики. Воздушное пространство над Антарктикой является международным воздушным пространством общего пользования, свободным для полетов летательных аппаратов всех государств, независимо от того, являются ли они участниками Договора 1959 г. или нет. Военные летательные аппараты могут осуществлять полеты над материком Антарктидой лишь для контроля с воздуха за соблюдением положений Договора и для доставки и вывоза персонала и оснащения станций.

В целях обеспечения контроля за соблюдением положений Договора государства-участники учредили механизм консультативных совещаний, которые с 1991 г. проводятся ежегодно. Государства, не являющиеся первоначальными участниками Договора и проявляющие заинтересованность в проведении в Антарктике научно-исследовательской деятельности, имеют основание стать Консультативными сторонами Договора. Механизм получения статуса Консультативной стороны оформлен в Положении о консультативном статусе Стороны Договора об Антарктике, принятом на XXI Консультативном совещании в 1997 г.

На сессиях Консультативных совещаний осуществляется обмен информацией, проводятся необходимые консультации, вырабатываются и принимаются рекомендации, которые направлены на практическую реализацию положений Договора об Антарктике и мер, касающихся использования Антарктики только в мирных целях; содействия научным исследованиям, международному научному сотрудничеству, осуществлению прав инспекции; вопросов, касающихся осуществления юрисдикции в Антарктике, охраны и сохранения ее живых ресурсов. Принимаемые Консультативным совещанием решения называются "рекомендациями мер своим правительствам" и вступают в силу после того, как их утвердят все государства, участвовавшие в работе конкретного совещания (п. 4 ст. IX).

В процессе развития Системы Договора об Антарктике было признано необходимым проводить два других типа совещаний: Специальные Консультативные совещания и Совещания экспертов. От Консультативных совещаний Договора об Антарктике (КСДА) их отличает следующее:

- Специальные Консультативные совещания проводятся по решению Консультативных сторон. Эти совещания, первое из которых проводилось в Лондоне в 1977 г., обладают, в рамках конкретной цели совещания, правом принятия решений, обязательных для участвующих правительств, например, таких как признание новых Консультативных сторон.

- Совещания экспертов, первое из которых проводилось в Буэнос-Айресе в 1981 г., имеют право только подготовить отчет, который передается Консультативным сторонам для рассмотрения. Любые действия, которые могут быть необходимы в результате отчета совещания экспертов, предлагаются для рассмотрения КСДА.

В 1995 г. на XIX КСДА (Сеул) было принято решение, согласно которому меры подразделялись на следующие категории: меры, решения и резолюции. Резолюции охватывают все рекомендательные формулировки; решения касаются внутренних организационных и процедурных вопросов и вступают в силу, как только они принимаются; меры относятся к положениям, которые должны стать правовыми обязательствами после их утверждения всеми Консультативными сторонами.

На состоявшемся в Мадриде в 2003 г. XXVI КСДА было принято решение о создании Секретариата Договора об Антарктике со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе.

Другим контрольным механизмом, предусмотренным Договором об Антарктике (ст. VII), является институт инспекций. Участники Консультативных совещаний вправе назначать из числа своих граждан неограниченное число наблюдателей, каждый из которых "имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики". Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике, всегда открыты для инспекции любыми назначенными наблюдателями.

Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающие их лица в соответствии со ст. VIII находятся под юрисдикцией только той договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций.

В дальнейшем формирование Системы Договора об Антарктике пошло по пути договорно-правового закрепления режима защиты экосистем Антарктики. Связано это было с тем, что вопросы защиты и сохранения экосистем Антарктики в Договоре 1959 г. прописаны довольно слабо и в самом общем виде. Лишь две статьи (ст. ст. I и V) имеют "экологическую" ориентацию, а ст. IX указывает на охрану и сохранение живых ресурсов как на один из вопросов, подлежащих обсуждению на КСДА.

Между тем на Земле нет, пожалуй, более хрупкой и ранимой области в отношении экологического равновесия, чем Антарктика.

Первым таким договором стала Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. (вступила в силу 11 марта 1978 г.) <1>. Она состоит из статей и одного приложения. Конвенция распространяется на все виды антарктических тюленей, обитающих в воде и на морском льду южнее 60 град. ю.ш. Согласно приложению к Конвенции разрешается отлов только трех из шести видов антарктических тюленей: крабоедов, леопардов, Уэдделла.

--------------------------------

<1> Конвенция о сохранении тюленей Антарктики от 1 июня 1972 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV. М., 1980. С. 431 - 437.

 

Установлены запретные районы, допустимые сроки охоты и шесть разрешенных зон отлова, каждая из которых в соответствии с п. 4 приложения должна поочередно закрываться на период с 1 сентября по последний день февраля. Конвенция запретила забивать или отлавливать тюленей в трех заповедниках, которые являются районами размножения тюленей или районами, где проводятся долгосрочные научные исследования (п. 5 приложения).

Период с 1 марта по 31 августа включительно является закрытым сезоном, во время которого забой или отлов тюленей запрещен.

Конвенция определила порядок предоставления информации о промысле и отчетов инспекций.

Положения о придании антарктическим тюленям статуса особо охраняемого вида также включены в приложение II к Протоколу об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике.

В 1988 г., т.е. через 10 лет после вступления в силу, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики и приложение к ней были пересмотрены.

Следующим шагом на пути к укреплению международно-правового режима охраны живых ресурсов Антарктики явилось последовавшее после Рекомендации IX-2 КСДА обсуждение в Канберре (Австралия) Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, которое началось в 1978 г. Конвенция была принята в 1980 г. (вступила в силу в 1982 г.) и действует в морских районах к югу от линии антарктической конвергенции <1>.

--------------------------------

<1> Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики от 20 мая 1980 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVIII. М., 1984. С. 383 - 395.

 

Эта Конвенция явилась первым международным договором, закрепившим экосистемный подход к сохранению живых природных ресурсов.

Статья I (п. 3) Конвенции определяет морскую экосистему Антарктики как "комплекс взаимоотношений морских живых ресурсов Антарктики друг с другом и с окружающей их физической средой" и распространяется на все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и на другие виды живых организмов, включая птиц, а также тюленей и китов. При этом согласно ст. VI Конвенции ее положения не умаляют прав и обязательств Договаривающихся Сторон по Международной конвенции о регулировании китобойного промысла 1946 г. и Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 г.

Неслучайно поэтому установленный Конвенцией режим морских биологических ресурсов как в отечественной, так и в зарубежной доктрине называется моделью экологического подхода.

Конвенцией сформулированы принципы сохранения морских живых ресурсов, исполнение которых обязательно при любом промысле и связанной с ним деятельности в конвенционном районе: "(a) предотвращение сокращения численности любой вылавливаемой популяции до уровней, ниже таких, которые обеспечивают ее устойчивое пополнение. С этой целью не должно допускаться ее сокращение ниже уровня, близкого к тому, который обеспечивает наибольший чистый годовой прирост; (b) поддерживание экологических взаимосвязей между вылавливаемыми, зависящими от них и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов Антарктики и восстановление истощенных популяций до уровней, определенных в подпункте (a), выше; (c) предотвращение изменений или сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, которые являются потенциально необратимыми на протяжении двух или трех десятилетий, принимая во внимание состояние имеющихся знаний о прямом и косвенном воздействии промысла, влиянии внесения не свойственных данному району видов, последствиях связанной с этим деятельности для морской экосистемы и последствиях изменений в окружающей среде с тем, чтобы было возможно устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики" (п. 3 ст. II).

Конвенция учредила специальную Комиссию по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (местопребывание - Хобарт, о. Тасмания, Австралия), которая способствует проведению исследований и всестороннего изучения морских живых ресурсов Антарктики и антарктической морской экосистемы, собирает данные о состоянии популяций морских живых ресурсов Антарктики, об изменениях в них и о факторах, влияющих на распределение, численность и продуктивность вылавливаемых видов и зависящих от них или связанных с ними видов или популяций, обеспечивает сбор статистических данных об уловах и промысловых усилиях, устанавливает потребность в сохранении и анализирует эффективность мер по сохранению, применяет систему наблюдения и инспекции, осуществляет иную деятельность.

Наиболее важными функциями Комиссии являются: определение количества любого вида, которое может вылавливаться в районе применения Конвенции; определение районов и подрайонов на основе распределения популяций морских живых ресурсов Антарктики и следующее за этим определение количества, которое может вылавливаться из популяций районов и подрайонов; определение охраняемых видов; определение размера, возраста и в соответствующих случаях пола видов, которые могут вылавливаться; определение сезонов, открытых и закрытых для промысла; определение открытых и закрытых зон, районов или подрайонов для целей научного изучения или сохранения, включая особые зоны охраны и научного изучения; регулирование промысловых усилий и методов лова, в том числе орудий лова. В целях проверки соблюдения принятых мер на борту судов, ведущих научные исследования или промысел морских живых ресурсов в Антарктике, проводятся наблюдение и инспекция.

Консультативным органом Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики является Научный комитет по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Полагая, что для использования антарктических минеральных ресурсов должно быть выработано отдельное соглашение, положения которого базировались бы на основополагающих принципах Договора об Антарктике, участники Договора об Антарктике в начале 1980-х годов приступили к выработке Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, которая продолжалась в течение 6 лет и завершилась ее принятием 2 июня 1988 г. в Веллингтоне (Новая Зеландия) на последней сессии IV Специального КСДА (в силу не вступила). Одновременно было принято решение о продлении ограничений на разведку и разработку минеральных ресурсов Антарктики до вступления Конвенции в силу.

Конвенция регулирует условия и порядок разработки минеральных ресурсов Антарктики с учетом обеспечения экологической безопасности в регионе. В соответствии со ст. 1(6) под "минеральными ресурсами" Конвенция понимает "все неживые природные невозобновляемые ресурсы, включая горючие ископаемые, металлические и неметаллические минералы".

При этом ст. 1(7) Конвенции определяет "освоение минеральных ресурсов Антарктики" как "поиск, разведку или разработку, но не включает научные исследования, как они понимаются в ст. III Договора об Антарктике".

Сфера ее действия охватывает сам материк Антарктиду, все антарктические острова, включая все шельфовые ледники, к югу от 60 град. ю.ш., а также морское дно и недра прилегающих прибрежных районов вплоть до внешней границы континентального шельфа (ст. 5).

Главным органом Конвенции должна стать Комиссия, которая наделяется функциями оценки воздействия на окружающую среду Антарктики деятельности по освоению минеральных ресурсов, установления открытых и закрытых для добычи минеральных ресурсов районов и др. Членство в Комиссии гарантировано государствам, являющимся участниками КСДА на момент заключения Конвенции. Другие страны - участницы Конвенции могут стать членами Комиссии, если они заняты в Антарктике существенными исследованиями научного и технического характера, связанными с охраной окружающей среды, а также имеющими прямое отношение к принятию решений об использовании антарктических минеральных ресурсов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: