Интерпретация и операционализация понятий




Литературные предпочтения современной молодежи

Актуальность проблемы

В современном динамически развивающемся мире роль книг постепенно отходит на второй план.

Кинематограф, интернет, развлекательные телевизионные программы, компьютерные игры — все это сейчас формирует предпочтения молодежи. Слабый интерес молодежи книгам имеет вид ярко выраженной проблемной ситуации.

В процессе формирования художественных предпочтений, ценностных ориентаций значительную роль играет чтение литературы. Развивая воображение, мышление, она отражает действительность с помощью создания образов и героев, литература формирует нравственные ценности, приоритеты, взгляды.

В последнее время развлекательная литература начинает доминировать над другими жанрами. Она мало способствует развитию художественного вкуса и уступает таким источникам, как интернет и СМИ.

Исследование того, что читает молодежь, покажет уровень объемов прочитанной литературы и изменение вкусов литературных предпочтений в сторону развлекательного характера.

Приобщение молодежи к классической литературе, повышение роли книги, как сложного познавательного процесса, является необходимым условием развития полноценной личности.

Исследованием в области проблем литературы занимались многие социологические центры.

В 2003, 2005, 2008 годах общероссийские опросы в рамках мониторинга «Читательские предпочтения российских граждан» проводил по заказу Федерального агентства Левада-центра. В 2006 году Левада-центр провел исследование «Детское чтение», одной из групп респондентов были старшеклассники.

Чтение в России–2008.

"В основу издания положены данные общероссийского опроса, проведенного в сентябре 2008 г. Аналитическим центром Юрия Левады («Левада-Центр») по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Анализируются изменения картины массового чтения россиян в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами «перестройки», наметившиеся еще к середине 1990-х гг. и окончательно обозначившиеся в 2000-е гг. Основные проблемы и тенденции в массовом чтении рассматриваются во взаимосвязи с процессами социокультурных изменений в России."[1]

В 2008 году социологи ФОМ изучали чтение молодежи в проекте «Новое поколение».

Поэтому представляется важным изучение роли книг в жизни студенческой молодежи и ее литературных предпочтений.

Предметная сторона проблемы

Цель исследования — определить литературные предпочтения современной молодежи.

Задачи исследования:

- Выявить, какие литературные жанры преобладают.

- Выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста.

- Выявить зависимость выбора жанра книги от пола.

- Определить, где молодежь читает чаще всего.

- Выявить, какие обстоятельства препятствуют чтению книг.

Проблема исследования связь между чтением беллетристики и культурно-нравственым уровнем личности.

Объект исследования - литературные предпочтения молодежи.

Беллетристика удовлетворяет текущие потребности молодежи — читать то, что читают сверстники, быть в курсе последних тенденций. Современная литература не всегда имеет художественную ценность, но при этом имеет влияние на формирование личности. Гносеологическая стороны проблемы выражается в проблеме формирования личности у студентов, под влиянием различных видов литературы.

Предметная сторона проблемы -студенты очного отделения СмолГУ.

Интерпретация и операционализация понятий

Ключевые понятия:

1. Книга

2. Молодежь

3. Беллетристика

4. Личность

5. Возраст

6. Пол

7. Литературные жанры


Книга
— книгой может называться литературное или научное произведение, предназначенное для печати в виде отдельного сброшюрованного издания.[2]

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.[3]

Беллетристика — это лёгкая литература, наиболее присущая таким жанрам, как дамский роман, детектив, приключения, мистика. То есть чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. В основном, беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения. Очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.[4]

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.[5]

Возраст — возраст, -а, м. 1. период, ступень в развитии, росте кого-чего-н. в.человека, животного, растения. в. земли. младенческий в. зрелый в. (сменяющий юность). выйти из школьного возраста. 2. количество прожитого времени, лет. ребенок в возрасте шести лет. [6]

Пол —, -а, мн. -ы, -ов, м. Каждый из двух генетически и физиологически противопоставленных разрядов живых существ (мужчин и женщин, самцов и самок), организмов. Мужской, женский п. Прекрасный или слабый п. (о женщинах; шутл.). Сильный п. (о мужчинах; шутл.). || прил. половой, -ая, -ое. Половые признаки. П. орган.[7]

Жанры литературы — это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.[8]

1. Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

2. Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

3. Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

4. Видения — это жанр средневековой литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой.

5. Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.

6. Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

7. Комедия нравов (комедия характеров) — это комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, которая высмеивает все эти человеческие качества.

8. Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

9. Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

10. Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

11. Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

12. Песня, или Песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

13. Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.

14. Новелла — это основной жанр малой повествовательной прозы, более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Автора рассказов принято именуют новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

15. Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

16. Ода — жанр лирики, который представляет собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.

17. Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

18. Послание (эпистолярная литература) — это литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

19. Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

20. Сказка — это жанр литературного творчества, чаще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения..

21. Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

22. Трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

23. Фольклор — вид народного искусства, который отражает общие закономерности общественного развития народов. В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли­тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро­ман и т. д.). Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

24. Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

25. Элегия — лирический жанр, который содержится в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

26. Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

27. Эпос — это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

28. Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

 


1.1.1 Операционализация понятий

Понятие Показатель Переменные Индикаторы Инстру-ментарий
Книга Чтение - Положительное отношение - отрицательное отношение   - уровень начитанности студентов - уровень развития современной литературы - уровень грамотности студентов  
Предпочитаемые жанры Различные жанры (см. определение литературные жанры) шкала уровня предпочтения с 5 градациями  
Молодежь Занятость -работающая, -учащаяся, -неработающая - сфера услуг, предпринимательство, наёмный труд, индивидуально-трудовая деятельность, собственный бизнес - школа, колледж, университет - времяпрепровождение  
Личность Личностные качества - ответственность - самосознание - способность анализировать ситуацию; способность прогнозировать последствия поступков; умение прогнозировать весь комплекс действий в критической ситуации; умение и готовность принять последствия выбора и поступков - Познание самого себя в отличие от окружающего мира; осознание своего общественного статуса; осознание своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий  

Гипотезы

- Большинство студентов считают, что читать классическую литературу — это пустая трата времени.

- Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг.

- Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести.

- Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, в университете.

- Обстоятельства, препятствующие чтению — это отсутствие книг, дефицит времени, дефицит интереса.


Смоленский государственный университет

Социальный факультет

Кафедра социологии и философии

 

 

Социологический исследовательский проект



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: