Как пользоваться энциклопедией?




Энциклопедия подобнов

 

Самоподобны – вербальные иконы христианских праздников

 

 

Составитель: Степанова Ирина

 

Группа в сети ВКонтакте: https://vk.com/zerkovnye_podobny

 

Москва, 2017

 

Предисловие

 

Устав и богослужебные книги определяют, на какую мелодию (глас), по образцу чего следует петь тот или иной изменяемый богослужебный текст (стихира, тропарь, седален и т.п.).

Богослужебные тексты распеваются на тот глас, который указан перед конкретным текстом. И это неукоснительно исполняется.

При этом у каждого из восьми церковных гласов есть особые дополнительные мелодии – это тоже гласовые мелодии, так называемые самоподобны. По их образцу (подобно им) в определенных Уставом случаях необходимо распевать тексты. Для этого в Типиконе или в богослужебных книгах рядом с указанием на глас, содержится также указание «подобен + наименование самоподобна».

 

Пример из Типикона:

1 сент.: «На Господи воззвах, поставим стихов 10: И поем стихиры индикта, 3: Глас 1. Подобен: небесных чинов: Самословнаго и божественнаго: И преподобнаго 3: Глас 5. Подобен: преподобне отче: Ины стихиры самогласны 4, глас 2: от корене благаго: Слава, глас 6: божественная благодать: И ныне, индикта, глас тойже: Иже со духом святым:».

 

Пример из Минени:

 

 

Из данных примеров следует, что стихиры на «Господи воззвах» и на стиховне следует петь не просто на мелодию 1-го гласа, а на мелодию 1-го гласа по напеву самоподобна «Небесных чинов».

Это уставное правило весьма часто не соблюдается в церковно-приходской практике. Отчасти причина в том, что певчие не умеют петь на подобны, не знают их напевы, регенты тоже не знают напевы подобнов либо не стремятся разучивать их с певчими.

Выполнять это правило всегда и петь абсолютно на все подобны практически невозможно в наше время, поскольку мелодии большинства подобнов просто не дошли до наших времен. При этом сохранились нотные примеры около 70 самоподобнов, многие из которых вполне под силу выучить любому певчему по такому же принципу, как ими были разучены мелодии гласов.

Также следует учитывать, что некоторые богослужебные тексты, которые должны быть распеты на подобны, в настоящий момент в храмах читаются, а не поются (это седальны, светильны, ексапостиларии). В связи с этим, даже при наличии нотного образца напева (самоподобна), распеть их представляется возможным только в определенных случаях (к примеру, по большим праздникам, например светилен Пасхи, светилен Успения Богородицы). Прочее зависит от инициативы регента и благословения настоятеля каждого конкретного прихода.

 

Для целей возрождения и развития церковного пения «на подобен» была составлена данная энциклопедия.

Самоподобны (подобны и некоторые самогласны) систематизированы в ней по следующим принципам. В первую очередь включены все подобны, о пении на которые встречается указание в Уставе (в Типиконе либо в богослужебных книгах). При этом не для всех из них есть уставное указание о том, что таковые являются самоподобнами. (Последние были включены в энциклопедию, поскольку в иных богослужебных книгах присутствовало указание о пении на подобен таких песнопений). Энциклопедия также содержит иные «неуставные»[1] подобны, именуемые таковыми согласно различным источникам, включающих образцы распевов и подобны, пение на которые утвердилось в традиции.

Энциклопедия включает в себя не только те подобны, напевы которых дошли до наших времен, но и те, образцы напевов которых отсутствуют. Последнее сделано с целью понимания того, насколько богат церковно-певческий обиход, и какое огромное количество напевов было со временем утрачено.

Каждый самоподобен имеет не только определенную мелодию-образец для распева, но и свое место в богослужебном круге (служба, в которой он находится). Не для всех самоподобнов удалось установить их нахождение в рамках годового богослужебного цикла.

Как пользоваться энциклопедией?

 

Самоподобны структуированы согласно 8-ми церковным гласам, внутри каждого гласа в алфавитном порядке. Отдельно выделены внегласовые подобны.

 

В колонке «название» указаны все известные наименования самподобна.

 

После названия самоподобна указывается его гимнографический тип (стихира, тропарь, седален и т.п.), в какой службе/богослужбеной книге он находится, его вид, книги, в которых встречается указание о пении на такой подобен, а также приводится текст самоподобна и структура распева на него.

Самоподобны можно разделить на стихирные, которые используется для распева стихир, и кондакарные (тропарные), на которые распеваются тропари, кондаки. Также можно отдельно отметить самоподобны, являющиеся седальнами и соответственно указания о пении на них встречаются только для седальнов (например, «Гроб Твой, Спасе»). Поскольку на практие седальны читаются, а не поются, певческое значение таких подобнов утеряно. Кондакарные подобны согласно богослужебным книгам указываются также для пения седальнов.

Наряду с ними встречаются внегласовые самоподобны-ексапостиларии, самоподобны-светильны, которые в большинстве случаев читаются, а не поются в настоящий момент.

 

В колонке «ноты» даны ссылки на ноты подобнов, которые распространены в свободном доступе. Ссылка «см. Толковое осмогласие» означает, что ноты данного распева находятся в сборнике А.Абрамовой «Толковое осмогласие», который не доступен в бесплатной онлайн-версии. Данные ноты могут быть предоставлены желающим по запросу администрацией группы «Церковные подобны».

 

Синим цветом выделены самоподобны, местонахождение которых в богослужебных книгах не найдено.

 

Знак «| » в структуре распева означает, что мелодии строк до знака поются единожды, без последующих повторов.

Знак «||» отделяет основные колена (строки, мелодии) от заключительного и предзаключительных, которые всегда поются единожды в конце распева.

К примеру, Вам нужно найти ноты распева определенного подобна (узнать, есть ли такие ноты) или узнать к какой службе относится самоподобен. Для более быстрого поиска достаточно будет ввести первые буквы наименования подобна во вкладке «Найти» редактора Word, и редактор выдаст Вам соответствующую графу с информацией о подобне либо ничего не выдаст, если такой подобен в энциклопедии отсутствует. Если ноты нужного Вам подобна есть в наличии, то Вы сможете открыть их по прямой ссылке из Энциклопедии, щелкнув на соответствующую ссылку и удерживая при этом клавишу Ctrl.

В конце Энциклопедии также приведен список всех подобнов, нотные напевы которых имеются в наличии.

Все ноты подобнов, на которые здесь даны ссылки, Вы найдете в группе «Церковные подобны (изучение, пение)» в социальной сети «ВКонтакте», в разделе «Документы»:https://vk.com/zerkovnye_podobny либо в Меню группы.

 

 

Название Гимнографический тип самоподобна, текст и служба, в которой находится, вид. Богослужебные книги, в которых есть указание о пении на подобен Наличие нот
  ГЛАС 1    
1. Ангельский собор   Кондакарный. Указывается для седальнов. Минея.   нет
2. Гроб Твой Спасе   Седален полунощницы Великой Субботы.   Кондакарный. Октоих, Триодь, Минея. В Минее встречается указание на «Гроб Твой», глас 2, что видимо является ошибкой.   Текст: Гро̀б Тво̀й Спа̀се, во̀ини стрегу̀щии мѐртви от облиста̀ния я̀вльшагося а̀нгела бы̀ша, проповѐдающа жена̀м восресѐние. Тебѐ сла̀вим тли Потребѝтеля: Тебѐ припа̀даем воскрѐсшему из гро̀ба, и Едѝному Бо̀гу на̀шему.   Структура и правила распева:   Киево-Печерский распев: 1, 2 || закл. 3   Гро̀б Тво̀й Спа̀се, во̀ини1/ стрегу̀щии2/ мѐртви от облиста̀ния1/ я̀вльшагося а̀нгела бы̀ша,2/ проповѐдающа жена̀м1/ восресѐние.2/ Тебѐ сла̀вим1/ тли Потребѝтеля:2/ Тебѐ припа̀даем1/ воскрѐсшему из гро̀ба,2// и Едѝному Бо̀гу на̀шему3.     Киево-Печерский распев   Болгарский распев
3. Древле Моисею   Стихира на литии службы Сретения Господня (2/15 февр., Минея) Стихирный. Триодь, Минея.   Текст: Днесь дрѐвле Моисѐю в Сина̀и зако̀н пода̀вый, зако̀нным повину̀ется велѐнием, нас ра̀ди я̀ко милосѐрд по нам быв. Ны̀не Чѝстый Бог, я̀ко Отроча̀ Свя̀то, ложесна̀ развѐрз Чѝстыя, Себѐ Са̀мому я̀ко Бог прино̀сится, зако̀нныя кля̀твы свобожда̀я, и просвеща̀я ду̀ши на̀ша.   нет
4. Егда приидеши   Кондак недели Мясопустной (см. Триодь, после 6-й песни канона). Кондакарный. Триодь. Октоих.   Текст: Егда̀ приѝдеши Бо̀же на зѐмлю со сла̀вою, и трепѐщут вся̀ческая: река̀ же о̀гненная пред судѝщем влечѐт, книги разгиба̀ются, и та̀йная явля̀ются: тогда̀ изба̀ви мя огня неугасѝмаго, и сподо̀би мя одесну̀ю Тебе ста̀ти Судиѐ пра̀веднейший.   нет
5. Камени запечатану   Тропарь воскресный. Кондакарный. Октоих. Триодь.   Текст: Ка̀мени запеча̀тану от иудѐй и во̀ином стрегу̀щим Пречѝстое Тѐло Твое, воскрѐсл есѝ триднѐвный, Спа̀се, да̀руяй мѝрови жизнь. Сего̀ ра̀ди Сѝлы Небѐсныя вопия̀ху Ти, Жизнода̀вче: сла̀ва Воскресѐнию Твоему, Христѐ, слава Царствию Твоему, слава смотрѐнию Твоему, едѝне Человеколю̀бче.   нет
6. Лик ангельский   Седален по 1-м стихословии на утрени службы Сретения Господня (2/15 февр., Минея). Кондакарный. Триодь. Минея.   Текст: Лик Ангельский да удивѝтся чудесѝ, земнѝи же гласы, возопиѐм пѐние, зря̀ще неизречѐнное Божие снизхождѐние, Его̀же бо трепѐщут Небѐсныя силы, ны̀не ста̀рчи объѐмлют ру̀це Едѝнаго Человеколю̀бца.   Структура и правила распева: 1, 2, 3 || закл. 4     Болгарский распев
7. Небесных чинов Богородичен понедельника на стиховне Октоиха. Стихирный. На практике на него поют также неизменяемые песнопения (к примеру, «Достойно есть»).   Текст: Небѐсных чино̀в ра̀дование, на землѝ человѐков крѐпкое предста̀тельство, Пречѝстая Дѐво, спасѝ ны̀, ѝже к Тебѐ прибега̀ющия, я̀ко на Тя упова̀ние по Бо̀зе, Богоро̀дице, возложѝхом.     Структура и правила распева:   Оптиной Пустыни и Седмиезерной пустыни: 1, 2 ||1 закл. (3)   При распеве следует делить текст на четное количество строк.   Небѐсных чино̀в ра̀дование,1/ на землѝ человѐков крѐпкое предста̀тельство,2/ Пречѝстая Дѐво,1/ спасѝ ны̀, ѝже к Тебѐ прибега̀ющия, 2/ я̀ко на Тя упова̀ние по Бо̀зе,// Богоро̀дице, возложѝхом1закл..   Глинской Пустыни и Почаевской Лавры: 1, 2, 3 ||закл. 4   В самоподобне 4-е заключительное колено следует после мелодии 1-й либо 2-й строки (см. Толковое осмогласие – в нем представлена более удачная схема).   Небѐсных чино̀в ра̀дование,1/ на землѝ человѐков крѐпкое предста̀тельство,2/ Пречѝстая Дѐво,3/ спасѝ ны̀, ѝже к Тебѐ прибега̀ющия,1/ я̀ко на Тя упова̀ние по Бо̀зе,2// Богоро̀дице, возложѝхом4.   Знаменный распев: Шестистрочен. Структура различна в представленных здесь нотах и в Толковом осмогласии.     Оптиной Пустыни   Седмиезерной Пустыни   Глинской Пустыни   Почаевской лавры   Знаменный роспев   Валаамский и болгарский распевы   Киево-Печерский распев   Киевский роспев (см. Толковое осмогласие)  
8. Облак Тя света/Облак Тя светлый Догматик на стиховне в субботу вечера на малой вечерни (Октоих). Стихирный.   Текст: О̀блак Тя свѐта присносу̀щнаго Дѐво, проро̀к именова̀: из Тебе бо я̀ко дождь на руно̀ сшед Слово О̀тчее, и из Тебе возсия̀вый, мир просветѝ, прѐлесть упразднѝ Христос Бог наш. Того̀ моля̀щи прилѐжно Пресвятая, молимся, не преста̀й о нас, ѝже ѝстинную Богородицу исповѐдающих Тя.   В столповом изложении (см. Толковое осмогласие)
9. Объятия Отча Седален по 2-м стихословии на утрени вторника (Октоих), по 3-й песни в Неделю о блудном сыне (Триодь постная)[2]. Кондакарный. Указания о пении текстов на этот самоподобен в богослужебных книгах отсутствуют.   Текст: Объя̀тия О̀тча1/ отвѐрсти мѝ потщѝся,2/ блу̀дне иждѝх моѐ житиѐ,1/ на бога̀тство неиждива̀емое2/ взира̀яй щедро̀т Твоѝх Спа̀се,1/ ны̀не обнища̀вшее2/ моѐ да не прѐзриши сѐрдце.1/ Тебѐ бо Го̀споди,2/ умилѐнием зову̀:1/ согрешѝх, Отче, на Небо2/ и пред Тобо̀ю, (спасѝ мя) 1.   Структура и правила распева: 1, 2 Самоподобен заканчивается мелодией 1-го колена.   Монастырский распев
10. О, дивное чудо!/О дивнаго чудесѐ Стихира на Великой вечерни на «Господи воззвах» из службы Успения Богородицы (15/28 авг., Минея). Стихирный. Минея.   Текст: О, дѝвное чу̀до! Исто̀чник Жѝзни во гро̀бе полага̀ется, и лѐствица к Небесѝ гро̀б быва̀ет. Веселѝся, Гефсима̀ние, Богоро̀дичен святы̀й до̀ме. Возопиѐм, вѐрнии, Гавриѝла иму̀ще чинонача̀льника: Благода̀тная, ра̀дуйся, с Тобо̀ю Госпо̀дь, подая̀й мѝрови Тобо̀ю вѐлию мѝлость.   Структура и правила распева:   Киево-Печерский распев: 1, 2, 3, 4 | 5, 6 || 7, 7а, 8, закл. 9   О, дѝвное чу̀до!1/ Исто̀чник Жѝзни2/ во гро̀бе полага̀ется,3/ и лѐствица к Небесѝ гро̀б быва̀ет.4/ Веселѝся, Гефсима̀ние,5/ Богоро̀дичен святы̀й до̀ме.6/ Возопиѐм, вѐрнии,5/ Гавриѝла иму̀ще чинонача̀льника:6/ Благода̀тная, ра̀дуйся,7/ с Тобо̀ю Госпо̀дь,7a/ подая̀й мѝрови8// Тобо̀ю вѐлию мѝлость9.   Стихиру на подобен следует разделять так, чтобы перед 9-й мелодией следовали предзаключительные колена 7, 7а и 8. Если стихира короткая, то 5-е и 6-е колена поются единожды.   Красногорского монастыря: 1, 2, || закл. 3   О, дѝвное чу̀до!1/ Исто̀чник Жѝзни во гро̀бе полага̀ется,2/ и лѐствица к Небесѝ гро̀б быва̀ет.1/ Веселѝся, Гефсима̀ние, Богоро̀дичен святы̀й до̀ме.2/ Возопиѐм, вѐрнии,1/ Гавриѝла иму̀ще чинонача̀льника:2/ Благода̀тная, ра̀дуйся, с Тобо̀ю Госпо̀дь,1// подая̀й мѝрови Тобо̀ю вѐлию мѝлость3.     Болгарский распев   Знаменный распев (см. Толковое осмогласие)   Киевский распев (см. Толковое осмогласие)   Киево-Печерский распев   Красногорского монастыря  
11. Преблагословенна еси Богородице Дево Богородичен воскресный «на Хвалитех» (Октоих). Триодь.   Текст: Преблагословѐна еси, Богородице Дево,/ Вопло̀щшим бо ся из Тебе ад пленѝся,/ Адам воззва̀ся, клятва потребѝся, Ева свободѝся,/ смерть умертвѝся, и мы ожѝхом./ Тем воспева̀юще вопиѐм:// благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.   нет
12. Прехвальнии мученицы/Всехвальнии мученицы Стихира на стиховне в среду вечера (Октоих). Стихирный. Октоих. Минея.   Текст: Прехва̀льнии му̀ченицы, вас ни земля̀ потаѝла ѐсть, но нѐбо прия̀т вы̀, и отверзо̀шася вам ра̀йския двѐри, и вну̀трь бы̀вше, дрѐва живо̀тнаго наслажда̀етеся, Христо̀ви молѝтеся, дарова̀ти душа̀м на̀шим мир и вѐлию мѝлость.   Структура и правила распева:   Глинской пустыни: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (без повторов)   Прехва̀льнии му̀ченицы,1/ вас ни земля̀ потаѝла ѐсть,2/ но нѐбо прия̀т вы̀,3/ и отверзо̀шася вам ра̀йския двѐри,4/ и вну̀трь бы̀вше, дрѐва живо̀тнаго наслажда̀етеся,5/ Христо̀ви молѝтеся,6/ дарова̀ти душа̀м на̀шим мир7// и вѐлию мѝлость8.   Оптиной пустыни: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 6, 8   Прехва̀льнии му̀ченицы,1/ вас ни земля̀ потаѝла ѐсть,2/ но нѐбо прия̀т вы̀,3/ и отверзо̀шася вам ра̀йския двѐри,4/ и вну̀трь бы̀вше,5/ дрѐва живо̀тнаго наслажда̀етеся,6/ Христо̀ви молѝтеся,7/ дарова̀ти душа̀м на̀шим6// мир и вѐлию мѝлость8.     Знаменный роспев (см. Толковое осмогласие)   Киево-Печерский распев   Валаамского монастыря   Болгарский распев   Глинской Пустыни   Оптиной Пустыни  
13. Приими, Симеоне/ Глаголи, Симеоне Стихира-самогласен на Великой вечерни, на «Господи воззвах» в службе Сретения Господня (2/15 февр., Минея). Стихирный. Минея.   Текст: Приимѝ, Симео̀не,/ Его̀же под мраком Моисей законополага̀юща провѝде в Сина̀и,/ Младенца бы̀вша, закону повину̀ющася./ Сей есть законом глаго̀лавый,/ Сей есть во проро̀цех речѐнный,/ воплотѝвыйся нас ради и спасы̀й человека,/ Тому̀ поклонѝмся.   нет
14. Пустынный житель Возможно, является общим тропарем для преподобных, указывается в службах преподобным, например: прп. Иоанну Лествичнику (неделя 4-й седмицы Великого поста, Триодь постная), прп. Сиссоя Великого (Минея, 6 июл.).   Кондакарный. Минея.   Текст: Пусты̀нный житель и в телесѝ Ангел и чудотво̀рец явѝлся есѝ, богоно̀се отче наш (имярек), постом, бдением, молитвою Небесная дарования приѝм, исцеля̀еши неду̀жныя и ду̀ши верою притека̀ющих ти./ Слава Да̀вшему ти крепость, слава Венча̀вшему тя, слава Дѐйствующему тобо̀ю всем исцелѐния.   нет
  ГЛАС 2    
15. Ангел убо, (еже радуйся прежде твоего зачатия)   Воскресная стихира на «Хвалитех» (Октоих).   Текст: А̀нгел у̀бо ѐже радуйся, прѐжде Твоего зача̀тия Господи, Благода̀тней принесѐ: Ангел же камень сла̀внаго Твоего гро̀ба в Твоѐ Воскресение отвалѝ: ов у̀бо в печа̀ли место, весѐлия о̀бразы возвеща̀я: сѐй же в смѐрти мѐсто, Влады̀ку Жизнода̀вца проповѐдуя нам, тѐмже вопиѐм Ти: Благодѐтелю всех, Господи слава Тебе.   нет
16. Архистратизи Кондак понедельника небесных чинов бесплотных. Кондакарный. Минея.   Текст: Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,/ яко Безплотных Архистратизи.   нет
17. Богозванный мученик/ Богозванная мученица   Стихира-самогласен[3] на «Хвалитех» из службы мч. Варвары (4/17 дек., Минея). Стихирный. Триодь.   Текст: Богозва̀нная му̀ченица Варва̀ра, на судѝщи стра̀ждущи, глаго̀лаше: лю̀ты у̀бо ны̀нешния му̀ки, о мучѝтелие, но ра̀достно вѐчныя жѝзни восприя̀тие; не предпочту̀ же отню̀д земны̀х па̀че небѐсных. Сего̀ ра̀ди сецы̀те, стружѝте пло̀ти и огню̀ преда̀йте мя, ра̀дующися, отъиду̀ к Жениху̀ моему Христу̀. Ея̀же молѝтвами, Христѐ Бо̀же, мѝлости Твоя низпослѝ и спасѝ ны, тоя̀ страда̀ния соверша̀ющия вѐрно.   нет
18. Благообразный Иосиф Седален воскресный по 1-м стихословии и тропарь Великой Субботы (Октоих, Триодь постная). Кондакарный. Минея (на Успение Богородицы).   Данный самоподобен уникален тем, что его напев подлежит применению только на Страстной Седмице. Исключение составляет лишь использование этого напева на службе Успения Пресвятой Богородицы (тропари «Благообразных ученик»), которая по характеру идентична службе Великой Субботы.   Текст: Благообра̀зный Ио̀сиф, с дрѐва снѐм Пречѝстое Тѐло Твоѐ, плащанѝцею чѝстою обвѝв, и воня̀ми во гро̀бе но̀ве покры̀в положѝ.   Структура и правила распева: Киево-печерский распев (или болгарский распев): 1, 2     Болгарский распев   Киево-Печерский распев
19. Благость приимше   Кондакарный. Минея. нет
20. Благоутробия сущи   Богородичен отпустительный в неделю вечера и в понедельник на Бог Господь. Кондакарный. Октоих, Триодь, Минея.   Текст: Благоутро̀бия су̀щи исто̀чник, мѝлости сподо̀би нас, Богородице, прѝзри на люди согрешѝвшия, явѝ, я̀ко прѝсно, силу Твою, на Тя бо упова̀юще, радуйся, вопиѐм Ти, я̀коже иногда Гавриѝл, безпло̀тных Архистратѝг.   нет
21. Божественнаго быхом   Богородичен отпустительный в понедельник вечера и вторника на Бог Господь. Кондакарный. Октоих.   Текст: Божественнаго бы̀хом о̀бщницы естества̀/ Тобою, Богородице Приснодево,/ Бога бо нам воплотѝвшагося родила есѝ./ Тѐмже по до̀лгу Тя вси благочѐстно величаем.   нет
22. В молитвах Неусыпающую   Кондак Успения Богородицы (15/28 авг., Минея). Кондакарный. Минея.   Текст: В молѝтвах Неусыпа̀ющую Богородицу и в предста̀тельствах непрело̀жное упова̀ние гроб и умерщвлѐние не удержа̀ста: я̀коже бо Живота̀ Матерь к животу̀ преста̀ви во утро̀бу Вселѝвыйся приснодѐвственную.   Структура и правила распева:   Напев Киево-Печерской Лавры: 1, 2, 3, 4, 1а, 2, 2а, 2б, ||закл. 4   Знаменный роспев: 1, 2, 3, 4, 5, 6, ||закл. 7 Семистрочен   Напев Киево-Печерской Лавры (см. Толковое осмогласие)   Знаменный роспев (см. Толковое осмогласие)  
23. Величия Твоя[4] Кондак апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8/21 мая, Минея). Кондакарный. Минея.   Текст: Велѝчия твоя, дѐвственниче, кто повѐсть?/ То̀чиши бо чудеса̀, и излива̀еши исцелѐния,/ и мо̀лишися о душа̀х наших,// я̀ко Богосло̀в и друг Христов.   нет
24. Вся прейду грехом/ Вся превосхожду грехом Стихира на стиховне утрени вторника (Октоих). Стихирный. Триодь.   Текст: Вся превосхожду̀ грехо̀м, кого̀ научу̀ покая̀нию; а̀ще воздохну̀ я̀ко мыта̀рь, непщу̀ю отягчѝти Небеса̀: а̀ще слезю̀ я̀коже блуднѝца, оскверня̀ю слеза̀ми зѐмлю. Но да̀ждь ми оставлѐние грехо̀в Бо̀же, и помѝлуй мя.   нет
25. Вышних ища/Вышних ищай Кондак прп. Симеону Столпнику (1/14 сент., Минея). Кондакарный.Триодь, Минея.   Текст: Вы̀шних ища̀й, вы̀шних совокупля̀яйся и колеснѝцу о̀гненную столп содѐлавый, тем собесѐдник а̀нгелом был есѝ, преподо̀бне, с сѝми Христу̀ Богу моля̀ся непреста̀нно о всех нас.   Болгарский распев
26. Вышния красоты[5]   Кондак Христа ради юродивому. Кондакарный. Минея.   Текст: Вы̀шния красоты̀ желая, нѝжния сла̀сти телѐсныя то̀щно оста̀вил есѝ, нестяжа̀нием су̀етнаго мира, а̀нгельское житиѐ проходя̀, сконча̀вся, блажѐнне (имярек) с нѝмиже Христа Бога молѝ непреста̀нно о всех нас.   нет
27. Да распнется   Стихира на стиховне в четверг вечера. Стихирный. Октоих. Триодь.   Текст: Да распнѐтся вопия̀ху, ѝже твоѝх дарова̀ний прѝсно наслажда̀ющиися, и злодѐя бо благодѐтеля место проша̀ху прия̀ти, ѝже Пра̀ведником убѝйцы: молча̀ше же Христѐ, терпя̀ их суро̀вство, пострада̀ти хотя̀, и спастѝ нас я̀ко Человеколюбец.   нет
28. Доме Евфрафов   Стихира на стиховне из службы Недели Святых Отцов (Недели перед Рождеством Христовым). Стихирный. Триодь, Минея.   Текст: Доме Евфра̀фов,/ гра̀де святы̀й,/ проро̀ков сла̀во,/ украсѝ дом,// в нѐмже Божѐственный ражда̀ется.   Структура и правила распева: 1, 2, 3, 4, 5 Состоит из 5-ти строк. Стихиру следует разбивать ровно на 5 строк, избегая повторов.     Оптиной Пустыни   Киево-Печерский напев   Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры   Валаамского монастыря   Болгарский распев   Знаменный роспев (см. Толковое осмогласие)   Киевский роспев (см. Толковое осмогласие)  
29. Егда от древа   Стихира на вечерне Великого Пятка (Триодь постная). Стихирный.Триодь, Минея, Октоих.   Текст: Егда̀ от дрѐва Тя̀ мѐртва,/ Аримафѐй сня̀т всех Живота̀,/ смѝрною и плащанѝцею Тя̀, Христѐ, обвѝв,/ и любо̀вию подвиза̀шеся,/ сѐрдцем и устна̀ми/ Тѐло нетлѐнное Твоѐ облобыза̀ти./ Оба̀че одержѝмь стра̀хом,/ ра̀дуяся, вопия̀ше Тѝ:// сла̀ва снизхождѐнию Твоему̀, Человеколю̀бче.   Структура и правила распева:   Оптиной Пустыни, Киево-Печерский распевы: 1, 2, 3, 4, ||закл. 5   Состоит из 5-ти мелодических строк. Распевать его следует на 9 строк, из которых с 1-й по 4-ю повторяются дважды друг за другом, а 5-я является заключительной. На это следует обращать внимание при разделении стихиры (в Минее встречаются иные разделения).   Знаменный роспев: 1 нач., 3 нач., 1, 2, 3, || закл. 4 (см. нотный пример в Толковом осмогласии)   Киевский роспев: 1, 1а, 2, 3,|| закл. 4 (см. нотный пример в Толковом осмогласии)     Оптиной Пустыни   Киево-Печерский распев   Красногорского Золотоношского монастыря   Валаамского монастыря   Болгарский распев   Знаменный роспев   Киевский роспев (см. Толковое осмогласие)    
30. Животворящий Крест   Седален в пятницу утрени (Октоих, глас 2), тропарь[6] предпразднства Крестовоздвижения (13/26 сент., Минея). Кондакарный. Триодь.   Текст: Животворя̀щий Крест Твоея̀ бла̀гости,/ его̀же дарова̀л есѝ нам недосто̀йным, Го̀споди,/ Тебе прино̀сим в молитву:/ спаси люди и град Твой моля̀щийся, Богородицею,// Едѝнe Человеколюбче.   нет
31. Камень гробный (запечатати не воз-бранив) Воскресный седален (Октоих).   Текст: Камень гро̀бный запеча̀тати не возбранѝв,/ камень веры воскрес по̀дал есѝ всем,// Господи слава Тебе.   нет
32. Киими похвальными венцы/Киими похвальными песньми/Киими венцы Стихира на «Господи воззвах» службы апостолам Петру и Павлу (29 июн./12 июл., Минея). Триодь, Минея.   Текст: Кѝими похва̀льными венцы̀ увязѐм Петра̀ и Па̀вла, разделѐнныя телесы̀ и совокуплѐнныя ду̀хом, Богопровѐдников первостоя̀тели? О̀ваго у̀бо я̀ко апо̀столов преднача̀льника, о̀ваго же я̀ко па̀че инѐх трудѝвшася, сѝх бо воѝстину досто̀йно, безсмѐртныя сла̀вы венцы̀ венча̀ет Христо̀с Бог наш, имѐяй вѐлию мѝлость.   Структура и правила распева: Киево-Печерский распев: 1, 2, 3, 3, 2а, 4, 4, 4, 5, 5, 6,|| закл. 7 (Двенадцатистрочен согласно Толковому осмогласию).   Кѝими похва̀льными венцы̀1/ увязѐм Петра̀ и Па̀вла,2/ разделѐнныя телесы̀3/ и совокуплѐнныя ду̀хом,3/ Богопровѐдников первостоя̀тели?/ О̀ваго у̀бо я̀ко апо̀столов преднача̀льника,4/ о̀ваго же я̀ко па̀че инѐх трудѝвшася,4/ сѝх бо воѝстину досто̀йно,5/ безсмѐртныя сла̀вы5/ венцы̀ венча̀ет Христо̀с Бог наш,6// имѐяй вѐлию мѝлость7.   (В нотах здесь представлен иной вариант – тринадцатистрочен)   Знаменный распев: 1, 2, 3, 3, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10     Киево-Печерский распев   Болгарский распев   Знаменный роспев (см. Толковое осмогласие)
33. Кровей Твоих   Кондак вмч. Димитрия Солунского (26 окт./8 нояб., Минея). Кондакарный. Минея.   Текст: Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую/ и соблюда́я град твой невреди́м;// того́ бо еси́ утвержде́ние.   нет
34. Милосердия сущи   Седален канона Богородицы в неделю на повечерии (Октоих). Кондакарный. Триодь. Октоих.   Текст: Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившия, яви яко присно силу Твою: на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти, якоже иногда Гавриил, безплотных Архистратиг.   нет
35. Мироносицам женам   Тропарь утрени на «Бог Господь» на «И ныне» Недели жен мироносиц. Кондакарный. Триодь.   Текст: Мироно̀сицам жена̀м, при гро̀бе предста̀в Ангел, вопия̀ше: мѝра мѐртвым суть прилѝчна, Христос же истлѐния явѝся чу̀ждь. Но возопѝйте: воскрѐсе Господь, подая̀й мѝрови вѐлию милость.   нет
36. Моление теплое   Седален канона Богородицы. Кондакарный. Минея.   Текст: Молѐние тѐплое и Стена̀ необорѝмая, мѝлости исто̀чниче, мѝрови прибѐжище, прилѐжно вопиѐм Ти: Богоро̀дице Влады̀чице предварѝ, и от бед изба̀ви нас, Едѝна вско̀ре Предста̀тельствующая.     нет
37. О, великаго таинства/О, превелие таинства   Богородичен (догматик) в субботу вечера на малой вечерне (Октоих) Триодь.   Текст: О превѐлия та̀инства! Зря̀ чудеса̀, проповѐдую Божество̀, Емману̀ил бо естества̀ у̀бо врата̀ отвѐрзе я̀ко Человеколю̀бец, дѐвства же ключѝ не разрушѝ я̀ко Бог: но сѝце от утро̀бы про̀йде, я̀коже слу̀хом внѝде, несказа̀нно изы̀де, по проро̀ку глаго̀лющему: сия̀ врата̀ заключѐна изы̀де, по проро̀ку глаго̀лющему: сия̀ врата̀ заключѐна будут: никто̀же про̀йдет ѝми, то̀кмо един Господь Бог Изра̀илев, имѐяй вѐлию мѝлость.   нет
38. Паче ума благих/Паче ума даров   Стихира-самогласен на «Слава» на литии из службы Саввы Освященного (5/18 дек., Минея). Стихирный. Триодь.   Текст: Ѐже па̀че ума̀ благѝх приѐм желание, вся я̀же в мире кра̀сная презрѐл есѝ, Богоприя̀тне, отту̀ду бо плодо̀м не запя̀лся есѝ, я̀коже Адам; змѝя же отразѝв воздержа̀нием, а̀нгельски житиѐ пожѝл есѝ и ныне на Небесѐх водворя̀ешися, наслажда̀яся дрѐва жѝзненнаго, Бога моля̀ о нас, верно соверша̀ющих, освящѐнне Са̀вво, память твою.   нет
39. Пречистому Твоему образу   Тропарь Нерукотворенного Образа (16/29 авг., Минея). Кондакарный. Минея. Триодь.   Текст: Пречѝстому Твоему̀ о̀бразу покланя̀емся, Благѝй, прося̀ще прощѐния прегрешѐний наших, Христе Боже: волею бо благоволѝл есѝ плотию взы̀ти на Крест, да изба̀виши я̀же созда̀л есѝ от рабо̀ты вра̀жия. Тем благодарственно вопиѐм Ти: радости испо̀лнил есѝ вся, Спасе наш, пришѐдый спасти мир.   нет
40. Просветителя нашего/Просвещение наше   Стихира Богоявления на «Господи воззвах» (6/19 янв., Минея). Стихирный. Минея, Триодь.     Текст: Просветѝтеля нашего, просвеща̀ющаго всякаго человека, вѝдев Предтѐча крестѝтися пришѐдша, радуется душѐю/ и трепѐщет, руко̀ю, показу̀ет Его и глаго̀лет лю̀дем: Сей избавля̀яй Израиля, свобожда̀й нас от истлѐния. О безгрѐшный Христе Боже наш, слава Тебе.   Структура и правила распева: Знаменный роспев 1, 2, 2, 3, 4, 4а, 2а, 2, 5, 1, 6     Знаменный роспев (см. Толковое осмогласие)  
41. Содеянных ми   Стихира на стиховне утрени в понедельник (Октоих). Стихирный. Октоих. Триодь.   Текст: Содѐянных мно̀ю лю̀тых помышля̀я безмѐстная, к Твоѝм прибега̀ю щедро̀там, мытаря̀ подража̀я, и блуднѝцу слезѝвшую и блу̀днаго сы̀на: тѐмже и припа̀даю Тѝ Мѝлостиве, прѐжде да̀же не осу̀диши мя̀, пощадѝ мя Бо̀же, и помѝлуй мя̀.   нет
42. Страстотерпцы Господни   Тропарь мученикам. Кондакарный. Минея.   Текст: Страстотѐрпцы Господни, блажѐнна земля, напѝвшаяся кровьмѝ вашими, и свя̀та селѐния, приѝмшая телеса̀ ваша: в трѝзнищи бо врага победѝсте и Христа со дерзновением проповѐдаете: Того̀ яко бла̀га молѝте спастѝся, мо̀лимся, душам нашим.   нет
43. Твердыя   Кондак апостолов (Октоих). Кондакарный. Минея.   Текст: Твердыя и боговеща̀нныя проповѐдатели, верх апостолов Твоих, Господи, прия̀л еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо о̀нех и смерть приял еси па̀че всякаго всепло̀дия, Едине, сведый сердечная.   нет
44. Терпяще мучения   Стихира из службы сорока мучеников Севастийских (9/22 марта, Минея) – 1-я стихира на «Господи воззвах» Стихирный.   Текст:[7] Терпя̀ще настоя̀щая до̀блественне, ра̀дующеся надѐемыми, друг ко другу глаго̀лаху святѝи му̀ченицы: не бо̀ риз совлачѝмся, но вѐтхаго человека отлага̀ем. Люта̀ зима̀, но сла̀док рай, болѐзнен лед, но сла̀дко восприя̀тие, не уклонѝмся у̀бо, о во̀ини! Ма̀ло претерпѝм, да венцы̀ побѐдными увязѐмся от Христа Бога и Спаса душ наших.   Структура и правила распева:   Знаменный роспев   Терпяще мучения крепоко,/ радующеся надеемымо, друга ко другу глаголаху/ святи мученицы:/ егда убо ризы/ совлачимося.     Знаменный роспев (см. Толковое осмогласие)  
45. Умудривый паче   Седален в четверг третьей седмицы по Пасхе. Кондакарный. Триодь.   Текст: Умудрѝвый па̀че рѝтор ловцы̀, и посла̀вый я̀коже проповѐдники по всей землѝ, неизглаго̀ланным человеколю̀бием Твоѝм Христѐ Боже, тѐми утвердѝ церковь Твою, и вѐрным низпослѝ благословѐние Твое, Едѝне мѝлостиве и Человеколю̀бче.   нет
46. Яко явися     Триодь. нет


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: