Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014 41 глава




--------------------------------

<1> Международные договоры о делимитации континентального шельфа заключены, например, между Норвегией и Англией о разграничении континентального шельфа в Северном море 1965 г., между Данией и ФРГ о разграничении континентального шельфа в Северном море 1965 г., между Испанией и Италией о разграничении континентального шельфа в Средиземном море между островами Менорка и Сардиния 1974 г., между СССР и Турцией о разграничении континентального шельфа в Черном море 1978 г., между СССР и КНДР о разграничении экономической зоны и континентального шельфа 1986 г., между СССР и Польшей о прохождении границы континентального шельфа в Гданьском заливе и юго-восточной части Балтийского моря 1969 г., между СССР и Польшей о разграничении территориального моря (территориальных вод), экономической зоны, зоны морского рыболовства и континентального шельфа в Балтийском море 1985 г., между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 г. и др.

 

Положения Конвенции 1982 г. об исключительной экономической зоне применяются mutatis mutandis к искусственным островам, установкам и сооружениям на континентальном шельфе. Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей. Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis к нарушениям на континентальном шельфе, включая зоны безопасности вокруг установок на нем, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с Конвенцией в отношении континентального шельфа, включая такие зоны безопасности.

Правовой режим континентального шельфа в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами нашего государства.

 

12.4.5. Международный район морского дна

 

В результате научно-технического прогресса оказались досягаемыми для эксплуатации не только природные ресурсы континентального шельфа, но и глубоководные залежи минералов, находящиеся на морском дне и в его недрах за пределами континентального шельфа. Такие пространства в Конвенции 1982 г. именуются Международным районом морского дна (далее - Район). Положения, касающиеся Района, содержатся в Конвенции в части XI ("Район"), части XV ("Урегулирование споров"), приложении III ("Основные условия поиска, разведки и разработки"), приложении IV ("Устав предприятия"), разделе 4 ("Камера по спорам, касающимся морского дна") приложения VI ("Статут международного трибунала по морскому праву"), а также в Соглашении об осуществлении части XI Конвенции 1982 г. (Нью-Йорк, 23 июля 1994 г.).

В соответствии с Конвенцией 1982 г. Район и его ресурсы <1> являются "общим наследием человечества". Естественно, что правовой режим Района и эксплуатации его ресурсов в соответствии с указанным положением может определяться только всеми государствами совместно. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству. Эти ресурсы не подлежат отчуждению, за исключением ряда случаев, определенных частью XI Конвенции 1982 г., а также нормами, правилами и процедурами Международного органа по морскому дну. Ни часть XI Конвенции 1982 г., ни какие-либо права, предоставляемые или осуществляемые в соответствии с ней, не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.

--------------------------------

<1> "Ресурсы" означают все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, in situ (по месту, к месту, на своем месте. - Лат.) в Районе на морском дне или в его недрах. Когда они извлечены из Района, ресурсы рассматриваются как "полезные ископаемые".

 

Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли и содействовать международному сотрудничеству для всестороннего развития всех стран, особенно развивающихся государств. Такая деятельность осуществляется с целью обеспечения: освоения ресурсов Района; упорядоченного, безопасного и рационального использования его ресурсов, включая эффективное проведение в нем деятельности и в соответствии с разумными принципами сохранения ресурсов предотвращение излишних потерь; расширения возможностей получения полезных ископаемых, добываемых в Районе, по мере необходимости, наряду с полезными ископаемыми, добываемыми из других источников, для обеспечения снабжения потребителей такими полезными ископаемыми; содействия справедливым и устойчивым, выгодным для производителей и справедливым для потребителей ценам на полезные ископаемые, добываемые как в Районе, так и из других источников, и содействия долгосрочному равновесию между спросом и предложением; расширения возможностей участия в освоении ресурсов Района для всех государств-участников, независимо от их социально-экономических систем или географического положения, и предотвращения монополизации деятельности в Районе; защиты развивающихся государств от отрицательных последствий для их экономики или для их экспортных поступлений, возникающих в результате снижения цены на соответствующий вид полезных ископаемых или уменьшения объема экспорта такого вида полезных ископаемых в той мере, в какой такое снижение или уменьшение вызвано деятельностью в Районе; разработки общего наследия на благо всего человечества и других целей, предусмотренных Конвенцией 1982 г.

Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, и с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления, признанных ООН в соответствии с Резолюцией 1514 (XV) и другими соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи.

Деятельность в Районе от имени всего человечества организуется, осуществляется и контролируется Международным органом по морскому дну (далее - Орган). Все государства - участники Конвенции 1982 г. являются ipso facto членами Органа. Его местом пребывания является Ямайка. Орган может создавать такие региональные центры или отделения, какие он считает необходимыми для осуществления своих функций.

Орган является международной организацией, через посредство которой государства-участники в соответствии с Конвенцией 1982 г. организуют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Орган обладает международной правосубъектностью и такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей. Орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему Конвенцией. Он основан на принципе суверенного равенства всех его членов. Все его члены добросовестно выполняют обязательства, принятые ими на себя, с целью обеспечения каждому из них прав и преимуществ, вытекающих из их членства. Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в Районе, и необходимы для их осуществления. Таким образом, Орган является международной организацией, субъектом международного права. Структурно Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата.

Непосредственно деятельность в Районе осуществляется предприятием, которое является структурным подразделением Органа, а также в ассоциации с Органом государствами-участниками, либо государственными предприятиями, либо в случае, если государства-участники поручились за них, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств или их граждан, либо любой группой вышеуказанных субъектов, которые отвечают требованиям, предусмотренным в части XI и в приложении III. Такая система разработки ресурсов Района, в которой наряду с Предприятием Международного органа будут действовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной. Такое же обязательство распространяется на международные организации в отношении деятельности в Районе, осуществляемой такими организациями.

Предприятие занимается также транспортировкой, переработкой и сбытом полезных ископаемых, добытых в Районе. Оно имеет в рамках международной правосубъектности Органа такую правоспособность, которая предусматривается в уставе предприятия. Оно действует в соответствии с Конвенцией 1982 г. и нормами, правилами и процедурами Органа, а также в соответствии с общей политикой, устанавливаемой Ассамблеей, и подчиняется директивам и контролю Совета.

Для разрешения споров применительно к деятельности в Районе учреждена Камера по спорам, касающимся морского дна, Международного трибунала по морскому праву.

В часть XI Конвенции были включены положения, которые имели целью не допустить монополизации ресурсов Района: ограничивалось количество участков, которые могли быть предоставлены для эксплуатации одному государству, и устанавливались максимальные уровни добычи различных полезных ископаемых. Такие и аналогичные по своей цели положения Конвенции вызвали неодобрение ее положений, прежде всего США, а также других индустриальных государств (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия и Япония), по мнению которых, установленный частью XI Конвенции правовой режим Района создал неоправданные преграды для разработки глубоководных минеральных ресурсов с целью удовлетворения мирового спроса на них. По этой причине было разработано Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которое было одобрено 28 июня 1994 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/263 и вступило в силу одновременно с Конвенцией 1982 г., набравшей необходимое число ратификаций. В случае какого-либо несоответствия между Соглашением и частью XI Конвенции преимущественную силу имеет данное Соглашение.

Соглашение изменило в части XI и приложениях к ней многие существенные для развивающихся государств, но не приемлемые для крупных индустриальных держав положения.

Все государства - участники Конвенции являются ipso facto членами Органа. По состоянию на 12 мая 2012 г. насчитывалось 162 члена Органа: 161 государство и Европейский союз. На ту же дату насчитывался 141 участник Соглашения 1994 г. По состоянию на 31 мая 2012 г. постоянные представительства при Органе были учреждены 20 государствами.

 

12.5. Морские пространства, имеющие различный

правовой статус

 

Морские пространства имеют различную площадь и конфигурацию. Такие пространства могут иметь в своих отдельных частях различный международно-правовой статус и правовой режим. К их числу относят проливы, используемые для международного судоходства, которые связывают моря или их части друг с другом, закрытые (замкнутые) и полузакрытые (полузамкнутые) моря.

 

12.5.1. Проливы, используемые

для международного судоходства

 

Проливы географически являются узкими водными пространствами, соединяющими два моря, море с океаном или части одного и того же моря, океана. Многие из них используются для международного судоходства и служат единственно возможным морским путем для его осуществления (Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Малаккский, Сингапурский, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Корейский, Сангарский, Китира, Андикитира и подобные им проливы).

Проливы, используемые для международного судоходства, - это проливы, являющиеся мировыми водными путями, единственно возможными или экономически оправданными кратчайшими путями, открытыми на недискриминационной основе для беспрепятственного прохода всех судов, соединяющие части открытого моря (исключительной экономической зоны) или открытое море (исключительную экономическую зону) с территориальным морем, безопасными в навигационном отношении и которые на протяжении длительного исторического периода используются для международного судоходства, а плавание в них подтверждается обычно-правовой практикой, международным обычаем и международными договорами.

Такие проливы являются неотъемлемой частью мировых транспортных коммуникаций с разнородным правовым статусом и правовым режимом, определяемым общепризнанными принципами и нормами международного права, универсальными и относящимися к отдельным международным проливам международными договорами, законодательством государств, граничащих с проливами. Они играют важнейшую роль в обеспечении политических, экономических и военно-стратегических интересов государств всего мира. Закрепление права всех государств на свободное пользование ими в целях морской и воздушной навигации имеет огромное значение для развития экономики и обеспечения безопасности многих стран мира.

Все эти естественные морские проходы активно используются в международном морском судоходстве, и сущность их издавна сложившегося правового режима состоит в том, что они являются открытыми для всех стран для свободного мореплавания и воздушных полетов над ними <1>. Ряд проливов находятся в пределах территории одного государства, другие - нескольких государств, третьи имеют участки, находящиеся в пределах открытого моря.

--------------------------------

<1> См.: Мовчан А.П. Международное морское право: Учебное пособие. М., 1997. С. 36.

 

Вопросы судоходства в международных проливах нашли отражение в доктрине международного права, в решениях Международного суда ООН, закреплены в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенции 1982 г., Конвенции о режиме проливов 1936 г. (Конвенция Монтре), резолюциях ИМО, ряде других международных документов, а также в нормах законодательства государств, граничащих с проливами.

Конвенция 1982 г. рассматривает следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:

- проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоны), в которых военные корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода. Такой проход применяется в большинстве перекрытых территориальными водами проливов, используемых для международного судоходства, важнейшими из которых являются такие проливы, как Гибралтарский (Испания, Марокко), Па-де-Кале (Англия, Франция), Карпатос (Греция), Малаккский (Малайзия, Индонезия), Ормузский (Иран, Оман), Баб-эль-Мандебский (НДРЙ, Джибути), Кука (Новая Зеландия), ряд проливов Эгейского моря, Ле-Мер (юг Аргентины) и др.;

- проливы, образуемые островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется право транзитного прохода, а применяется право мирного прохода, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. Это такие проливы, как Мессинский <1>, Эльба (Италия), Белл-Айл (Канада), Элафонисос (Греция), Абу-Али (ЙАР), Пентленд-Ферт (Великобритания) и др.;

--------------------------------

<1> Мессинский пролив является наиболее типичным примером, к которому может применяться принцип мирного прохода. Это сравнительно узкий пролив, разделяющий материковую часть Италии и остров Сицилия. Между этим островом и побережьем Туниса находится удобный и широкий путь в открытом море.

 

- проливы между одним районом открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем иностранного государства, к которым также применяется право мирного прохода. К их числу можно отнести такие проливы, как Корфу (Греция - Албания), Пемба (Кения - Танзания), Тиран (Египет - Саудовская Аравия), Гран-Манан (США - Канада) и др.;

- проливы, режим которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, относящимися специально к таким проливам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное морское право: Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. С. 150.

 

Необходимость осуществления транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства, была вызвана, в частности, тем, что Конвенция 1982 г. установила 12-мильную ширину территориального моря и многие проливы могли быть перекрыты территориальными морями прибрежных к проливам государств. В силу этого режим свободного прохода судов мог бы быть заменен на режим мирного прохода через территориальное море, который является более ограниченным.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. режим транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства, не затрагивает ни правового статуса вод, образующих такие проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами. Суверенитет или юрисдикция государств, граничащих с проливами, осуществляется с соблюдением норм международного права.

Транзитный проход представляет собой осуществление в соответствии с Конвенцией 1982 г. свободы судоходства и полета (здесь проявляется связь международного морского права с международным воздушным правом. - Примеч. авт.) единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоны). Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство. Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу.

Можно выделить еще такую категорию проливов, в которых имеются участки открытого моря, т.е. проливы с режимом свободного прохода. К этой категории помимо уже названных относятся такие важнейшие проливы, как Корейский, Тайваньский, Тунисский, Касос, Отранто, Мальтийский, Карпатос, Корсиканский, Фарерский проход, и др. Имеются проливы, ширина которых составляет более 100 миль, как, например, Юкатан, Мозамбикский, Бассов, Дейвиса, Датский и др. По статистике ширину менее 6 миль имеют 52 пролива, между 6 и 24 милями - 153 и более 24 миль - 60 международных проливов.

Некоторые прибрежные государства при расширении своего территориального моря до 12 миль оставляют 3-мильную их ширину в важнейших используемых для международного судоходства проливах, как это сделано, например, Японией для таких проливов, как Лаперуза, Сангарский, Корейский, или вообще воздерживаются от расширения своего территориального моря, сохраняя в основных проливах полосу открытого моря (Греция), проливы Китира, Андикитира, Карпатос, проливы островов Икария - Миконос и Левита.

К проливам, режим которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, относящимися специально к таким проливам, можно отнести Балтийские проливы, Черноморские проливы, Магелланов пролив.

Балтийские проливы (Большой и Малый Бельт, Зундский пролив) соединяют Северное и Балтийское моря и имеют важное экономическое, политическое и стратегическое положение. Их режим регулируется Копенгагенским трактатом об отмене зундских пошлин при проходе через проливы 1857 г., и с этого времени эти судоходные пути открыты для судоходства всех стран. При этом, согласно королевскому Постановлению Дании 1970 г., для военных судов установлены некоторые ограничения (предварительное уведомление о проходе, осуществление его только в надводном положении и т.д.). По условиям указанного Постановления никакое судно не может ни под каким бы то ни было предлогом при проходе через Зунд или Бельты быть подвергнуто задержанию или остановке. Однако в соответствии с королевским Постановлением от 27 декабря 1976 г. "О допуске иностранных военных судов и военных воздушных судов в пределы датской территории в мирное время" пролет военных воздушных судов над датской частью Балтийских проливов требует получения предварительного разрешения. Требуется предварительное разрешение и при следовании через Балтийские проливы более трех иностранных военных кораблей.

В соответствии с Постановлением о правилах доступа иностранных государственных, в том числе военных, воздушных судов на территорию Швеции от 17 июня 1982 г. пролет иностранных государственных, в том числе военных, воздушных судов над шведскими территориальными водами в Зунде разрешается без выполнения формальностей.

Черноморские проливы (Босфор, Мраморное море и Дарданеллы) соединяют Черное и Средиземное моря. Они соединяют открытые моря и потому, по мнению Ф.Ф. Мартенса, несмотря на то, что принадлежат Турции, должны оставаться свободными для торговых сношений. Эта свобода формальным образом была обеспечена первый раз Лондонским договором 1841 г. и затем подтверждена трактатами: Парижским 1856 г., Лондонским 1871 г. и Берлинским 1878 г. В настоящее время их режим регулируется Конвенцией о режиме проливов, заключенной в Монтре в 1936 г. Согласно ее положениям невоенные суда всех стран пользуются свободой прохода в любое время суток без соблюдения каких-либо дополнительных формальностей, кроме, конечно, правил судоходства. Военные суда могут проходить через проливы только после предварительного уведомления не менее чем за 8 суток, при этом, как обычно, подводные лодки - только в надводном положении и в дневное время суток. Военные корабли нечерноморских государств могут проходить через проливы при водоизмещении не свыше 10 тыс. т. Запрещен проход авианосцев и подводных лодок нечерноморских держав. Извещение о проходе должно быть представлено за 15 суток. В военное время запрещен проход и торговых судов стран, находящихся в состоянии войны с Турцией, и военных кораблей всех воюющих стран.

В 1994 г. Правительство Турции ввело ряд ограничений, не соответствующих положениям Конвенции 1936 г., в принятом им Регламенте. Однако в 1998 г. под нажимом международного сообщества, инициированным Россией, заявившей об ущемлении прав как причерноморских, так и транзитных государств, Турция заявила об отмене Регламента 1994 г. и о введении в действие Регламента судоходства в проливах 1998 г. Этот документ содержит положения, оставляющие Турции право создавать препятствия проходу через проливы отдельных категорий судов, что подтверждает намерения Турции ужесточить режим прохода судов через проливы.

Принимаемые турецкими властями односторонние меры создают конфликт интересов проливных государств и международного судоходства, что в целом негативно сказывается как на развитии морской перевозочной деятельности и торговли, так и на транзитных интересах самих проливных государств.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. В 1881 г. в Буэнос-Айресе двусторонним договором между Аргентиной и Чили был установлен его правовой режим. В соответствии с договором Магелланов пролив объявлен навсегда нейтрализованным, и в нем "гарантируется свободная навигация для флагов всех наций". Принцип свободы судоходства через пролив распространяется на торговые суда и военные корабли всех государств без проведения различий для мирного и военного времени. В целях гарантии свободы судоходства на берегах пролива запрещено возведение военных укреплений и сооружений. Эти положения были отменены договором между Аргентиной и Чили в 1941 г., согласно которому Магелланов пролив был открыт только для тех стран, которые не находились в состоянии войны с Аргентиной, Чили и их союзниками. После окончания войны было восстановлено действие договора 1881 г. Договором между Аргентиной и Чили о мире и дружбе 1984 г., в котором подтвержден принцип нейтрализации и свободы судоходства для судов всех стран через Магелланов пролив согласно договору 1881 г.

Значительная часть проливов относится к национальным проливам (проливам, не используемым для международного судоходства). Под ними понимаются проливы, расположенные в пределах территории одного государства, с национальным режимом судоходства, лежащие вне путей международного судоходства и не являющиеся единственно возможными путями для мореплавания, в отношении которых отсутствует исторически сложившаяся всеобщая практика их использования в качестве путей международного судоходства, а отдельное плавание по ним иностранных судов может осуществляться в соответствии с явно выраженным согласием государства, граничащего с проливом.

Получившая распространение в доктрине международного права и законодательстве отдельных государств, прежде всего США, концепция "потенциального использования" проливов направлена на расширительное толкование понятия "международный пролив", что на практике может привести к заявлению претензий на плавание иностранных судов в проливах, находящихся под национальной юрисдикцией прибрежных государств, где международное судоходство не допускается или осуществляется с разрешения национальных морских администраций, в частности, арктических проливах. Данная концепция не соответствует международному праву <1>.

--------------------------------

<1> См.: более подробно: Остапенко Е.И. Правовой статус и режим проливов, используемых для международного судоходства: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2012.

 

12.5.2. Закрытые (замкнутые) и полузакрытые

(полузамкнутые) моря

 

Различный правовой статус и особый правовой режим имеют водные пространства, которые относятся к так называемым закрытым (замкнутым) и полузакрытым (полузамкнутым) морям. В соответствии с Конвенцией 1982 г. "замкнутое или полузамкнутое море" означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств.

Правовой режим этих морей определяется режимом тех морских пространств, из которых они состоят. Наряду с этим государства, берега которых омываются замкнутыми или полузамкнутыми морями, в соответствии с Конвенцией 1982 г. стремятся координировать управление живыми ресурсами моря, их сохранение, разведку и эксплуатацию, осуществление своих прав и обязанностей в отношении защиты и сохранения морской среды, а также политику проведения научных исследований. Там, где это целесообразно, прибрежные государства осуществляют совместные программы научных исследований и т.п.

К числу названных морей относятся, в частности, Азовское море, Балтийское море, Черное море. Режим Балтийского и Черного морей в значительной степени зависит от режима Черноморских и Балтийских проливов.

 

12.6. Международное сотрудничество

в пределах морских пространств

 

В целях удовлетворения и защиты своих жизненно важных интересов, интересов своих граждан государства осуществляют в пределах морских пространств различную деятельность. Такими основными направлениями являются поддержание правопорядка, сохранение окружающей среды, проведение научных исследований и т.п. Международное морское право, нормы которого регулируют такую деятельность, тесно связано с другими отраслями международного права, такими, как международное экономическое, экологическое, уголовное (правоохранительное), гуманитарное право и другие отрасли международного права, а также с рядом международных институтов, регулирующих деятельность государств в различных областях (использование возобновляемых источников энергии на море, защита объектов культурного и исторического достояния человечества и т.п.), в которых можно найти многие элементы международного морского права. В этом проявляется прежде всего системность международного права, его интегративность.

 

12.6.1. Поддержание правопорядка

в пределах морских пространств

 

Морские пространства используются не только на благо человечества, в их пределах совершаются акты, нарушающие международный правопорядок, которые совершаются на судах или против судов, на объектах или против объектов государств на море, в отношении их граждан, а также иных жизненно важных интересов государств на море, защищаемых международным правом. Наиболее опасные из этих деяний на международном уровне признаны преступлениями и охватываются термином "преступления международного характера".

К числу указанной группы преступлений обычно относят различные формы и проявления международного терроризма (незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства, незаконные акты, направленные против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, захват заложников), пиратство, рабство и работорговлю, распространение поддельных денежных знаков, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, преступления в отношении ядерного материала, несанкционированное вещание из открытого моря, разрыв или повреждение подводных кабелей или трубопроводов, преступления в сфере нелегальной иммиграции, преступления, связанные со столкновением судов и неоказанием помощи на море, незаконный ввоз и вывоз культурных ценностей и др. Здесь необходимо обратить внимание на то, что часть преступлений международного характера, совершаемых на море, по своему содержанию являются характерными именно для этой среды (пиратство, незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства, и др.), а другая их часть может совершаться в различных географических средах (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, преступления в сфере нелегальной иммиграции и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: