Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014 42 глава




Правовое регулирование борьбы с актами международного терроризма на море и другими преступлениями, угрожающими безопасности мореплавания. Опасность актов международного терроризма в пределах морских пространств состоит в том, что они угрожают безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей многих государств на море.

Если считать, что международный терроризм и международный терроризм на море соотносятся друг с другом как особенное и частное и являются неотъемлемой составной частью терроризма вообще, то наибольшее внимание мировое сообщество уделяет борьбе с актами, совершаемыми в пределах морских пространств, которые международное сообщество считает неприемлемыми и преступными в универсальных международных договорах и которые, исходя из методов и целей их осуществления, возможных общественно опасных последствий, можно отнести к актам международного терроризма.

Акты международного терроризма совершаются на море как в пределах портов (внутренних морских вод), территориального моря государств, так и в открытом море. Как правило, террорист, а чаще всего группа террористов путем тайного проникновения или открыто захватывают судно, его пассажиров и экипаж в качестве заложников. При этом они обычно выдвигают требования политического характера. В случае их невыполнения террористы угрожают взрывом судна, уничтожением заложников. Известен случай, когда террористы захватили итальянское пассажирское судно "Акилле Лауро", совершавшее круиз по Средиземному морю. Большой политический резонанс в мире получил захват в порту Трабзон (Турция) 16 января 1996 г. группой террористов из 12 человек пассажирского парома "Аврасия". В момент нападения на борту парома находились 40 членов экипажа и более 150 пассажиров - граждан России, Турции, Украины, Грузии, Киргизии, Иордании.

Нередки случаи прямого расстрела террористами морских судов из автоматического оружия и гранатометов. Эти случаи оказывают сильное психологическое воздействие на лиц, участвующих в международном судоходстве. В результате этого прерываются морские перевозки или затрудняется их осуществление, а некоторые из них становятся нерентабельными. Это наносит государствам значительный экономический ущерб.

На международном уровне преступления террористического характера, угрожающие безопасности мореплавания, нашли отражение в Конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г. (далее - Конвенция 1979 г.) <1>, в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. (далее - Конвенция 1988 г.) <2>, в Протоколе о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. (далее - Протокол 1988 г.) <3>. Так, Конвенция 1988 г. охватывает вопросы: определения деяний, которые признаются преступными на международном уровне; сотрудничества государств в предотвращении преступлений, определенных данной Конвенцией; юрисдикции государств в отношении этих преступлений; заключения преступников или предполагаемых преступников под стражу; передачи лиц, подозреваемых в совершении преступлений, капитаном судна, на борту которого находятся эти лица, другому государству-участнику настоящей Конвенции; уголовного наказания преступников; выдачи преступника государству-участнику; передачи другому государству-участнику доказательств, необходимых для разбирательства по совершенному преступлению, и др.

--------------------------------

<1> Конвенция принята в Нью-Йорке 17 декабря 1979 г., вступила в силу 3 июня 1983 г. и ратифицирована СССР 11 июня 1987 г.

<2> Конвенция принята 10 марта 1988 г., вступила в силу 1 марта 1992 г. и ратифицирована Россией Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 22-ФЗ.

<3> Протокол 1988 г. вступил в силу одновременно с Конвенцией 1988 г.

 

С 10 по 14 октября 2005 г. в Лондоне на Дипломатической конференции, проводимой под эгидой ИМО, были приняты тексты проектов двух протоколов, содержащих дополнения и изменения в Конвенцию 1988 г. и в Протокол 1988 г. <1>. Для государств, которые станут участниками данных протоколов, эти документы будут представлять единое целое. Необходимость заключения указанных дополнительных протоколов была вызвана озабоченностью государств наличием угрозы применения террористами ядерного, химического, биологического оружия, опасности распространения этого оружия морем.

--------------------------------

<1> Протоколы 2005 г. к этой Конвенции вступили в силу 28 июля 2010 г. Российская Федерация не является их участником.

 

Правовое регулирование борьбы с пиратством. К одной из древнейших угроз жизненно важным интересам государств на море можно отнести пиратство, представляющее и в настоящее время реальную опасность для мореплавания, и в первую очередь в отношении права каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Проблема вооруженных нападений на суда в XXI в. обострилась в связи с пиратством и вооруженным разбоем вблизи побережья Сомали. Увеличение вооруженных нападений во всем мире за последние годы шло в основном за счет этого региона.

Следует подчеркнуть, что меры по борьбе с пиратством необходимо рассматривать в комплексе с мерами по борьбе с актами вооруженного разбоя против судов, совершаемыми в территориальном море, архипелажных и внутренних водах иностранных государств. Важность комплексного рассмотрения борьбы с этими преступлениями обусловлена прежде всего тем, что для преступников нет существенной разницы, где они совершают нападения на суда - в открытом море, в территориальном море или во внутренних водах государств. Для них внешняя граница территориального моря "размыта". Все эти преступления представляют одно и то же общественно опасное социальное явление. В то же время правовая оценка таких деяний, совершенных в различных пределах морских пространств, содержание мер, которые могут принять государства в отношении этих лиц, различны.

При совершении актов пиратства и вооруженного грабежа против судов преступники не только похищают материальные ценности, но и применяют силовые методы, наносят ранения своим жертвам и совершают убийства, захватывают заложников. Эксперты обращают внимание на общий рост числа этих актов и на их жестокость. Так, в 1995 г. общее количество актов пиратства и вооруженного грабежа судов составило 134, в 1996 г. - 228, в 1997 г. - 252, в 1998 г. - 210, в 1999 г. - 309, в 2000 г. - 471, в 2001 г. - 370, в 2002 г. - 383, в 2003 г. - 452, в 2004 г. - 330, в 2005 г. - 266, в 2006 г. - 240, в 2007 г. - 282, в 2008 г. - 306, в 2009 г. - 406, в 2010 г. - 489, в 2011 г. - 544. Как свидетельствуют предварительные данные, общая тенденция роста числа этих актов сохранилась и в настоящее время.

Пиратство как преступление международного характера издавна было признано мировым сообществом в качестве обычной нормы международного права в силу его особой опасности для международного морского судоходства. Оно получило договорное закрепление в Конвенции 1958 г. и в Конвенции 1982 г. В этих международных договорах международное сообщество подвело некоторый итог поисков общеприемлемого определения пиратства. В соответствии со ст. 15 Конвенции об открытом море 1958 г. (далее - Конвенция 1958 г.) и ст. 101 Конвенции 1982 г. пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту; против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства. Также пиратством является любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом; любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению указанных выше действий. Важно отметить, что с принятием указанных конвенций обычные нормы о пиратстве не утратили своего значения.

Определение пиратства в соответствии с указанными конвенциями признано большинством государств мира и нашло отражение в уголовном законодательстве многих государств. Пиратство как преступление закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 января 1997 г. В ст. 227 УК РФ указаны его состав, вид и размер наказания за данное преступление.

Конкретные международно-правовые меры по борьбе с пиратством как с отдельным преступлением нашли свое отражение в Конвенции 1958 г. и в Конвенции 1982 г. В этих международных договорах предусмотрены: основания для захвата пиратского судна или пиратского летательного аппарата; меры по пресечению пиратства и ответственность за пиратство; обязанность государств сотрудничать в пресечении пиратства; ответственность за неправомерный захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве, совершенный без достаточных оснований; характеристики судов и летательных аппаратов, которые уполномочены на осуществление захвата за пиратство; полномочия по осмотру судна, подозреваемого в пиратстве. Конвенция 1958 г. и Конвенция 1982 г. заложили международно-правовую основу для пресечения пиратских актов в пределах открытого моря. Конкретный механизм реализации положений этих конвенций нашел дальнейшее развитие как в международном праве, так и в законодательстве прибрежных государств. В качестве примера можно привести Региональное соглашение о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP), которое направлено на повышение эффективности борьбы с пиратством в Юго-Восточной Азии. Кроме того, Индонезия и Сингапур заключили в 1992 г. соглашение о координации патрулирования и преследования по горячим следам для борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море. В 2002 г. был заключен трехсторонний международный договор между Индонезией, Малайзией и Филиппинами, касающийся борьбы с пиратством, вооруженным разбоем, терроризмом и другими преступлениями. В Джибути на созванном ИМО заседании 28 января 2009 г. был принят и подписан к настоящему времени 17 государствами Джибутийский кодекс поведения, касающийся пресечения пиратства и вооруженного разбоя против судов в западной части Индийского океана и в Аденском заливе.

Пиратские действия и в целом пиратство охватываются составами преступлений, предусмотренных рядом антитеррористических и иных международных договоров. К их числу можно, например, отнести указанную выше Конвенцию 1988 г., Протоколы 2005 г. к ней, Конвенцию 1979 г., Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г., что подтверждается рядом международных документов. Механизм сотрудничества, заложенный в этих конвенциях, несколько расширяет возможности государств по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов. Особое внимание следует обратить на Конвенцию 1988 г. и Протокол 2005 г. к ней, которые принято считать антитеррористическими. Разработчики этой Конвенции преследовали цель борьбы с терроризмом на море, а не с пиратством. То же самое можно сказать и в отношении Конвенции 1979 г. Так, преступления, связанные с захватом судна, осуществлением контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания (Конвенция 1988 г.), или акт насилия, задержания или любой грабеж (Конвенция 1982 г.) могут перерастать в захват людей в качестве заложников (Конвенция 1979 г.).

Можно говорить о некотором сходстве составов пиратства с имеющими террористическую направленность преступлениями, угрожающими безопасности морского судоходства. В то же время об этих преступлениях нельзя говорить как об одном и том же, и прежде всего ввиду того, что такие деяния относятся к различной природы общественно опасным явлениям. В каждом конкретном случае при разграничении этих преступлений необходимы анализ совершенного деяния, соотнесение его с признаками преступлений, закрепленными в международных договорах, а также с методами и прежде всего с целями, присущими актам терроризма или пиратства.

Выработке согласованных действий государств в борьбе с пиратством способствует деятельность ИМО. Эта международная организация наряду с осуществлением мер в области борьбы с актами терроризма и другими незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, играет заметную роль и в разработке рекомендаций в отношении предупреждения и пресечения пиратства и вооруженного разбоя против судов. Положения таких рекомендаций находят свое отражение в ведомственных нормативных правовых актах, реализуются на практике судовладельцами и капитанами судов, учитываются в деятельности государственных органов, участвующих в обеспечении безопасности морского судоходства и защите других интересов государств на море. Данные положения являются также основой для двустороннего и многостороннего сотрудничества.

После активизации действий пиратов в районе Сомали в рамках ИМО были разработаны и приняты Рекомендации правительствам по предотвращению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя против судов, Рекомендации судовладельцам и судовым операторам, капитанам и экипажам судов по предотвращению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя против судов, наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали (НЭМ-4). Беспрецедентными стали меры, осуществляемые ООН и ее Советом Безопасности по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов вблизи берегов Сомали. Этим главным органом ООН приняты Резолюции 1816 (2008) от 2 июня 2008 г., 1846 (2008) от 2 декабря 2008 г. и 1851 (2008) от 16 декабря 2008 г., 1897 (2009) от 30 ноября 2009 г., 1918 (2010) от 27 апреля 2010 г., в которых мировое сообщество призывалось принять конкретные меры по борьбе с пиратством в этом регионе, в том числе по согласию правительства Сомали в территориальных водах данного государства.

Правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, совершаемым на море. В незаконной перевозке наркотических средств и психотропных веществ (далее, возможно, в употреблении наркотиков) и торговле ими большую роль играет морской транспорт, на который приходится 37,6% от общего количества изъятых в мире незаконно перевозимых наркотиков (для сравнения: на наземный транспорт - 25,4%, на воздушный - 5,4%, на почту - 0,7%, на другие способы контрабанды наркотиков - 30,9%). Объем незаконных перевозок наркотиков торговыми судами продолжает увеличиваться.

В разработанных международных договорах в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков отсутствуют признаки, характеризующие преступления как совершаемые только в пределах морской географической среды. В то же время спектр запрещенных действующими универсальными международными договорами общественно опасных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков и способов его осуществления довольно широк и охватывает все возможные операции, осуществляемые с наркотиками в различных пределах морских пространств и на побережье государств. Все эти действия можно обобщить как незаконные операции, связанные с незаконным хранением, сбытом и незаконной перевозкой наркотиков, а также как деятельность, способствующую этим операциям. В связи с этим борьба с незаконным оборотом наркотиков на море рассматривается как борьба с преступной деятельностью в этой сфере и представляет собой осуществление системы мер как на суше, так и на море.

Несмотря на значительное число международных договоров, заключенных в интересах борьбы с незаконным оборотом наркотиков, специфическим особенностям предупреждения и пресечения указанного вида деятельности в пределах морских пространств особое внимание уделяется только в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее - Конвенция о борьбе с наркотиками 1988 г.). Российская Федерация является ее участником. Конвенция предусматривает вопросы общего характера, охватывающие в целом борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в том числе на море, и меры, осуществляемые только на море (вопросы юрисдикции; механизм пресечения незаконного оборота на море; упрощение формальностей в портах и связанная с ним проблема усиления контроля за незаконным оборотом; режим в зонах свободной торговли и свободных портах и т.п.).

Компетентные органы государств могут вмешиваться в открытом море в деятельность иностранных судов, участвующих в незаконном обороте наркотиков, без разрешения государства флага только при преследовании по горячим следам в соответствии со ст. 111 Конвенции 1982 г. В остальных случаях самостоятельные действия государств в отношении иностранных судов в открытом море недопустимы. С учетом этого подхода разработана и ст. 17 Конвенции о борьбе с наркотиками 1988 г., которая называется "Незаконный оборот на море". Эта Конвенция является единственным универсальным международным договором в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в котором нашли отражение вопросы его пресечения на море.

В соответствии с положениями Конвенции о борьбе с наркотиками 1988 г. ее участники в соответствии с международным морским правом сотрудничают в максимально возможной степени в целях пресечения незаконного оборота наркотиков на море. Сторона - участник настоящей Конвенции (далее - Сторона), имеющая разумные основания подозревать, что судно, несущее ее флаг или не несущее флага или опознавательных знаков, указывающих на его регистрацию, участвует в незаконном обороте наркотиков, может попросить помощь других Сторон в пресечении его использования с этой целью. Стороны, к которым обращаются с подобной просьбой, предоставляют такую помощь в рамках имеющихся в их распоряжении средств. В Конвенции заложен разрешительный порядок доступа на иностранные суда, подозреваемые в незаконном обороте наркотиков. Сторона, имеющая разумные основания подозревать, что судно, осуществляющее свободу судоходства в соответствии с международным правом и несущее флаг или указывающее на его регистрацию опознавательные знаки другой Стороны, участвует в незаконном обороте, может уведомить об этом государство флага, запросить подтверждение регистрации и в случае подтверждения просить разрешения государства флага принять надлежащие меры в отношении этого судна. Государство флага, в частности, может разрешить запрашивающему государству высаживаться на это судно; производить досмотр этого судна; в случае обнаружения доказательств участия в незаконном обороте принимать надлежащие меры в отношении этого судна, лиц и груза на его борту.

Правовое регулирование борьбы с другими преступлениями, совершаемыми на море. Угрозу для безопасности судоходства в пределах морских пространств представляют преступления, связанные со столкновением морских судов. В соответствии со ст. 97 Конвенции 1982 г. в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является. Предупреждению этих преступлений, в частности, способствует Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 г.

Преступными на международном уровне считаются и деяния, связанные с неоказанием помощи на море. Так, например, в соответствии со ст. 11 Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (Брюссель, 23 сентября 1910 г.) каждый капитан обязан, "насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, в опасности погибнуть". Государства-участники, законодательства которых "не карают за нарушение предшествующей статьи, обязываются принять или предложить своим законодательным учреждениям надлежащие меры к тому, чтобы это нарушение было наказуемо". В соответствии со ст. 10 Международной конвенции о спасании 1989 г. ("Обязанность оказывать помощь") каждый капитан обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море. Государства - участники этой Конвенции принимают необходимые меры для обеспечения выполнения этой обязанности. Настоящая Конвенция не применяется к военным кораблям и к государственным судам, "предназначенным исключительно для отправления общественной службы".

Иногда пространство над морем используется с целью несанкционированного вещания. Для целей Конвенции 1982 г. "несанкционированное вещание" означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия. Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде: государства флага судна; государства регистрации установки; государства, гражданином которого является это лицо; любого государства, где могут приниматься передачи; или любого государства, санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи.

Государства в пределах морских пространств располагают элементы своей инфраструктуры - подводные телеграфные, телефонные, высоковольтные кабели, подводные трубопроводы. Свыше 95% мировых электронных коммуникаций передается по волоконно-оптическим подводным кабелям, и с учетом бурного роста сети подводных кабелей, обусловленного потребностями Интернета, значение подводных кабелей и важнейшей коммуникационной инфраструктуры трудно переоценить. В соответствии со ст. 113 Конвенции 1982 г. каждое государство принимает необходимые законы и правила, предусматривающие, что являются наказуемыми деяниями разрыв или повреждение подводного кабеля в открытом море каким-либо судном, плавающим под его флагом, или каким-либо лицом под его юрисдикцией, совершаемые намеренно или в силу преступной небрежности таким образом, что это может прервать или затруднить телеграфную или телефонную связь, а равно разрыв или повреждение при таких же обстоятельствах подводного трубопровода или высоковольтного кабеля. Это положение также относится к действиям, которые рассчитаны на то, чтобы привести к таким разрывам или повреждениям, или могут привести к ним.

 

12.6.2. Сохранение окружающей среды Мирового океана

 

Природа и ее богатства являются национальным достоянием человечества, естественной основой устойчивого социально-экономического развития государств и благосостояния их граждан. Осуществляя международное сотрудничество, государства исходят из понимания целостности и неделимости окружающей природной среды, единства интересов всех государств в ее сохранении и устойчивом развитии. Важным регулятором согласованных действий государств в этом вопросе является международное морское право, тесно взаимодействующее с базовой отраслью в области сохранения окружающей среды - международным экологическим правом.

Вопросу сохранения окружающей среды посвящено множество многосторонних, региональных и двусторонних международных договоров. Данный вопрос неоднократно ставился на обсуждение в ООН, ИМО и других международных организациях и органах, на проводимых под их эгидой международных конференциях. Так, в гл. 17 ("Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов") Повестки дня на XXI век, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 3 - 14 июня 1992 г., указывается на необходимость защиты и неистощительного освоения морской и прибрежной среды, и для этого требуется внедрять комплексный подход к рациональному использованию и освоению морских и прибрежных зон. В главе обозначено семь программных областей, которые отражают основополагающую программу действий по обеспечению устойчивого развития применительно к морям и океанам: комплексное и рациональное использование и устойчивое развитие прибрежных районов, включая исключительные экономические зоны; охрана морской среды; устойчивое использование и сохранение морских живых ресурсов открытого моря, а также морских ресурсов, находящихся под национальной юрисдикцией; устранение неопределенностей, имеющих важное значение для рационального использования морской среды и оценки климатических изменений; укрепление международного, в том числе регионального, сотрудничества и координации.

Предметом регулирования международного морского права в данной области международных отношений являются отношения между государствами и другими субъектами международного права по сохранению морской окружающей среды путем рационального использования и воспроизводства морских природных ресурсов; ее охраны, достигаемой на основе принятия мер государствами и их компетентными органами по выявлению, предупреждению и пресечению негативных воздействий на нее человека и человеческого общества в целом; защиты морской природной среды от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера; оценки и ликвидации (минимизации) последствий негативных воздействий на нее; мониторинга окружающей среды; проведения научных исследований и других международных мер в экологической сфере.

Большое значение в вопросах сохранения окружающей среды имеет Конвенция 1982 г. Непосредственно защите и сохранению морской среды посвящена ее часть XII. Общим обязательством, содержащимся в ней, является то, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В то же время в Конвенции 1982 г. подтверждено суверенное право государств разрабатывать свои природные ресурсы в соответствии со своей политикой в области окружающей среды и в соответствии с их обязанностью защищать и сохранять морскую среду. В частности, согласно ее положениям все государства-участники принимают необходимые меры для сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими. В необходимых случаях государства сотрудничают в создании для этой цели субрегиональных или региональных организаций по рыболовству. При определении размера допустимого улова и установлении других мер по сохранению живых ресурсов открытого моря государства принимают на основе научных данных меры с целью поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов на уровнях, при которых могут быть обеспечены максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом соответствующих экологических и экономических факторов, и другие меры. Особые меры государства принимают и в отношении сохранения морских млекопитающих, в частности китообразных. Конвенция предусматривает меры по сохранению природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа прибрежных государств. Рациональному использованию рыбных живых ресурсов посвящено Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими (Нью-Йорк, 4 декабря 1995 г.) <1>. Проблемам сохранения живых ресурсов моря посвящено еще множество международных договоров <2>.

--------------------------------

<1> Ратифицировано Федеральным законом от 26 апреля 1997 г. N 69-ФЗ.

<2> См.: Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 2 декабря 1946 г.); Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана (Вашингтон, 9 февраля 1957 г.); Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики (Рим, 23 октября 1969 г.); Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (Лондон, 1972 г.); Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.); Соглашение по схеме международного наблюдения за китобойными базами, ведущими пелагический промысел китов в Антарктике (Токио, 6 сентября 1973 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 20 мая 1980 г.); Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана (Рейкьявик, 2 марта 1982 г.); Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей (Нью-Йорк, 17 марта 1992 г.); Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря (Вашингтон, 16 июня 1994 г.) и др.

 

Согласно Конвенции 1982 г. государства в соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно принимают все совместимые с ее положениями меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этой цели наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и стремятся согласовывать свою политику в этом отношении. Они принимают все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем осуществлялась таким образом, чтобы она не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения и чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под их юрисдикцией или контролем, не распространялась за пределы районов, где они осуществляют свои суверенные права. Принимаемые меры относятся ко всем источникам загрязнения морской среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: