Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014 52 глава




К 2005 г. общее количество кредиторов увеличилось до 1000, что значительно осложняет достижение единого подхода в работе с российской задолженностью. Подписание соглашения г. о реструктуризации российской коммерческой задолженности 11 февраля 2000 г. стало положительным сигналом изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России. В соответствии с соглашением параметры урегулирования предусматривают списание 36,5% основной суммы долга и 33,0% облигаций Внешэкономбанка. Оставшаяся сумма должна конвертироваться в еврооблигации, под гарантии российского правительства, с отсрочкой погашения в 30 лет с семилетним льготным периодом.

С 1997 г. Россия осуществляет урегулирование задолженности перед странами-кредиторами, включая государства Центральной и Восточной Европы. В соответствии с распоряжением Правительства России 1994 г., во взаимоотношениях с государствами - членами бывшего СЭВ преобладающая часть выплат производится в форме товарных поставок.

С 2002 г. Россия начала погашение коммерческой задолженности, обменивая долговые требования на ценные бумаги. В декабре 2006 г. Министерство финансов РФ объявило о завершении второго этапа обмена коммерческой задолженности на ценные бумаги на сумму 1 млрд. долл. США, что составляет 99,97% всей суммы долга бывшего СССР перед коммерческими кредиторами.

 

15.10. Международное сотрудничество в области энергетики

 

Роль энергетики в рамках международного экономического сотрудничества исключительно велика. В настоящее время государства мира в различной мере обеспечены энергетическими ресурсами и необходимыми для их преобразования в энергию технологическими, транспортными и производственными мощностями. Обеспечение надежного и стабильного энергоснабжения является одной из наиболее актуальных и сложных задач, с которыми сталкивается сегодня международное сообщество.

Общее понятие термина "международное экономическое сотрудничество" определяется как глобальная, многоуровневая система международного экономического взаимодействия всех субъектов международной системы, направленного на обеспечение устойчивого взаимного экономического развития и получения экономической выгоды. С правовой точки зрения международное экономическое сотрудничество включает в себя публично-правовую деятельность государств, направленную на создание правовых и организационных основ экономических связей, а также частноправовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, находящихся на территории различных государств.

В преломлении к понятию международного энергетического сотрудничества как составной части сотрудничества в экономической сфере, а также с учетом глобально интегрированной природы энергетической отрасли и растущей взаимозависимости между государствами в указанной сфере энергетика представляет собой комплексную сферу сотрудничества, в основном охватывающую одновременно экономическую, торговую, научно-техническую, социальную, экологическую сферы и сферу безопасности государств.

Рассматривая общее состояние энергетической отрасли, следует учитывать ряд особенностей, связанных с прогнозируемыми оценками запасов энергоресурсов, технологическими особенностями "производственной цепи" от разведки до реализации энергоресурсов, ценовой политикой "спроса и предложения" стран-потребителей, стран-производителей и транзитных стран, вопросами международно-правовой базы регулирования энергетических отношений, проблемами глобальной энергетической безопасности и т.д.

Устойчивая тенденция сокращения традиционных запасов источников энергии - нефти, газа, угля обусловливает необходимость разумного использования энергоресурсов, сбалансированного учета интересов различных государств, требующих в современных условиях нового подхода к вопросам международно-правового регулирования. По данным американской компании "ЭксонМобил", в период до 2030 г. мировое потребление энергии в целом увеличится на 50% по сравнению с уровнем 2005 г. При этом основное увеличение спроса на энергоресурсы придется на развивающиеся страны. По прогнозам специалистов, основными энергоносителями в период до 2030 г. по-прежнему останутся ископаемые топлива - нефть, газ, уголь и пр. Их доля в мировом топливном балансе в настоящее время составляет около 80%, и, как ожидается, этот показатель существенно не изменится и в период до 2030 г.

Наиболее быстрыми темпами будет расти использование энергии солнца и ветра - около 10% в год, рост потребления гидроэнергии составит порядка 2,2% в год. Тем не менее к 2030 г. на эти виды энергоресурсов будет приходиться всего лишь около 9% мирового энергопотребления. Ядерная энергетика также не займет в рассматриваемый период значительной доли мирового топливно-энергетического баланса, ее доля в мировом энергобалансе в 2030 г. составит порядка 5%.

Характеризуя условия развития мирового энергетического рынка, следует отметить ряд проблемных факторов, негативно отражающихся на состоянии дел в сфере энергетики, - это высокие и неустойчивые цены на нефть; растущая зависимость многих стран от импорта энергоресурсов; истощение крупнейших месторождений углеводородного сырья и закрытость информации по запасам углеводородов; недостаточность инвестиционных ресурсов, направляемых на освоение новых месторождений и развитие инфраструктуры; политическая нестабильность в ряде добывающих регионов, прежде всего ближневосточном; уязвимость инфраструктуры перед природными и техногенными катаклизмами.

В последнее время между крупнейшими представителями мирового энергетического рынка нарастают противоречия по основным вопросам его развития, в частности, таким как направления прокладки новых маршрутов транспортировки углеводородов, направления и объемы поставок углеводородов, условия доступа транснациональных компаний на рынки, и многим другим. Причем часто эти проблемы переходят из корпоративной плоскости в разряд межгосударственных со всеми их негативными последствиями для мировой экономики в целом. До настоящего времени мировое сообщество не нашло единого, эффективного и действенного механизма разрешения международных споров в сфере энергетики.

Координация усилий в энергетической сфере по разработке устраивающих все стороны правил могла бы способствовать не только повышению экономической эффективности международной торговли энергоресурсами, но и повышению энергетической безопасности потребителей энергоресурсов в плане гарантирования поставок. Особенно актуальны эти вопросы для рынка природного газа, на котором в настоящее время наблюдается существенный дисбаланс позиций стран-потребителей, стран-поставщиков и транзитных стран. Несогласованность позиций всех обозначенных сторон представляет определенную угрозу для обеспечения надежности энергоснабжения.

В условиях значительного роста энергопотребления именно в силу указанных выше причин вопросы обеспечения надежности поставок энергоресурсов в последнее время приобрели политическую окраску. Проблемы обеспечения и поддержания энергетической безопасности поставили правительства ряда стран перед необходимостью формулировки базисных принципов своей энергетической политики с целью защиты национальных интересов.

Основным инструментом достижения целей энергетической политики стала энергетическая дипломатия, по сути, новое направление традиционной дипломатии. Важнейшей задачей дипломатии в целом является установление и поддержание устойчивого баланса интересов в отношениях между различными субъектами, часто имеющими противоположные интересы. Дипломатия призвана найти способ согласования этих интересов с целью нахождения баланса. Это утверждение справедливо и по отношению к энергетической дипломатии, которая предполагает обеспечение баланса спроса и предложения энергоресурсов, вопросов их транзита, взаимных инвестиций, а также согласование правил торговли.

В рамках новых подходов к вопросам международного сотрудничества в сфере энергетики развивается практика обмена энергетическими активами и взаимного долевого участия компаний во всей "производственной цепи" - от геологоразведки и добычи до доставки энергоресурсов конечному потребителю. Ведется активный энергетический диалог с крупнейшими странами - потребителями и производителями энергоресурсов, а также с крупными региональными объединениями стран (Европейский союз, Евразийское экономическое сообщество и др.) и международными организациями (Шанхайская организация сотрудничества, Организация стран - экспортеров нефти, Форум стран - экспортеров газа, Международное энергетическое агентство и др.).

Использование возобновляемых источников энергии в мире, несмотря на существенные финансово-экономические и другие научно-технологические затраты, продолжает расти. Мировая практика свидетельствует о том, что идеи развития возобновляемой энергетики не остаются без внимания прежде всего в развитых странах. Например, Европа и США наращивают энергетические мощности в большей степени за счет альтернативных источников, таких как солнце и ветер (в 2009 г. за счет указанных возобновляемых источников в Европе было произведено около 60% дополнительных энергетических мощностей, а в США этот показатель превысил 50%).

Глобальный характер приобрели и некоторые экологические вопросы, непосредственно связанные с развитием энергетики. Среди них выделяется проблема климата ("парниковый эффект"). Наметилась устойчивая тенденция растущей взаимозависимости энергетической и экологической составляющих в экономической политике государств. Одним из возможных эффективных решений данной проблемы представляется диверсификация источников получения энергии и увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе. Реализация такого подхода позволяет одновременно укрепить систему обеспечения энергетической безопасности и ослабить негативное воздействие на окружающую среду.

Краткий экскурс в историю становления и развития правового регулирования международных экономических отношений в сфере энергетики целесообразно рассматривать с послевоенного периода (1945 г.). С принятием Устава ООН и укреплением позиций СССР как "сверхдержавы" в мире значительно сократились возможности западных государств по захвату территорий, богатых энергетическими ресурсами. При этом потребности развитых государств в энергоносителях значительно возросли. В итоге мировое сообщество столкнулось с проблемой правового регулирования взаимодействия на мировых энергетических рынках и организационного оформления такого взаимодействия. Существенным недостатком правовой деятельности региональных экономических объединений того периода времени считалось отсутствие специализированных соглашений по вопросам энергетического сотрудничества государств-участников на региональном уровне.

Уже во второй половине XX в. началось формирование глобальных рынков энергетических ресурсов и правовых форм привлечения и защиты иностранных инвестиций (в основном мирового нефтяного рынка). Особенно остро энергетические проблемы (именно проблемы устойчивого обеспечения собственных энергосистем) проявились в развитых странах Запада. Соответственно, обеспечение энергоносителями стало побудительным мотивом интеграции усилий западных стран и в этой специальной области. Реакцией на консолидацию правовой политики государств - потребителей энергоресурсов стало объединение или координация усилий в части регулирования вопросов энергетики и иными государствами. Складывались крупные центры формирования глобальной энергетической политики, в том числе Организация стран - экспортеров нефти - ОПЕК (1960 г.) и Международное энергетическое агентство - МЭА (1974 г.).

Процесс формирования европейских международных энергетических структур (органов) начался в период реализации плана Маршалла (плана экономической и политической помощи США послевоенной Европе). Первоначально была создана Организация европейского экономического сотрудничества. По мере усиления экономической интеграции ведущих стран Европы возникали новые международные интеграционные экономические структуры: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и др. В рамках созданной в 1960 г. Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) действует более 20 органов, занимающихся энергетикой, в том числе Комитет по энергетической политике, Экологический комитет, Руководящий комитет по ядерной энергетике и др. Созданные в этот период европейские (региональные) организации, органы и структуры в области энергетики явились основой последующего формирования системы международного экономического (энергетического) сотрудничества.

Особая роль в дальнейшем развитии правового регулирования мировой энергетической системы отводилась деятельности международных организаций. Так, правительства пяти развивающихся государств - экспортеров нефти Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы основали Организацию стран - экспортеров нефти - ОПЕК (Багдад, 1960 г.; штаб-квартира находится в Вене с 1965 г.). В настоящее время, помимо перечисленных стран-учредителей, в Организацию входят также Алжир, Ангола, Ливия, Нигерия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Эквадор.

Одной из основных причин создания ОПЕК явилось стремление стран, экспортирующих нефть, объединенными усилиями защищать свои экономические интересы в отношениях с международным картелем крупных национальных нефтяных компаний (так называемый картель "Семь сестер" - в настоящее время корпорации "Шеврон", "Мобил", "Тексако", "Галф", "Эксон", "Бритиш Петролеум", "Шелл"). По сути, ОПЕК, существенно ослабив роль "Семи сестер" в межкорпоративном регулировании мировых рынков нефти, положила начало межгосударственному регулированию в этой сфере. При этом интересно отметить, что ОПЕК во многом использовала опыт семи ТНК, которые координировали свои усилия в мировой торговле нефтью на основе неформальных картельных договоренностей.

Задачей ОПЕК являлось представление единой позиции стран - производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х годов, когда западный мир столкнулся с усилением инфляционного давления и нехваткой сырьевых ресурсов. Особенно остро ощущался недостаток нефти: США, еще в 50-е годы XX в. бывшие самодостаточными по добыче нефти, в 70-е годы были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это же время ОПЕК начала жестче отстаивать позиции в отношении принципов разделения прибыли на нефтяном рынке.

Устав ОПЕК ставит основной целью Организации (ст. 2) сотрудничество и унификацию нефтяной политики ее членов и определение наилучших средств защиты их интересов как индивидуально, так и коллективно. Организация должна разрабатывать методы и средства обеспечения устойчивости цен на международных нефтяных рынках. Должное внимание будет постоянно уделяться интересам стран - производителей нефти. В ст. 3 содержатся положения о том, что ОПЕК в своих действиях руководствуется принципами равенства и суверенитета, а члены Организации добровольно выполняют взятые на себя обязательства в соответствии с Уставом. Предусмотрено также, что, если в результате действий ОПЕК монополии прямо или косвенно применяют различного рода санкции против одной или нескольких стран - членов ОПЕК, другие члены Организации не имеют права воспользоваться преимуществами, которые могут быть предложены монополиями с целью блокирования решений ОПЕК (ст. 4). Членом ОПЕК может стать любая страна со значительным экспортом нефти, имеющая схожие интересы с другими странами-членами. "За" вступление нового члена в организацию должны отдать голоса 3/4 полноправных членов ОПЕК, включая все страны-учредители. Высшим органом данной Организации является конференция, созываемая дважды в год, на которой рассматриваются и утверждаются цены и производственная стратегия стран-участниц. Все решения Конференции принимаются единогласно, при этом каждая страна имеет один голос. Конференция полномочна принимать решения при наличии 2/3 делегаций. Решения конференции ОПЕК имеют обязательный характер после их ратификации или утверждения соответствующими органами власти стран - членов Организации.

Механизмы регулирования мирового рынка нефти заключаются в установлении поквартального суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировке этого лимита с учетом положения на мировом рынке, распределении общего лимита странами-членами и контроле над соблюдением квот. Первоначально квоты для каждой из стран - членов ОПЕК были установлены исходя из трех основных показателей: запасов нефти, уровня экономического развития и численности населения. Наибольшие квоты установлены для Саудовской Аравии, Ирана, Венесуэлы. Решения сессий министерской конференции по квотам после их утверждения принимают силу закона и становятся обязательными для исполнения. Учитывая, что во всех странах, входящих в ОПЕК, действуют только национальные компании, эти решения обычно выполняются. Однако страны - члены ОПЕК не всегда подчиняются "квотовой" дисциплине и нередко сознательно идут на превышение квот. Это приводит к серьезным дебатам и разбирательствам на министерских конференциях.

Примером регулирования рынка действиями ОПЕК может служить ситуация, когда в 1997 г. страны ОПЕК приняли решение об увеличении с декабря 1997 г. на 10% национальных квот производства нефти (с 25 до 27,5 млн. баррелей в день). В результате согласованного увеличения объема производства нефти к марту 1998 г. мировые цены на нее упали на 40%.

Влияние ОПЕК снизилось во второй половине 80-х годов XX в. в результате возросшего предложения нефти из других государств, а также из Саудовской Аравии и Кувейта, которые были не удовлетворены ролью участников, поддерживающих баланс цен. Но в то время в Уставе ОПЕК существовало правило, требовавшее единогласного голосования при принятии решения по важному вопросу, а также отсутствовала система мер принуждения в отношении стран-членов, нарушающих Устав и предпринимающих действия, противоположные ее целям. Внутренние конфликты, примером обострения которых стала оккупация в 1990 г. территории Кувейта Ираком, не позволили данной Организации стать интеграционным объединением развивающихся государств в этой области.

В настоящее время ОПЕК контролирует около 65 - 70% мировых нефтяных запасов. На долю государств - членов ОПЕК приходится примерно 40% всей мировой добычи нефти. Что касается экспорта, то страны ОПЕК экспортируют примерно 50% всего мирового экспорта нефти. ОПЕК может давать рекомендации государствам, не являющимся членами организации, но оказывающим влияние на мировой рынок (Норвегия, Россия, Мексика и др.), в части сокращения добычи нефти, тем самым регулируя рынок действиями основных государств-экспортеров.

Начиная с 1998 г., Россия является наблюдателем в ОПЕК. За это время сложился определенный формат регулярных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран, входящих в эту организацию. Стратегической целью сотрудничества России с ОПЕК является содействие обеспечению долгосрочной устойчивости нефтяного рынка в интересах всех участников.

В 1968 г. арабскими странами - экспортерами нефти была создана международная Организация арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК), аналогичная по целям деятельности ОПЕК. Организация формирует общую политику стран-участниц в области добычи нефти, а также реализует совместные промышленные проекты в таких областях, как транспортировка нефти и танкеростроение. Членами этой Организации в настоящее время являются Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Кувейт, Ливия, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и Объединенные Арабские Эмираты. Одной из особенностей ОАПЕК является прямая зависимость от решений ОПЕК. Так, ст. 3 Устава ОАПЕК обязывает страны - члены ОАПЕК, даже если они не являются членами ОПЕК, выполнять решения ОПЕК. Правовое действие договора ОАПЕК не распространяется на правовое действие договора ОПЕК в части прав и обязанностей стран - членов ОПЕК.

Идея создания организации развитых стран - потребителей энергоресурсов, которая выступала бы противовесом ОПЕК и согласовывала международную энергетическую политику, исходила от США, которые в начале 1970-х годов выступили с соответствующими инициативами. Энергетический кризис 1973 - 1974 гг., вызванный нефтяным эмбарго арабских стран в отношении США и других развитых государств, ускорил объединение промышленных стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Международное энергетическое агентство (МЭА) было создано Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию в качестве автономного международного органа в 1974 г. в целях координации энергетической политики. В состав Агентства входят 28 государств-членов (Норвегия - по специальному соглашению). Штаб-квартира МЭА находится в Париже.

Главная цель МЭА - это создание системы коллективной энергетической безопасности. Основным принципом системы является перераспределение между участниками Организации имеющихся запасов нефти при возникновении серьезных перебоев с поставками. Страны - участницы МЭА также договорились координировать и другие аспекты энергетической политики. Цели и задачи Агентства были сформулированы в Международной энергетической программе (1974 г.) и нашли свое дальнейшее развитие в Программе долгосрочного сотрудничества (1976 г.), а также в документе, получившем название "Общие цели", одобренном на встрече министров энергетики стран - членов МЭА в 1993 г.

К компетенции МЭА относятся следующие основные вопросы: совершенствование мировой структуры спроса и предложения в области энергетики (за счет оказания содействия в разработке альтернативных источников энергии и повышения эффективности ее использования); укрепление и совершенствование системы борьбы с перебоями в снабжении энергией; мониторинг, обработка и анализ текущей информации, касающейся состояния международного нефтяного рынка и источников энергии; содействие сочетанию экологической и энергетической политики; рассмотрение энергетических проблем в глобальном контексте сотрудничества со странами, не входящими в Агентство, а также с международными организациями.

Решения принимает Совет управляющих, в котором энергетический сектор каждой из стран-участниц представлен на высшем правительственном уровне. Один раз в два года проводятся встречи министров энергетики стран - членов МЭА. За решение оперативных задач отвечает Секретариат МЭА, который собирает и анализирует информацию, оценивает энергетическую политику стран-членов, составляет прогнозы, проводит исследования и дает рекомендации странам-участницам по специальным вопросам в области энергетики. Секретариат возглавляет Исполнительный директор. В рамках МЭА действует ряд постоянных групп и специальных комитетов.

Особенностью практической деятельности Агентства является достаточно высокий уровень межгосударственного регулирования в системе коллективной безопасности. Данная система основана на принципах межгосударственного регулирования, разработанных в Соглашении о международной энергетической программе 1974 г. В соответствии с Соглашением каждая страна - член МЭА обязана иметь запасы нефти, соответствующие не менее 90 дням ее чистого импорта, ограничивать потребности и делиться нефтью с другими членами МЭА. Система по перераспределению нефти приводится в действие при возникновении перебоев с поставками - если нехватка нефти в одной или нескольких странах-членах превышает 7% от обычного потребления. Помимо этого, предусматривается сокращение потребления нефти странами - членами МЭА и использование рационального планирования. Данная система прошла успешное испытание во время войны в Персидском заливе, инициированной Ираком против Кувейта, 1990 - 1991 гг., когда страны МЭА организовали значительный объем поставок нефти на мировой рынок из своих запасов, что позволило удовлетворить мировой спрос на нефть в необходимых пределах.

Особое значение МЭА придает также вопросам диверсификации источников энергии и повышению энергетической эффективности в рамках Программы долгосрочного сотрудничества. МЭА активно участвует в подготовке и проведении встреч в рамках "Большой восьмерки" и других мероприятий, на которых обсуждаются вопросы глобальной энергетической безопасности.

Анализируя другие аспекты деятельности МЭА, необходимо отметить значение ежегодных обзоров энергетической политики и программ стран-членов. Агентство также готовит ежегодные аналитические обзоры ситуации в нефтяной, газовой, угольной и электроэнергетической отраслях мировой энергетики.

Основные интересы России в отношении МЭА связаны со стратегической линией, направленной на интеграцию в мировую экономику, вхождение в систему энергетической инфраструктуры промышленно развитых стран, а также участие в системе коллективной безопасности стран - членов МЭА. Основа взаимодействия МЭА с Россией заложена в совместной Декларации о сотрудничестве в области энергетики между Правительством РФ и Международным энергетическим агентством, принятой в 1994 г.

К началу 90-х годов XX в. сформировавшаяся система международных соглашений по вопросам энергетического сотрудничества государств на региональном уровне нуждалась в соответствующей "надстройке" в виде межправительственных организаций. Данная потребность определялась рядом факторов: растущей взаимной зависимостью субъектов энергетических рынков; сохранением и развитием взаимной интеграции и кооперации экономик развитых государств Европы в условиях ее объединения; необходимостью содействия интеграции ТЭК стран Восточной Европы и бывшего СССР в рыночную систему.

Очередным закономерным шагом дальнейшего развития международного энергетического сотрудничества явилась идея создания единого европейского энергетического пространства, которая впервые была выдвинута на заседании Европейского совета (Дублин, 25 июня 1990 г.) представителем Нидерландов Р. Любберсом. Данная инициатива нашла поддержку ЕС, а затем и всех участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как предложение, логически вытекающее из изменившейся политической ситуации в Европе и направленное на укрепление безопасности и стабильности в ключевой сфере экономики - энергетике. В создавшихся условиях в 1991 г. была принята Европейская энергетическая хартия (Хартия).

Хартия представляет собой политическую декларацию намерений государств осуществлять сотрудничество между Востоком (страны бывшего СССР и Совета экономической взаимопомощи) и Западом (государства - члены ЕС, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия) в сфере энергетики на основе принципов рыночной экономики, открытости и конкуренции. К основным целям Хартии были отнесены: повышение надежности энергоснабжения; обеспечение эффективности производства; преобразование, транспортировка, распределение и использование энергии, с тем чтобы повышать уровень безопасности и сводить к минимуму проблемы окружающей среды. В настоящее время сторонами ЕЭХ являются 58 стран, а также два Европейских сообщества (Европейское сообщество и Евратом). При этом необходимо отметить, что Хартия не является юридически обязательным документом.

Европейская энергетическая хартия стала отправной точкой дальнейших переговоров, которые привели к принятию в декабре 1994 г. Договора к Энергетической хартии (ДЭХ), юридически обязательного для всех подписавших его сторон. Важным нововведением ДЭХ следует считать включение экологических вопросов, вопросов международных инвестиций, а также переход к специальным соглашениям в области торговли энергоресурсами и транзита.

История разработки и заключения Европейской энергетической хартии и Договора к Энергетической хартии совпала по времени с рядом значительных международных событий, в частности с распадом СССР и образованием ряда независимых государств (1991 г.), завершением Уругвайского раунда переговоров и подписанием Соглашения по ВТО (1994 г.), подписанием Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (1994 г.).

ДЭХ стал результатом сложного компромисса, достигнутого под сильным политическим давлением западных государств в относительно короткий срок, что нашло отражение в отдельных положениях и формулировках Договора, многие из которых носят противоречивый, а иногда недостаточно сбалансированный характер.

Договор к Энергетической хартии был открыт к подписанию 17 декабря 1994 г. в Лиссабоне. Одновременно был подписан и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам. В апреле 1998 г. Договор вступил в силу. К 2012 г. ДЭХ подписали 51 государство и два Европейских сообщества и ратифицировали 46 участников, за исключением Австралии, Беларуси, Исландии и Норвегии.

Особое положение в рамках ДЭХ занимала Российская Федерация. Россия подписала Договор в 1994 г., но не ратифицировала его и применяла на временной основе в соответствии с ч. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и разд. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Россия неоднократно заявляла о том, что ДЭХ не отвечает интересам нашего государства. Основными объектами критики были несбалансированный характер Договора в части экономических интересов стран-потребителей и стран-поставщиков энергоресурсов, а также неэффективность положений о транзите. Последнее обстоятельство сыграло ключевую роль при принятии решения о прекращении временного применения ДЭХ, которое последовало после завершения российско-украинского конфликта, связанного с транзитом газа через территорию Украины, в 2009 г. С 18 октября 2009 г. вступил в силу отказ Российской Федерации от временного применения ДЭХ. Таким образом, Россия выразила намерение не становиться стороной Договора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: