Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014 56 глава




Основным обязательством по Конвенции является сохранение видов и экосистем и их "устойчивое" (не ведущее к сокращению и исчезновению) использование. Основной источник биоразнообразия на Земле в настоящее время - развивающиеся страны, поэтому именно они являются главным поставщиком ресурсов для развития биологических технологий (технологий по созданию новых или модифицированных продуктов на основе живых организмов). Важно, что Конвенция подчеркивает суверенные права государств на свои биоресурсы. Вместе с тем она призывает государства предоставлять другим государствам доступ к своим биоресурсам и не создавать им в этом ограничений, не соответствующих целям Конвенции. В обмен на это развивающиеся государства получают доступ к биотехнологии. Передача им биотехнологии должна осуществляться на справедливых и наиболее благоприятных условиях. В Конвенции предусматривается также финансовый механизм, от успешного функционирования которого, очевидно, во многом будут зависеть успехи как по сохранению биоразнообразия, так и по получению развивающимися государствами благ от развития биотехнологии, доступ к которой может быть затруднен необходимостью соблюдения патентного права и защиты интеллектуальной собственности в развитых государствах.

В 2003 г. вступил в силу дополнительный протокол к Конвенции о биологическом разнообразии - Картахенский протокол по биобезопасности. Протокол предусматривает меры по безопасности передачи и использования живых модифицированных организмов, а также по безопасному обращению с ними.

В 2010 г. был принят Нагойско-Куала-Лумпурский дополнительный протокол об ответственности и возмещении к Картахенскому протоколу по биобезопасности. Его назначение в основном состоит в унификации национального законодательства в этой области. Дополнительный протокол вступил в силу в марте 2012 г.

Наряду с Конвенцией о биологическом разнообразии продолжают действовать заключенные ранее международно-правовые документы, имеющие целью сохранение отдельных видов дикой природы, в особенности тех, которые находятся под угрозой исчезновения. В этом отношении особенно важна Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. По свидетельству ученых, почти 40% видов позвоночных, которым в настоящее время грозит вымирание, находятся в этом состоянии из-за того, что они становились объектом охоты в целях торговли. Конвенция предусматривает, что в отношении торговли видами, перечисленными в приложении I, требуется разрешение как на экспорт, так и на импорт, такие разрешения должны выдаваться государством происхождения, государством - посредником в торговле и государством-импортером. Это положение направлено, в сущности, на полное свертывание торговли этими видами. В отношении видов, приведенных в приложении II, торговля разрешается, однако строго регулируется. Наименьшей степенью защиты по Конвенции пользуются виды, перечисленные в приложении III к Конвенции.

В области защиты отдельных видов животного и растительного мира важное место также занимают конвенции, касающиеся разделяемых живых ресурсов: Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г. и др. Отдельной областью международно-правового сохранения живой природы является охрана и устойчивое использование морских живых ресурсов. Всеобъемлющая Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит основополагающие принципы этого вида регулирования (разд. 2 ч. VII "Открытое море"). Согласно Конвенции все государства имеют право на рыболовство при условии соблюдения, во-первых, их договорных обязательств и, во-вторых, прав и обязанностей, а также интересов прибрежных государств в отношении видов, обитающих в их исключительных экономических зонах, и пресноводно-морских далеко мигрирующих видов. Договорными обязательствами государств, о которых идет речь в Конвенции, являются прежде всего двусторонние и многосторонние соглашения заинтересованных государств. Применительно же к таким видам ресурсов, как далеко мигрирующие и пресноводно-морские виды, в 1995 г. было заключено на основании Конвенции ООН 1982 г. специальное соглашение о промысле и сохранении этих видов.

Кроме того, в Конвенции ООН 1982 г. говорится, что в отношении морских млекопитающих государства осуществляют деятельность по их использованию и сохранению через надлежащие международные организации. Одна такая международная организация была создана еще в 1946 г. на основании Международной конвенции о регулировании китобойного промысла (Международная китобойная комиссия). В настоящее время действует объявленный этой Комиссией мораторий на коммерческий китобойный промысел.

 

16.5. Защита окружающей среды как часть регулирования

отдельных видов деятельности государств

 

Как говорилось выше, некоторые виды деятельности государств требуют, чтобы в отношении их принимались особые меры безопасности, в том числе в целях обеспечения охраны окружающей среды. Особенностями этого регулирования является то, что многие из этих вопросов входят составной частью в компетенцию международных организаций, созданных государствами для регулирования этих видов деятельности. К таким видам деятельности прежде всего относятся использование атомной энергии, гражданская авиация, космическая деятельность, трансграничное перемещение вредных отходов и некоторые другие.

Использование ядерной энергии. После того как в 1963 г. был подписан Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, радиоактивное состояние окружающей среды, в частности атмосферы, несколько улучшилось. Одновременно происходило осознание того, что не только испытание и применение ядерного оружия, но и мирная ядерная деятельность по производству электроэнергии (т.е. функционирование так называемого ядерного топливного цикла - ЯТЦ, включающего добычу ядерного сырья, производство ядерного топлива, сжигание топлива в ядерном реакторе, удаление и (или) захоронение ядерных отходов) и использованию ядерной энергии для других целей (сельскохозяйственных, промышленных, научных, медицинских и т.п.) может потенциально привести к радиоактивному загрязнению. Поэтому международная организация, учрежденная государствами для сотрудничества в области атомной энергии, - МАГАТЭ постоянно имеет в повестке дня своих сессий вопросы защиты окружающей среды. Этой организацией создана совокупность рекомендаций, призванных помочь государствам в создании единообразного механизма национального регулирования этих вопросов. Под эгидой МАГАТЭ выработаны также международные договоры, содержащие положения, направленные на охрану окружающей среды от радиоактивного загрязнения. К таким договорам относятся Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии, подписанные 26 сентября 1986 г., Конвенция о ядерной безопасности 1994 г. и Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г.

Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации устанавливает право любого государства-участника обратиться за помощью к другому государству-участнику или к МАГАТЭ в случае ядерной аварии независимо от того, произошла ли авария на его территории или под его юрисдикцией или в каком-либо ином месте. Государство, к которому обращен такой запрос о помощи, обязано рассмотреть его и "безотлагательно" принять решение о том, в состоянии ли оно оказать запрашивающему государству такую помощь. Обязанности оказывать помощь, таким образом, Конвенция не устанавливает. Вместе с тем она предусматривает порядок оказания помощи в случае положительного решения государства, к которому обращен запрос (руководство помощью и контроль за ней, компетентные органы и пункты связи, возмещение затрат и др.). В отношении МАГАТЭ Конвенция предусматривает, что государства-участники "просят Агентство" оказывать помощь государствам - участникам Конвенции или государствам - членам Агентства по их просьбе. В соответствии с Конвенцией Агентство предоставляет "соответствующие средства, предназначенные для проведения первоначальной оценки" аварии.

Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии устанавливает обязанность всех государств-участников незамедлительно оповещать государства, участвующие в Конвенции, которые пострадали или могут пострадать от трансграничного выброса радиоактивных веществ в результате аварии на любом ядерном реакторе или на любой установке ЯТЦ. Они могут делать это непосредственно или через МАГАТЭ, а также должны оповестить само Агентство. При этом государства должны предоставлять информацию, чтобы "свести к минимуму" последствия от ядерной аварии в государствах, которые могут им подвергнуться.

Конвенция о ядерной безопасности предусматривает обязательство применять основополагающие принципы безопасности ядерных установок. Среди таких принципов - обязательство каждой стороны по созданию и поддержанию национальной законодательной и регулирующей основы в области безопасности, а также по учреждению регулирующего органа для реализации этой законодательной и регулирующей основы. Конвенция содержит общие требования к ядерной безопасности (т.е. к выбору площадки и к ее эксплуатации).

Конвенция предусматривает, что на этапе выбора площадки для строительства государства должны консультироваться с другими государствами, которые расположены вблизи такой установки и могут подвергнуться воздействию со стороны этой установки. Кроме того, в Конвенции устанавливается обязанность государств проводить на этапе выбора площадки оценку вероятного воздействия предлагаемой установки на окружающую среду.

Поскольку Конвенция содержит только общие принципы в области ядерной безопасности, особую значимость приобретает механизм проверки взаимных обязательств и сотрудничества государств: совещания по рассмотрению докладов, в которых стороны сообщают о мерах, принятых ими во исполнение каждого из обязательств по Конвенции.

Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, как и Конвенция о ядерной безопасности, содержит только общие принципы безопасности. Она тоже предусматривает консультации с заинтересованными государствами и оценку вероятного воздействия на этапе выбора площадки для установки для обращения с отработавшим топливом или для захоронения ядерных отходов. В самом общем виде Конвенция содержит также положения о трансграничном перемещении ядерного топлива и отходов: оно должно происходить только с разрешения и по предварительному уведомлению государства назначения.

В марте 2011 г. в результате разрушительного землетрясения и цунами произошла авария на японской АЭС "Фукусима-1". Она заставила вновь обратиться к вопросу о ядерной безопасности, в первую очередь об экологической безопасности ядерной энергии, и запустить соответствующие механизмы: в настоящее время созываются внеочередные международные совещания; в Японии работают международные миссии; пересматриваются и принимаются критерии для проведения тестирования ядерных установок (в частности, в плане готовности к экологическим бедствиям); проводятся другие мероприятия на международном уровне. В августе 2012 г. состоялось внеочередное совещание в рамках Конвенции о ядерной безопасности, посвященное урокам, извлеченным из аварии на "Фукусиме". Никаких радикальных решений на нем принято не было, но было решено продолжать начатую работу по оценке уроков аварии и обмениваться информацией по этому вопросу.

Использование гражданской авиации. Деятельность по использованию гражданской авиации, разумеется, не связана с риском столь же разрушительных последствий, какие могут быть от ядерной деятельности, однако и она может вызвать значительное загрязнение окружающей среды. Созданная для сотрудничества в области гражданской авиации, ИКАО занимается также вопросами охраны окружающей среды от воздействия воздушных судов и аэропортов. На Стокгольмской конференции 1972 г. ИКАО подчеркнула свое намерение сохранять инициативу при определении основных направлений политики во всех вопросах авиации, связанных с охраной окружающей среды, и не передавать эту инициативу другим организациям. Деятельность ИКАО в области охраны окружающей среды выражается в принимаемых ею стандартах и рекомендуемой практике по вопросам авиационного шума, эмиссии авиационных двигателей и планирования аэродромов и землепользования. Эти стандарты и рекомендуемая практика помещаются в специальном приложении 16 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., озаглавленном "Охрана окружающей среды". В приложении в числе прочих положений предусматривается сертификация воздушных судов по шуму и эмиссии авиационных двигателей, которую должно производить государство регистрации воздушного судна. ИКАО, так же как и МАГАТЭ, сотрудничает с ЮНЕП, а также с ВОЗ, ВМО и другими специализированными учреждениями и организациями системы ООН в области охраны окружающей среды и принимает участие в международных форумах, посвященных этим проблемам.

Космическая деятельность. С самого начала космической эры государства осознавали опасность привнесения инородных веществ в природную среду Земли из космоса, а также загрязнения космической среды. Поэтому уже в Договоре по космосу 1967 г. содержится положение о том, что государства - участники Договора, осуществляя космическую деятельность, будут избегать вредного загрязнения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. В настоящее время в повестке дня Комитета ООН по космосу - основного органа, занимающегося кодификацией международного космического права, - стоит вопрос о таком отдельном аспекте загрязнения космического пространства, каким является космический мусор. Этот мусор образуется из частей третьих ступеней ракет-носителей, осколков, появляющихся в результате столкновений космических объектов или объектов с уже находящимися там частицами мусора, а также аварийных взрывов на околоземных орбитах и т.п. Космический мусор на сегодняшний день представляет собой опасность прежде всего для космических объектов, находящихся на околоземных орбитах (создавая угрозу для функционирования солнечных батарей, антенн и другого уязвимого оборудования), и для космонавтов, работающих в открытом космосе. Юридическое решение вопроса о космическом мусоре зависит от технических возможностей и предложений и на настоящий момент продолжает оставаться на рассмотрении Комитета ООН по космосу и его Юридического и Научно-технического подкомитетов. В последнее время этот вопрос изучается в рамках созданной по инициативе Научно-технического подкомитета Рабочей группы по долгосрочной "устойчивости" космической деятельности (Long-term Sustainability of Outer Space Activities Working Group).

Деятельность по трансграничной перевозке опасных отходов. В настоящее время она регулируется Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов и их удалением 1989 г. (Конвенция не распространяется на ядерные отходы, а также на отходы, образующиеся вследствие нормальной деятельности морского транспорта; список опасных отходов содержится в приложении I к Конвенции). Вопрос о трансграничной перевозке опасных отходов встал в связи с необходимостью предотвратить превращение некоторых государств в мировые мусорные свалки. Речь идет прежде всего о развивающихся государствах. Несмотря на то что они расходуют на переработку и удаление отходов значительно меньшие суммы по сравнению с развитыми государствами, получение даже небольшого валютного поступления побуждает их принимать на переработку иностранные отходы. Однако на сегодня большая часть перевозок опасных отходов осуществляется между самими развитыми государствами. Так, Англия является самым крупным импортером отходов в Европе, от переработки этих отходов она получает высокие доходы. Вместе с тем импорт опасных отходов в страны Восточной Европы и развивающиеся государства неуклонно возрастает. Несовершенство внутреннего законодательства и, что еще важнее, механизма контроля и исполнения требования закона может привести к серьезным последствиям для окружающей среды при перевозках опасных отходов в эти государства. На проблему охраны окружающей среды при перевозках опасных отходов впервые обратила внимание ЮНЕП, создавшая рабочую группу технических экспертов и юристов, результатом работы которой стала Базельская конвенция (вступила в силу в 1992 г., Россия присоединилась в 1995 г.). В настоящее время Базельская конвенция представляет собой единственный форум глобального масштаба, в рамках которого ставятся, рассматриваются и решаются все вопросы, связанные с деятельностью по обращению с опасными отходами в мире.

Главные принципы Базельской конвенции сводятся к следующему: производство опасных и других отходов в пределах каждого государства-участника должно быть сведено к минимуму, трансграничную перевозку опасных и других отходов надлежит свести к минимуму и осуществлять таким образом, чтобы обеспечить защиту здоровья человека и окружающей среды.

Согласно Конвенции государства-участники могут вообще запретить импорт отходов в свою страну. В этом случае все другие государства-участники должны запретить экспорт из своих стран отходов в эти государства. Запрещается экспорт отходов в район Антарктики. Важное положение Конвенции о том, что экспорт должен допускаться, только если государство экспорта не обладает собственными техническими и другими возможностями для безопасного удаления отходов, значительно ослаблено последующим положением о том, что стороны могут определить иные критерии для перевозки (не противоречащие целям Конвенции).

В Конвенции создан механизм регулирования перевозки: государство экспорта уведомляет все заинтересованные государства о предполагаемой перевозке. Государство импорта, получив такое уведомление, может разрешить или запретить перевозку. Перевозка осуществляется только по получении письменного согласия государства импорта на такую перевозку. Вообще заслуга Конвенции состоит в том, что любая перевозка отходов становится гласной, и это само по себе является действенным средством обеспечения выполнения Конвенции. С другой стороны, она объявляет все перевозки, совершаемые в нарушение Конвенции, незаконными и требует от всех государств-участников принять юридические и административные меры по предотвращению и наказанию поведения, не соответствующего Конвенции.

Африканские страны в 1991 г. заключили региональную Бамакскую конвенцию о запрете импорта в Африку опасных отходов и о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов в пределах Африки (эта Конвенция включает в свой предмет регулирования ядерные отходы).

За пределами действия Базельской и Бамакской конвенций осталось трансграничное перемещение не отходов, а самих отходных производств (эта проблема существует, в частности, в отношениях между США и Мексикой). Очевидно, что она требует специального регулирования.

Формирование и развитие международного права охраны окружающей среды - результат масштабной и кропотливой работы участников правотворческого процесса, в первую очередь субъектов международного права. Принципы МПОС имеют не только юридическое, но и мировоззренческое значение. МПОС - важный фактор в деле сохранения биосферы и человеческих цивилизаций на Земле.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое международное право охраны окружающей среды?

2. Каковы принципы международного права охраны окружающей среды?

3. Каково место принципов международного права охраны окружающей среды в системе его норм?

4. Каковы основные природные объекты международно-правовой охраны окружающей среды?

5. Какие основные международно-правовые документы регулируют охрану среды Мирового океана?

6. Какие международно-правовые документы предусматривают меры по охране атмосферы и предотвращению изменения климата? Каково значение Киотского протокола 1997 г. к Рамочной конвенции об изменении климата 1992 г.? Какие механизмы он предусматривает для выполнения государствами своих обязательств?

7. К чему сводятся основные положения Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г.?

8. Каковы основные международно-правовые документы, призванные обеспечивать охрану окружающей среды при осуществлении государствами ядерной деятельности?

9. В чем заключается основное предназначение Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов и их удалением 1989 г.?

 

Литература

 

Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферы. М., 1987.

Действующее международное право: В 3 т. М., 1997. Т. 3. Разд. 24.

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Курс международного права: В 7 т. М., 1992. Т. 5. С. 280 - 330.

Международное экологическое право: Учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев. М., 2012.

Сперанская Л.В. Международно-правовая охрана морской среды. М., 1978.

Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1985.

Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М., 1970.

 

Глава 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

ПРЕСТУПНОСТИ. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ,

НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК

 

17.1. Методология и понятийный аппарат

 

Со словом "преступность" во все времена связывали покушение на безопасность и благополучие, спокойствие и стабильность человека и общества. Однако с появлением и разрастанием транснациональных и организованных форм уголовной преступности, терроризма, международного терроризма преступность стала угрожать не только общественной безопасности, но и национальной (государственной) безопасности, а также международной безопасности.

Соответственно (но пока значительно меньшими темпами), стали совершенствоваться национальные и международные приемы и способы контроля над преступностью, предупреждения, пресечения и борьбы с ней, ресоциализации и изоляции преступников, учреждения и деятельности органов уголовной юстиции.

Существует два уровня сотрудничества в борьбе с преступностью:

- национальный (внутригосударственный) - как система органов полиции (милиции, уголовной юстиции), опирающаяся на национальное и международное право и обеспечивающая национальный правопорядок и общественную безопасность. В необходимых случаях к ним подключают органы национальной безопасности, если систематически совершаются акты организованной преступности и терроризма.

И те, и другие государственные органы в пределах своей компетенции используют механизмы международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

- международный - как органы и системы органов и организаций, созданные для борьбы с общеуголовной преступностью (Интерпол) и для контроля, пресечения и борьбы с организованной преступностью и терроризмом (например, Контртеррористический комитет ООН, Антитеррористический центр СНГ). Свое место в борьбе с преступлениями против мира, военными преступлениями и преступлениями против человечности занимают ad hoc органы международной уголовной юстиции и международный уголовный суд.

Таким образом, международное сотрудничество развивается в борьбе как с общеуголовной преступностью, так и с более опасными видами преступлений (например, терроризмом), с применением как старых форм и способов (например, экстрадиция и правовая помощь по уголовным расследованиям), так и новых институциональных органов, созданных институтами власти - субъектами международного права для борьбы с конкретными видами национальных и международных преступлений.

Эти органы опираются на международное право, национальное право, а также на собственные правовые основания - уставы и решения международных организаций, их создавших.

При решении проблем научно-практической адекватности видов преступлений и международных способов и систем противодействия им необходимо учитывать следующее.

1. Основная ответственность за контроль и противодействие преступлению ложится на национальные (внутригосударственные) системы предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями. Международные и международно-правовые приемы и способы противодействия преступности играют вспомогательную, но все более возрастающую роль и все чаще носят системный характер.

2. Количество, качество, оснащенность и др. национальных и международных систем противодействия преступности, отдельным видам преступлений должно соответствовать количеству и степени опасности преступлений, совершаемых в регионе государства, государстве, на международном уровне, - от этого напрямую зависит состояние национального и международного правопорядков.

3. Преступления, совершаемые на национальном и международном уровнях, можно подразделить на следующие группы:

а) международные преступления государства - агрессия, геноцид, колониализм и др.;

б) преступления физического лица (группы лиц):

- международные уголовные преступления - преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности;

- национальные (внутригосударственные) согласно уголовному законодательству государства;

в) транснациональные преступления - акты терроризма, незаконный оборот наркотиков, незаконная торговля оружием, морское пиратство, торговля женщинами и детьми и др.

4. Каждому виду преступлений должны отвечать юридические и фактические меры и способы (национальные и международные) противодействия им.

5. Противодействие преступности - это не только деятельность силовых и правоохранительных органов, но и соответствующая законная деятельность элементов гражданского общества.

6. К главным научно-практическим проблемам существующих международных приемов, способов и систем противодействия преступлениям относится:

- нечеткая, противоречивая международно-правовая квалификация конкретных преступлений или отсутствие таковой;

- наделение существующих систем противодействия преступлениям (типа Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН) главным образом информационно-аналитическими полномочиями;

- сложность взаимодействия национальных и международных систем противодействия преступлениям, включая взаимодействие международного права и национального права;

- отсутствие обоснованных и оправдывающих себя научных прогнозов относительно тенденций формирования и перспектив конкретных преступлений;

- недопонимание высокой степени угроз для всех видов безопасности (личности, общества, государства, мирового сообщества), исходящих от "привычных", "старых" общеуголовных деяний - актов терроризма, преступного наркобизнеса, незаконной торговли оружием;

- неподготовленность международных систем противодействия тем преступлениям, которые носят (могут носить) виртуальный характер (не существуют, но могут существовать).

7. Средства борьбы с преступлениями примерно на шаг (в лучшем случае) отстают от приемов и способов, в частности, организованной преступной деятельности; международные системы должны постоянно анализировать ситуации и использовать самые современные приемы и способы противодействия преступлениям.

 

17.2. Основные направления и формы

международного сотрудничества в борьбе с преступностью

 

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью - это специфическая деятельность государств и других участников международного общения в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями. Объем, основные направления и формы этого сотрудничества определяются содержанием и особенностями преступности как явления конкретного общества, в значительной степени национальной политикой государства в борьбе с преступностью и терроризмом. Вместе с тем сотрудничество государств в этой сфере тесно связано с определенным историческим уровнем развития международного сотрудничества и (или) противостояния в целом в политической, социально-экономической, гуманитарной, культурной, правовой, военной и других областях.

Общепризнанным центром, организующим и координирующим международные связи, является Организация Объединенных Наций - универсальная межправительственная организация, действующая на основании специального договора - Устава.

Основной задачей ООН согласно ее Уставу является обеспечение и поддержание мира на Земле, однако ООН содействует сотрудничеству государств и в иных направлениях. Одной из сфер такого сотрудничества является обмен опытом в области предупреждения преступности, борьбы с ней и содействия гуманному обращению с правонарушителями. Эта сфера - сравнительно новое направление деятельности органов ООН, начало которому было положено в 1950 г., когда была упразднена Международная уголовная и пенитенциарная комиссия - МУПК (создана в 1872 г.), а ее функции приняла на себя Организация Объединенных Наций. К борьбе с терроризмом ООН активно подключилась с 1972 г.

Для данной области сотрудничества специфическим является прежде всего то, что она затрагивает, как правило, сугубо внутренние аспекты жизни конкретных государств. Причины, порождающие преступность, равно как и меры предупреждения и борьбы с ней, средства перевоспитания лиц, совершивших преступления, формируются и развиваются в каждом государстве по-своему. Они испытывают влияние основных политических и социально-экономических, а также таких конкретных факторов, которые обусловливаются особенностями сложившихся в тех или иных государствах правовых систем, исторических и культурных традиций и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: