Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014 65 глава




Почти на всех современных международных конференциях создается генеральный комитет. Обычно в его состав входят: председатель, заместители председателя конференции, генеральный докладчик и должностные лица главных комитетов (председатели, их заместители и докладчики). Председатель редакционного комитета может участвовать в работе генерального комитета без права голоса. Функции генерального комитета заключаются в оказании помощи председателю в общем руководстве работой конференции и с учетом ее решений - в обеспечении координации ее работы. Генеральный комитет призван способствовать повышению эффективности работы конференции.

Секретариат и его исполнительный глава. Секретариат состоит, как правило, из генерального секретаря (секретаря-исполнителя) и персонала для обслуживания конференции. На конференциях, созываемых государствами, генеральным секретарем обычно является какое-либо должностное лицо принимающей страны, если эта страна является участницей. Персонал секретариата таких конференций формируется, как правило, из числа лиц, предоставляемых принимающей страной, а также из членов административно-технического персонала делегаций государств - участников конференции. На конференциях, созываемых в рамках или под эгидой международных организаций, функции секретариата осуществляются секретариатом соответствующей международной организации во главе с ее генеральным секретарем или его представителем.

Генеральный секретарь (или его представитель - секретарь-исполнитель) является главным административным должностным лицом конференции. Он выполняет административно-исполнительные по своему характеру функции. Его основная задача - руководство работой персонала секретариата по обслуживанию конференции. Генеральный секретарь или член персонала секретариата может делать устные или письменные заявления по любому рассматриваемому вопросу, давать справки по просьбе председателя или делегаций. Другими словами, генеральный секретарь или его представитель осуществляет также некоторые функции, касающиеся существа рассматриваемых на конференции вопросов. Однако эти функции строго ограничены правилами процедуры и выступают как вспомогательные по отношению к административно-исполнительным. В обязанности секретариата входит составление официальных протоколов заседаний конференций и выполнение всей текущей технической работы (размножение и распространение документов конференции; обеспечение устного перевода произносимых на заседаниях речей, хранение документов в архивах и т.д.).

Активная роль исполнительного главы и секретариата повышает эффективность работы конференции, ускоряет ее продвижение к поставленным целям.

Правила процедуры современных международных конференций содержат также нормы, относящиеся к созданию и деятельности рабочих органов. Основная дискуссия проходит на пленарных заседаниях, являющихся высшим органом конференции, и в комитетах, создаваемых применительно к рассматриваемым вопросам повестки дня. Комитеты, как уже отмечалось, избирают председателей, а также вице-председателей и докладчиков, имеют право, если это необходимо, создавать свои вспомогательные рабочие органы. Формирование комиссий и других рабочих органов и особенно определение их полномочий нередко приводят к острой политико-дипломатической борьбе. Весьма сложен также вопрос о составе комиссий и других рабочих органов конференций.

На пленарных заседаниях и в комиссиях вносятся проекты документов, резолюций и т.п., поправки и дополнения к ним. В ходе дискуссий важным инструментом дипломатической борьбы становятся наряду с заявлениями общего характера выступления участников по порядку ведения, для справок, по мотивам голосования, с тем чтобы придать нужное для той или иной делегации направление ходу обсуждения. Для подготовки окончательных текстов заключительных документов обычно создается редакционная комиссия, в которую входят эксперты, представляющие все рабочие языки конференции.

Несколько специфическая структура рабочих органов сложилась на втором этапе СБСЕ. Направляющим центром в деятельности органов второго этапа был Координационный комитет, периодически собиравшийся на заседания на уровне глав делегаций. Применительно к трем пунктам повестки дня были созданы три комиссии. В составе каждой из них имелось несколько подкомиссий для обсуждения конкретных вопросов. Четвертым пунктом повестки дня - "Дальнейшие шаги после совещания" - занималась специально созданная рабочая группа Координационного комитета. Помимо комиссий, несколько групп ведало организационно-финансовыми вопросами. Всего насчитывалось 20 рабочих органов.

Регулируется в правилах процедуры и вопрос относительно характера заседаний. На предварительном совещании или в начале конференции решается вопрос, должны ли быть заседания открытыми или закрытыми (в тех случаях, когда участники конференции по тем или иным соображениям не хотят предавать гласности ход обсуждения). На закрытых заседаниях присутствуют только участники конференции, на открытые допускаются представители прессы и публика. Пленарные заседания обычно бывают открытыми, а заседания комитетов и комиссий - в большинстве случаев закрытыми. Так, на общеевропейском совещании заседания, посвященные открытию и закрытию первого этапа, были открытыми; заседания рабочих комиссий второго этапа - закрытыми (в правилах процедуры содержалась, однако, оговорка, что участники могут принять иное решение); заседания третьего этапа (церемония открытия, выступления высоких представителей и церемония закрытия) - открытыми. Закрытый характер носили переговоры в Вене по сокращению вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

Кроме официальных заседаний, на конференциях при работе над документами проводятся в более непринужденной обстановке и неофициальные заседания комиссий и подкомиссий на одном из рабочих языков. Иногда они собираются в полном составе, иногда - с участием лишь наиболее заинтересованных сторон.

 

19.4. Механизм принятия решений

 

Большинство современных международных конференций завершается принятием решений. В целях более эффективного протекания процессов принятия решений положения, касающиеся их детальной регламентации, включены в правила процедуры большинства современных конференций. Механизм, посредством которого принимаются эти решения, и форма, в которой они выносятся, зависят от цели созыва конференции, соответствующих положений ее правил процедуры и от установившейся на протяжении многих лет обычной практики.

Конкретные процедуры принятия решений можно сгруппировать в три системы: традиционную, консенсуальную и комбинированную.

Под традиционной, т.е. обычно применяемой, понимается такая система принятия решений, которая в качестве основного метода выявления воли государств-участников предусматривает проведение голосования.

Для консенсуальной системы характерен путь согласования позиций государств-участников без проведения голосования и при отсутствии формальных возражений против принятия решения в целом. Это значит, что разрабатываются такие решения, с которыми могут согласиться все участники конференции. Применение консенсуса при решении важнейших вопросов в целом имеет положительное значение и призвано служить тому, чтобы не допустить навязывания государствам чужой воли с помощью механического большинства. Одновременно правило консенсуса содержит в себе потенциальные возможности злоупотребления им со стороны тех, кто стремится оттягивать принятие договоренностей, чинить препятствия достижению согласия. Негативным аспектом консенсуального метода является также то, что он не обеспечивает полного учета позиций всех основных групп государств.

Комбинированная система принятия решений представляет собой сочетание консенсуальной и традиционной. Она исходит из желательности достижения согласованного мнения всех государств-участников без проведения голосования до тех пор, пока не будут исчерпаны все усилия по достижению такого согласованного мнения.

Традиционная система принятия решений основывается на опыте конференций конца XIX - начала XX в., и особенно на опыте Лиги Наций. Это целеустремленный процесс, который начинается, как правило, с обсуждения одного или нескольких текстов (проектов резолюций, проектов статей и т.п.), выработанных либо КМП ООН, либо одним или несколькими государствами. Этот процесс обычно состоит из трех этапов: подготовка, обсуждение и принятие текста (проекта резолюции, проекта статей и т.п.). Наиболее показательны в этом отношении кодификационные конференции, созываемые ООН. Разработанный КМП проект статей направляется Генеральной Ассамблеей конференции и служит основным текстом для обсуждения. Делегации вносят поправки к нему и дополнения. В правилах процедуры кодификационных конференций этот текст признается основным предложением, подлежащим обсуждению на конференции. Такому предложению делегации уделяют основное внимание.

При использовании традиционной системы решения принимаются большинством голосов (простым или квалифицированным).

Каждая делегация имеет на конференции один голос. В этом правиле находит, в частности, выражение принцип равенства государств. Голосование может быть открытым или тайным; тайным голосованием обычно проводятся выборы. Открытое голосование производится либо поднятием руки, либо поименно (с помощью компьютера). Поименное голосование дает возможность выявить реальную расстановку сил.

Необходимость разработать новые системы принятия решений была продиктована изменениями, которые произошли в мире после Второй мировой войны. В результате научно-технической революции в значительной степени усложнились проблемы, которые становятся предметом рассмотрения конференций. В связи с образованием новых независимых государств более чем втрое увеличилось число государств, заинтересованных в обсуждении и разрешении этих проблем на многосторонней основе. Именно поэтому наряду с традиционной системой применяются консенсуальная и комбинированная системы принятия решений, в частности на тех конференциях, в работе которых участвует большое число государств и которые при сложности и важности рассматриваемых проблем перед началом работы не располагают еще основным текстом. Особенно важным это стало в условиях исторического перехода от эпохи интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни с превалирующими взаимоотношениями между самостоятельно развивающимися странами к глобализации, ведущей к формированию нового системного уровня организации международного сообщества с новыми закономерностями, движущими силами и механизмами регулирования.

Консенсуальная и комбинированная системы принятия решений - это также целеустремленные процессы, состоящие из тех же этапов, однако структура и продолжительность каждого из этих этапов иные. Наиболее продолжительный этап (в основном проходящий в рамках конференции) - подготовка текста.

Консенсуальная система успешно применялась на СБСЕ. Процесс выработки отдельных документов, вошедших в Заключительный акт, служит примером эффективного использования этой системы на межправительственной конференции. На основе консенсуса строилась работа специальных сессий ООН по разоружению. Эта система применялась на переговорах в Вене о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

Применение консенсуса при решении важнейших вопросов в целом имеет положительное значение. Характерно, что с учетом потенциальных возможностей непродуктивного использования консенсуса государства - участники СБСЕ договорились, что правила процедуры этого совещания будут применяться на последующих общеевропейских встречах. Негативным аспектом консенсуального метода является также то, что он не всегда обеспечивает полный учет позиций всех групп государств.

Что касается комбинированной системы принятия решений, то она пока использовалась лишь на III Конференции ООН по морскому праву.

 

19.5. Виды актов международных конференций

и их правовое значение

 

Конференции считаются законченными, когда достигается цель их работы в виде заключения тех или иных соглашений или после того как участники переговоров приходят к выводу о невозможности соглашения из-за непримиримости точек зрения представленных государств. В первом случае окончание конференции обычно оформляется заключительным актом или протоколом, подписанным всеми участниками. Существуют и другие формы, например декларации, заявления. В обоих случаях (но это не обязательно) всеми участниками может быть утверждено и передано для опубликования в прессу коммюнике или сообщение для печати.

На международных конференциях обычно принимаются акты двух видов: содержащие материалы текущей работы и подводящие итоги их работы. К первой группе относятся протоколы заседания, ко второй - документы международно-правового характера (договоры, конвенции и т.д.). Необходимо различать такие акты процедурного характера и акты, принимаемые по существу рассматриваемых в ходе работы конференции вопросов.

Результаты работы успешно завершившейся международной конференции выражаются в актах с различным правовым значением, имеющих самые разнообразные наименования. Общепризнанной классификации таких наименований не существует. Выбор наименования часто связан с политическими или случайными соображениями и, как правило, не имеет юридического значения. Международное право не содержит норм, предписывающих какую-либо обязательную форму (или ее важный элемент - наименование) актов международных конференций. Некоторые наименования в результате длительной практики их употребления стали относительно постоянными для определенных видов актов, принимаемых на конференциях. Так, заключительными актами чаще называются документы, содержащие основные характеризующие конференцию факты. Акты конференции, которые, как правило, нацелены на создание норм международного права, все чаще именуются конвенциями, а те, которые содержат рекомендации государствам или международным организациям, - резолюциями.

Конвенции. Дипломатические конференции созываются для заключения многосторонних конвенций по различным специальным вопросам международного сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, правовой, социальной и других областях.

Однако, как правило, такие конференции завершаются лишь принятием (одобрением) текстов соответствующих конвенций, что само по себе не делает эти конвенции обязательными для участвующих в них государств. Такое принятие (одобрение) выражается в особой процедуре голосования (принятие может осуществляться также путем применения консенсуальной процедуры), посредством которой уполномоченные представители государств высказывают свое согласие с формулировками текста договора (конвенции), и означает, что текст договора (конвенции), т.е. содержание включенных в него правил поведения, окончательно установлен, и поэтому первую стадию согласования позиций государств в процессе создания соответствующих норм международного права можно считать завершенной. Вторая стадия этого процесса, включающая признание государствами правил поведения в качестве юридически обязательных, состоит из индивидуальных действий государств (подписание, ратификация, депонирование ратификационных грамот).

Делегация голосует за текст той или иной конвенции, имея в виду, что зафиксированные в ней правила поведения в дальнейшем станут нормами международного права. Однако это не налагает на представляемое ею государство обязательства подписать или ратифицировать эту конвенцию. Неподписанная конвенция носит характер проекта. Государства - участники конференции могут принять ее в существующем виде, потребовать изменений, заявить оговорки либо временно или окончательно воздержаться от присоединения к ней. Кроме того, принятый текст в случае необходимости может быть пересмотрен, рассмотрен вновь или исправлен на другой конференции.

Конвенции, принятые конференцией, могут быть обязательными для ее участников сразу же с момента их подписания, либо после ратификации, либо в точно установленный срок после депонирования определенного числа ратификационных грамот. Неподписание конвенции означает, что государство не считает себя связанным заключенными в ней положениями. Наиболее решительным видом отказа является отсутствие представителя государств при подписании конвенции, если оно не вызвано техническими причинами. Именно таким образом, например, выразили свое несогласие с текстом сепаратного "мирного" Договора с Японией делегаты СССР, Польши и Чехословакии на конференции 1951 г. в Сан-Франциско.

С момента вступления конвенции в силу содержащиеся в ней правила поведения становятся нормами международного права, юридически обязательными для признавших их в этом качестве государств. Однако следует иметь в виду, что завершение процесса заключения договора или конвенции не всегда совпадает со вступлением договора или конвенции в силу.

Резолюции. Современные международные конференции нередко принимают по предмету своей деятельности разнообразные резолюции, содержащие призывы, просьбы, предложения и рекомендации, обращенные к государствам (как правило, независимо от того, являются они участниками данной конференции или нет) и (или) к международным организациям (и (или) к их органам или руководящим должностным лицам). Наиболее яркими примерами могут служить резолюции, принимаемые конференциями, созываемыми под эгидой ООН. В частности, состоявшаяся в 1975 г. в Вене Конференция ООН по вопросам о представительстве государств в их отношениях с международными организациями приняла целый ряд резолюций. Наиболее важными среди них являются: резолюция, касающаяся статуса национально-освободительных движений, признаваемых ОАЕ и (или) ЛАГ, и резолюция, затрагивающая вопросы применения принятой на конференции конвенции в будущей деятельности международных организаций. Резолюции, принимаемые международными конференциями независимо от адресата, имеют характер рекомендаций. Государства - участники той или иной конференции определяют свое отношение к ее резолюциям в строго индивидуальном порядке. Предусматриваемые в этих резолюциях мероприятия также являются рекомендательными и юридических обязательств для адресатов не создают.

Вместе с тем резолюции международных конференций могут использоваться при разработке соответствующих международных договоров и конвенций. В частности, правила поведения, сформулированные в этих резолюциях, могут быть положены в основу статей будущих международно-правовых документов или использоваться в качестве вспомогательных источников при их подготовке. Кроме того, положения резолюций могут приобрести обязательный характер в процессе создания норм международного права путем обычая. В некоторых случаях резолюции используются как средство констатации или толкования действующих международно-правовых норм.

В резолюциях конференций часто выражается признательность правительству, его главе и народу страны проведения конференции, исполнительному секретарю конференции и другим членам секретариата, Генеральному секретарю ООН (в тех случаях, когда конференция проводится в рамках или под эгидой ООН), КМП ООН и эксперту-консультанту (т.е. специальному докладчику КМП по данному вопросу). Нормы, содержащиеся в таких резолюциях, рассчитаны на одноразовое применение, выполняются в момент принятия и могут рассматриваться как один из видов норм международной вежливости.

Резолюции, имеющие характер рекомендации или "пожелания" (voeux), могут быть включены непосредственно в заключительный акт конференции или следовать за ним в качестве приложения (в этом случае в тексте самого заключительного акта обычно содержится перечень их наименований).

Заключительные акты. Большинство международных конференций завершается принятием заключительного акта, содержащего изложение основных характеризующих их работу фактов. Так, заключительный акт Конференции ООН о представительстве государств в их отношениях с международными организациями, состоящий из 17 пунктов, содержит положения, касающиеся: порядка созыва конференции; времени и места ее проведения; состава конференции; председателя и его заместителей; перечня и состава созданных комитетов; эксперта-консультанта; основного предложения (проекта статей, принятого КМП ООН), находящегося на рассмотрении конференции; комментариев и замечаний относительно проекта статей; наименования подготовленной конференцией конвенции; наименований резолюций, принятых конференцией; подписания представителями заключительного акта; подписи председателя конференции и ее исполнительного секретаря. Очевидно, что такого рода заключительные акты представляют собой перечни (сводки) основных моментов деятельности той или иной международной конференции.

Наряду с этим существуют заключительные акты, все значение которых невозможно свести к простому перечню, протоколу или отчету, тем более что на международных конференциях обычно ведутся формальные протоколы заседаний, и в заключительном акте, выполняющем одинаковые с ним функции, не было бы необходимости.

Такие заключительные акты содержат не только перечень наименований принятых конференцией документов, но и (или) тексты этих документов, поэтому правовое значение заключительных актов следует устанавливать, исходя из содержания того реального соглашения, которое лежит в их основе. Именно это соглашение государств - участников конференции отражает результат согласования их позиций относительно придания определенной юридической силы положениям заключительного акта. Кроме того, заключительный акт международной конференции следует рассматривать в контексте общепризнанных норм международного права и международно-правовых норм, непосредственно относящихся к работе данной конференции. Среди них: международные акты, на основании которых созывается данная конференция; ее правила процедуры; конкретные решения данной конференции, включая заявления и оговорки государств, сделанные при голосовании, и оговорки к заключительному акту. Основное внимание при этом должно быть обращено на выявление воль государств - участников конференции, в которых выражены их намерения относительно придания той или иной юридической силы заключительному акту. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. обладает большой спецификой и поэтому должен рассматриваться самостоятельно.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Каковы отличия международных конференций от международных переговоров и от международных организаций?

2. Каковы основные виды международных конференций?

3. Какие вопросы решаются в процессе подготовки к международным конференциям?

4. Какова юридическая сущность правил процедуры международной конференции и каков порядок их разработки и принятия?

5. Какова роль делегаций государств и руководящих должностных лиц в работе международных конференций? Какие органы образуются международными конференциями?

6. Какие механизмы принятия решений используются на современных международных конференциях?

7. Какие акты принимаются международными конференциями?

 

Литература

 

Ашавский Б.М. Межправительственные конференции. М., 1980.

Ашавский Б.М. Международно-правовые вопросы подготовки и проведения международных конференций: Учебное пособие. М., 1996.

Действующее международное право: В 3 т. М., 1996. Т. 1. Разд. 11.

Курс международного права: В 7 т. М., 1992. Т. 6. С. 5 - 31.

Правила процедуры в многосторонней дипломатии: Сборник документов. М., 1986.

Sabul R. Procedure at International Conferences. A State of the Rules of Procedure at the UN and Inter-Governmental Conference ( ed). Cambridge University Press. 2006.

 

Глава 20. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

20.1. Возникновение международных организаций - важный этап

международного переговорного и нормотворческого процесса.

Основные признаки и классификация международных организаций

 

Идея создания международной организации безопасности и других международных организаций уходит своими корнями в глубь истории. Эволюцию этой идеи следует рассматривать в тесной связи с развитием социально-экономических условий жизни народов, интернационализацией экономических и политических отношений между государствами и достигшим высокой степени интенсивности, особенно в XX в., переговорным и нормотворческим процессом в мире, который к настоящему времени охватывает практически все стороны человеческой деятельности. На первых этапах всемирной истории (фактически до начала XIX в.) проекты создания международной организации выдвигались и обсуждались государственными деятелями, политиками и учеными разных стран преимущественно в теоретическом плане. Именно в этот первоначальный период были основательно проработаны такие вопросы, как основные параметры, принципы деятельности, состав и структура будущих международных организаций. Рассмотрение многочисленных проектов международных организаций безопасности (например, Платона (IV в. до н. э.), П. Дюбуа (1306), Й. из Подебрад (1464), Э. Крюсе (1623), М. Сюлли (1638), В. Пенна (1693), Ш. Сен-Пьера (1713), В.Ф. Малиновского (1803), И. Блюнчли (1878)) позволяет обнаружить одну весьма характерную структурную особенность, а именно что все они, за редким исключением, предусматривали наличие в рамках проектируемой организации специального органа по координации усилий членов организации в борьбе за мирное урегулирование споров и конфликтов и обеспечение международной безопасности.

В практическом плане первоначальный период имел существенное значение, поскольку дал возможность пройти два важнейших этапа переговорного и нормотворческого процесса: стадию переговоров между двумя или несколькими государствами и этап проведения разного рода международных конференций, совещаний и т.д. Этот период позволил также предопределить основные характерные черты международных организаций: их юридическую природу, постоянный характер деятельности, структуру и основные принципы деятельности. Появление многих международных организаций было вызвано практическими потребностями государств объединить свои усилия в целях согласования международных проблем прежде всего в области экономики, связи, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, которые можно решить лишь путем сотрудничества и взаимодействия нескольких государств. Поэтому не случайно, что по общему признанию первая международная организация - Центральная комиссия по навигации на Рейне возникла в 1804 г. на основе соглашения между Германией и Францией в силу практической необходимости регулировать и обеспечивать беспрепятственное судоходство на Рейне и была официально учреждена Венским конгрессом 9 июня 1815 г.

В процессе многолетней эволюции института международных организаций основное внимание государств было обращено на создание в первую очередь международных межправительственных организаций (ММПО), которые оказывали и оказывают более ощутимое воздействие на весь ход мировых событий.

ММПО можно определить как созданное на основе международного многостороннего соглашения постоянное объединение государств в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных его учредительным документом, и развитию широкого равноправного сотрудничества между государствами в соответствии с принципами и нормами международного права.

Основными характерными признаками и атрибутами являются:

- наличие международного договора (конвенции и т.д.), заключенного между государствами в соответствии с нормами международного права;

- постоянный, а не временный характер деятельности;

- соответствие целей и принципов деятельности организации нормам международного права и положениям Устава ООН;

- наличие характерной структуры и системы органов, составляющей механизм организации (представительный орган членов, исполнительный орган, секретариат и другие соответствующие органы, предусмотренные учредительными документами);

- членами организации должны быть государства, которые участвуют в деятельности организации на основе принципа суверенного равенства;

- метод деятельности - обсуждение, переговоры, диалог и принятие решений путем голосования или достижения консенсуса;

- установление связей и сотрудничества с другими объединениями государств и международными организациями;

- некоторые организации осуществляют юридические и квазиюридические полномочия, причем в ряде из них созданы международные специальные суды для решения споров в ходе административной и оперативной деятельности; многие организации имеют статус юридического лица, позволяющий им приобретать собственность, выступать в суде в качестве истца или ответчика в некоторых областях, а в ряде случаев пользоваться функциональными привилегиями и иммунитетами;

- некоторые региональные организации обычно открыты для участия всех государств независимо от их политического и государственного устройства;

- финансирование организаций обеспечивается взносами государств - членов организации, выплачиваемыми ими по согласованной шкале взносов;

- компетенция организации обычно ограничивается кругом функциональных и специальных проблем, определенных учредительным документом организации;

- появившиеся в XX столетии международные организации стали обладать универсальной глобальной общей компетенцией в политической, экономической и социальной сфере, центральное место среди которых занимает Организация Объединенных Наций, сфера компетенции которой в XXI в. охватывает практически все области межгосударственных отношений и человеческой деятельности;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: