Тема 2.История развития юр.психологии.




Возникновение юр.психологии

Ранняя история юр. Психологии.18в.первая половина19-го.На первых этапах своего развития юр.психология не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами.

Основной толчок развития: Необходимость обращения правовых наук к психологии для решения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения.

Осн.идеи:1.Российский юрист Щербатов разрабатывал идею о том, что законы общества должны функционировать с учетом индивидуальных особенностей личности.

2.Идея исправления и перевоспитания преступников. Труд- как фактор перевоспитания преступников.

3.Посашков-разработал психол-е рекомендации, относительно допроса обвиняемых и свидетелей; разработал одну из первых псих-х классификаций преступников.

4.Первые попытки создания научных методик оценки свидетельских показаний.

Лоплас считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности состоит:1.из вероятности самого события о котором говорит свидетель;2.из вероятности 4-ех гипотез в отношении допрашиваемого:

-свидетель не ошибается и не врет;

-свидетель не врет, но ошибается;

-свидетель не ошибается, но врет;

-свидетель и лжет и ошибается.

Не только успешное развитие естественных наук в первой половине 19 в., но и рост преступности во всех ведущих кап. странах способствовали дальнейшему расширению судебно- псих- х исследований.

Становление юр.психологии как самостоятельной науки.

Конец 19. нач. 20 в. Связано с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юр. Дисциплин. Основные достижения второго этапа:

1. В 1899 г. Юр. Психология официально оформилась, как самостоятельная научная дисциплина, тоесть отделилась от правоведения и выделилась в прикладную отрасль психологии.

2.Происходила борьба между школами уголовного права: Антропологическая школа- Ломброзо, кот. изучал теорию «врожденного преступник»,который в силу своих природных особенностей не может быть исправлен. Социологическая школа уголовного права-суть: решающее значение в объяснении причин преступности отдавалось соц-м факторам.

3.Развитие экспериментальных методов исследования. Альфред Бине одним из первых стал разрабатывать экспериментальные методы. Он изучал влияние внушаемости личности на свидетельские показания.

4.Разрабатывалась проблема оценки свидетельских показаний. По мнению Конн, важнейшим злом при свидетельском показании является не случайные ошибки, а именно сознательная ложь свидетеля.

5.Идеи психопрофилактики в юр. Психологии. Именно в этот период возникает стремление разобраться в причинах преступности и разработать программу по борьбе с преступностью и по ее предупреждению.

Юр.психология в20 веке

Начало 20-го века-по сегодняшний день.

1.Победа соци-ой школы уголовного права, то есть была научно обоснована зависимость отклоняющегося поведения от соц-х условий.

2.Оформился современный подход к проблемам юр. психологии, который и на сегодняшний день применяется. Суть: это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, психологами, социологами и медиками.

Отечественная юр. Психология.

С начала 20века в стране начался поиск новых форм предупреждения преступности и перевоспитания правонарушителей. В 1925г. В нашей стране в первые в мире был организован гос.институт по изучению преступника и преступности. Стала происходить масса исследований и т.д.

Осн. Принцип юр. Псих.: это гуманистический принцип. Суть- видеть в преступнике человека.

Многочисленные исследования проводились в лабораториях экспериментальной психологии.

Лурия стал разработчиком основных принципов работы детектора лжи. Достижения экспериментальной психологии начали использоваться и в судебной практике. то есть в 30-х г. 20-го века начала проводиться судебно-псих-я экспертиза.

В то время, в психологической практике отсутствовали научно обоснованные методики всестороннего изучения личности, не было адекватных методик оценки. Кроме того эксп. Психологи часто переступали границы своих процессуальных полномочий и часто вторгались в компетенцию следствия и суда.

С конца 30-хг.и до сер. 50-х г. Иссл-я по суд-ой психол. приостановились.С 1989 г. Была официально утверждена на гос. уровне программа вузовского курса юр. психологии. Она продолжает развиваться по всем направлениям



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: