Тема 4.Личность несовершеннолетнего и преступность.




Пути профилактики преступности среди несовершеннолетних.

Исследования показывают, что преступность несовершеннолетних более чувствительна,чем взрослая преступность к мерам борьбы с ней, к профилактическим управленческим решениям.

Чем достигается снижение преступности несовершеннолетних:

1.общесоциальные, экономические, организационные меры.

2.существенную роль играют координационные советы(из представителей правоохранительных органов, общественных организаций)

Важно воссоздать систему профилактики в каждом учебном заведении. Они должны включать как общие меры совершенствования учебно-воспитательного процесса, так и специальные целенаправленные психолого-педагогические организационные и специально-криминологические меры предупреждения индивидуальных и групповых преступлений как на уровне учебного заведения так и на уровне учебных групп.

Общие меры- четкое выполнение всего учебного плана, (предупреждение, ликвидация прогулов и пропусков, послеучебная полезная деят-ть а так же гуманизация межличностных отнаш. педагогов с учащимися.

Система профилактики включает также организационно-правовые меры.

-создание соответствующих органов профилактики правонарушений учащихся

-создание общественных формирований из числа взрослых учащихся и педагогов молодежного возраста.

-организация различных групп отделов

-организация органов профилактики из учащихся проживающих в общежитии.

К специальным педагогическим мерам относят:

-психодиагностические(изучение поступающих)

-психокоррекцинные(правовоспитание, работа с детьми)

-психопрофилактические(использование мер ранней профилактики групповых правонарушений)

К специальным криминалогическим мерам относят:

-выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучебных и внешних связей.

-выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы.

-выявление фактических и потенциальных лидеров.

-разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами.

Успех применения названных мер зависит от высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц занимающихся профилактикой индивид-ой и групповой преступности, несовершеннолетних, глубокого знания и соблюдения основных принципов профилактической работы.

-принцип компитентности

-принцип взаимодействия

А)обмен информацией между сотрудниками

Б)разработка планов

В)постоянного контроля

Г)использование преимуществ

Мотивы противоправных действия молодежи.

Преступление против личности -(избиение)-наиболее частое потенциальное нарушение по ряду причин.

1.Это самый простой способ утвердиться и разрешить конфликт, на низком уровне сознания.

2.Оно не всегда наказуемо в уголовном процессе.

3.не требует, как правило., подручных средств.

По побудительным мотивам: готовы ответить агрессией (защиты себя и близких)-31.9%; чтобы отомстить-19.1%;…Мотивы, особенно первый, выглядит весьма благородно, но ведь понимание «защиты»различно.

Агрессия-это признак антикультуры. За этим побудительным мотивом следуют, под влиянием алкоголя и наркотиков6.7%; под влиянием компании 3.6%.Последнее имеет границы от банальной конформности до ярко выраженной стадности.

Далее- угон автомобиля-при уверенности в безнаказанности 2 %; от скуки- 1.5%; при лбых обстоятельствах-1%, при необходимости добыть деньги 0.8%; из любопытства-0.5%.Трудно сказать чего больше в этих мотивах инфантильности или безнравственности.

Занятие спекуляцией рассматривается в качестве одного из способов срочно добыть деньги, готовы спекулировать только4 %.

По мнению молодежи на алкогольный эксес наибольшее внимание оказывает влияние компании 16.9%; скука 11.5%; любопытство 5.2%

Обстоятельства при которых девушки готовы заняться проституцией: отвргают 69%; при любых обстоятельствах к этому ремеслу готовы 0.2%; при совокупности обстоятельств 8.4%;.

 

Психологическая хар ка подростков- правонарушителей.

В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники и в особенности старшие по возрасту с антисоциальным опытом поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т.д.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывают эгоцентризм и другие негативные качества. Как правило для трудно воспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу, классу, школы, и т. д.Для отрицательных подростков преобладает мотив принуждения к учебе.

Влияние пребывание в панитенцеарном заведении на личность несовершеннолетних.

Проблемы виктимности несовершеннолетних.

В международном праве получило общее признание положение,что ребено к из-за своей физической и умственной незрелости требует специальной охраны и опеки, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Необходимость особенной защиты детей, в первые объявлено в Женевской деклорации прав ребенка 1924г., потом подтверждено в общей декларации прав чел-ка 1948г., декларации прав ребенка 1959 г. И закреплено в международном пакте о экономических, соц-х и культ. Правах, в международном пакте о гражданских и полит. правах, в конвенции о правах реб-ка 1989г. О признании международным сообществом важности этой проблемы свидетельствует и то, что 1 мая 1996г. Конвенцию о правах реб-ка ратификовали(присоединились к ней) 187 гос-в. Украина ратификовала указанные выше конвенции и взяла на себя обязательства и использовать все необходимые законодат-е, соц-е, и просветит-е средства для защиты детей от всех форм физич-го и псих-го насилия, обиды и ли злоупотреблений недостойной опеки и ее отсутствия.

Но, увы, в нашей стране как и во всем мире, дети и подростки стают жертвами преступлений. Кол-ва правонарушений, кот-е совершаются против детей растет с каждым годом: беспризорность, посягание половых преступников, жестокие побои, кража и продажа иностранцам…В последнее время распространяется похищение детей с целью продажи на «черном рынке», где ведется торговля чел-ми органами или использование в домах разврата и порнобизнесе. По данным серховного суда Украины за 96-97 г. От подобных «половых» преступлений (износилование, разврат, исп-е проституции, изготовление и распростр-е порнографических предметов) пострадал 141 ребенок, из них 127 девочек, остальные мальчики, в основном возрасте от 10 до 13 лет. По рез-ам опроса проведенного львовским обл. центром соц. служб для молодежи, вместе с криминальной милицией по правам несовершеннолетних в 1998г. 514 человек (228м. и 286ж.возраст от 14-20 лет) 25% опрошенных были жертвами преступных группировок.Т. о. очевидно: в нашей стране реб-ок вполне вероятно может стать объектом преступного посягат-ва и это в свою очередь обуславливает необходимость разработки методики, направленной на предупреждения совершения преступности против несовершеннолетних.

Учеными криминологами установлено что некоторым категориям людей хар-ты черты пси-го, физич-го, морального хар-ра, кот-е создают повышенною возможность стать жертвами преступлений. Несовершеннолетние также входят в число людей с повышенной виктимностью, при чем виктимные черты, хар-е для последних, можно поделить на 2 гр. Общие и нд-е. К общим (хар-ным подростковому возрасту как таковому) пренадлежат: доверчивость, наивность, любопытство, неумение адекватно реагировать на реакцию, отстование в псих-ом развитии от физич-го, преобладание в псих-й деят-ти процессов возб-я над торм-ем, а иногда и просто физич-я слабость. Индивидуальные виктимные св-ва могут быть разделены на биопсих-е, собственно псих-е и соц-но псих-е. Биопсих-е: тип темп-та, наличие черт, хар-ых для одно из патопсих-го симптомокомплекса (шизофренический, психопатический, олигофренический) Собственно псих-е: агрессивность, внушаемость, ригидность, тревожность, жестокость, необъективная оценка возможности, склонность к риску, конформность, эмоц-я неуравновешенность, или наличие одной или нескольких акцентуаций хар-ра. Соц-но псих-е: потребность в общении, самоутверждении, кот-е обостряются в подростковом возрасте как ни в одном другом, отсуда повыш. ориентац. на гр. и трудновоспитуемость, правовое незнание, незнание главных методов обеспечения личной безопасности и адъективное повед.

Изуч. и иссл-е викт. Черт несовершеннолетних, проведение психокор-ой работы с детьми, направленные на устранение таких св-в яв-я важным звеном профилактики преступных посяганий на них. Усовершенствование методов психодиагностики названых небезопасных черт и исп-е эф-их программ психокоррекции, порука безопасности несовершеннолетних. Деят-ть для проедотвращения преступлений, кот-я традиционно осуществлялась в основном «от преступления» или «от преступников» требует значительной переориентации в стороны виктимологической профилактики, главное предназначение кот-ой-помочь лич-ти избежать опасностей, стать жертвой преступлений. Это позволит охватить привенивным влиянием большое кол-во людей- потенциальных жертв преступления.

Можно выделить такие осн. формы обеспечения личной безоп-ти несовешеннолетних:1.Правовые средства-создание надлежащей правовой базы для защиты детей от преступных посяг., обеспечение надлежащих условий для реального превращения в жизнь данных нормативных актов;2.Соц. пед. средства: инд-е беседы, научение тактичным и психол. приемам безоп-го повед-я в условиях угрозы прест-го посягат-ва, временный присмотр с целью коррекции повед-я в случаях когда это необходимо и т. д. Полезной для предотвращения прест. Против несоверш-их явл-ся правовая и пед. работа с родителями, кот-е во – первых лучше других знают своих детей, их слабые и сильные стороны, и во-вторых, именно родители могут осуществлять наиболее эффективные влияния на них. С учетом этих особ-ей может быть предложена сис-ма общих рекомендаций родителям, касательно детей, направленная на предотвращение наиболее распр. преступлений. Важными средствами профилактики прест-й против несоверш-их явл-ся ознакомление детей с признаками принадлежности лич-ти к криминальной среде, по верб-ым и не верб-м проявл. и определять наличие так наз-ых «опасных сост-й» (наркот. и алк. опян.), умение распознавать ложь, неискренность и враждебность из речи и действий людей.3.Псих-е средства состоят в изучении инд.психол. св-в несовершеннолетних, прогнозирование их пиведения в ситуациях, где есть опасность для жизни, здоровья, для прав и заклнных интересов, проведение практ-ми психологами психокоррекц. деят-ти. Наиболее важной частью таких средств яв-ся работа с потенц. Потеплевшими, чьи личностные черты наиболее привлекают преступника.

Во время осущ-я инд. Работы с несоверш. Необходимо учитывать их личност. Св-ва и прояления, систематизируя которые можно выделит основные типы виктимных подростков и основные типы работы сними:

· Агрессивные предотвращающие средства имеют много общего с действиями кот-е осущ-ся с особами, от которых можно ожидать преступных действий. К ним относятся все возможные приемы влияния на несоверш-го, проведение психокор. работы по снижению агрессивности детей. Возможно временное изъятие агрессивного несовершеннолетнего из небезопасной среды с продолжением психокор-й работы. В организационном плане- установление шевства по месту проживания, обучения.

· Саморазрушающие – такие преступления как нанесение вреда своему здоровью и т. д.В этих случаях необходимо объяснить несовершеннолетнему, что он тоже совершает преступление как и та особа, кот-я наносит вред.не помешает установить временный надзор со стороны родственников, соседей, учителей, работников милиции. Возможно изъятие из небезопасной среды на протяжении времени, необходимого для наступления позитивных изменений в поведении. Обращая внимание, что активное поведение несоверш-го часто связано с тяжелым положением из которого он не видит выхода, подросток прежде всего проведения псих-ой работы с целью формирования у него уверенности в себе, в своих силах, снижение чув-ва тревоги т. д.

· Инициативные – обуч. приемам самозащиты, умение узнавать преступника по признакам внешности, особ-тям поведения. Параллельно необход. псих-е трененги, направленные на воспитание храбрости, решит-ти, мужест-ти.

· Пассивный- чаще всего это дети с пороками псих-го и физич-го статуса, объективно не способные дать отпор. Нередко они ощущают унижение со стор. род., родственников, близких. Наиб. эффект-й выход - изъятие из подобных семей и параллельная псих-я помощь, кот. влияла бы на устранение стрессового сост-я; необходимы реабилитационные программы, кот. помогли бы в последствии избавиться от последствий длит-х издевательств.

· Некритические - необходима работа по формированию умения разбираться в опасных ситуациях, помощь в обучении, более критично относиться к незнакомцам и подозрит. личностям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: