Американская модель развития
Для нее характерны:
малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства;
всемерное поощрение предпринимательства (80% новых рабочих мест создается за счет малого предпринимательства);
резкая дифференциация населения на богатых и бедных;
приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения;
непредусмотренность сокращения имущественного и социального неравенства между гражданами.
Японская модель
Японская модель развития подразумевает:
высокий уровень государственного воздействия на основные области экономики;
составление планов развития экономики;
незначительное различие в уровне заработной платы главы фирмы и служащих;
социальную направленность модели.
Южнокорейская модель
В южнокорейской модели развития широко используются:
планирование экономического развития (с 1962 г. разрабатываются пятилетние планы);
государственный контроль в кредитно-финансовой сфере;
регулирование внешнеэкономической сферы, направленное на стимулирование экспорта и ограничение импорта.
Североамериканская - минималистическая модель. Задача государства – обеспечить выполнение прав собственности и свободную конкуренцию.
Европейская – государство осуществляет целенаправленную поддержку развития человеческого капитала и выступает партнером бизнеса.
Азиатская модель – государство компенсирует слабость частного капитала, поддерживает предприятие при их выходе на внешние рынки, формирует компании («национальные чемпионы»)
В социально-культурном плане североамериканская модель основывается на индивидуализме, максимизации хозяйствующим субъектам полезности.
Европейская модель в социально-культурном плане отличается упором на социальные отношения, задача бизнеса не только создавать предложения на рынке, но и обеспечивать высокий уровень социальных гарантий в обществе.
Азиатская модель – отличается кредом «ради общего блага можно пожертвовать индивидуальными свободами»
2. Глобализация – вызвала и ускорила процессы переноса отраслей материального производства в развивающиеся страны –основной доход начал оседать в развивающемся мире, вместе с тем необходимость финансирования взятых на себя социальных гарантий требует изыскания все новых средств, одним из выходов является наращивание долгового бремени – становление постиндустриального типа экономики (услуговая экономика) стран привели к изменению демографии – развитые страны столкнулись с проблемами старения населения и необходимости поиска источников рабочей силы на низкооплачиваемые рабочие места за рубежом – все это привело к обострению социально-культурных проблем в развитых странах.
Специфика развития интеграционных процессов
Этапы западноевропейской интеграции.
В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ).
Первый этап (с 1951г. по 1957г.). 18 апреля 1951г. в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое (точнее секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность).
Второй этап (конец 50-х – начало 70-х годов) по праву называется “золотым веком” в истории Сообщества. В марте 1957г. те же шесть стран (“шестерка”), а именно: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название “общий рынок”) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики
Третий этап интеграции в ЕЭС (с начала 70-х годов до середины 80-х годов), ознаменовался противоречиями и существенными трудностями в деятельности Сообщества. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезный кризис. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”, “евросклероза”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.
Четвертый этап (с середины 80-х до начала 90-х годов). Качественно новый этап (а по существу коренная реформа интеграционной деятельности ЕС) ознаменовался завершением создания единого внутреннего рынка (ЕВР) в рамках ЕС.
Пятый (современный) этап формирования целостной хозяйственной системы ЕС – переход к формированию Экономического, валютного и политического союза.
Европейский союз (Евросоюз) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.
В 2010 году импорт стран ЕС-27 из стран СНГ составлял 200 миллиардов евро, или 12,4% общего объема импорта стран ЕС-27 из остальных стран мира. Вместе с тем, экспорт стран ЕС-27 в страны СНГ составлял 122,5 миллиарда евро, или 9,0% общего объема экспорта стран ЕС-27 в остальные страны мира.
Отрицательное сальдо торгового баланса стран ЕС-27 со странами СНГ составляло 77,4 миллиарда евро в 2010 году, или 24% общего стоимостного объема торговли товарами стран ЕС-27 с этой группой стран.
Проблема – проект ЕС стал следствием в первую очередь, политических соображений (восстановление экономики после 2-ой мировой войны, предотвращение новых конфликтов на территории Европы, в этой связи институты Евросоюза постоянно опережают экономическую целесообразность, политическими интересами)
ЕС так и не создал единых органов регулирования экономик всех 27 стран - все это привело к разбалансировке хозяйственной системы, нарушению финансовой дисциплины и текущему кризису ЕС.
С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок.[24] На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону.[25] Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства.[3] Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр[26] и самый большой импортёр[27] товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.[28][29][30]
Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС.[31]
Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %,[32] в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %.[33] Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.[34]
В ВТО экономика ЕС представлена в качестве единой организации.