Путь Мансуровской студии




1. Не расходиться, ибо Мансуровская студия за пять лет дала группу, состоящую из художественных единиц.

Создавались эти единицы в той организации, какая была необходима.

Теперь, вступая на новый путь — путь труппы, требуется другая организация.

Надо упразднить орган студийцев.

Надо образовать труппу с группой сотрудников.

Эта труппа будет управляться тем органом, который наметит и примет сама труппа: ведь если бы вы все сейчас разошлись и примкнули один к одной, другой — к другой, уже существующим театральным группам, вы подчинялись бы нормам этой группы.

Каждый из вас, не принимающий чего-либо в Студии, примет его в труппе.

Новая жизнь. Новая этика. Новые взаимоотношения.

Управляет деловая группа, а не духовная.

Руководитель не нужен. Нужно лицо, нанятое для художественных работ.

Как осуществлять труппу

1. Выделить ряд людей, определившихся для нее.

2. Искать на стороне недостающих.

3. Сейчас же определить и готовить репертуар.

4. Хлопотать у государства: помещения, средств на постановку и определить суммы на труппу.

5. Контроль с правами не индивидуальными, а коллективными.

6. Жалованье назначает орган, определяемый труппой.

7. Помещение Мансуровской студии остается как семейная квартира всех, кто до сих пор был в Мансуровской студии.

{290} Постепенно в нее входят гости.

Надо обставить чуть иначе — столовая, буфет, библиотека, читальня, сцена на всякий случай, место отдыха и т. д.

План обращения

1. Чтобы поняли хорошо.

2. Что было.

3. К чему пришли.

4. Почему это так.

5. Что сделано за пять лет.

6. Дальнейший путь. (Труппа. Школа.)

7. Как его осуществить.

8. Моя роль за пять лет (и о художественном осуществлении «моих» художественных исканий).

9. Мое неизменное решение (ухожу как руководитель. Праздник — этап).

10. Просьба последняя.

 

1. Чтоб поняли хорошо.

2. Печаль. Бранд[clxxix].

3. Исторический день — историческая необходимость.

4. Ухожу (прощание — факт. Не [взваливать] на меня то, что осталось). Не объясняться бурно.

5. Мое единственное стремление — растворить «себя» в вас. Это достигнуто.

6. Что было.

7. К чему пришли.

8. Почему это так.

9. Что сделано за пять лет.

10. Дальнейший путь. (Моя обязанность сказать. Нет уверенности, что это нужно вам. Это нужно сказать мне.)

11. Как я видел его осуществление.

Полностью публикуется впервые.

Тетрадь 1919 – 1921 гг. Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 18/Р.

Частично опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 211 – 212.

КОММЕНТАРИИ:


В ШАЛЯПИНСКОЙ СТУДИИ
Рубен Симонов:

<…> близко я встретился с Евгением Богратионовичем только в Шаляпинской студии в 1919 году, куда Вахтангов был приглашен ставить спектакль «Зеленый попугай» Шницлера. Я должен был играть роль Анри. <…>

Эта работа Вахтангова мало известна. Я до сих пор помню, как очень точно, исключительно педантично он разбирал произведение «Зеленый попугай» с точки зрения требований «системы» Станиславского. Евгений Богратионович тогда вел режиссерско-педагогическую работу со студийцами и преподавал «систему».

Когда дело дошло до разрешения спектакля в образах, он придумал и показал для моего образа ряд пластических мизансцен: как Анри смотрит, как он слушает, как стоит. Евгений Богратионович показал основное поведение актера Анри. Показ раскрывал характер моего героя.

Репетиции длились около месяца. Мы с Евгением Богратионовичем разобрали всю пьесу. Потом он перестал посещать Студию, стало ясно, что больше преподавать у нас он не будет. Мы в этот период играли спектакль «Революционная свадьба».

Евгений Богратионович первый раз увидел меня в спектакле в Шаляпинской студии в пьесе «Революционная свадьба», где я играл очень мелодраматическую роль, лейтенанта французской революционной армии, который влюбляется в аристократку и сам велит себя расстрелять. Группа вахтанговских студийцев пришла посмотреть этот спектакль. Когда он посмотрел меня в этой роли, он сказал, что из меня получится хороший комик.

Полностью запись публикуется впервые.

Стенограмма беседы с Р. Н. Симоновым.

30 июня 1939 г. Правленый маш. текст.

РГАЛИ. Ф. 2740. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 78 – 79.

ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ВТОРОЙ СТУДИИ
23 апреля 1919 г.

Представители Новой группы, вошедшей в Студию (бывшая Вахтанговская), заявляют о том, что они предполагают начать репетиции новой пьесы Антокольского «Новый год».

{292} Постановлено:

Назначить общее чтение этой пьесы. Назначается это чтение после генеральной репетиции «Кота в сапогах» (28 апреля, понедельник в 7 часов вечера в Студии Вахтангова). Кроме «Нового года», может быть, будет сказка Гофмана «Принцесса Брамбилла».

Публикуется впервые.

Тетрадь для записи постановлений Совета Второй студии МХТ.

Автограф.

Музей МХАТ. К. С. № 14132. Л. 14.

ИЗ КНИГИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ
1 мая 1919 г.
Санаторий «Захарьино». Химки

Евгений Дмитриевич [Вигилев] чудесно и практично разобрал спектакль. Прошу Совет довести до сведения всех, занятых в «Антонии», его отзыв. Прочтите его до или после спектакля и до моего приезда предпримите что-нибудь. Поговорите о Щегловой («непростительно невнимательна и несерьезна»). С моим приездом начнутся репетиции «Антония», и я хотел бы, чтобы к ним приготовились. На этой странице прошу кого-нибудь из Совета расписаться.

Е. Вахтангов

 

«Непростительно невнимательна и несерьезна» относится к Берви, а не к Щегловой.

Е. Вигилев

 

Понял. Извиняюсь за ошибку.

Е. В.

 

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 241/Р‑4. Л. 141.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: