МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




 

Для успешного выполнения контрольной работы Вам необходимо, прежде всего, внимательно изучить рекомендации, представленные ниже. По каждой теме дисциплины выделены ключевые понятия, раскрыта их сущность, сформированы конкретные вопросы, которые помогут более глубоко изучить содержание менеджмента.

Библиографический список включает различные источники информации, которые имеются в библиотеке и читальном зале института, в кабинете менеджмента (№ 227), в методическом кабинете (№ 203). Новые книги постоянно появляются в продаже. Многие аспекты менеджмента освещаются в изданиях периодической печати, таких как журналы «Менеджмент в России и за рубежом», «Российский экономический журнал», «Управление персоналом» «ЭКО», и др. Используйте интернет ресурсы.

Одним из требований к ответам является связь теории с практикой. Приводите примеры из своего практического опыта, учитывая те изменения, которые происходят сегодня в обществе, в экономике, в деятельности субъектов хозяйствования. Анализируйте, сравнивайте, сопоставляйте, делайте выводы. Это только повысит качество контрольной работы.

Информация в ответах на вопросы и задания контрольной работы частично может быть представлена в схемах и таблицах. В них можно четко и последовательно показать главное в содержании изучаемого вопроса, а небольшой комментарий обеспечит полноту ответа.

 

Тема 1. Управление как вид деятельности человека

Управление появилось вместе с людьми и обществом. В индивидуальной деятельности человек сам управляет собой и своими действиями. С разделением труда управление превратилось в самостоятельный вид деятельности. В этом случае управление – это осознанный и целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект. Субъектом, т.е. органом управления может быть как один человек, так и группа лиц. Объект воздействия – деятельность других людей. Цель воздействия – организация эффективной совместной деятельности по достижению общей цели. Управление – это не только потребность, но и фактор успеха совместной деятельности. Вот почему в любом обществе все больше и больше внимания уделяется совершенствованию управления на научной основе и профессионализации.

Управление и экономика неразрывно связаны. Известно, что любой совместный труд не может обойтись без управления. Фундаментальными вопросами экономики считаются:

- что следует производить и в каком количестве?

- как производить, кто и какую работу при этом должен выполнять?

- для кого предназначены результаты производства?

Любой из этих вопросов можно отнести к сфере управленческой деятельности.

В рыночной экономике ответы на эти вопросы даются, прежде всего, объективными законами ее развития, но организационно-экономические отношения не могут быть реализованы без управленческой деятельности людей, в которой используются законы и закономерности поведения людей при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ.

В России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества и едва ли не самые кардинальные в сфере экономических отношений. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит в нашей стране в сложных условиях. Управление во многих хозяйственных организациях продолжается быть антикризисным.

Несмотря на проблемы, ключевая задача управления отечественной экономикой состоит в создании на инновационной основе конкурентоспособных на мировом рынке производств наукоемкой продукции. Наиболее полное удовлетворение потребностей человека в материальных и нематериальных благах является главным критерием эффективности управления экономикой.

Литература: 2,3,4,5,6,11,16.

 

Тема 2. Менеджмент как тип управления

в рыночной экономике

В специальной литературе по управлению термин «менеджмент» трактуется широко и многогранно:

- как вид деятельности человека;

- как процесс;

- как аппарат управления в организации;

- как категория людей, занятых управлением;

- как наука и искусство.

Вам необходимо разобраться в сущности этих понятий, которые дополняют друг друга. Наиболее общим определением менеджмента можно считать «это профессиональное управление социально-экономическими процессами на уровне организации как субъекта хозяйствования». Внимательно прочтя это определение, ответьте на вопрос: «Почему управление в муниципальных органах власти менеджментом назвать нельзя?».

В вышеизложенном определении выделите отличительные признаки менеджмента как типа управления. К ним можно дополнить, что это управление гибкое, инновационное, основанное на психологии личности, научной организации труда.

Цель менеджмента как типа управления в условиях рыночной экономики состоит, прежде всего, в укреплении позиции организации на рынке. Основными задачами, которые решает менеджмент организации, является эффективное использование различных ресурсов, максимизация прибыли, выполнение социальных программ развития коллектива, реализация принципа социальной ответственности и др.

В классическом понимании менеджер – наемный работник, организующий достижение результатов совместной деятельности в интересах субъекта собственности силами других людей и несущий высокие репутационные риски.

Менеджеры в российской практике – это руководители различных уровней управления в организациях сферы экономики и бизнеса. Это – президент компании, генеральный директор, заместители, руководители предприятий, управленческих и производственных подразделений, организаций.

Содержание деятельности менеджера высшего, среднего или низового уровня управления в специальной литературе представлено как функции менеджмента. Ученые и практики выделяют до 25-30 видов управленческой деятельности современного менеджера.

Вам необходимо более глубоко такие общие или основные функции, такие как планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

А также связующие, к которым относятся коммуникации и управленческие решения.

Сложность и многообразие управленческих действий обуславливают особые требования, предъявляемые к менеджерам. Качества, необходимые современному руководителю можно разделить на три группы: профессиональные, деловые, нравственно-психологические.

Перечень вопросов и заданий, представленных в разделе 4, характеризуют содержание профессиональной деятельности менеджеров. Попытайтесь проанализировать деятельность руководителя Вашей организации и деятельность специалиста (бухгалтера, экономиста, юриста или др.). Сравнение покажет отличия. В чем они состоят? Цель их совместной деятельности одна. Какая? Сформулируйте эту цель.

Менеджмент – современная наука, которою изучают те, кто имеет отношение к бизнесу: бухгалтеры, экономисты, предприниматели и т.д. Конкретная информация об эволюции менеджмента как науки и практики за рубежом и в России представлена в учебном пособии «Менеджмент как вид профессиональной деятельности», изданном в нашем вузе. Изучите.

Литература: 2,3,4,5,6,11,12,16.

 

Тема 3. Организация как объект управления

Как отмечалось выше в данном пособии, менеджмент осуществляется в организациях, субъектах хозяйствования. Организация – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения общей цели.

В обществе функционируют различные организации: государственные, общественные, хозяйственные, научные, учебные и др. Предметом Вашего изучения должны стать хозяйственные организации, которые реализуют свои интересы через производство и продажу продукции, товаров и услуг.

Организация – сложный объект управления для менеджеров.

Правовая основа управления появляется с момента государственной регистрации, когда организация приобретает признаки и права юридического лица. Экономическая основа управления зависит от формы собственности и способа привлечения трудовых ресурсов. При изучении обратите особое внимание на организационно-правовые формы хозяйственных организаций (см. Гражданский Кодекс РФ, часть 1, раздел 4).

Одним из важнейших условий эффективности хозяйственной деятельности является, системный подход к управлению организацией. В соответствии с ним, организация рассматривается как открытая социально-экономическая система.

Термин «система» относится к ключевым. Изучив его, уделите должное внимание такому важному аспекту управления организацией, как зависимости ее жизнедеятельности от факторов внешней и внутренней среды. На примере известной Вам организации проанализируйте влияние различных факторов на бизнес.

Литература: 1,2,3,4,5,6,16.

 

Тема 4. Процесс и общие функции менеджмента

Менеджмент как процесс управления в хозяйственной организации состоит из непрерывных, последовательных, взаимосвязанных действий, которые называются функциями.

Каждая функция имеет свое содержание и механизм реализации. Рассмотрим кратко общие функции.

Планирование – важнейшая, основополагающая функция в процессе управления, сущность которой состоит в разработке целей деятельности и плана мероприятий по их достижению. Целей в любой организации может быть много, все они взаимосвязаны. Изучая этот вопрос, обратите внимание на классификацию целей, требования к их формулировке. Центральное место в системе целей хозяйственной организации отводится миссии. Сформулируйте несколько целей деятельности современной коммерческой организации.

Планы содержат перечень того, что должно быть сделано для достижения той или иной цели. Типов планов много. Они определяют последовательность ресурсов, сроки выполнения различных мероприятий. Изучив содержание и механизм планирования, подумайте, какие мероприятия могут быть включены в оперативный план работы бухгалтерии коммерческой фирмы.

На обеспечение эффективного взаимодействия сотрудников и различных подразделений в ходе выполнения планов направлена такая функция руководителя как организация (организовывания), основанная на делегировании задач и полномочий. Ответственность не делегируется. Достаточно полно функция «организация» представлена в учебном пособии «Организация взаимодействия в системе менеджмента» (каб. 203, 227). Изучите структуру и содержание должностных инструкций, которые имеются в Вашей организации. В этих документах отражаются задачи, полномочия, ответственность конкретных специалистов, в т.ч. бухгалтеров.

На активизацию трудовой деятельности работников направлена другая функция, т.е. мотивация. Для российских менеджеров эта функция наиболее сложна и актуальна, так в недалеком прошлом, в условиях директивно-плановой экономики считалось, что можно заставить людей работать, используя лишь нормы, планы. Материальное и моральное стимулирование часто осуществлялись формально. Мотивация как деятельность руководителя имеет глубокую психологическую основу, и применение стимулов для ее осуществления основано на новых принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования.

Изучив тему, оцените состояние и эффективность мотивации в практике управления Вашей организацией. Определите наиболее эффективные способы мотивации бухгалтера.

Итак, установлены цели и планы совместной деятельности в отделе, предприятии и в целом в организации, распределены задачи и полномочия, созданы условия для эффективной работы сотрудников. Что должен еще делать руководитель? Осуществлять контроль за работой подчиненных, главная задача которого обеспечить достижение общих целей деятельности. На практике применяются различные виды и способы контроля. Требования к контролю: объективность, действенность, эффективность, гибкость, экономичность и др.

По результатам контроля менеджером выполняется функция координации, цель которой достичь максимальной согласованности в работе всех звеньев объекта управления. Проводятся совещания, деловые встречи, согласование планов, графиков и т.д.

Следует заметить, что в реальной управленческой деятельности менеджер не ограничивается выполнением только одной функции. Чаще всего, общие функции присутствуют одновременно. Например, решая какую-либо задачу, руководитель составляет план действий в следующей ситуации контролирует действия подчиненных в другой – делегирует конкретному сотруднику очередное задание и т.д.

Литература: 2,3,4,5,6,9,13,14,16.

 

Тема 5. Интеграционные процессы в менеджменте

Интеграционными процессами или связующими функциями в процессе менеджмента являются коммуникации и управленческие решения. Они являются составляющими любой, ранее изученной Вами общей функции. Кроме этого, они обеспечивают непрерывность в управленческом процессе в целом.

Коммуникации – это обеспечение взаимопонимания участников совместной деятельности через обмен информацией, интересами, эмоциями. Без взаимопонимания не может быть эффективного взаимодействия, а значит и успеха совместной деятельности.

Информация необходима для реализации всех функций менеджмента и нередко ее называют предметом труда управленческого персонала. Информационное обеспечение успешной деятельности на каждой должности включает совокупность различных видов информации, источниками которой являются постоянные процессы производственно-хозяйственной и управленческой деятельности.

Классифицируется управленческая информация по стадиям образования, по назначению, по направленности движения, по назначению, по содержанию и т.д. К основным требованиям, предъявляемым к информации, можно отнести актуальность, объективность, точность, экономичность и др.

Что понимают под управленческой информацией? Почему данные, сведения нельзя называть информацией? Подберите примеры различных видов информации, используемых в бухгалтерии.

Коммуникации, формой которых является деловое общение, необходимо рассматривать как процесс, в котором могут возникнуть различные барьеры. Направления совершенствования коммуникаций достаточно полно представлены в учебном пособии «Коммуникации в системе менеджмента» (каб. 203, 227).

Успех фирмы на рынке во многом зависит от качества, принимаемых менеджерами, решений. Управленческое решение понимается как совокупность взаимосвязанных и последовательных действий, обеспечивающих достижения целей и задач. Процесс принятия решений – это не один акт, а совокупность последовательных этапов, на каждом из которых руководителями и специалистами осуществляется конкретные действия. Как повысить эффективность управленческих решений? В лекции «Управленческие решения» (каб. 203, 227) сформулированы основные пути повышения эффективности.

Литература:2,3,4,5,6,7,8,11,16.

 

Тема 6. Социально-психологические аспекты менеджмента

 

Одним из ключевых понятий в менеджменте является «личность». Любой сотрудник в организации выступает носителем личности как совокупности отличительных социально-значимых свойств, которые влияют на трудовое поведение человека.

Одни свойства биологически обусловлены, например, темперамент, мышление, память, внимание и др.

Другие формируются в процессе воспитания и образования, такие как, мировоззрение, убеждения, жизненные цели, интересы и др. Отличают личности и способности.

Процесс воздействия на сотрудника как объект управления строится на индивидуальном подходе и поэтому менеджеру необходимы знания психологии, педагогики, социологии, медицины и др. Вряд ли можно отрицать, что личность руководителя как субъект управления оказывает огромное влияние на процесс управления другими людьми и формирование имиджа организации.

Знание психологического портрета своей личности важны для успешной жизнедеятельности любого человека. Информация и практические задания по психологии личности изложены в учебном пособии «Социально-психологические аспекты менеджмента» (каб. 203).

Залогом успешной управленческой деятельности менеджера являются его лидерские качества. В любой группе всегда проявляется лидерство как естественный психологический процесс, в основе которого добровольное подчинение членов группы одному из них. Лидерскими качествами личности такого человека могут стать профессионализм, оптимизм, уверенность, честность, энергичность, коммуникативные способности и др.

Если руководитель становится лидером, он сможет более эффективно использовать не только должностные полномочия, но и неформальные способы влияния на людей, такие как совет, убеждение, личный пример и др.

Лидерство как способность руководителя влиять на поведение сотрудников зависит и от его стиля управления, т.е. тех принципов, норм, которые характеризуют отношение руководителя к подчиненным, подход к выполнению своих функций. Традиционно различают авторитарный, демократический и либеральный стиль руководства.

Таким образом, организацией или ее отдельным подразделением руководит должностное лицо, которое имеет соответствующие полномочия. Лидер спонтанно выдвигается группой. Если руководитель становится лидером, процесс управления осуществляется наиболее эффективно.

Власть называют инструментом лидерства. Власть – это возможность влиять на поведение человека и группу, направляя к общей цели. Власть может быть основана как на должностных полномочиях, так и добровольном подчинении, на знаниях и компетентности, на харизме, на собственности, на различные ресурсы и др.

Иметь и использовать оптимальный баланс власти для достижения общих целей важно для эффективного менеджера. Подумайте над примером ситуации, когда подчиненный имеет власть над руководителем.

Данная тема является одной из наиболее важных и определяющих уровень профессионализма руководителя. Важны эти знания и для специалистов, взаимодействующих с руководителями и коллегами. По психологии управления издано немало литературы. Используйте эти знания и свой жизненный опыт.

Литература:2,3,4,5,6,9,10,11,16.

Тема 7. Групповая динамика в организации и управление

конфликтами

 

Весьма важной задачей менеджеров современной организации считается создание работоспособного коллектива из сформированной в процессе приема на работу группы людей. Не всякую группу можно назвать коллективом.

Любую хозяйственную организацию можно рассматривать как систему различных формальных и неформальных групп. В литературе по социологии и психологии более глубоко отражены динамические процессы, происходящие в такой социальной группе как организация, выделены отличительные признаки коллектива, этапы его становления, психологические характеристики.

В учебном пособии «Социально-психологические аспекты менеджмента» (кааб. 203, 227) Вы найдете теоретический материал о роли руководителя в создании эффективного коллектива.

Сложным социально-психологическим явлением, которое сопровождает жизнедеятельность человека и коллектива являются конфликты. Конфликты – факт человеческого существования.

Под конфликтом понимают столкновение противоположных интересов, отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Конфликты, возникающие в организации, называют организационными.

Причины конфликтов различны: недостатки в процессе управления, нарушение служебной этики, психологическая несовместимость людей, неблагоприятные условия труда и др. Соответственно, конфликты подразделяются на различные типы: конструктивные и деструктивные, межличностные и межгрупповые, скрытые и явные и др.

Знания их природы – одной из условий успешной профессиональной деятельности. В теории менеджмента представлены научно обоснованные подходы к разрешению конфликтов. Важны и мероприятия, которые должны осуществлять руководители по профилактике конфликтов. Для углубления теоретических знаний подберите примеры конфликтов, участником или свидетелем которых Вы были, определите их природу.

Одной из распространенных причин межличностных конфликтов в трудовой деятельности является нарушение этики делового общения. Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для эффективного сотрудничества людей в процессе достижения значимых целей. К распространенным формам общения относятся беседы, переговоры, совещания, в которых нередко принимают участие и бухгалтеры. Изучая менеджмент, уделите внимание рекомендациям по их подготовке и проведению.

Принципиальное значение для сплочения трудового коллектива имеет организационная культура. Ведущие специалисты в сфере менеджмента сходятся в одном – компания, достигшая высот в бизнесе, отличается сильным корпоративным духом. В современной литературе существует достаточно много определений понятий корпоративной или организационной культуры. Большинство авторов считают, что организационная культура – это система ценностей, норм, убеждений, традиций, ритуалов, которые определяют поведение большинства или всех членов организации. Все чаще такую систему называют «душой» или «духовным стержнем» организации.

К главным ценностям современной организации относятся «высококачественное обслуживание потребностей», «высокий уровень социальной ответственности», «лидерство компании в своей отрасли» и др. Традицией можно назвать постоянные конкурсы «Лучший сотрудник месяца (года)». Для воспитания преданности организации имеет большое значение такой ритуал, как церемония проводов ветеранов компании на заслуженный отдых.

Управление организационной культурой – это повседневная работа менеджеров всех управлений, основными задачами которых является следующие:

1. Понимание роли культуры в повышении эффективности использования человеческих ресурсов организации.

2. Формирование и развитие культуры, адекватной целям организации.

3. Использование сильных сторон культуры для укрепления конкурентоспособности компании.

В учебном пособии «Социально-психологические аспекты менеджмента» (стр. 72-73) приведен тест для оценки уровня организационной культуры. Попытайтесь его оценить в своем коллективе.

Литература: 2,3,4,5,6,9,10,11,16

 

Тема 8. Диверсификация менеджмента

Менеджмент, как и многие другие виды профессиональной деятельности человека, постоянно совершенствуется, что обусловлено развитием экономики общества, научными открытиями и др. факторами. Проявляется эта тенденция в диверсификации, т.е. появлении и применении различных типов менеджмента: стратегического, инновационного, антикризисного, кадрового, финансового, управления внешнеэкономическими связями и др.

Объективными предпосылками такой «специализации» являются глобализация экономики, ужесточение конкуренции на мировом рынке, бурное развитие информационных технологий, повышение роли человеческих ресурсов в бизнесе и др.

Каждый тип менеджмента и успешное его применение требует от руководителя компетенций создания соответствующих подразделений в аппарате управления, подготовки таких специалистов как менеджер по финансам, антикризисных управляющих, менеджеров по персоналу и т.д. Обоснованное применение различных типов управления дает возможность топ-менеджменту создать современный управленческий механизм, принимать оптимальные управленческие решения и в конечном итоге обеспечить экономическую эффективность бизнеса.

В связи с актуальностью темы, Вам необходимо внимательно изучить отличительные особенности, названных выше, типов менеджмента. В библиотеке и читальном зале института имеются необходимые учебники.

Литература:4,5,9,16,17.

 

Тема 9. Типы повышения эффективности менеджмента

По каким критериям можно судить о том, насколько эффективно управление в организации или предприятии? Состояние дел на производстве? Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производства, но считать их однозначными нельзя.

Эффективность – есть измерение затраченных усилий, ресурсов энергии и достигнутых результатов. Оценка эффективности управления связана не только с оценкой производства, но и других сторон деятельности организации: маркетинговой, работы с кадрами, информационной и др. Пока не разработаны конкретные показатели оценки и в качестве критериев используются действенность, т.е. степень достижения поставленных целей, а также соизмерение затраченных ресурсов и результата.

Существуют различные научные подходы к оценке эффективности менеджмента. В частности, предлагается рассматривать три ее вида. Экономическая – отражает степень достижения экономических целей деятельности: прибыль, темпы роста производительности труда, рентабельность и др. Социальная эффективность – степень достижения социальных целей, которые разрабатываются в таких направлениях, как улучшение условий труда, повышение квалификации персонала и т.д. Оценка социально-экономической эффективности зависит от степени влияния бизнеса организации на качество жизни населения, участия в общественных социальных программах.

Эффективность управления – находится в прямой зависимости от действий работников в процессе достижения общих целей. На действия влияют факторы внешней и внутренней среды организации, которые Вы изучили в теме 3. Поэтому конечный вывод об эффективности необходимо делать только на основе анализа комплекса общих и частных показателей деятельности организации.

В современных условиях хозяйствования к основным путям повышения эффективности менеджмента относятся:

- дальнейшая профессионализация управления и его диверсификация;

- применение концепции «управления человеческими ресурсами;

- совершенствование информационного обеспечения;

- использование инновационного потенциала менеджмента;

- планирование рабочего времени и самоменеджмент;

- внедрение научной организации управленческого труда.

Данная тема завершает краткий обзор научных основ менеджмента как типа управления в экономике и вида профессиональной деятельности. Рассматривая различные аспекты курса используйте знания учебных дисциплин, которые Вы изучили ранее. В дальнейшем в учебном процессе знания менеджмента будут необходимы для изучения дисциплин «Экономика труда», «Управленческий анализ в отраслях», «Информационные системы в экономике» и др.

Литература:2,3,4,5,9,16,17.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: