Музыкальный импрессионизм.




ФРАНЦУЗСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИЗМ.

Художественная жизнь Франции конца 19 века отличается яркими контрастами. Было сделано много достижений:

1. Создана вершина реализма французской оперы – опера «Кармен» Ж. Бизе.

2. Творчество стало с глубоким смыслом и художественным значением (Сен – Санс, Форе, Франк).

3. Влияние музыкальной жизни Парижа, академических традиций, которые представляли Консерватория и Академия изящных искусств.

4. Развитие в широких слоях французского общества демократических форм музыкальной жизни (творчество шансонье, появление певческого общества).

5. Возникает крайне субъективное направление «символизм», которое развивается в соответствии с интересами верхушки общества, «искусство для избранных».

6. Появляется направление импрессионизм – первоначально в живописи, а затем в музыке и поэзии.

 

Импрессионизм в изобразительном искусстве.

К этому направлению относится большое количество художников «разной степени правдивости»: Эдуард Моне, Клод Моне, Ренуар, Писсаро, Ван – Гог. Всех этих художников нельзя безоговорочно отнести к импрессионизму. Их творчество выходит за рамки импрессионизма, но их объединяет отрицательное отношение к академическому искусству (не соответствие современным требованиям, абстрактное, малореалистическое, утверждающее эстетические нормы античного искусства, мифологические библейские сюжеты).

Импрессионизму как направлению была близка тематическая и образная сфера художников предшествующих эпох: Камиль Коро (пейзажист), Гюстав Курбе (реалист).

Импрессионизм заимствовал у них:

- художники из мастерских вышли на открытый воздух. Появился новый термин «пленерная живопись».

Происхождение термина «импрессионизм» случайно и не определяет сущности и сложности этого направления. На одной из первых выставок в 1874 году была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Импрессионизм – искусство впечатлений.

Важная черта творческого метода импрессионистов – передача самых непосредственных впечатлений от конкретного явления. Первоначально критики ошибочно причисляли импрессионизм к модному тогда натурализму – поверхностное, «фотографичное» восприятия мира. Или же обвиняли импрессионизм в подмене отражений действий своими субъективными ощущениями (встречается в творчестве некоторых художников). Многие картины были результатом поисков и глубоких обобщенных жизненных наблюдений. Импрессионизм подчеркивал значение выбора конкретной темы для картины. Э. Моне: «Нужно иметь, что сказать». Основной темой творчества импрессионистов стала Франция – ее природа, быт и люди. Наиболее ярко техника импрессионистов проявилась в живописных картинах – пейзажах (ощущение прозрачности воздуха, игра светотеней, богатсвто красок).

 

Эстетика.

В основе импрессионизма – отход от социальных сюжетов в сторону таких, которые не затрагивает проблему переустройства жизни и показывать жизнь как красивая привлекательная давность. Не все художники – импрессионисты игнорировали социальную проблематику: в творчестве Дега – затрагивается проблема добра и зла, социального неравенства.

Аполитичность импрессионизма не привела к утрате всех реалистических критерий искусства. Живопись много сделала для правдивого показа реального мира, для показа реальных тонких восприятий. Особенно реалистичны пейзажи Моне, Писсаро. Импрессионизм расширяет и уточняет реалистическое представлений о предмете шире, насыщая его поэзией мечтательности и восторга. Важный фактор эстетики – культ радости жизни. Картины импрессионистов призывали радоваться, прославлять красоту как источник счастья.

В «культе радости» проявляется историческая ограниченность, так как они прославляют счастье, радость, не замечая несправедливости.

Эстетику импрессионизма критики оценивали как иллюзорную. Слабый эстетически импрессионизм выдвигал высокие требования вкуса и идеала:

- обязательное проявление красоты, которое доставляет художественное наслаждение.

- критерии тонкого вкуса.

В процессе распада импрессионизма развиваются художественные течения, которые культивируют безобразие, угловатость, уродливость (урбанизм, примитивизм, эксимпрессионизм).

 

Техника.

Огромный интерес к реалистическим натурам, требовали от импрессионистов особого живописного языка, основанного на единстве формы и цвета:

1. Цвет на картине может образоваться не путем смешивания красок на палитре, а в результате наложения чистых тонов, которые образуются естественным оптическим смешением.

2. Тени не только являются следствием освещенности, но могут сами рождать новый цвет.

3. Цвет, также как и линия может придать предмету четкую, определенную форму. В результате этого используется точечная, мозаичная техника мазка.

Со стороны официальных академических кругов Парижа новизна и методы импрессионизма вызвали резкое негативное отношение.

Первая выставка была плохо оценена и названа «покушением на добрые художественные нравы».

 

Музыкальный импрессионизм.

Формируется в обстановке борьбы между традиционными и новыми направлениями. Музыкальный импрессионизм возник как отрицание на отношение к академическим традициям французского музыкального искусства. Непосредственно подготовили музыкальный импрессионизм: живопись, современная французская поэзия, преимущественно символистская (Верлен).

Первый представитель – Клод Дебюсси. Морис Равель продолжает творческие стремления Дебюсси, но нашел свой оригинальный путь. Они не ограничились импрессионизмом, творчество их шире. Первые творческие опыты встретили отрицательное отношение консервативных академических изящных искусств. Их творческий путь был сложным, так как не было единомышленников. Творческий путь – это поиск и эксперимент. Достижение - в области жанров и музыкальных средств.

 

Связь импрессионизма с традициями:

1. Связь с народным французским искусством. Они хорошо знали музыку Бизе.

2. Связь с современной литературой и живописью.

3. Исключительное значение программной музыки

4. Интерес к античной культуре.

5. Искусство современности (фортепианная музыка Листа – Равель, поздний Вагнер - Дебюсси, культовая католическая музыка, влияние стран Испании, Дальнего Востока).

 

Тематика

· Жанровые сцены

· Портреты

· Пейзажи

· Сказочно – мифологические (равнодушны к героико – исторической и социальной тематики)

· В некоторых произведениях Дебюсси и Равель стремятся продолжить психологическую углубленность.

 

Музыкальный язык.

Формы:

- стремление к миниатюрным формам, стремление к передаче первого непосредственного впечатления от явления

- фортепианная, оркестровая, вокальная миниатюры с импровизационной манерой изложения.

Выразительные средства:

- поиски Дебюсси и Равеля были направлены на расширения кругозора музыкально – выразительных средств, направленных на воплощение образов (лад, гармония, мелодия, метроритм, форма)

- ослабленное значение мелодии как основного выразительного средства

- возрастает роль ладогармонических и оркестровых элементов

- Дебюсси и Равель чаще обращались к старинным ладам и увеличенному ладу в сочетании с мажором и минором.

- длительное балансирование между двумя отдельными тональностями – это соответствует игре цветовых оттенков.

- сочетание нескольких трезвучий или их обращений в отдельных тональностях – «техника мазков» или сочетание чистых красок.

Импрессионизм воспринимали вначале как одно из направлений искусства модернизма.

 

Отличие от модернизма:

- это отсутствие негативных моментов в эмоциональном, музыкально – техническим планам, болезненная утонченность, насаждение ужасного, уродливого, подмена эмоционального восприятия

- это оптимистическое искусство, воспевающее радость

- связь с многочисленными традициями прошлого.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: