Содержание дисциплины «Экономика»
Тема 1 Предмет и метод экономической науки. Экономический образ мышления. Эволюция экономической науки
Роль экономической науки в практической деятельности человека и в развитии общества. Цель, задачи, функции и предмет исследования экономической науки. Способы познания окружающей реальности. Наука как целостный системно-организованный механизм познания окружающей реальности. Цель, задачи, функции и структура науки. Методология науки и ее эволюция. Систематизация научных знаний. Место экономической науки в системе научного познания. Область определения экономической науки.
Смысловое содержание понятий «экономическое явление», «экономический процесс», «экономическая деятельность».
Структура экономической науки: у ровни (фундаментальный и прикладной), методы исследования (теоретический и эмпирический). Дисциплинарная структура экономической науки. Роль и специфика предмета исследования фундаментальных (политэкономии, экономикса, экономической теории, макроэкономики, микроэкономики) и прикладных экономических дисциплин. Экономическая теория как способ целостного фундаментального исследования экономики: цель, предмет исследования, функции (информационная, методологическая, аналитическая, прогностическая, практическая), задачи (познание, распространение, практическое применение), методы и инструменты исследования.
Методы экономической науки. Философские методы в фундаментальных исследованиях экономики: абстракция и идеализация; анализ и синтез, индукция и дедукция; количественный и качественный, логический и исторический подход; материалистическая диалектика; принципы: линейность и нелинейность, эволюционность и коэволюционность, процессуальность и событийность, неопределенность и стохастичность и др. Междисциплинарные методы в фундаментальных исследованиях экономики: системный подход, моделирование. Специальные методы в фундаментальных исследованиях экономики: нормативный и позитивный подход экономической теории.
Экономическое образование. Цель и задачи экономического образования. Роль экономических знаний в хозяйственной деятельности человека и общества. Развитие системы образования как механизма распространения знаний. Актуальность экономического образования в современной России.
Тема 2 Экономика как целостная саморазвивающаяся система. Моделирование экономической системы
Понятие экономической системы. Экономика как целостное системно-организованное, саморазвивающееся явление. Цель экономической системы. Задачи функционирования и развития экономической системы. Принципы и особенности эволюционного развития экономической системы.
Структура экономической системы. Внутренняя среда. Общая характеристика микроэлементов экономической системы и логики связей, возникающих между ними. Внешняя среда экономической системы (наука, техника, образование, медицина, государство, экология и др.)
Моделирование экономической системы. Принципы, критерии, подходы к моделированию. Статические и динамические модели экономики. Современная модель экономического кругооборота, модель воспроизводства К.Маркса, модель межотраслевого баланс В. Леонтьева, институциональные модели экономического роста, модель Белла - Ростоу, модель Самуэльсона, модель Дж.Тойнби и др.
Модель «экономического человека». Человек как субъект экономической деятельности. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические мотивы и стимулы поведения. Экономическая деятельность и экономические отношения. Экономические интересы и противоречия. Экономические цели и средства. Экономическая стратегия и экономическая политика,
Тема 3 Экономические ресурсы как ограничение и потенциал развития
Экономические блага и их классификации. П одходы в классификации видов ресурсы. Традиционные ресурсы: природные, трудовые, финансовые, материальные, информационные. Классификация ресурсов в разрезе факторов производства: «труд», «земля», «капитал», «предпринимательство», «пространственно-временной фактор». Качественные характеристики ресурсов. Полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени.
Закон ограниченности ресурсов как форма основного противоречия экономической системы в состоянии развития. Количественная (абсолютная) и качественная (относительная) ограниченность ресурсов. Последствия закона ограниченности ресурсов для экономической системы. Необходимость экономического выбора.