Тема 1. Философия права: предмет, структура, функции
Цель изучения темы: получить представление о статусе философии права.
Задачи изучения темы: выявить объект и предмет философии права, понятия и категории философии права, структуру философско-юридического знания и его функции.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | З-1 | знает социальную значимость профессии юриста, формулирует понятие коррупционных действий |
ОК-3 | З-1 | обладает знаниями в области культуры мышления, необходимом уровне интеллектуального развития юриста |
ПК-2 | З-1 | формулирует понятие, признаки и виды нормативных правовых актов |
ПК-3 | В-1 | способен уважать честь и достоинство личности |
ПК-9 | З-1 | обладает знаниями в области управленческой деятельности |
ПК-15 | У-1 | может эффективно осуществлять правовое воспитание |
Предмет философии права
Само название дисциплины «философия права» говорит о ее фундаментальном предназначении – давать философское осмысление права, что находит свою конкретизацию в предмете философии права, понятийно-категориальном аппарате философии права, месте философии права в системе наук.
Генезис философии права
Философия права – древняя наука, берущая свое начало во времена античности (Платон, Аристотель), получившая особое развитие в XVII-XVIII вв. и продолжающая функционировать в системе современного гуманитарного знания.
Первичной духовной предпосылкой философии права явилось этическое (религиозно-этическое) обоснование действующих законоположений и юридической практики. Именно в этике находит поддержку категория справедливости – соразмерности, меры, а также сама возможность принуждения людей к соблюдению единых правил, норм.
Другим важнейшим источником права стало обоснование законов, правосудия через категорию естественного права (С.С. Алексеев). Строго говоря, о философии права речь можно вести тогда, когда мысль исследователя от очевидных фактов социальной жизни (фактическое бытие права, воля государства, обычаи, нравственность и т.д.) обращается к глубинам естественной жизни людей – естественному праву.
Философия права может строиться в двух науковедческих плоскостях:
- в качестве исконно философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения определенной универсальной философской системы;
- в качестве интегрированной философско-правовой области знаний, когда на основе определенных философских идей осуществляется проработка правового материала.
Широкую трактовку права с философией роднит то, что и то, и другое подразумевают категорию «свобода». Фундаментальные проблемы права – свобода, справедливость, равенство, вина, ответственность и др. – одновременно являются и философскими проблемами, так как они подразумевают выявление сущности человека, смысла его жизни, онтологической структуры мира, способах его познания.
Философия открывает глубинные смыслы права, т.е., с одной стороны, обосновывает оправданность определенного поведения людей, а, с другой – задает границы свободы (возможности) такого поведения. Отсюда вытекают такие категории права, как закон, моральное право, божественное право, обычное право, правомочия и т.д. Таким образом, право по своему духу философично, являет собой философию права – синтез «философии на практике» и «философии в теории».
В истории философско-правовой мысли существовали различные подходы к определению предмета философии права:
- идея права (Гегель);
- общественный идеал (С. Франк)
- либертаризм (В. С. Нерсесянц, С. С. Алексеев);
- логика, диалектика и теория познания правового бытия (Д.А. Керимов).
Предмет философии права можно определить на основе подхода И. Канта: 1) что я могу знать о праве; 2) что я должен делать в соответствии с требованиями права и почему? 3) на что я могу надеяться в случае нарушения этих требований; 4) что такое правовой человек или что представляет собой право как способ человеческого бытия.
На основе вышеизложенного напрашивается вывод, что подходов к философии права столько, сколько существует философских систем. Если общая философия есть учение о предельных основаниях человеческого бытия, то философия права – учение о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия.
Философия права: точки зрения «за» и «против»
Зарождение философии права обусловлено тем фактом, что данная дисциплина находится на стыке философии и юриспруденции. Поэтому можно выделить два основных источника философии права:
1) Общефилософская разработка правовых проблем: многие из серьезных достижений классической философии – результат такого подхода, ибо без рефлексии оснований права и правовой реальности в целом философская система не может считаться полноценной.
2) Переход от решения практических задач юриспруденции к их философской рефлексии: например, осмысление оснований уголовного права, вины и ответственности может предшествовать осмыслению сущности права.
Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.
Позиция отрицания философии права характерна для юридического позитивизма в лице юридической догматики, изолирующей право от метафизических наук (наук о духе)
Однако в пользу философии права можно привести следующие основания:
- историческое основание, т.е.проблемы философии права всегда волновали человечество;
- актуальное основание, т.е.выявление загадок и тайн права доступно лишь философскому подходу, поскольку иными путями невозможно разделить предметную (позитивную) и духовную (естественную) ипостаси права и, следовательно, понять сущность права;
- профессиональное основание, т.е. высокий профессионализм и
- честность юриста предполагают осознание высокого гуманистического смысла своей деятельности, что неизбежно востребует философские принципы, подходы и обоснования.