Этапы развития менеджмента в России




Тема15 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Цель лекции: знакомство студентов с особенностями российского менеджмента, а также с основными направлениями исследований российского менеджмента.

 

План лекции

1 Этапы развития менеджмента в России

2 Зарубежные исследования российского менеджмента

3 Отечественные исследования российского менеджмента

 

Этапы развития менеджмента в России

 

Современный менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей. Общие черты отражают этап цивилизации, общественно – экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов. К специфическим чертам относятся:

- национальные особенности общества;

- исторические особенности его развития;

- географические условия;

- культура и т.д.

То, что раньше называлось презрительно местной спецификой, теперь становится одним из конкурентных преимуществ национального менеджмента, т.е. национальный и региональный менталитет - важнейший фактор, влияющий на менеджмент. Причем, это влияние носит как положительный, так и отрицательный характер.

Понимание такого подхода имеет большое значение, и поэтому нельзя механически переносить особенные черты менеджмента из одной культуры в другую. Мы уже давно убедились, что принцип слепого копирования западного и восточного опыта, применительно к нашей стране не срабатывает. Все существующие в данный момент школы менеджмента сложились в конкретных экономических условиях. Перенесение существующих принципов и приемов менеджмента без тщательно их осмысления создает множество трудноразрешимых проблем. Это объясняется прежде всего тем, российский менталитет характеризовался наличием полярности, противоречивости, доведением любой ситуации до крайности. Также нельзя полностью отрицать достижения западной и восточной школ менеджмента. Это означает, что условием для реализации идей менеджмента в России является учет специфики России при использовании опыта и концепции зарубежного управления.

История развития менеджмента в России неразрывно связана с историей самой России. Национальный менеджмент не возникает ниоткуда, он складывается естественным путем в ходе развития России, и его происхождение имеет глубокие исторические корни.

Современный российский менеджмент имеет короткую историю, однако – это уже опыт. Менеджер в России - профессия молодая. Всерьез говорить о российском менеджменте как о высокопрофессиональной и современной сфере деятельности стали только последние годы.

Первый этап развития российского менеджмента пересекается с периодом первоначального накопления капитала, когда основой и преумножением индивидуального богатства является перераспределение собственности. Именно тогда первые российские менеджеры из-за своей неуемной тяги к риску, авантюре и жажде сиюминутного обогащения и неконкурентным формам борьбы попадают в народный фольклор. На этом этапе основу управленческой элиты составляли «красные директора», ставшие руководителями приватизированных предприятий, и так называемые «новые русские», сумевшие обогатиться за счет ловкости, напора и попрания этических норм видения бизнеса, имеющие преимущественно опыт неформальной и теневой экономики. Сюда можно отнести бывших комсомольских лидеров, обладавших необходимыми лидерскими свойствами и амбициями, и представителей партийных органов, министерств и ведомств, государственных организаций, которые «назначались» менеджерами.

Второй этап развития российского менеджмента неразрывно связан с массовой приватизацией крупных и средних предприятий. На этом этапе стало ясно, что «иметь – еще не значит грамотно использовать во имя общего блага». По завершении массовой приватизации со второй половины 90-х годов 20 в. происходят качественные изменения в мировоззрении российского менеджмента.

Кризис 1998 г. прошел водоразделом между вторым и третьим этапом развития российского менеджмента. Он сыграл положительную роль в развитии управленческого класса в России. Многие предприятия с неэффективным менеджментом прекратили существование. Обострилась конкуренция на рынке. В этих условиях на торой план уходит интуиция и предпринимательский талант. Стало ясно, что важнейшим конкурентным преимуществом становится уровень профессиональной подготовки управленческой команды компании, произошло повышение требований к уровню квалификации руководителей. Появился слой профессионально подготовленных специалистов новой формации, а также сумевших легализоваться владельцев крупных капиталов. На этом этапе идет процесс обратной конвертации – капитала во власть.

В настоящий момент в России выделяют три модели управления:

1) модель здравого смысла;

2) западная модель;

3) советская модель.

Первая модель распространена преимущественно в компаниях «новых русских», которые в прежней жизни были кем угодно, только не профессионалами в управлении. Бизнес на первой стадии был довольно простым, что позволяло руководителям обходиться простым здравым смыслом. По мере роста бизнеса стал очевидным недостаточный уровень управленческого профессионализма руководителей этой группы.

Вторая модель представлена западными фирмами, работающими на российском рынке. Российские фирмы перенимают в основном внешнюю атрибутику западного управления (вежливость менеджеров, стильная мебель, персональные компьютеры и т.д.), почти не обращая никакого внимания на западные технологии внутрифирменного управления, т.е. западный менеджмент заметно повлиял на форму и техническую сторону, почти не оказывает заметного влияния на само существо российского менеджмента.

Третья модель управления самая распространенная. Несмотря на многочисленные реформы макроэкономики, порядок управления на многих крупных российских предприятиях до сих пор остается практически неизменимым со времен СССР и обладает характерными чертами административно – командной системы управления.

Существует множество точек зрения по поводу выделения каких-либо особенных черт, присущих только российскому менеджменту. Рассмотрим основные. Первую группу условно можно назвать – зарубежные исследования российского менеджмента, вторую – отечественные исследования российского менеджмента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: