Право на принуждение и его оправдание




Соотношение власти и права парадоксально, так как, с одной стороны, право не может существовать без государственной власти, обеспечивающей строгую реализацию правовых норм и принципов, а, с другой – власть, особенного, политическая, государственная, является чуждой, враждебной силой по отношению к праву (С. С. Алексеев). Причины этого кроются в двойственной природе самой власти, которая одновременно является конструктивным (управленческим) элементом организации жизни людей, и в тоже время, при определенных условиях, способна превратиться в самодовлеющую, авторитарную силу.

Важнейшая внутренняя функция власти – обеспечение надежного общественного порядка. Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения.

Основные формы принуждения:

- психическое принуждение – угроза применения силы и исполнения наказания;

- физическое принуждение – непосредственное применение силы (ограничения в передвижении, свободе выбора и т.д.) с использованием соответствующих способов и средств (судебных, административных, политических и т.д.).

С учетом данных обстоятельств политическая власть – это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу и принуждение, таким образом, изымается у частных лиц (групп) и передается государству, в лице которого принуждение и насилие получают, по выражению И. Канта, законность (легальность)

Вместе с тем,исключительная прерогатива политической власти на использование средств принуждения и насилия не исключает, а, напротив, предполагает согласие большинства общества подчиняться этой власти. Поэтому принуждение и добровольное подчинение являются взаимодополняющими сторонами политико-правовых отношений.

Власть, которая принимается народными массами как правомерная и справедливая становится легитимной властью (от лат. legitimus – законный). Соответственно, власть, которой не доверяют и которая вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения – нелегитимная власть.

С легитимностью соотносится легитимация – процедура общественного признания или подтверждения законности какого-либо права или полномочий действующего лица, а также признание законности или оправдания существующего режима власти. Здесь, однако, необходимо принимать во внимание то, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, и поэтому легитимацию не следует смешивать с легализацией, а легитимность – с легальностью, т.е. с законностью. Легитимация (как морально-этический процесс) не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Согласно М. Веберу, все многообразие легитимации можно свести к трем основным типам:

- традиционной легитимации политико-правовых отношений, основывающейся на обычае, нормы которого выступают в качестве основы господства и подчинения;

- харизматической легитимации политико-правовых отношений, опирающейся на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты;

- рационально-правовой легитимации политико-правовых отношений, подразумевающей добровольное признание юридических норм, регулирующих отношения управления и подчинения (конституционное государство).

Важнейшие принципы легитимации: а) принцип суверенитета народа право граждан на коммуникацию между собой и с правящей элитой и участие в выработке общих решений, затрагивающих их собственные интересы; б) принцип прав человека классические права человека, такие, как право на жизнь, свободу, личную (моральную) автономию. Данные принципы обеспечивают собой легитимное господство законов и с точки зрения индивида как гражданина (принцип суверенитета народа) и с точки зрения индивида как личности (принцип прав человека).

Право и государство в трансформирующемся обществе

Стратегическим (принципиальным) ориентиром посттоталитарных стран является создание правового государства. С позиции философии права проблема правового государства переводится в плоскость некоего идеала, к которому нужно стремиться на основе реформирования политико-правовой и социальной реальности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: