Соотношение власти и права парадоксально, так как, с одной стороны, право не может существовать без государственной власти, обеспечивающей строгую реализацию правовых норм и принципов, а, с другой – власть, особенного, политическая, государственная, является чуждой, враждебной силой по отношению к праву (С. С. Алексеев). Причины этого кроются в двойственной природе самой власти, которая одновременно является конструктивным (управленческим) элементом организации жизни людей, и в тоже время, при определенных условиях, способна превратиться в самодовлеющую, авторитарную силу.
Важнейшая внутренняя функция власти – обеспечение надежного общественного порядка. Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения.
Основные формы принуждения:
- психическое принуждение – угроза применения силы и исполнения наказания;
- физическое принуждение – непосредственное применение силы (ограничения в передвижении, свободе выбора и т.д.) с использованием соответствующих способов и средств (судебных, административных, политических и т.д.).
С учетом данных обстоятельств политическая власть – это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу и принуждение, таким образом, изымается у частных лиц (групп) и передается государству, в лице которого принуждение и насилие получают, по выражению И. Канта, законность (легальность)
Вместе с тем,исключительная прерогатива политической власти на использование средств принуждения и насилия не исключает, а, напротив, предполагает согласие большинства общества подчиняться этой власти. Поэтому принуждение и добровольное подчинение являются взаимодополняющими сторонами политико-правовых отношений.
Власть, которая принимается народными массами как правомерная и справедливая становится легитимной властью (от лат. legitimus – законный). Соответственно, власть, которой не доверяют и которая вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения – нелегитимная власть.
С легитимностью соотносится легитимация – процедура общественного признания или подтверждения законности какого-либо права или полномочий действующего лица, а также признание законности или оправдания существующего режима власти. Здесь, однако, необходимо принимать во внимание то, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, и поэтому легитимацию не следует смешивать с легализацией, а легитимность – с легальностью, т.е. с законностью. Легитимация (как морально-этический процесс) не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.
Согласно М. Веберу, все многообразие легитимации можно свести к трем основным типам:
- традиционной легитимации политико-правовых отношений, основывающейся на обычае, нормы которого выступают в качестве основы господства и подчинения;
- харизматической легитимации политико-правовых отношений, опирающейся на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты;
- рационально-правовой легитимации политико-правовых отношений, подразумевающей добровольное признание юридических норм, регулирующих отношения управления и подчинения (конституционное государство).
Важнейшие принципы легитимации: а) принцип суверенитета народа – право граждан на коммуникацию между собой и с правящей элитой и участие в выработке общих решений, затрагивающих их собственные интересы; б) принцип прав человека – классические права человека, такие, как право на жизнь, свободу, личную (моральную) автономию. Данные принципы обеспечивают собой легитимное господство законов и с точки зрения индивида как гражданина (принцип суверенитета народа) и с точки зрения индивида как личности (принцип прав человека).
Право и государство в трансформирующемся обществе
Стратегическим (принципиальным) ориентиром посттоталитарных стран является создание правового государства. С позиции философии права проблема правового государства переводится в плоскость некоего идеала, к которому нужно стремиться на основе реформирования политико-правовой и социальной реальности.