Адаптация и дезадаптация в трудовой деятельности




Проявления профессиональной дезадаптации могут быть следствием переживания стрессовых воздействий, опасностей, экстремальных факторов, риска, а также труда в особых условиях. В.И.Лебедев, врач-психиатр создал целостную психологическую концепцию психической адаптации человека в труде. Признаком адаптированности является плавное, равномерное осуществление регуляторных процессов, обеспечивающих относительное равновесие человека и внешней среды. Если внешняя среда меняется резко и неожиданно, человек оказывается не готов существовать в ней и оптимально функционировать, при этом могут возникать функциональные неврозы, нервно-психические расстройства. Особыми, экстремальными ситуациями воздействия В. И.Лебедев называет такие виды воздействий, при которых обычных резервных возможностей человека оказывается недостаточно, происходит прорыв адаптационного барьера, ломка «динамического стереотипа», нарушения «функциональных органов», в результате которых наступает психическая дезадаптация, или состояние кризиса. Примерами особых, экстремальных условий труда могут быть монотонность, однообразие стимулов; нарушение временных ритмов (работа вахтовым методом, сменная работа, пересечение летчиком временных поясов); с особенностями информационного потока, его ограничением или избыточностью, слишком высоким темпом предъявления информации; опасностью для жизни и здоровья; одиночеством, групповой изоляцией и т.д. Психическая переадаптация — внутренняя работа личности форме переживаний), которая направлена на преодоление, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под Влиянием экстремальной ситуации. При этом происходит коррекция состояния психическойдезадаптации, связанная с переосмыслением ценностей, жизненных планов и пр. Психическая реадаптация — процесс перестройки адаптацион-ных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональ-ных условиях, неадекватных для обычной жизни. Реадаптация необходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с опасными, экстремальными факторами жизнь.В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нормального душевного состояния и профилактики острых форм психической дезаптации, требующих лечения и длительного отдыха, предлагаются активные виды досуга, переключающие личность на другие, спокойные формы предметной деятельности (домашний труд, рыбалка, охота, спорт, занятия искусством и т. д.)

Под адаптацией в широком смысле принимают процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования.

На процесс адаптации влияют различные черты личности, а также уровень общего и специального образования, профессиональная подготовка индивида, уровень сформированностипрофессионального интереса, соц. – психологическая и нравственная готовность к участию в коллективном труде.

В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства и качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся.

Адаптация – процесс, который реализуется благодаря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека, соответственно с требованиями среды. Возможность такой мобилизации и освоение новых условий неодинаковы у разных людей, поэтому наблюдаются индивидуал.различия в её качествах (скорость, прочность и т.д.)

Выделяют 4 степени адаптированности личности к новой соц. среде:

1) начальная стадия – индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своём сознании не признаёт ценностей новой среды, и где может, отвергает их, придерживается прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образам поведения друг друга;

3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды, при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой среды;

4) ассимиляция – происходит полное совпадение ценностей индивида и среды.

Существуют субъективные и объективные критерии адаптации.

Объективные – это степень реализации индивидом в своём поведении норм и правил жизнедеятельности при этом данном коллективе.

Субъективные – положительное отношение к членству в данном коллективе, ксуществ условиям, для удовлетворения и развития соц. потребностей.

Адаптация личности в коллективе представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Среди них выделяют:

1) профессиональная адаптация – адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимоотношения между работниками в процессе труда. Другими словами – это адаптация к самой трудовой деятельности со всем обеспечивающим её составляющим.

2) соц. организационная адаптация – включает в себя следующие аспекты:

* административно – правовой – связан со владением знаний о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия.

* соц. – экономический – связан с владением адаптатом социальной и экономической активности.

* управленческий – связан со становлением работника как субъекта управления.

* рекреационно-творческий – отражает адаптацию к сфере жизни коллектива, связанной с бытом и отдыхом.

3) психофизиологическая адаптация – адаптация к условиям труда, режиму работы, отдыха. Такая адаптация особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от уровня здоровья человека, его естественных реакций, характеристик условий труда.

4) социально-психологическая адаптация – процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми. Социально-пихологич. адаптированный работник – работник, устойчиво закреплённый в коллективе. Именно соц. психологическаянеадаптированность лежит в основе текучести кадров.

Факторы адаптации:

1) факторы, которые связаны с особенностями личности самого человек (общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и др. психические процессы, исходное функциональное состояние и т.д.)

2) факторы, которые по отношению к личности существуют объективно (средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, личность руководителя, уровень развития коллектива и т.д.)

Морально психологический климат определяет настроение коллектива и следовательно отношение к адаптанту. Настроение определяет формы, в которых происходит воздействие на личность, (новички очень чувствительны к форме общения, отношений, воздействия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: