Глава I. Предмет философии.




Серия: Учебник НГТУ

 


В.В.КРЮКОВ

 

 


Философия

 


Новосибирск



 


ББК 87я73


ФБ 561

 

 


Работа подготовлена на кафедре философии НГТУ

 

 


Ф 561 Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.-


Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.-

 

 


Текст учебника составлен на основании ТРЕБОВАНИЙ (ФЕДЕРАЛЬ-


НЫЙ КОМПОНЕНТ) к обязательному минимуму содержания и уровню под-


готовки БАКАЛАВРА и ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА по


циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в го-


сударственных образовательных стандартах высшего профессионального об-


разования второго поколения.

 


Индекс ГСЭ.Ф.10 ФИЛОСОФИЯ

 


В учебнике на основе новейших достижений естествознания и общество-


ведения популярно изложен курс философии в современном её понимании. В


текст включены очерки по истории философии. Представлены оригинальные


версии диалектической логики, философии природы, философии человека.


Большое внимание уделено специфическим для технических вузов разделам


теории познания, методологии науки и философии техники.

 

 


ББК 87я73


© Издательство НГТУ


© В.В.Крюков

 

 



 

 


Предисловие.

 


Настоящее издание представляет собой основательно переработанный


и серьёзно дополненный, а также заново отредактированный вариант учеб-


ника «Философия: Учебник для студентов технических вузов / И.Я. Копылов,


В.В. Крюков, Г.А. Антипов и др.; Под ред. И.Я. Копылова, В.В. Крюкова.-


М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.- 256 с.- (Серия «Высшее


образование»), который занял призовое место на Всероссийском конкурсе


учебников и учебных пособий для технических вузов в Ростове-на-Дону


(2000 г.) и получил грант на издание и гриф Министерства образования Рос-


сийской Федерации.


Автором, составителем и редактором настоящего издания является


КРЮКОВ Виктор Васильевич, доктор философских наук, профессор, акаде-


мик Академии гуманитарных наук РФ, заведующий кафедрой философии


НГТУ. Свои материалы предоставили также:


Бажутина Т.О., д.филос.н., профессор (Г. 5);


Буторин В.Я., к.филос.н., доцент (Г. 2: западная философия; Г. 8);


Завьялова Н.И., к.филос.н., доцент (Г. 7);


Копылов И.Я., д.филос.н., профессор (Г. 2: немецкая классика, марк-


сизм; Г. 9: проблема сознания);


Сергеев С.К., к.филос.н., профессор (Г. 4);


Разумовский О.С., д.филос.н., профессор (Г. 6);


Тимошенко И.Г., д.филос.н., доцент (Г. 9: человек в сферах бытия).

 


Работа подготовлена в Новосибирском государственном техническом


университете на кафедре философии.

 


3

 


 

 


Глава I. Предмет философии.

 


Мудрость. Слово философия впервые произнёс великий мыслитель


Древней Греции - Пифагор. К нему обратился один из его учеников со сло-


вами: «О, sophicos!», то есть «мудрец», и тогда Пифагор ответил: «Я не муд-


рец, я лишь любитель мудрости. Всё могут знать одни Боги. Я только стрем-


люсь к этому».


Давайте рассудим: а что же такое мудрость? Есть такая житейская фор-


мула: многознание уму не научает. Много ума или мало – не в этом суть.


Суть в том, хороший ум или плохой. Тогда посмотрим, какой же ум считать


хорошим? Известны две любопытных истории на эту тему.


В Древней Греции был великий мыслитель по имени Сократ. И однажды


спросили у знаменитого Оракула в храме Аполлона в городе Дельфы: кто яв-


ляется мудрейшим из эллинов? И дельфийский Оракул, который всегда отве-


чал весьма уклончиво, на этот раз дал совершенно определённый ответ: муд-


рейшим из эллинов является Сократ. Пришли к Сократу и передали ему сло-


ва Оракула. На это мнение Сократ пожал плечами и сказал: «Я знаю только


то, что ничего не знаю». Помолчал и добавил: «Но остальные не знают и это-


го».


Был также в Древней Греции знаменитый философ Диоген из города


Синопы. Он был настолько знаменит, что поговорить с ним приехал великий


полководец Александр Македонский, и он был настолько восхищён умом


Диогена, что воскликнул: «Я великий Александр. Я могу выполнить любое


твоё желание. Проси всего, чего ты хочешь». На это Диоген ответил: «Ото-


двинься в сторону, ты заслоняешь мне солнце». И тогда Александр сказал:


«Если бы я не был великим Александром, я бы хотел быть Диогеном».


Так вот однажды к Диогену обратился философ-софист Антисфен и ска-


зал: «Послушай, Диоген! Если ты мудрейший из нас, то почему ты больше


всех задаёшь вопросов?» В ответ Диоген взял прутик и нарисовал на песке


диаграмму. Изобразив маленький круг, он сказал: «Вот Ваши знания». Затем


описал вокруг этого круга большой круг и сказал: «А вот мои знания. А те-


перь посмотрите, у кого из нас больше граница с неизвестным». В этом и со-


стоит парадокс Диогена: чем больше мы знаем, тем больше мы убеждаемся в


собственном невежестве.


Для того, чтобы определить качество интеллекта, можно предложить та-


кое понятие, как склад ума. Начнём с обычного склада как помещения, в ко-


тором хранят разные вещи. В одном случае это может быть тёмный чулан


или заброшенный чердак, где как попало сбросан в кучу всякий хлам, и когда


нам что-нибудь понадобится, мы можем долго рыться в своём барахле, выби-


ваясь из сил и не достигая успеха. В другом случае это будет светлая комна-


та, где все вещи разложены по полочкам, каждая на своём месте, снабжена


бирочкой, занесена в каталог, и когда в ней возникнет нужда, мы найдём её

 

 



 


легко и быстро и пустим в дело. Так и в своей голове мы можем иметь либо


тёмный чулан, либо светлую комнату, и тогда мудрость – это хороший склад


ума, то есть светлый, упорядоченный, хорошо организованный ум, который


можно эффективно использовать и в работе, и в жизни.

 


Мировоззрение. Мировоззрение – необходимая часть духовной культу-


ры общества, внутреннего мира каждой человеческой личности. Разнородные


блоки знаний, убеждений, мыслей, образов, идеалов, чувств и настроений,


стремлений и надежд, соединясь в целостной картине окружающей действи-


тельности, предстают как более или менее разработанное, упорядоченное или


хаотичное, верное или иллюзорное понимание людьми мира в целом, его


частей и состояний; как осознание человеком самого себя и своего места в


мире, как память о прошлом, видение настоящего и предвосхищение буду-


щего.


В состав мировоззрения входят и играют в нём каждое свою специфиче-


скую роль повседневные впечатления, обыденные или житейские практиче-


ские знания, профессиональные умения, глубокие научные истины. Все эти


компоненты составляют жизненный опыт как отдельного человека, так и не-


которой общности людей – группы или массы, и чем солиднее, чем богаче


содержанием этот жизненный опыт, тем более прочную опору получает дея-


тельность личности и общества.


Однако знания никогда не заполняют собой всё поле мировоззрения.


Кроме знаний о мире и самом человеке как его элементе в мировоззрении


осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определённые


системы ценностных ориентаций – суждения о добре и зле, благе и справед-


ливости, красоте и уродстве, дружбе и вражде, любви и ненависти и т.п.


Здесь создаются образы прошлого и конструируются проекты будущего, по-


лучают одобрение или осуждение различные мотивы и способы поведения и


всей жизни в целом.


Вообще программы действий, направленность поступков людей имеют


под собой две опоры: знания и ценности, которые во многом противополож-


ны по своей сути и вместе с тем дополняют друг друга как две стороны од-


ной монеты. Познанием движет стремление к истине, к правильному и точ-


ному воспроизведению существенных черт и объективного содержания ре-


альной действительности. Ценностное сознание имеет другой смысл. Оно


воплощает в себе отношение людей ко всему существующему и происходя-


щему с собственно человеческой точки зрения, субъективно, то есть в соот-


ветствии с их потребностями, интересами, целями, тем или иным понимани-


ем смысла их собственной жизни. Представление о мире в ценностном ас-


пекте – это человеческое измерение многоразличных фрагментов действи-


тельности.


При всей их разнородности познавательный и ценностный способы ос-


воения мира человеческим сознанием и практическим действием должны


быть гармонизированы, приведены в согласие. Необходимо также, чтобы

 

 



 


было достигнуто напряжённое единство других полюсов в содержании миро-


воззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоре-


тического и практического опыта людей, осмысления прошлого и предвиде-


ния будущего. Их гармоничное сочетание всегда есть результат сложной,


долгой и порой мучительной духовной работы, призванной тем не менее


обеспечить цельность и связанность человеческого опыта и дать ему надёж-


ные ориентиры в настоящей и предстоящей жизни.


Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, кон-


кретных места и времени. Оно позволяет соотносить опыт каждого данного


человека с опытом других людей, включая и тех, которые жили раньше, и


даже в далёком прошлом. В мировоззрения накапливается и уясняется смы-


словое содержание человеческой жизни, всё новые поколения людей приоб-


щаются к духовному миру пращуров, дедов и отцов, ближних и дальних со-


временников, что-то при этом бережно храня, а от чего-то решительно отка-


зываясь.


Итак: мировоззрение есть целостная совокупность знаний, представле-


ний, суждений, оценок и принципов, определяющих самое общее видение и


понимание мира, места в нём человека, и вместе с тем формирующее жиз-


ненные позиции, структуры поведения и программы деятельности людей. В


мировоззрении в обобщённом виде представлены познавательная, ценност-


ная и поведенческая стороны человеческого существования.


В различных формах мировоззрения по-разному представлены чувст-


венный, житейский и интеллектуальный опыт людей. Эмоционально-


психологическую сторону мировоззрения в виде настроений, чувств, пере-


живаний представляет мироощущение. Опыт создания наглядных образов в


диапазоне от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей и


диаграмм относят к мировосприятию. Наконец выражение содержания ми-


ровоззрения в форме абстрактных понятий, символических формул, интел-


лектуальных моделей составляет миропонимание.


Чувственная сторона духовного мира человека является непременным


элементом мировоззрения. Ярким примером возвышенных мировоззренче-


ских эмоций могут служить знаменитые слова великого немецкого философа


Х1Х века Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё


более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я


размышляю о них: это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».


Новое значение приобретают в составе мировоззрения знания. Срастаясь


со всей совокупностью взглядов, представлений, переживаний, они становят-


ся, в конечном счете, больше, чем просто знаниями, превращаясь в познава-


тельные убеждения, то есть глубоко укоренённые в нашем интеллекте про-


думанные, обоснованные, личные позиции в трактовке явлений и событий


окружающей нас действительности. Силу убеждения приобретают также


нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические ценности,


нормы и идеалы. В сочетании с волей они становятся основой жизненного


поведения и практического действия.

 

 



 


Существенная характеристика переплавки знаний и представлений в


убеждения – это всё возрастающая степень доверия к их содержанию, к их


глубокому смыслу. Диапазон человеческой уверенности, веры широк. Он


простирается от жизненной, практической несомненности или очевидности,


то есть целиком рассудочной позиции, до религиозных верований, пусть не-


обоснованных и непроверенных, но всё же систематизированных и освящён-


ных высоким авторитетом Бога и церкви, заветом предков; а также вплоть до


легковерного принятия одиозных баек и нелепых вымыслов, что свойственно


массовому сознанию примитивного уровня, когда люди, не желая тратить


силы на формирование грамотного мировоззрения, оказываются в плену са-


мых невежественных представлений и суеверий.


Ведущая роль убеждений в составе мировоззрения не исключает поло-


жений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже с недоверием. Со-


мнение вообще есть признак самостоятельной, осмысленной работы в облас-


ти мировоззрения. Фанатичное, нерассуждающее принятие той или иной ми-


ровоззренческой доктрины, духовное срастание с ней без внутренней кри-


тичности называют догматизмом. Другая крайность – это неверие ни во что,


сомнение в истинности знаний, правоте идеалов, достоинстве целей. Эту по-


зицию называют скептицизмом и нигилизмом от латинского nihil – ничто.


В мировоззрении различают также по степени глубины, продуманно-


сти, обоснованности, логической последовательности, интеллектуальной си-


лы аргументов, яркой образности повседневно-практический и теоретиче-


ский уровни.


Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых


проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую


“память веков”, убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения,


но и множество заблуждений и предрассудков.


Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный ха-


рактер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманно-


стью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не


всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях за-


тмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышле-


ние сиюминутно и приземлённо, оно пасует перед проблемами, требующими


серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей


и стремления к высоким идеалам.


Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззре-


ния, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует опираясь на


логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой


и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современно-


сти. На профессиональной основе этим занимается философия.

 


Содержание мировоззрения. В философской картине мира с необходи-


мостью должны быть представлены четыре основных элемента, четыре


предмета осмысления действительности. Это Природа, Бог, Общество и Че-

 

 



 


ловек. Они различаются между собой специфическим для каждого из них


способом существования, особенностью их представленности в бытии мира.


Так, природа – это всё то, что существует само по себе, спонтанно, сти-


хийным образом. Это та часть реальности, которая никем не сотворена, кото-


рой никто не управляет и в которую никто не вмешивается. Прекрасно выра-


зил сущность природы древнегреческий философ Гераклит из Эфеса: «Мир,


единый из всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и вечно пре-


будет живым огнём, мерами возгорающимся и мерами затухающим». Приро-


де присущ естественный способ существования в том смысле, что она про-


сто есть, и это обстоятельство мы вынуждены признавать – нравится нам это


или нет – как непреложный факт.


Бог в таком случае – это понятие, за которым стоит представление о по-


тустороннем мире, о волшебных существах: ангелах и архангелах, серафимах


и херувимах, чертях и дьяволах, духах и призраках. Сюда относят всё,


имеющее чудесный характер: колдовство, превращения, перемещения в


“мгновенье” ока. Сам Бог есть существо вечное, вездесущее, всемогущее,


всеведущее, всеблагое, то есть полный предел существования, и способ его


существования – сверхъестественный, то есть противоположный природно-


му.


Общество, социальная система состоит из таких элементов, как люди,


вещи, знаки, институты или учреждения, которые в “дикой” природе не


встречаются и не могут возникнуть спонтанно, сами собой. Все они созданы


в процессе деятельности людей, сотворены ими. Однако это сотворение не


есть чудо, в котором явно нарушаются законы природы. Продукты человече-


ской деятельности своим существованием не противоречат законам природы,


не нарушают их, но и не вытекают из действия этих законов. Явления соци-


альной действительности имеют искусственный способ существования. Это


значит, что сама природа такие объекты создать не может: булки хлеба не


растут на деревьях, овцы не стригут себя и не вяжут кофты и свитера, глина


не выкапывается сама собой из земли, не формуется в кирпичи, не обжигает-


ся в печах и не складывается в стены домов, и так далее. Скажем, река Обь –


это естественный фрагмент реальности, а вот мост через неё – искусственное


сооружение, не объект натуры, а предмет культуры.


Наконец человек занимает особое место в составе действительного мира.


Его нельзя отнести к природе, хотя в нём есть природное начало: как всякое


живое существо он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится


в полном соответствии с законами биологии.


Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его


генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и исключи-


тельно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение


речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, вооб-


ражение и фантазия, предвидение следствий своих действий, то есть всё то,


что делает его представителем вида homo sapiens – “человек разумный”.

 



 


В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность


к творчеству, к созданию нового, оригинального, то есть такого, чего не было


до него, не может возникнуть без него и что не может без постоянной опеки


человека существовать. Иначе говоря человек есть созидатель и демиург,


управитель части, а потенциально и всей реальности и в том толковании, что


он есть образ и подобие Божие на Земле, и в том, что образ Бога есть идеаль-


ное выражение человеческой сущности или предел, асимптота человеческого


существования как горизонт, к которому человек стремится в своём нынеш-


нем и особенно будущем бытии.


Выдающийся философ ХХ века, создатель философской антропологии


(anthropos – человек, logos – учение) Макс Шелер определил человека как


эксцентрическое существо ” в том смысле, что человека нельзя однозначно


отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному.


Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинирован-


ный. Человек универсален и в определённом смысле он есть пересечение,


фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем


самым всю глубину бытия, вот только может статься, что глубина эта без-


донна.

 


Формы мировоззрения. В истории духовной культуры общества имели


место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, нау-


ка и философия.


Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в неза-


памятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную,


нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практи-


ческую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В


мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествова-


ния об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхожде-


нии ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рас-


сказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращени-


ях, удивительных существах.


В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или


вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от


людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными


существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян,


русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах - кикиморы; в


омутах - водяные.


Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог


Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или


Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было


царство Аида или Плутона.


Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выра-


жалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литера-


турный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было

 

 



 


также антропоморфным, то есть очеловеченным представлением действи-


тельности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались


так же, как к своим соплеменникам с мольбами или угрозами, их пытались


задобрить подношениями или же наказывали розгами их изображения за не-


выполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроиз-


ведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жёны, дети, много-


численная родня в различных коленах.


Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древ-


ности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предме-


тов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам;


фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явле-


ний; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий


влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и


духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, ша-


манство, знахарство и тому подобное.


Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в пе-


риод разложения родового общества и становления цивилизаций, когда по-


являются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буд-


дизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и


персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это


творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего,


трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенст-


во, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренче-


ской форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в


сверхъестественное.


Наука, как и религия, формируется как мировоззрение на основе содер-


жания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические


элементы мифов и придаёт им сакральный, священный характер, то наука


вбирает в своё содержание реалистические элементы мифов, представляю-


щие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, то есть в знаковых


моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по


освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной сре-


ды.


Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звёзд на не-


бе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование


свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов рас-


тений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении


их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем


самым приносящих пользу – вот тот материал, из которого начинает строить-


ся научная картина мира.


Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не


в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося


цивилизованного общества. Причём философия занимает особенное место в


мировоззренческих построениях: её нельзя вывести непосредственно из ми-

 

 



 


фов или представить как обобщённый и выраженный в абстрактной форме


опыт практической деятельности людей. Так же как к науке, особняком стоит


она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, то


есть разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и


тем более на нелепые суеверия.


Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет


рефлексивный характер, от латинского reflectia – отражение, то есть это такое


знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Ко-


гда человек размышляет обо всём сущем не отстранённо, а с позиций своего


субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек


прежде всего обращает внимание на свои собственные действия с точки зре-


ния именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих


оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как


таковой, а как мой мир, он вступает на поле философии.


Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные


и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого


общества в ходе эволюции его духовной культуры пропасть между религией


и наукой расширяется и углубляется.


Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что


философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой, она


должна осваивать ничейную землю между ними, выстраивать свои теорети-


ческие конструкции между областями пылкого воображения и сухого факта,


которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, непол-


ную и недостаточную картину действительности.


Философия, таким образом, является центром, системообразующим


ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и полноту.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: