Этапы профессионального развития практического психолога

1. Восторженно-романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последу­ющего развития этап — это своеобразная «база», эмоцио­нальный «тыл», который создает особую, незабываемую «атмосферу» первого знакомства с психологией. А «атмо­сферы» в нашей жизни, как известно, дорогого стоят...

2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочется «уз­нать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «эк­зотической методикой». Тоже очень важный и необходи­мый этап — это основа будущей профессиональной гордо­сти и чувства собственного профессионального достоин­ства.

3. Первые разочарования, а потом будут и последую­щие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответ­ственные этапы. Поскольку здесь решается основной во­прос: научится студент-психолог преодолевать эти «кри­зисы разочарования» или они попросту «сломают» его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать «личностными».

4. Начало самостоятельного решения некоторых пси­хологических проблем(теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отри­цательного опыта использования этих технологий и по­пытками работать как-то иначе (начало настоящего про­фессионального творчества и формирование своего инди­видуального стиля деятельности).

5. Первые серьезные попытки работать по-новому. Ча­сто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совер­шенства.

Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает», что для творческой работы и импрови­зации в своем труде оказывается нужно хорошее знание психологиче­ской теории и методологии...

6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает от­кровенную «аллергию».

7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологиче­ской базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

Естественно, далеко не все психологи проходят «пол­ный цикл» такого развития, многие просто «застревают» на каких-то этапах, то есть попросту останавливаются в своем профессиональном развитии.

Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (таким психологам даже можно позавидовать, поскольку все им видится в «розовом свете» и... никаких «разочарова­ний»).

От таких психологов может быть даже определенная польза: они всюду будут утверждать веру во «всесилие» психологической науки и практики. С такими психолога­ми легко и уверенно чувствуют разные клиенты, заказчики и даже те психологи, которые мучительно преодолевают свои кризисы профессионального развития, поскольку восторженно-романтическое настроение — это, прежде всего, настроение оптимизма и легкости, которого многим так не хватает (в том числе и серьезным психоло­гам-профессионалам).

Труд практического психолога, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как объективные, так и субъективные характеристики.

Профессиональные знания составляют основу для технологии достижения желаемых результатов работы психолога и для формирования психолого-педагогической культуры.

Психолог должен обладать знаниями:

· о собственных индивидуальных особенностях,

· о собственных способностях,

· о собственных возможностях,

· о собственных сильных и слабых сторонах,

· а также способах компенсации собственных недостатков.

Не менее важно знать основные психологические особенности объектов труда, характеристики реальных процессов и взаимосвязей.

Профессиональные уменияпредставляют собой действия и техники психолога, применяемые им в процессе деятельности.

Практическому психологу необходимо уметь:

· объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи клиента,

· планировать и эффективно осуществлять психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общества,

· систематически изучать и объективно оценивать результаты психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации;

· регулировать свои эмоциональные состояния;

· мобилизовать психические функции (память, внимание, мышление);

· осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной, профессиональной информации.

Психолог должен уметь развивать в себе ПВК:

· интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума)

· рефлексивность и социальность (эмпатия, потребность в соц. контактах и соц. одобрении, коммуникативность);

· потребность в достижениях, самокритичность, сила «Я», эмоциональная устойчивость, жизнерадостность и оптимизм.

 

Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. В числе важных навыков можно выделить:

· способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния,

· мобилизовать психологический ресурс,

· осуществлять весь комплекс деятельностных элементов.

 

Наиболее значимыми качествами практического психолога являются:

· аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений;

· чуткость и проницательность;

· эмоционально-волевая стабильность и терпеливость,

· устойчивость к стрессам

· умение адаптироваться к различным условиям выполнения обязанностей,

· эмпатия

· рефлексия;

· общая психофизическая активность.

Профессиональная позиция практического психолога – это целостное психическое образование, включающее:

· конкретные установки и ориентации,

· систему личных отношений и оценок опыта, реальности, перспектив,

· а также собственных притязаний.

Эта позиция выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения.

Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сферу своей деятельности психолог считает жизненно-важным приоритетом и если на практике психолог реализует современную профессиональную культуру, лучшие традиции и продуктивные инновации современной психологии, то такая позиция может считаться оптимальной.

От психолога требуется:

· критичность,

· независимость,

· нестандартность мышления,

· руководство здравым смыслом,

· восприимчивость,

· чувство новизны,

· способность выполнять разнообразную деятельность.

· энтузиазм.

· аккуратность,

· последовательность,

· терпимость, упорство,

· способность обучать других,

· чувство ответственности.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...