Глава 2. Очерки истории философии. 4 глава





пристрастиями и предубеждениями.


Согласно Канту, долженствование специфическим образом характеризу-


ет человека как свободное существо и общество как результат взаимодейст-


вия человеческих индивидов. К природе, по Канту, понятие долженствования


не применимо. Поэтому, с точки зрения Канта, прогресс человечества не-


мыслим без осознания противоположности должного сущему (тому, что су-


ществует в настоящее время), без их противопоставления, без преодоления


противоположности между ними.


Гегель в своем понимании прогресса человечества исходит из представ-


ления об имманентном, обусловленном “абсолютной идеей”, развитии, каж-


дая ступень которого логически вытекает из предыдущей ступени. Поэтому


Гегель развивает свое понимание долженствования, смысл которого состоит


в преодолении противоположности между должным и сущим в процессе ста-


новления и развития социальной реальности. “Гегель, следовательно, рас-


сматривает должное как обусловленное процессом развития реализацию

 

 



 


внутренне присущего процессу развития высшего начала, которое становится


результатом развития именно потому, что оно изначально... наличествовало в


этом процессе. С этой точки зрения то, что должно быть, уже есть, правда, не


как завершенное целое, а как его становление. Тем самым как бы преодоле-


вается противоположность между долженствованием и существованием, ибо


о должном уже нельзя сказать, что оно не есть и представляет собой лишь


априорное требование чистого практического разума.


Категорический императив Канта – это определение должного как нрав-


ственного идеала, полное осуществление которого не достижимо. Однако,


согласно Канту, любое приближение к этому идеалу возможно. Это значит,


что человек способен руководствоваться в своих поступках нравственным


законом, то есть превращать этот закон в определяющий мотив своего пове-


дения. И если какой-либо человек уклоняется от выполнения категорическо-


го императива, то причина этого – его личный произвол, а не обстоятельства,


которые не зависят от его сознания и воли. Без этого была бы невозможна


ответственность человека за свои поступки. Отсюда ясно, что Кант обосно-


вывает реальную возможность и даже необходимость превращения сущест-


вующего в должное, так как объективные, независимые от сознания людей


механизмы развития создаются самими людьми.


Гегель продолжает обосновывать понимание должного как осуществ-


ляющегося путем развития противоречий, независимых от сознания и воли


людей, хотя и созданных их деятельностью. Это понимание должного стано-


вится у Гегеля неотъемлемым элементом теории развития человека и обще-


ства. Его теория развития носит телеологический характер (телеология –


учение, согласно которому всякое развитие является осуществлением заранее


предопределенной цели). Гегель выступает против упрощенного телеологи-


ческого истолкования природы, согласно которому виноградная лоза произ-


растает, чтобы было из чего делать вино, а пробковый дуб – чтобы делать из


него пробки для затыкания бутылок с вином. Согласно его пониманию отно-


шение целесообразности внутренне присуще процессу развития – безотноси-


тельно к тому, как этот процесс может быть использован человеком (или не


использован вообще).


Эта имманентная телеология толкует превращение возможности в дей-


ствительность как осуществление цели, заложенной в начале каждого про-


цесса развития. Но в реальности существует не одна, а несколько возможно-


стей. По Гегелю, действительностью становится определенная возможность –


реальная, благодаря наличию соответствующих условий, а также благодаря


деятельности, реализующей эту возможность. И поскольку речь идет о чело-


веческой – целеполагающей и целесообразной – деятельности, посредством


которой осуществляется развитие, этот процесс характеризуется Гегелем как


становление должного.


Гегель, как и Кант, связывает понятие долженствования не с независи-


мой от человека природой, а именно с природой человека и общества. В этой


сфере, которая в отличие от внешней природы образует специфическую, че-

 

 



 


ловеческую реальность, “необходимость не существует сама по себе, она


предполагает свою противоположность – свободу как субстанциальное опре-


деление духа, необходимость содержится внутри свободы, порождается ею”.


И это не парадокс: ведь обстоятельства лишь в той мере определяют людей, в


какой люди творят эти обстоятельства. Объективные условия, определяющие


развитие общества, создаются самим обществом, людьми. Поэтому филосо-


фию Гегеля можно охарактеризовать как философию свободы: “Субстанци-


ей, сущностью духа является свобода”; сама всемирная история “есть ни что


иное, как развитие понятия свободы”, а прогресс в истории есть прогресс “в


сознании свободы”.


Для предшественников Гегеля необходимость имеет значение непре-


ложной реальности. Чем больше человек углубляется в познание природы,


тем более реальной и непререкаемой становится для его сознания властвую-


щая над природой необходимость. Свобода ничего не изменяет в необходи-


мости, не нарушает и не может нарушить ее поток. Для Гегеля свобода ста-


новится в развитии мира. Мир есть история духа, и в этой истории свободе


предстоит одержать победу над необходимостью. Свобода и необходимость


– это не различные стороны действительности, это скорее ступени ее разви-


тия. Один и тот же дух лежит в основе как необходимости, так и свободы.


“Но этот дух в случае необходимости находится на низшей ступени своего


развития. Это – ступень, когда разум не возвышается еще над познанием бы-


тия конечного и единичного... Истинный генезис познания предполагает


возвышение над необходимостью и переход от сферы необходимости в сфе-


ру свободы...”


Гегель выдвигает тезис: свобода – это воля. “Индивид есть родовое су-


щество, которое как персонификация (лат. – олицетворение) человечества


является воплощением субстанциального духа, но как конечное, смертное


существо оказывается преходящим его моментом. Так возникает коллизия


субъективной, эмпирической воли и воли всеобщей, субстанциальной. Эта


коллизия составляет существенное содержание истории человечества, в ходе


которой эти противоположности претерпевают изменения и в конечном ито-


ге достигают органического взаимопроникновения, что, однако, не устраняет


первоначального противоречия”. Таким образом, проблема свободы непо-


средственно связывается у Гегеля с историей человечества, понимаемой как


противоречивый, но вместе с тем неостановимый прогресс, и благодаря это-


му становится историей прогрессирующего освобождения человека.


Кант, объявив свободу безусловной противоположностью природе, не-


избежно должен был прийти к выводу, что человек свободен лишь как


трансцендентальный субъект, то есть свободен в меру своей независимости


от эмпирического существования, полностью подчиненного необходимой


связи событий. Поэтому, по Канту, свобода возможна лишь как независи-


мость от необходимости. Гегель, критикуя Канта, отмечает, что тот считал


природу подчиненной необходимости, а дух свободным. Это воззрение, счи-


тает Гегель, фиксирует отношение, существующее в мире явлений, оно оши-

 

 



 


бочно противопоставляет свободу необходимости. Существует лишь одно


абсолютное – дух, свобода является его субстанцией, сущностью. Следова-


тельно, свобода – это абсолютное, а необходимость – относительное; иначе


говоря, свобода первична, а необходимость вторична, производна. Задача,


следовательно, состоит в том, чтобы вывести из изначальной, абсолютной


свободы существование не свободных, а необходимых реальностей: необхо-


димость должна возникнуть из свободы.


Поскольку тождество бытия и мышления есть отношение, предпола-


гающее наличие в мышлении его собственной противоположности, то есть


того, что не есть мышление, а именно – природа. Природа есть бытие “абсо-


лютной идеи”, но только внешнее, отчужденное, несвободное существование


этой идеи. Природа внутри себя духовна, но присущий ей дух еще не осознал


свою сущность, свободу. Именно поэтому в природе господствует необходи-


мость. Иерархия природных явлений от механических процессов до жизни


рассматривается Гегелем как процесс поэтапного обнаружения духовности


природы, становление свободы.


Высшая ступень развития природных явлений – человек, который есть


возвышение необходимости до своей внутренней сущности – свободы. Сво-


бода, по Гегелю, – это основное определение природы человека. Но посколь-


ку человек поступает соответственно своим чувственным побуждениям, он


не свободен, а подчинен природе, необходимости. Таким образом, человек, с


одной стороны, противостоит природе, как “сверхприродное”, отличное от


всего живого, существо, а с другой, – он все же остается природным сущест-


вом.


Если у Канта двойственность человеческой природы обусловлена тем,


что человек есть и эмпирический субъект, и “вещь в себе”, неподвластная


времени и пространству, то в учении Гегеля надэмпирическую сущность че-


ловека образует его принадлежность к человеческому роду, то есть социаль-


ная сущность человеческого. У Канта противоположность между чувствен-


ностью и сверхчувственным субъектом выступает как статическое состояние,


фиксируется в своей по существу трагической непреодолимости, вследствие


чего нравственный закон, да и сама свобода фактически остаются лишь дол-


женствованием. У Гегеля противоположность между человеческим индиви-


дом и обществом, человечеством преодолевается в процессе образования и


развития личности, и свобода осуществляется не только посредством дейст-


вий индивида, но и внутри исторически определенного общественного со-


стояния.


Кант пытается решить проблему свободы путем рассмотрения природы


отдельного человека. Гегель рассматривает проблему свободы прежде всего


как проблему общественного строя и именно поэтому трактует всемирную


историю как поступательное развитие свободы.


Однако Гегель вовсе не утверждает, что человек свободен непосредст-


венно. Свобода – это сущность духа, но человек – не только духовное, но и


телесное существо, подчиненное законам природы. Чтобы стать свободным,

 

 



 


необходимо преодолеть свою природную ограниченность. Эта задача не раз-


решима для отдельного человеческого существа хотя бы потому, что он


смертен; она разрешается человечеством, которое свободно от природной ог-


раниченности индивида. Таким образом, Гегель приходит к важнейшему в


рамках своей системы выводу: “человеческая сущность исторически стано-


вится действительностью, развитие свободы – основная характеристика каж-


дой исторической эпохи”.


В рабовладельческом обществе раб не свободен вопреки своей челове-


ческой природе. Но то, что делает его рабом, есть не следствие внешних об-


стоятельств, а следствие неразвитости его человеческой природы. Человек,


утверждает Гегель, становится рабом лишь потому, что он предпочитает сво-


боде жизнь, пусть и в рабском состоянии (тогда как некоторые индивиды, та-


кие, как Спартак, Эзоп и др. предпочитают свободу жизни, то есть погибают


ради свободы). Иначе говоря, Гегель объясняет несвободу человека в антич-


ном обществе и в восточных деспотиях, а также в средневековье тем, что че-


ловек еще не познал своей сущности, не осознал себя как существо, которое


по природе своей не может, не должно быть несвободным.


Речь идет не о субъективном незнании, когда одни люди не знают того,


что знают другие, то есть не знают по своей вине и вследствие этого терпят


ущерб. Гегель имеет в виду незнание историческое, объективно обусловлен-


ное, которого еще не могло быть, – как не могло быть ядерной физики в


XVIII в. Такое незнание так же, как и знание, не может быть поставлено в


вину или заслугу отдельным индивидам. “С этой точки зрения раб, не по-


стигший своей субстанциальной природы должен быть понят как продукт


определенной системы общественных отношений, а не просто как индивид,


которому в отличие от других не хватает сознания своей собственной сущно-


сти.


Переходя к гегелевской концепции личности, можно утверждать, что


личность для Гегеля – “индивидуализированное бытие свободы”. Искания


Гегеля ориентированы на поиски внутренней, необходимой связи между “я”


и социумом, форм их взаимодействия. Личность для Гегеля – это и наиболее


адекватное выражение сущности человека, его самосозидания; и историче-


ски-конкретное явление человеческого рода; и сохраняющаяся в изменениях


неповторимость самосознательного существа.


Личность как самосозидание начинается со свободы и существует, пока


свободна. Свобода здесь рассматривается прежде всего как саморазвитие, как


реализация внутренней необходимости. Нет другого конечного существова-


ния, в котором саморазвитие присутствовало бы столь же полно, как в лич-


ности. В этом отношении Гегель ставит личность рядом с мировым разумом


и абсолютным духом. В его понимании свободы личности акцент делается не


на сознании, а на делании свободы. “Свободный человек есть круг его само-


стоятельных действий, реализующих его собственную, внутреннюю необхо-


димость”.

 



 


В человеке Гегель различает индивидное, индивидуальное и личностное.


Человек вне общественных связей – лишь биологический индивид. Индиви-


дуальность же – это общественная неповторимость в отличие от биологиче-


ской уникальности человека. Индивидуальность формируется социальной


микросредой. Личность можно понять только на основе изучения самодея-


тельности человека. Индивидное и индивидуальное предзаданы человеку


(первое – предками, второе – социальной средой), личностью человек может


стать только сам. В становлении и развитии личности решающую роль игра-


ет, по убеждению Гегеля, не биологическая природа человека, а самоактив-


ность, самотворчество, самоконтроль человека.


Личность творится индивидуально, неповторимо во взаимодействии с


обществом. При этом общество выступает для личности не средой (как для


формирующейся индивидуальности), а объектом и средством деятельности:


“Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в


какой он сам позволяет им это”. Обновление, изменение социальной среды


никогда автоматически не ведет к обновлению человека, последнее всегда


требует самостоятельных “самопреобразовательных” усилий (там же). И ин-


дивидуальность, и личность не объяснить без привлечения понятия “субъек-


тивность”. Она понимается Гегелем как “спонтанность” (самообусловлен-


ность) движения и развития, но не как нечто абсолютно противоположное


объективности”. Это, по Гегелю, есть активность или деятельность по пре-


вращению одного бытия в другое (преобразование бытия) и результат этой


деятельности. Не приспособление к бытию, а его диалектическое отрицание,


преобразование – путь развития отдельной личности и прогресса в истории.


Отсюда вытекает, что деятельность – это субстанция человека; “Понять


деятельность как субстанцию – значит, понять человека как целостное само-


развивающееся существо, в единстве всех его способностей”. Это значит, да-


лее, понять деятельность как родовую характеристику человека, отличаю-


щую его от животного, от природы вообще. Причем главной характеристи-


кой деятельности выступает, по Гегелю, универсальность, в которой и про-


ходит четкая граница между жизнедеятельностью животного и деятельно-


стью человека; именно универсальность, способность к универсальной дея-


тельности выявляет в человеке его внеприродность.


Итак, личность есть бытие-в-деятельности. С прекращением деятельно-


сти прекращает существовать и личность. Истинная личность всегда не за-


вершена, это ощущается ею как недостаток, хотя это ее величайшее преиму-


щество перед всеми другими существами. Она пытается устранить этот не-


достаток деятельностью. Как только личность уверует в свою совершенность


и завершенность – она конченная личность: “Когда это произошло, деятель-


ность и жизнедеятельность исчезают и настающая затем незаинтерисован-


ность есть духовная и физическая смерть”. Такого не происходит, когда ак-


тивность личности связана с интересами, которые невозможно удовлетворить


полностью, сколько бы она ни действовала, т. е. с интересами субстанциаль-


ными, существенными для развития личности и общества одновременно.

 

 



 


Учение Гегеля о человеке есть учение о становлении человечности в че-


ловеческой особи, поскольку человек не рождается членом общества, а ста-


новится им в результате индивидуального и общественного развития. “По


природе человек не таков, – говорит Гегель, – каким он должен быть: лишь


благодаря процессу преобразования он доходит до истины”. Истина здесь


понимается не просто как знание, правильное представление, а как “пости-


жение и тем самым самоутверждение подлинно человеческой сущности, ко-


торая первоначально наличествует лишь “в себе”, т. е. ещё в неосуществлён-


ной форме, а только благодаря воспитанию и самодеятельности индивида в


рамках установившегося в обществе образа жизни становится истинно чело-


веческим бытием, сущность которого образует свобода, как позитивное, диа-


лектическое снятие произвола”.


Другой выдающийся немецкий философ Фейербах говорит о своих со-


чинениях, что все они имеют одну цель, одну волю и мысль, одну тему. “Эта


тема есть именно религия и теология и всё, что с ними связано”. Борьба с ре-


лигиозным мировоззрением была главным делом всей жизни Фейербаха. Эта


борьба была следствием глубокого убеждения в том, что ничто не оказывает


столь пагубного действия на его современников, ничто так не препятствует


человеческому счастью, как вера в бога. “Вот почему моральной необходи-


мостью, священным долгом человека является целиком подчинить власти ра-


зума темную, бояшуюся света сущность религии...”


Чтобы понять такую направленность деятельности Фейербаха, следует


отметить, что в условиях сохранения феодальных пережитков в немецких го-


сударствах того времени религия оставалась доминирующей формой идеоло-


гии. Если философия овладевала умами незначительной прослойки интелли-


генции, то христианская религия имела универсальное влияние. В центре


идеологической борьбы против феодальных отношений стоял тогда вопрос о


размежевании слепой веры и зрячего разума. Философские теории, этические


учения, вся система образования, нравы и обычаи находились под влиянием


религии, закреплялись и охранялись ею. “Наши религиозные учения и обы-


чаи, – говорил Фейербах, – находятся в величайшем антагонизме с нашей со-


временной духовной и материальной точкой зрения... Устранение этого про-


тиворечия есть необходимое условие возрождения человечества... Новое


время нуждается в новом воззрении, в новых взглядах на первые элементы и


основы человеческого существования...”


Фейербах разошелся с гегелевской философией религии. У Гегеля есть


различные религии и философии не по содержанию, но по форме: та истина,


которая выражена в религии в форме чувственных образов, в философии вы-


ражается более адекватно – в форме понятий. Иначе говоря, философия вы-


ступает не антиподом религии но ее усовершенствованием. Напротив, для


Фейербаха само содержание религии несовместимо с разумом, враждебно


полноценному теоретическому мышлению. У Гегеля философия рационали-


зирует религию: у Фейербаха философия обязывает к отказу от религии”.

 



 


Фейербах стремится выявить корни христианской религии и религиоз-


ности вообще. Он не отрицает доводов французских атеистов о связи религи-


озных верований с невежеством, но одной ссылки на невежество недостаточ-


но для объяснения корней и роли религии. Отсутствие знаний, неспособность


понять законы природы – лишь “отрицательная теоретическая причина или,


по крайней мере, предпосылка всех богов...” Для уяснения сути дела её сле-


дует дополнить положительной причиной, порождающей и воспроизводящей


религиозные верования в продолжение столетий. Другими словами, “миф о


том, как бог создал человека, должен быть заменен достоверным знанием о


том, как человек создал бога”.


Разгадку веры, с точки зрения Фейербаха, следует искать в глубинах че-


ловеческой психики, следует понять особенности психического состояния


человека, нуждающегося в религиозных иллюзиях. Для этого необходимо


познание природы человека в целом: “только антропология является ключом


к скрытым тайникам религии”.


Главным отличием атеизма Фейербаха от атеизма французских энцик-


лопедистов является перенесение центра тяжести при исследовании корней


религии с рациональной сферы в эмоциональную, выдвижение на передний


план не рассудочных, а чувственных оснований веры в бога: “Чувство – вот


главное в религии”- полагал Фейербах. Первопричина существования богов –


желание. Человек – это прежде всего не созерцающее мир, не познающее


существо, а существо, живущее в этом мире, удовлетворяющее свои потреб-


ности или стремящееся их удовлетворить.


То, что именуют “религиозным чувством”, в действительности имеет


производный характер по отношению к другим чувствам, и прежде всего к


чувству зависимости, которое и составляет основу, сущность всякой религии.


Человек на протяжении всей истории чувствовал свою ограниченность, ко-


нечность, беспомощность, бессилие по отношению к неподвластным ему си-


лам, которые определяют его возможности и само его существование. Пер-


вое, по отношению к чему он ощущал свою зависимость, – природа. Самосо-


хранение человека, его питание, его здоровье были не в его власти, а во вла-


сти природы, которая угрожала ему, была полна неожиданностей, опасностей


и в то же время щедрот.


Это чувство зависимости неверно сводить к чувству страха. Конечно,


страх перед грозным явлением и связанная с ним неизвестность – неотъем-


лемый элемент чувства зависимости, но не единственный. Чувство зависимо-


сти включает в себя также и надежду освобождения от опасности, благодар-


ность, восторг, преклонение. Это чувство предполагает сознание не только


реальной, но и воображаемой, мнимой зависимости. Иначе говоря, чувство


зависимости универсально, оно объединяет все стороны и оттенки пережива-


ний, обусловивших религиозную веру. Предмет, являющийся источником за-


висимости, становится объектом религиозного почитания. И поскольку пер-


вый такой предмет – природа, то она и становится первым объектом обоже-


ствления. В богов, властителей человеческой судьбы, превращаются те силы,

 

 



 


от которых зависит жизнь и смерть, здоровье и болезнь, насыщение и голод.


А так как в зависимости от естественных и исторических условий в различ-


ной среде и на разных этапах разные конкретные силы и явления природы


оказывают господствующее влияние на человеческие судьбы, то “не природа


вообще, а природа данной страны составляет предмет религиозного почита-


ния, ибо только данной стране обязан я своей жизнью, своим существом”-


полагал Фейербах.


Но чувство зависимости предполагает наличие человеческих потребно-


стей, требующих своего удовлетворения. При всем разнообразии и изменчи-


вости человеческих потребностей их можно в конечном счете свести к одной:


к стремлению к счастью, что бы под ним ни подразумевалось. Чувство зави-


симости связано с тем, что может дать и отнять счастье, оно “есть выражение


стремления человека освободиться от бед, которые у него есть или которых


он опасается, и получить то добро, которое он желает...” Именно из этого


стремления к недостижимой цели возникает чувство зависимости, вопло-


щаемое в религиозной вере.


Когда нет средств и сил преодолеть нужду, удовлетворить свои потреб-


ности, на помощь приходит фантазия: бессилие находит утешение в иллю-


зии. Боги должны сделать то, чего не в силах сделать сам человек. Недости-


жимое блаженство здесь переносится в безграничное царство воображения.


Отсюда та огромная роль, которую играет в каждой религии чудо. В понятии


чуда сплетается воедино невежество, потребность, бессилие и воображение.


Чудо есть отрицание законов природы, отрицание возможности человеком


постичь порядок вселенной. Вместе с тем вера в чудо – это неверие в свои


силы, возможности.


Из всех чудес самое чудесное – бессмертие, загробная жизнь, которую


сулит религия. Ни в чем с такой силой не испытывает человек свою ограни-


ченность, свое бессилие, как в сознании неизбежности смерти. И труднее


всего ему примириться именно с этой неизбежностью. Вот почему из всех


религиозных иллюзий самая властная – иллюзия бессмертия, воображаемое


преодоление конечности человеческого бытия. Вот почему, по мысли Фейер-


баха, “бессмертие обычно и с полным правом образует главную составную


часть религии и философии религии...” Фейербах стремится доказать, что че-


ловек “не потому верит в бессмертие, что верит в бога, но он верит в бога по-


тому, что верит в бессмертие, потому что без веры в бога нельзя обосновать


веру в бессмертие”, в которое он так страстно хочет верить.


Фейербах рассматривает гносеологические корни этого процесса: “Че-


ловек при помощи своей способности к абстракции извлекает из природы, из


действительности то, что подобно, равно в предметах, общее им, отделяет


это от предметов, друг другу подобных или имеющих одинаковую сущность,


и превращает, в отличие от них, в качестве самостоятельного существа в их


сущность”. Когда продукт абстракции, заимствованный из природы или из


самого человека, превращается воображением в особое, самостоятельное су-


щество, – это и есть гносеологический механизм образования идеи бога. Дух

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: