Характеристика рыночной экономики. Достоинства и недостатки




Рынок - тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, основанный на конкурентных началах, при котором обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Субъекты (участники) рынка:

· домохозяйства — собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;

· фирмы (предприятия) используют факторы производства, производят блага, получают доход;

· государство имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.

Объекты рынка — товары и деньги.

Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.

Функции рынка:

· Информационная функция рынка дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.

· Посредническая функция сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

· Ценообразующая функция. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.

· Регулирующая функция. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.

· Стимулирующая функция. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.

· Санирующая функция. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.

По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

По типу конкуренции различают:

- рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности;

- рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

По территориальному признаку выделяются местные рынки, обусловленные особенностями территориально-административного деления, национальные и мировые рынки.

К преимуществам рынка относят:

· эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

· возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства.

· гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.

· оптимальное использование результатов НТР.

· свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

· способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Недостатки рыночной системы хозяйствования:

· тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.;

· рынок - жестокая система в социальном плане;

· рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.

 

2. Потребности и ресурсы общества

Стремление удовлетворить свои жизненно важные потребности побуждает людей трудиться, создавать производство. Под потребностью понимается нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, коллектива, общества. Потребность имеет человеческую природу. Это такая нужда, которая приняла определенную форму в соответствии с уровнем развития человека и общества, их культуры. После удовлетворения ранее возникших потребностей, появляются новые, поэтому можно выделить:

· первичные потребности (например, в одежде, питании, жилье);

· вторичные потребности (например, в досуге: кино, театр, спорт и т.д.).

Помимо этого деления, можно выделить:

· материальные, связанные с нуждами людей физиологического и производственного характера (в хлебе, в машинах);

· социальные (в труде, общении, здоровой среде обитания);

· духовные (в знаниях, культуре).

По мере развития общества соотношение между потребностями меняется в зависимости от уровня производства, образования, культуры и прочих факторов общественного развития.

Средства для удовлетворения потребностей называются благами. Блага делятся на:

· свободные блага — это те, которые бесплатны и имеются в неограниченном масштабе (например, воздух);

· экономические блага — к ним относятся редкие и ограниченные по масштабам блага, за которые надо платить. Они состоят из вещей и услуг.

Среди благ выделяют взаимозаменяемые, или субституты (уголь-газ), и взаимодополняющие, или комплиментарные (автомобиль-бензин), а также долговременного (холодильник) или разового использования (хлеб, напитки).

Блага различаются в зависимости от доступности. Благо называется частным, если оно доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления другими субъектами. Например, пальто не могут носить одновременно два человека. Благо называется общественным, если доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно несколькими субъектами, например, информация, знания, национальная безопасность.

Чтобы произвести экономические блага нужны ресурсы и факторы производства. Под ресурсами понимаются запасы, источники, возможности, средства, необходимые для производства. Обычно выделяются материальные ресурсы, в состав которых входят естественные ресурсы (пахотные и другие земли, лес, вода, минеральное сырье, воздушный бассейн и т.д.), а также инвестиционные ресурсы или капитал (оборудование, машины, транспортные средства и т.д.). Другую группу составляют человеческие ресурсы, в том числе, трудовые и предпринимательские ресурсы.

Факторы — это ресурсы, вовлеченные в процесс производства или производящие ресурсы. Некоторые страны богаты ресурсами, но их экономика недостаточно развита, поскольку они или не вовлечены широко в производство, или используются неэффективно.

Современное производство — результат взаимодействия многих факторов. Земля и человеческий труд — это извечные факторы производства. Капитал есть продукт их взаимодействия. Значение труда и человеческого фактора особенно резко возрастает в условиях становления информационного общества и глобализации хозяйственной жизни. Необходимо учитывать все большую роль информационного, энергетического, технологического, экологического, организационного, психологического и других факторов. Таким образом, выделяют пять факторов общественного производства: труд; капитал; земля; предпринимательская способность; информация.

Основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между растущими потребностями людей и ограниченностью находящихся в их распоряжении ресурсов.

 

3. Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие

Закон спроса и предложения – это закон, выражающий взаимозависимость между количеством товаров и услуг, которые хочет купить или получить потребитель, и объемом товаров и услуг, которые предлагает производитель. Величина спроса зависит от многих факторов. Это в первую очередь: полезность товара и его цена; количество потенциальных покупателей; наличие информации о товаре (осведомленность); уровень доходов населения; насыщенность рынка; наличие запасов у потребителей с учетом срока службы товара; предложение товаров-заменителей и их цены; инфляционные ожидания и т.д.

В условиях рыночной экономики важна величина спроса, определяемая не только желаниями покупателей, но и их возможностями исходя из уровня получаемых доходов. Такой спрос называется платежеспособным.

Совокупный спрос для рынка в целом определяется суммированием спроса отдельных покупателей на данный товар в конкретное время.

Наибольшее влияние на платежеспособный спрос оказывает цена товара. Для приобретения данного товара покупатели вынуждены отказаться от покупки другого нужного им товара. При этом они стремятся получить максимальное удовлетворение, то есть, израсходовать ограниченные денежные средства так, чтобы общая полезность всех покупок оказалась наибольшей.

Предложение – это количество товаров, произведенных и представленных к продаже за конкретный отрезок времени.

Чем выгоднее производить товар, то есть, чем выше прибыльность при его реализации, тем больше будет предложение. Его величина определяется такими факторами, как: обеспеченность сырьем, топливом, оборудованием, специалистами и другими ресурсами; наличие производительной технологии; себестоимость, цена, налоги и т.д.

Предложение, как и спрос, существенно зависит от уровня рыночных цен. При увеличении цены величина прибыли на единицу продукции и уровень рентабельности возрастают. Поэтому товаропроизводители стремятся больше продать своей продукции.

Рыночное равновесие

— состояние экономики, при котором количество спрашиваемоготовара при заданной цене на него равно количеству данного предлагаемого к реализации товара посоответствующей цене.

 

4. Конкуренция и монополия. Формы и методы конкурентной борьбы

Конкуренция – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.

Виды конкуренции:

1) Предметная – вид конкуренции, при котором конкурируют аналогичные товары, (например, легковые автомобили нашей фирмы и легковые автомобили фирм-конкурентов);

2) Видовая – вид конкуренции, при котором конкурируют товары одного типа применения (например, автобусы, троллейбусы, трамваи);

3) Функциональная – вид конкуренции, при котором конкурируют товары, призванные выполнять определенную функцию, (например, перевозку пассажиров, т.е. самолеты, пароходы, железнодорожный транспорт и т.д.).

Виды монополии

Монополия — фирма или ситуация на рынке, на котором действует такая фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первыми в истории создавались монополии сверх санкций государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.

1) Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

2) Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

3) Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

4) Конгломерат - (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).

5) Закрытая монополия. - Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

6) Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении) нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

7) Искусственная монополия. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между экономически обособленными товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли народного хозяйства, за расширение рынков сбыта своих товаров путем снижения издержек производства и другими м методам.

Межотраслевая конкуренция - борьба между экономически обособленными товаропроизводителями разных отраслей экономики путем переливания их капиталов в другие отрасли с целью повышения уровня доходности.

Методами конкурентной борьбы могут быть:

- рост качества товаров и услуг;

- обновление ассортимента продукции, его дизайна;

- предоставление предпродажных, гарантийных и сервисных услуг;

- временное снижение цен;

- заключение соглашений с конкурентами по условиям товарной фи­нансовой политики и пр.

 

5. Рынок труда. Спрос на труд, предложение труда

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).

Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. На рынке труда предприниматели и продавцы рабочей силы совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Спрос на труд – это платёжеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства.

Предложение труда – это совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

 

6. Безработица. Сущность, виды, последствия

Безработица - незанятость части экономически активного населения в хозяйственной деятельности.

В экономической науке принято выделять несколько видов безработицы. Например, безработица может быть добровольной и вынужденной.

Добровольная возникает в результате увольнения работника по собственному желанию, в основном по личным причинам. Это могут быть неудовлетворенность уровнем оплаты труда, условиями работы либо другие обстоятельства, по которым работник увольняется даже вопреки воле работодателя.

Вынужденная безработица является следствием сокращения потребности в рабочей силе в связи с неблагоприятной деловой конъюнктурой, структурными изменениями в выпускаемой продукции, технологиях производства. Она возникает также вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами найма, а так же вынужденным переселением.

Различают также полную, частичную, явную и скрытую безработицу1.

При полной безработице население, группа или отдельный человек вообще не имеют работы и соответствующего заработка; частичная, строго говоря, соответствует неполной занятости, т.е. ситуации, при которой человек не по своей воле трудится неполный рабочий день или неделю, получая соответственно меньшую часть дохода.

Явная безработица - это безработица в открытой форме, обязательно регистрируемая органами службы занятости, в отличие от скрытой, масштабы которой определяются исключительно косвенными методами, в том числе с помощью экспертных оценок. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Здесь выделяют как бы три формы скрытой безработицы:

излишняя численность работников на предприятиях и в организациях, получающих полную заработную плату;

занятость неполного рабочего времени при соответствующей зарплате;

административные отпуска без сохранения или с сохранением содержания.2

При проведении и в дальнейшем радикальных реформ на предприятиях скрытая безработица будет неизбежно переходить в открытую. Интенсивность этого процесса тем выше, чем больше происходит банкротств, ликвидаций и реорганизаций.

Причины безработицы: Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия экономического развития. Аналогично разнится ситуация в зависимости от того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис или на лицо подъем производства.

Таким образом, безработица - это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.

Непропорционально высокий уровень средней заработной платы по отношению к производительности труда является лишь одной из причин возникновения безработицы. Существуют и другие причины, некоторые из которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего следует отметить, что в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в постоянном движении. Одни предприятия сокращают штаты, другие - увеличивают. Люди уходят на пенсию или покидают работу по иным причинам (Например, женщины уходят в декретный отпуск). На их место приходят новые работники, скажем, выпускники учебных заведений. Движение рынка труда по-разному влияет на уровень безработицы.

Даже в нормальные времена многие люди временно не трудоустроены (потому что ушли с одной работы и занимаются поисками другой) или же впервые ищут работу. В рыночных условиях, когда уровень зарплаты и льгот сильно зависит от предприятия, люди не торопятся, подыскивая себе достойную работу, и не всегда соглашаются на первое попавшееся предложение трудоустройства.

Последствия безработицы: Состояние рынка труда непосредственно сказывается на уровне жизни населения того или иного региона, поскольку высокая безработица означает, что значительная часть населения лишается стабильных источников получения доходов (за исключением минимальных пособий по безработице).

Экономические издержки безработицы:

Главная «цена» безработицы – невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг, теряется безвозвратно.

Издержки безработицы распределяются неодинаково. Различен уровень безработицы среди «белых» и «синих воротничков», среди молодежи и среди взрослых, среди мужчин и женщин и т.д.3

Внеэкономические издержки

Массовая безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

 

7. Национальный объем производства: показатели и методы измерения

В качестве основного показателя, характеризующего годовой объем национального производства, используется валовой национальный продукт. Валовой национальный продукт (ВНП, GNP) – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год:

• измеряется в текущих ценах;

• включает в себя только конечную продукцию (т.е. продукцию, не идущую в дальнейшую переработку)

• учитывает результаты деятельности как производственной, так и непроизводственной сфер.

• включает зарубежные предприятия, находящиеся в собственности РФ (или если там работают граждане РФ).

Во избежание повторного счета в ВНП страны не включают:

• государственные и частные трансфертные платежи. Трансфертные платежи это выплата денег, взамен которой никакие товары или услуги не поступают (пенсии, пособия, субсидии, стипендии и т.п.);

• сделки с ценными бумагами (купля-продажа акций, облигаций и т.п.);

• выручку от продажи товаров, произведенных в предыдущий период.

ВНП может быть рассчитан тремя методами: производственным, на основании расходов и на основании доходов.

При расчете производственным методом ВНП определяется как разность между общим выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным продуктом – продуктом, произведенным в данном году и использованном в производственном процессе данного года (уголь, нефть, зерно и т.п.). ВНП таким образом представляет собой сумму добавленной стоимости, созданной в различных отраслях экономики. Добавленная стоимость – это разность между объемом продаж фирмы и стоимостью купленных у других фирм материалов. Она включает в себя: амортизацию, заработную плату и прибыль.

Методы на основании расходов и на основании доходов представляют собой два разных взгляда на одну и ту же проблему: то, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено им в виде дохода за участие в производстве продукта. Результаты исчисления ВНП «по расходам» и «по доходам» должны совпадать. ВНП как поток расходов включает:

• личное потребление (С) – расходы домашних хозяйств на различные виды товаров (текущего и длительного пользования) и услуг;

• валовые инвестиции (I) – расходы, связанные с совершенствованием производства: затраты на приобретение машин, оборудования, строительство зданий, сооружений, предназначенные для возмещения износа имеющегося основного капитала (амортизация) и для его расширения (чистые инвестиции). Валовые инвестиции включают также прирост товарных запасов;

• государственные закупки (G) – приобретение государственными предприятиями и организациями товаров и услуг, предназначенных как для производственных, так и для потребительских целей;

• чистый экспорт (Е) – разница между объемом экспорта и импорта товаров.

GNP = С + I + G + Еn.

В ВНП как поток доходов входят:

• заработная плата наемных работников (W), включая отчисления на социальное страхование, социальное обеспечение, в фонды медицинского обслуживания, занятости и т.п.

• рента (R) – доходы, получаемые владельцами земельных ресурсов;

• процент (i) – доход на реальный и денежный капитал;

• прибыль (Р), получаемая владельцами индивидуальных (единоличных) предприятий и товариществами (некорпоративная прибыль) и корпоративная прибыль (прибыль акционерных обществ). Последняя распадается на три части: налоги на прибыль корпораций, нераспределяемую прибыль акционерных обществ, предназначенную для накопления (совершенствования производства), и дивиденды.

Кроме того, ВНП «по доходам» включает амортизацию (А) и косвенные налоги (Т) – налоги, включаемые в цену товара.

GNP = W + R + i + P + A + Т.

Кроме того рассчитываются такие показатели, как:

· ВВП (валовый внутренний продукт)=ВНП-экспорт чистый (экспорт минус импорт) – рассчитывается на душу населения, не зависит от национальной принадлежности предприятия, лишь бы они были на территории страны.

· ЧНП (чистый национальный продукт)=ВНП-амортизация

· НД (национальный доход)=ЧНП - косвенные налоги – совокупный доход в экономике, получаемый владельцами факторов производств: труда, капитала, земли.

 

8. Инфляция. Сущность, виды, методы исчисления, причины и последствия

 

Инфляция: сущность, виды, методы исчисления, причины и последствия

Инфляция — это снижение покупательной способности денег, проявляющееся через относительно быстрый рост цен.

Типы инфляции — скрытая и открытая. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой. Скрытая инфляция проявляется в виде товарного дефицита, ухудшения качества выпускаемых товаров. Открытая инфляция проявляется в форме роста цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. Виды инфляции.

1. Ползучая инфляция. Темп роста цен — до 10% в год. Инфляция проявляется в длительном, постепенном росте цен. Для ползучей инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Ползучая инфляция обладает как отрицательным, так и положительным влиянием на национальную экономику. С одной стороны, ползучая инфляция негативно влияет на благосостояние населения, обесценивая его сбережения и уменьшая у значительной его части возможность удовлетворения повседневного спроса. С другой стороны, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. На основе принципа действия инвестиционного мультипликатора некоторый рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляя кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Ползучая инфляция стала в странах с развитой рыночной экономикой практически неотъемлемым элементом государственной экономической политики. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3-3,5%. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций.

2. Галопирующая инфляция. Темп роста цен — до 300-500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двузначных числах. Такая инфляция негативно влияет на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции — слишком рискованными, уровень жизни населения значительно падает. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.

3. Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении — более 10 000%. Исключительно быстрый рост цен, ведущий к быстрому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и экономическому кризису в стране. Принято считать, что гиперинфляция наступает при росте цен более чем на 50% в месяц. Разрушение денежно-кредитной системы, массовое бегство от денег есть признак ее наступления. Причины этого — обвальное падение производства; разрыв хозяйственных связей; потеря управляемости; чрезмерный дефицит государственного бюджета.

Последствия гиперинфляции чрезвычайно губительны (обесценивание результатов труда; рост безработицы; снижение инвестиционной активности и др.). Наиболее радикальный способ борьбы с гиперинфляцией — восстановление производства, рост его эффективности. Чтобы эффективно бороться с инфляцией, необходимо устранить причины ее развития. Существует и несколько точек зрения на причины ее развития.

Инфляция на основе роста спроса. Этот вид инфляции для краткости часто называют инфляцией покупателей. Разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению к предложению спросе. Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности производственных мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток спроса приводит к завышению цен на производимую продукцию.

При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос — за счет увеличения расходов государства (госзаказов) или за счет повышения спроса в предпринимательской сфере (расширения инвестиционных вложений).

Инфляция на основе роста издержек производства (инфляция предложения). Один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства. Вследствие этого растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты. Это отражается на росте цен на конкретные виды продукции (например, на энергоносители, импортное сырье и товары). В свою очередь рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, т.к. для приобретения подорожавших товаров необходимо поднять цену на свой товар. Причины возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с развитой рыночной экономикой развитие инфляции на основе роста издержек производства ограничено высоким уровнем конкурентоспособности производителей и стабильностью курса национальной валюты.

Инфляционная спираль — процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором рост цен обусловливает необходимость повышения заработной платы, а ее повышение приводит к росту цен. Сначала происходит установление нового уровня заработной платы (в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями) на соответствующем сегменте рынка труда. Вследствие этого изменяется общий уровень заработной платы в масштабах национальной экономики. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (например, ростом производительности труда), то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. Тогда при увеличении спроса сокращение предложения приводит к росту цен. Рост цен в свою очередь дает новый импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом витке спирали «зарплата - цены»

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

Как любой многофакторный экономический процесс инфляция имеет целый ряд последствий:

расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;

искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.;

рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

 

структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

 

9. Государственное регулирование экономики формы методы инструменты

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов[1].

Государство отвечает за:

Фискальнитику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)

Регулирование внешней торговли

Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на:

Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования:

Государственные целевые программы (социальные)

Прогнозирование

Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования:

Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окруж<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: