Глава 2. Очерки истории философии. 9 глава





кой мысли и разума", классическая философия стремится избавиться от


письма, тем самым упуская из виду важнейшую основу существования мыс-


ли. Поэтому, в противоположность традиционному исследованию текстов,


Деррида и предлагает их структурную деконструкцию, т.е. "расколдование"


от логицизма и рационализма в их построении и истолковании.


Еще более радикальную позицию занимает французский философ Ми-


шель Фуко (1926-1984), начавший свою деятельность как структуралист, осо-

 

 



 


бое место уделивший исследованию истории. История интерпретируется Фу-


ко не как общая цепь взаимосвязанных явлений, а как случайная совокуп-


ность замкнутых и разнородных событий. В основе же интерпретации исто-


рии лежат документы, т.е. тексты, которые, аналогично естественно-научным


фактам, выступают в качестве фактов исторических.


Но, здесь Фуко един во мнениях с Дерридой, специфика любого текста


позволяет его достаточно свободно интерпретировать. С точки зрения такой


интерпретации, считает Фуко, нельзя говорить о примате идеи непрерывно-


сти истории, сегодня приоритет надо отдавать идее прерывности. В то время


как традиционная история "видела свою задачу в определении отношений


(простой причинности, цикличности, антагонизма и проч.) между фактами и


датированными событиями, - пишет Фуко, - сегодня проблема состоит в ус-


тановлении и переустановлении рядов, в определении элементов ряда".


Такими рядами в истории выступают локальные замкнутые области, ко-


торые несводимы одна к другой и обозначаются как "эпистема" - проникаю-


щая дискурсивность (от лат. discursus - рассуждение, довод; в постструкту-


рализме и деконструктивизме - "речь", "языковое мышление"), от которой мы


не можем освободиться при рассмотрении истории. Эпистéма (франц. ерis-


téme) - главное понятие книги Фуко "Слова и вещи. Археология гуманитар-


ного знания" (1966). Эпистемы - исторически изменяющиеся структуры, "ис-


торические априори", которые определяют, будучи сами скрыты от непо-


средственного наблюдения (в этом смысле они и существуют а priori - лат.:


независимо от опыта), условия и возможности образований сознания и куль-


туры в конкретный исторический период.


В европейской культуре Нового времени Фуко выделяет три эпистемы:


возрожденческая (ХVI в.), классического рационализма (ХVII-ХVIII вв.) и


современная (с конца ХVIII - начала XIX в. и по настоящее время). Основной


упорядочивающий принцип - это соотношение между "словами" и "вещами".


Именно это соотношение задает мыслительное своеобразие той или иной


эпохи.


Для Возрождения характерным является тождественность "слов" и "ве-


щей", классический рационализм характеризуется тем, что "слова" и "вещи"


опосредованы мыслительными представлениями, а современность характе-


ризуется тем, что жизнь, труд, язык как интегрирующие онтологические фак-


торы опосредуют "слова" и "вещи". Каждая эпистема не сводима к другой и


не выводима из другой. Следовательно, в основу истории в качестве ее прин-


ципа может быть положена случайность. Случайность, в свою очередь, наи-


более адекватно реализуется в понятии "безумие", что позволяет дать совер-


шенно иное от традиционного рассмотрение истории.


А может быть в основе интерпретации истории рассмотрен и фактор


развития сексуальности, что было предметом исследования Фуко в послед-


ние годы его жизни ("История сексуальности" в 3 томах, 1976-1984). Причём


Фуко анализирует сексуальность как политическую конструкцию, а не как


естественную, только природную данность, существующую независимо от

 

 



 


властных практик, которые, собственно и придают ей статус объекта, т.е.


формируют в обществе отношения между полами.


Особое место в деконструктивизме занимает творчество швейцарского


литературоведа Ролана Барта (1915-1980). Основным понятием в деконст-


руктивизме Барта является "смерть автора". Если для герменевтики, как


уже было показано, важен автор текста как личность, учет социокультурных


условий создания текста, то в деконструктивизме значим текст сам по себе, а


автором вообще можно пренебречь. По мнению Барта, текстовой анализ "не


ставит себе цель описание структуры произведения… Текстовой анализ не


стремится выяснить, чем детерминирован данный текст… цель состоит ско-


рее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтексто-


вом пространстве… Мы не ставим перед собой задачи найти единственный


смысл, ни даже один из возможных смыслов текста. Наша цель - помыслить,


вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означи-


вания".

 


Постмодернизм (лат. post - после и модернизм) выступает как синтез


постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой самую широ-


кую социокультурную установку, пронизывающую все уровни современного


сознания. Это своеобразный новый взгляд на мир, взгляд сегодняшнего чело-


века, занявший место некритического отношения к идеям гегелевской диа-


лектики, просвещения, прогресса, коллективности и т.д., то есть тому, что


получило в философии культуры название модернизм (франц. modernisme от


франц. modern - новый, современный). Постмодернизм имеет своей целью


разрушение привычных для предшествующей культуры разделений ее фено-


менов на реализм и ирреализм, формализм и содержательность, "чистое"


(элитарное) и массовое искусство и т.д.


Известный теоретик постмодернизма Ихаб Хассан (США), выделяет


следующие главные принципы и ценности постмодернизма.


1. Неопределенности, неясности, пробелы как принципиальные уста-


новки постмодернистских произведений искусства и философских концеп-


ций.


2. Принципиальный фрагментаризм, воплощенный в склонности к мето-


дам коллажа (франц. сollage, букв. - наклеивание), т.е. включения в сочине-


ние стилистически чуждых ему фрагментов, произвольного монтажа, "выре-


зок" и "врезок", в акцентировании "разломов", "краев" и т.д.


3. Постмодернизм отвергает все каноны, выступает против всех ус-


тоявшихся авторитетов. В литературе это, условно, конечно, означает


"смерть автора" (Р. Барт), т.е. прекращение его "отцовской власти" и попечи-


тельства над читателем.


4. Постмодернизм возвещает о "смерти субъекта". Традиционно по-


нимаемый читатель (слушатель и т.д.) перестает быть центром мысли и пе-


реживания, лишается своей мнимой "глубины". Современный человек не


имеет возможности и времени держать в голове глубокие идеи автора (читать

 

 



 


"толстые книги", как это было в классике). Проще заглянуть в телевизор, как


в окно, зафиксировать сиюминутный событийный момент, не утруждая себя


при этом вопросами о сущности происходящих событий. Причем в любой


момент можно "выйти" из воспринимаемого сюжета без последующего ощу-


щения какой-то неоконченности, как это было бы в случае прерывания клас-


сического романа, а также вновь с любого момента "войти" в него.


5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не всё может быть ре-


ально "показано", "изображено", "иконизировано".


6. Ирония - одна из постмодернистских установок, подразумевающих


игру, саму иронию, аллегорию и т.д. как важнейшие подходы литературы и


искусства, и, вообще, всего мыслительного творчества.


7. "Гибридизация", подразумевающая смешение, скрещивание привыч-


ных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества, стилей и


методов других жанров ("плагиаризм").


8. "Карнавализация", под которой имеется в виду "радостная релятив-


ность" (относительность, перемешивание) вещей и событий, "сумасшедшая


чересполосица жизни", т.е. карнавал, вызывающий "имманентный (внутрен-


ний, непроизвольный) смех" и т.п.


9. Равное "участие в игре", под которым подразумевается равное "пред-


ставительство" в произведении авторов, читателей, слушателей, т.е. отсутст-


вие назидательности, морализаторства и т.п.


10. "Конструктивистский характер творчества", т.е. то, что можно на-


звать "сборкой", "разборкой" и т.д. текстовых сюжетов, что сближает пост-


модернизм с "техническим конструированием".


Подводя итог, можно сказать, что постмодернизм, прежде всего в фило-


софии, обратил внимание на кардинальную переоценку ценностей в общест-


ве рубежа нового тысячелетия, отверг идеологию властвования и насилия,


высказался в пользу плюрализма, равноправного диалога, совместного нахо-


ждения решения, согласия, но подчеркнул при этом, что это такое согласие,


которое основывается в мире новых ценностей на неизбежности принятия


рас-согласования и разно-гласия.

 



 


Глава 3. Философская методология:


Диалектическая логика.

 


“В формальной логике противоречие является


сигналом бедствия, но в развитии реального знания


оно означает первый шаг по направлению к успеху”


Алфред Норт Уайтхед

 


В позднем средневековье философ Н.Кузанский замечает, что реальный


процесс познания не может быть теоретически изображен в понятиях классиче-


ской (аристотелевской) логики. Ф.Бэкон в XVII в. прямо ставит задачу создания


“нового метода”, положив начало разработке индуктивной логики. И.Кант тоже


заявляет о необходимости создания “новой логики”, актуализируя вопрос о “со-


держательной” логике. По существу, систематическое решение вопроса о созда-


нии нового метода познания, новой логики предложил в начале XIX в. Г.В.Ф.


Гегель.

 


Диалектическая логика - это наука о законах и формах движения и разви-


тия теоретического мышления. Гегель утверждал, что “Дух и природа имеют


всеобщие законы, согласно которым протекает их жизнь и совершаются их из-


менения”. Всеобщность законов диалектики, т.е. отражение в этих законах и


развития бытия (материи), и развития мышления, определяет различение объек-


тивной и субъективной диалектики. Объективная диалектика (диалектика


бытия) - это диалектика “вещей”, противоречивое движение (развитие) матери-


ального мира, природы, бытия. Субъективная диалектика (диалектика мышле-


ния) - это диалектика понятий, противоречивое движение (развитие) мышления,


познания. В дальнейшем под “диалектической логикой” будет пониматься преж-


де всего субъективная диалектика как особая логика (совокупность принципов и


законов) теоретического мышления.


Три ступени логического. Подход, поясняющий диалектическую логику как


новый способ мышления изложен во вводной части работы Гегеля “Наука


логики” и базируется на выделении трех ступеней (форм) логического:


1) абстрактная или рассудочная форма логического (формальная логика);


2) отрицательно-разумная форма логического (негативная диалектика);


3) положительно-разумная форма логического (диалектическая логика).


Прежде всего, Гегель различает в сознании (мышлении) рассудок и разум. Ос-


нованием различения служит отношение к противоречию, то есть наличию про-


тиворечивых характеристик одного и того же предмета.Рассудок стремится по-


нять “вещь” непротиворечиво; противоречие представляется ему критерием


неистинности, ошибочности мысли о предмете. Разум, напротив, принимает


противоречие как единство противоположностей, присутствующих в вещах

 

 



 


объективно. Описать реальное противоречие в понятии - значит сконструировать


истинное представление о предмете.

 


ТРИ ФОРМЫ

 

От абстрактного


ЛОГИЧЕСКОГО

 

К конкретному

 

Положительно-разумная

форма логического


Отрицательно-разумная


форма логического

 


Рассудочная форма


логического

 


П1

 

 

П1 П2

П1 П2


П1
П2

 

 

П1 П2


П1 П2

 


Формальная логика

Логика


Негативная диалектика

 

Р и с. 1.


Диалектическая

 


1. Рассудочная (АБСТРАКТНАЯ) форма логического. Рассудок - это спо-


собность мышления абстрагировать общие понятия и фиксировать их непроти-


воречивость. Мышление на уровне рассудка “не гибко”, не диалектично, т.е. не


умеет понять противоречие. Тем не менне умение создавать общие (абстракт-


ные) понятия - это превая необходимая ступень логики.


Логика рассудка есть логика формальная, которая стремится избежать проти-


воречия по закону “исключения третьего”, гласящего: из двуж контрадикторных


мнений о предмете одно неизбежно истинно, другое - ложно, третьего - не дано.


Необходимость формальной логики заключается в том, что благодаря ее прави-


лам мы мыслим точно и определенно.


При всей своей точности, абстрактные понятия несут в себе ограниченность


формально-логического мышления: объективно-противоречивый предмет,

 

 


87


 


имеющий противоположные характеристики, описывается односторонним


понятием, фиксирующим лишь одну из противоположностей. Такое понятие


является ЦЕЛОСТНЫМ, но “однобоким”, односторонним, неполным, абст-


рактным (Рис. 1).


2. Отрицательно-разумная форма логического. Здесь мышление осуществ-


ляется на уровне разума, но в отрыве от рассудка. Роль разума заключается в


том, что он видит противоречивость реальных предметов, которая на ступени


рассудка игнорируется и подавляется формально-логическим определением.


Однако разум, не опирающийся на рассудок, оказывается неспособен охватить


противоречие как целостность особого рода. Предмет как бы “расщепляется”


из-за внутренней противоречивости, потому что наше мышление на этой ступе-


ни не умеет “свести концы с концами”.


Такое мышление характеризуется Гегелем как “негативно-диалектическое”.


“Диалектичность” заключается в способности видеть противоречие, “негатив-


ность” - в неспособности целостно представить внутренне противоречивый


предмет. Проявлениями негативно-диалектического мышления являются и со-


фистика, и гносеологический скептицизм, доведенный до агностицизма.


3. Положительно-разумная форма логического. Мышление объединяет на


этой ступени и рассудок, и разум. “Союз” рассудка и разума приводит к абст-


ракциям, которые объединяют противоположности, тем самым наиболее


полно, то есть конкретно отражая действительность. Предмет конструируется


в понятии как КОНКРЕТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ЦЕЛОЕ, единство про-


тивоположностей.


Диалектическому мышлению, “улавливающему” противоположности и объ-


единяющему эти противоположности, соответствует диалектическая логика,


позволяющая конкретно-целостно представить противоречивую и развиваю-


щуюся сущность предметов.


Диалектическое мышление - это мышление, рассматривающее “вещи”: 1) во


взаимосвязи внутренних противоположностей, 2) в процессе саморазвития, 3) а


потому наиболее полно и, следовательно, 4) целостно (Рис. 1).


Диалектическая логика, по Гегелю, это наука о формах правильного мышле-


ния (как и формальная логика), но в отличие от формальной диалектическая


логика есть способ “восхождения” мысли (знания) “от абстрактного к конкрет-


ному”, то есть способ построения конкретно-целостного “диалектического


понятия”, вбирающего односторонне-абстрактные “общие понятия” фор-


мальной логики.

 


Абстрактное и конкретное. В классической логике под “конкретным” по-


нятием понимается понятие, указывающее на материально-вещественные пред-


меты (например, “яблоко”, “дерево”); под “абстрактным” - понятие, указываю-


щее на нематериальные, идеальные предметы (например, “добро”, “любовь”,


“наука”).


Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно - зна-


чит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не

 

 



 


вполне очевидном. Напротив, мыслить конкретно - это мыслить об очевидных


вещах, так что сама “конкретность” оказывается доступной через наглядно-


чувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного


предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел


людей образованных, если не сказать - оторванных от реальной жизни.


Гегель в статье “Кто мыслит абстрактно?” (1807) дает совершенно иную трак-


товку абстрактного и конкретного. “Кто мыслит абстрактно? - задает он вопрос и


отвечает, - необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном


обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто...”. Гегель при-


водит ряд примеров, поясняющих его трактовку “абстрактного”. Вот ведут на


казнь убийцу. Для толпы он убийца - и только. Дамы, может статься, заметят,


что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит


толпу: как так? Убийца - красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли на-


звать убийцу - красивым? Это и называется “мыслить абстрактно” - видеть


в убийце только одно абстрактное - что он убийца и названием такого качества


уничтожать всё остальное, что составляет человеческое существо.


Абстрактным, неразвитым мышлением является “первобытное” мышление,


исходное в истории развития общества, точно так же, как абстрактным является


“детское” мышление, исходное в истории развития индивида. Абстрактное мыш-


ление берет предмет лишь со стороны его простейших, очевидных характери-


стик, но не способно охватить предмет во всей совокупности этих характери-


стик, т.е. конкретно.


Любое обозначение предмета, будь то слово естественного языка или понятие


научно-теоретического языка, - абстрактно. Поэтому мышление, реализующееся


в языке, всегда имеет дело с более или менее конкретными (содержательными)


абстракциями. Однако именно в обыденной речи мы пользуемся абстрактными


понятиями значительно чаще, чем принято считать - таков вывод из статьи Геге-


ля “Кто мысли абстрактно?” Когда ребенок хочет, чтобы ему дали какую-либо


вещь, он показывает на нее и говорит: “Это!” Но словом “это” можно обозначить


и детскую игрушку, и яблоко, и чашку с молоком - вообще какой угодно пред-


мет. Таким образом, слово “это” - пример наиболее абстрактного определения:


оно слишком всеобще, а потому никак не конкретизировано (“бессодержатель-


ное”, или “пустое”, по Гегелю, определение). Абстрактное мышление соответст-


вует “рассудочной” форме логического.


“Мыслить конкретно” - значит воспроизводить предмет максимально полно,


всесторонне, целостно (= конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление


осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степе-


ни “пустых”, определений ко все более содержательным, воссоздающим “теоре-


тическую модель” познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного


мышления - диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретно-


му. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют “положитель-


но-разумной форме” логического.


В диалектической логике под “ абстрактным ” понятием понимается понятие,


описывающее предмет односторонне, усеченно, неполно, фиксируя наиболее

 

 



 


общие (абстрактные) характеристики предмета вне их взаимосвязи и взаимообу-


словленности; под “ конкретным ” - понятие, описывающее предмет наиболее


всесторонне, полно, исчерпывающе, фиксируя противоречивое единство (кон-


кретное единство) противоположных характеристик предмета в их взаимообу-


словленности и взаимосвязи.

 


Логика формальная и диалектическая. Со времен Парменида и Аристотеля


истинность мышления означала непротиворечивость мысли. Что в самом об-


щем виде отличает непротиворечивое логичное мышление от нелогичного?


Логичное мышление направлено на выявление соответствия нашего поня-


тия о предмете, т.е. нашего мысленного представления о предмете действи-


тельной структуре предмета, т.е. "внутреннему устройству" этого предмета,


реальным характеристикам предмета. Для логичного мышления характерна


смысловая целостность знания о предметах, смысловая целостность умственных


операций, позволяющая связывать отдельные мысленные характеристики


предмета в целостное знание о нем. Истинным будет такое мысленное (теоре-


тическое) знание о предмете, которое адекватно объективно существующему


предмету.


Нелогичное мышление связано с неустойчивостью, неотчетливостью (в


крайних случаях патологии - распадом) смыслообразующих структур, в которых


человек пытается описать окружающие его предметы. Для неотчетливого мыш-


ления характерны "скачки мысли", "мысленный сумбур", неумение отличать


главное от второстепенного. В итоге нелогичное мышление не способно


построить целостную структуру мысли с последовательной разверткой смы-


словых (содержательных) представлений о предмете вокруг основного смысло-


вого "стержня" так, чтобы непротиворечиво описать сущность предмета. Это


выражается в допущении двусмысленных высказываний о предмете, противоре-


чии самому себе при описании предмета, смысловой нерасчлененности рассуж-


дений.


Следовательно, логичным является такое мышление, для которого характерна


строгая организация смысловой структуры: последовательность, обоснован-


ность и непротиворечивость отдельных мыслей. Таково понимание логичного


мышления в традиционной (классической) логике.


Но что представляет собой “логичное мышление”, если оказывается необхо-


димым соединять противоречивые характеристики, создавая конкретно-


целостное понятие о предмете? Особенность логико-диалектического мышления


состоит в том, что оно направлено на выявление реальных противоречий в пред-


метах.


Эта особенность логико-диалектического мышления исторически связана с


онтологией Гераклита - объективной диалектикой. Если формально-логическое


мышление осуществляется по правилам индуктивного или дедуктивного вывода


истины как непротиворечивого знания, то логико-диалектическое мышление не


обосновывает знание как истинное или ложное ссылкой на необходимость со-

 



 


блюдения правил традиционной логики, ибо “всё течет, всё меняется” и “мир


полон противоречий”.


Логико-диалектическое мышление опирается и на опыт, и на дедуктивную ар-


гументацию. Однако формально-логическое понятие, полученное таким образом,


будет абстрактным и односторонним, поэтому диалектическое мышление не


останавливается на этом. Абстрактно-логическое понятие не может рассматри-


ваться окончательно в качестве истинного или ложного: исходя из диалекти-


ческой позиции мы 1) подчеркиваем, что, по-видимому, компетентные люди



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: