Гегель полагал, что в процессе развития системного целого происходит свое-
образное "наследование" последующими состояниями (качественными опреде-
ленностями) системы некоторых характеристик, возникающих на предшест-
вующих стадиях существования системы. Это "наследование" заключается в
сохранении позитивных (положительных) моментов старого качества, кото-
рые могут служить эффективному существованию нового качества.
Процесс развития приобретает, следовательно, общую направленность, кото-
рая задается структурой движения от одного качественного состояния системы
к другому. Когда исходное качество переходит в новое, происходит отрица-
ние старого качества новым, поскольку развивающееся системное целое при-
обретает характеристики, прямо противоположные исходным. Но новый цикл
развития сопровождается уже новым отрицанием, т.е. отрицанием (предыду-
щего) отрицания. В данном случае возникает такая структура развития (Рис.
6):
ТЕЗИС
(Системное целое
имеет некоторое
исходное
качественное
состояние)
АНТИТЕЗИС
(Системное целое
переходит в
качественное
состояние, прямо
противоположное
исходному качеству)
Р и с. 6.
СИНТЕЗ
(Системное целое
объединяет
характеристики
исходого и
противоположного
исходному
качественных
состояний)
Закон отрицания отрицания - наиболее сложный и многоаспектный закон, по-
скольку описывает структуру развития как поэтапного единого процесса.
Развитие предмета - это всегда отрицание своих прежних форм существования.
Одновременно отрицание "прежних форм существования" приводит к становле-
нию такого другого, которое сохраняет генетическую связь с тем, что отрица-
ется.
Первое отрицание еще не дает е д и н с т в а процесса развития. Единст-
во и законченность цикла развития появляется через второе отрицание (отрица-
ние отрицания), причем единство процесса развития опирается на "удержание
позитивного" (Рис. 6).
НОВОЕ КАЧЕСТВО
как единство
«старого» и «нового»
НОВОЕ, как
противоположное
исходному,
КАЧЕСТВО
СКАЧОК, как
ИСХОДНОЕ первое отрицание
КАЧЕСТВО
Исходный этап 1 этап
Р и с. 7.
СИНТЕЗ, как
отрицание отрицания
СКАЧОК, как
второе отрицание
Этап
Процесс развития совершается не как прямое линейное движение, переход
"по цепочке" от одного к другому. Процесс развития "замкнут" сам на себя как
некоторое системное единство. Гегель писал: "Всеобщее составляет основу,
поэтому поступательное движение не должно быть принимаемо за некоторое
течение от некоторого другого к некоторому другому. На каждой ступени даль-
нейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу его предшествующе-
го содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического
поступательного движения, но несет с собой все приобретенное, и обогащается
и уплотняется внутри себя".
"Обогащение", "удержание позитивного" как результат целостного развития
системного единства формируется на этапе синтеза предшествующих качествен-
ных состояний - исходного качества ("тезис") и противоположного исходному
качества ("антитезис").
Итак, целостный цикл развития представляет собой синтез двух противопо-
ложных моментов конкретного процесса развития, который осуществляется на
этапе "отрицания отрицания" и приводит к формированию нового содержатель-
ного единства (Рис. 7). Таким образом, общее направление развития оказывается
заложенным в исходном качестве системного целого.
Закон отрицания отрицания: в процессе прогрессивного развития первый
этап является результатом отрицания, а второй этап - результатом двойного
отрицания, так что развитие воспроизводит на более высоком этапе черты, ха-
рактеристики, структуры исходного этапа, а новое качество выступает как
синтез "старого" и "нового".
106
Диалектика и синергетика. Классическая наука XVII - XIX вв. представля-
ла мир как линейный процесс, придавая особое значение закрытым статическим
системам. В центре внимания - упорядоченность, устойчивость, равновесие.
Возникающая в XX в. и переживающая активное становление во второй его
половине неоклассическая наука видит мир как нелинейный процесс, акценти-
руя открытые динамические системы. В центре внимания - неустойчивость,
неравновесные состояния, нелинейное (вариативное, разнонаправленное) разви-
тие.
Недостаточность логико-методологических построений классической науки
особенно ярко выразилась в связи с вторым началом термодинамики: эволюция
системы происходит в сторону “рассеивания” энергии, установления однородно-
сти, т.е. распада структур и дезорганизации (возрастание энтропии). Универсаль-
ность второго начала термодинамики была поставлена под сомнение, когда
обнаружилось ПРОТИВОРЕЧИЕ между принципом возрастания энтропии и
биологической эволюцией как движением к более сложным и организованным
структурам. Отсюда определение жизни как негэнтропийного процесса.
Фактически в классической науке сложилась ситуация, когда для описания ре-
альности потребовался логико-диалектический подход. Для описания тенденций
усложнения или упрощения системы оказалось необходимо рассматривать сис-
тему связей “интеграция - дезинтеграция”, “дифференциация - дедифференциа-
ция”. Оказалось, что процесс системной дифференциации можно охарактеризо-
вать только через диалектику интеграции - дезинтеграции, поскольку этот
процесс представляет собой одновременно усиление взаимодействия различных
групп однородных элементов (в подсистеме) и ослабление взаимодействия одно-
родных элементов (между подсистемами). Рост сложности системы можно пред-
ставить как усиление структурно-функциональной дифференциации элементов
системы и установлением новых интегральных связей между ними.
Таким образом, именно потребности развития современного научного знания
актуализируют логику познания сложных саморазвивающихся систем. Однако
развитие естественных наук в XX в. не сопровождалось широким освоением диа-
лектической логики. Диалектическая логика Гегеля, так сказать, “переоткрыва-
ется”. Ученые -”естественники” создают собственные логико-методологические
(философско-методологические) подходы, по существу родственные диалекти-
ческому, но основанные на ином терминологическом аппарате. Примером может
служить синергетика.
Синергетика - это междисциплинарное направление научных исследований,
возникшее в 70-е годы XX в., рассматривающее общие закономерности и прин-
ципы процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин “си-
нергетика” (от греч. “совместное действие”, “сотрудничество”) был введен
Г.Хакеном, обратившем внимание на сходное поведение элементов систем раз-
личной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образо-
вание макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к поряд-
ку. Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития),
создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. Причем она быстро
становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой
описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей
на объяснение самых различных процессов - от рождения Вселенной до позна-
ния и творчества. В работах Г.Хакена, И.Пригожина, Г.Николса синергетике
придается именно широкий философско-методологический статус.
Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе в синер-
гетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоор-
ганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому
применимая для научного исследования в любой предметной области. Кратко
созданную синергетикой “базовую модель” процесса самоорганизации (самораз-
вития) можно представить следующим образом.
Самоструктурирование возможно в открытых системах. Открытая сис-
тема - это система, включенная во внешние взаимосвязи и обменивающаяся с
окружающей средой веществом, энергией, информацией. Такая система облада-
ет “источниками” (зонами “подпитки” извне, что способствует росту, струк-
турному усложнению) и “стоками” (зонами “сброса”, в результате чего проис-
ходит обеднение, структурное упрощение).