Глава 5. Теория познания.




 


Познание как отражение действительности. Понятия “сознание”,


“мышление”, “познание”, “дух”, “интеллект”, “идеальное” и др. фиксируют


свойства и признаки явлений и процессов одного класса, но не являются си-


нонимами, поскольку акцентируют разные аспекты и стороны одного и того


же феномена.


Сознание - имманентное, атрибутивное (неотъемлемое) свойство высо-


коорганизованной материи, позволяющее реалистически, но творчески пре-


образовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.


Понятие сознания является родовым по отношению ко всем действиям чело-


века, которые он совершает в сфере идеального. Оно описывает феномен ак-


тивно-творческого отношения человека к миру в общем виде, фиксируя спе-


циальным образом лишь самые общие черты проблемы - историческое про-


исхождение, меру зависимости от материального носителя, основные спосо-


бы существования и проявления, механизмы и критерии содержания и т.п.


Общепризнанно, что сознание - способ жизнедеятельности человека,


требующий умения путем мыслительной деятельности строить и кратко-


срочную, и долгосрочную программу целенаправленных действий независи-


мых (или не вполне зависимых) от давления внешней среды. Биологическими


предпосылками этой способности у человека являются развитый мозг, разви-


тые для тонкого манипулирования верхние конечности и гортань, позволяю-


щая модулированное и артикулированное звукопроизношение. Социальными


предпосылками данной способности является необходимость в передаче чле-


нам сообщества той части индивидуального опыта, который невозможно пе-


редать биологическим путем, т.е. по наследству.


Признание всех вышеперечисленных свойств сознания и его предпосы-


лок в качестве исходных принципов исследования проблемы сознания в це-


лом, позволяет сформулировать и методологические установки, на базе кото-


рых возможно логически последовательным образом поставить и исследо-


вать проблему функционирования сознания, т.е. – проблему познания.


Познание, таким образом, можно определить как “сознание в действии”,


как процесс последовательного (т.е. целенаправленного) движения индиви-


дуального и коллективного знания. Общей целью познания при этом являет-


ся постижение истины, и достижение этой цели является результатом “пра-


вильно” направленной деятельности сознания.


Краеугольным камнем понимания познания и, соответственно, основой


его исследования, является положение о сознании как активно-творческом


отражении действительности. Максимальную сложность проблеме придает


необходимость объяснения творческой сущности мышления (под мышлени-


ем обычно понимают “сознание в действии” без акцентирования его целена-


правленности). Понятие “творчество” подчеркивает неоднозначность ответ-


ной реакции сознания на внешние воздействия. Вопрос “где истина?” - не


случайно постоянный вопрос философии во все времена. Если мышление

 

 



 


“неоднозначно по определению”, можно ли верить в его достоверность даже


при условии наличия цели мышления?


К слову сказать, само умение сознания ставить цель, заслуживает специ-


ального осмысления. Еще в Античной Греции это умение сознания было


сформулировано как парадокс: “Как мы можем искать то, чего совсем не зна-


ем, а если знаем, Что нам искать, то зачем тогда искать”? Дело в том, что


мышление начинает работать в режиме познания лишь в том случае, если


оно “определило” наличие проблемной ситуации. Если проблемной ситуа-


ции, предполагающей многовариантное решение, в наличии не имеется, соз-


нание попросту бездействует (“спит”), а человек если и действует при без-


действующем сознании, то только на основании инстинктов и/или рефлексов,


как животное.


С.Л.Рубинштейн определил проблемную ситуацию как ситуацию, в ко-


торой неизвестное дано не прямо, а через личностное отношение к тому, что


содержится в данной ситуации. Иными словами искомое в мышлении дано


не прямо, а опосредованно в виде условий задачи, которую необходимо ре-


шить. При этом “условиями” задачи являются известные факты (информа-


ция, знание), сопоставление (анализ, синтез и/или обобщение) которых по-


зволяет получить новое знание. Отсюда можно вывести и основной алгоритм


мышления (познания): для решения любой познавательной задачи необходи-


мо заполнить “пробел” в знаниях, который всегда выступает в виде внешнего


противоречия требований задачи и ее условий. Неизвестное обнаруживается


через свою связь с тем, что известно. Область поисков истины, таким обра-


зом, в мышлении сведена к логическому навыку формулировки для самого


себя так называемого “недоступного” вопроса, который может быть сведен


мышлением к последовательному ряду доступных для самого себя вопросов.


“Доступными” при этом называются вопросы, ответы на которые мышлению


относительно легко получить с помощью известной для него (или “доступ-


ной”) информации.


Вопрос о том, как, каким образом человек познает окружающий мир и


самого себя, как уже отмечалось выше, остается открытым еще со времен


Античности. Это означает, что единого ответа на него не существует. Ряд


философских направлений признают возможность познания истины и, сле-


довательно, возможность познания самих механизмов мышления. Ими соз-


дана теория познания - гносеология. Часть философских школ и учений пол-


ностью или частично отказывают сознанию в способности проникнуть в


тайны бытия. Мыслителей, полностью или частично отказывающих созна-


нию в способности познать мир таким, каким он является на самом деле, на-


зывают агностиками.


Так, английский философ Д.Юм говорил: “... опыт учит нас тому, что


одно явление следует за другим, но не открывает нам тайной связи, соеди-


няющей их и делающих их неотделимыми друг от друга”. Немецкий фило-


соф И.Кант писал: “Естествознание никогда не раскроет нам внутреннего со-


держания вещей, т.е. того, что, не будучи явлением, может, однако, служить

 

 



 


высшим основанием для объяснения явлений”. По мнению еще одного анг-


лийского мыслителя Пирсона человеческий разум подобен телефонисту, ко-


торый никогда не видел внешнего мира, вещей самих по себе, но судит о них


по чужим телефонным разговорам.


Спор о степени познаваемости мира и самого себя легче всего понять,


обратившись к исследованию одной из форм общественного сознания, кото-


рая занимается изучением ядра сознания - знания. Этой формой обществен-


ного сознания является наука, и именно в науке, сущность которой состоит в


добывании нового знания, концентрируются все проблемы сознания.


Наука - не просто знание и не просто процесс его добывания. Это -


очень сложная система знания, включающая в себя различные виды взаимо-


связи знаний и их уровни.

 


Эмпирическое и теоретическое. Наиболее важными уровнями науки


являются эмпирическое и теоретическое познание. Эмпирическое познание -


это познание на уровне чувств - эксперимент, наблюдение, описание. На


данном уровне знание фиксируется с помощью органов чувств - зрения, слу-


ха, обоняния, осязания. На ступени эмпирического познания воспринимае-


мое подвергается первичному осмыслению: выявляются внешние особенно-


сти предмета или явления; фиксируются некоторые закономерности (напри-


мер, что чашку с чаем нельзя выпускать из рук, а следует осторожно ставить


на какую-либо поверхность). Помимо собственно “чувств”, таким образом,


на этом уровне работает и разум (мышление), но разум, оперирующий почти


исключительно чувственными образами, непосредственно синтезирующими


ощущения, восприятия и представления. Рациональное мышление, имеющее


форму понятий и суждений, на эмпирическом уровне не выходит за пределы


чувственных образов и работает только с ними.


Некоторые философы считают эмпирический уровень мышления един-


ственно истинным. Их называют эмпириками. Эмпирики обычно не отрица-


ют, что имеются и более сложные формы мышления, но сомневаются в их


достоверности. Например английский эмпирик Дж.Локк считал, что челове-


ческая душа подобна чистой доске, не содержащей при рождении ребенка ни


одной идеи, но заполняемой в процессе жизни ощущениями и восприятиями.


Разум у Дж. Локка - лишь механизм создания из этих ощущений и воспри-


ятий различных комбинаций, в которые разум ничего не добавляет. Разум, по


этой логике, в принципе не способен создать ничего нового и потому не ну-


ждается в специальном изучении.


Противоположной точки зрения придерживаются так называемые “ра-


ционалисты”. Рационалисты относят чувственное знание (отражение) к не-


достоверному, тёмному. Значение чувственности в познании ими зачастую


вообще отрицается. Древнегреческий философ Зенон приводил такой при-


мер: одно зерно при падении не производит шума, а мешок зерна - произво-


дит. Значит, - он делал вывод - хотя бы в одном случае чувства ошибаются.


Чувства безусловно ошибаются и оценивая состояние ложки в тонком стака-

 

 



 


не с чаем и она вопреки очевидному опыту кажется изломанной. Таких при-


меров можно привести значительное множество. Следовательно, чувствам


верить нельзя. Рационалисты утверждают, что верить можно только разуму.


Объясняя возникновение мыслей (основных единиц мышления) рацио-


налисты прошлого нередко говорили о наличии у человека “врожденных


идей”. Лейбниц сравнивал сознание с глыбой мрамора, в которой прожилки


намечают фигуру будущей статуи. Скульптор, работая с глыбой, “отсекает


все лишнее”. Примерно также работает и мышление: в процессе познания ра-


зум выбирает из массы ощущений лишь то, что необходимо для решения по-


знавательной задачи, решение которой разум предвидит не нуждаясь для это-


го в чувственных раздражителях. Чувства по логике рационалистов нужны в


познании лишь для обоснования и подтверждения уже готовых идей. К фор-


муле эмпириков “Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах” они до-


бавляли: кроме самого разума”. С точки зрения рационалистов чувственность


- лишь толчок и дополнительное обоснование для деятельности врожденных


идей.


Кто прав? Пожалуй, истина - в золотой середине: все знания имеют чув-


ственное происхождение, но разум - нечто гораздо большее, чем простая


комбинация ощущений и восприятий. Чувства - начальная ступень познания.


Однако одного чувственного опыта для мышления недостаточно: чтобы по-


знание было истинным, надо знать не только внешние особенности позна-


ваемого явления или предмета, но и выявить его внутренние отношения,


свойства и закономерности. То есть надо осуществить процедуры анализа,


синтеза и обобщения, а также - создать особые конструкции, которые закре-


пят выявленные отношения и свойства во времени в виде понятий.


Познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений,


их чувственному отражению. Познание, как уже говорилось выше, означает


выявление в отражаемых предметах или явлениях некоторых существенных


признаков, на основании которых строится модель данных предметов или


явлений. Моделировать действительность необходимо потому, что мысль о


предмете не являясь самим предметом, требует точной фиксации во времени


тех характеристик и признаков предмета, которые выявлены мышлением на


данном этапе для того, чтобы в дальнейшем уточнять или изменять их в ходе


познания. Мысленная модель отображаемого предмета, зафиксированная в


слове, называется понятием.


Понятие - это форма, позволяющая общепонятным и логически досто-


верным образом отобразить в мышлении (и, соответственно, в общении с се-


бе подобными) выявленные связи и отношения. В реальном мире не сущест-


вует ни “человека вообще”, ни “стола вообще”, ни “двадцати восьми”, ни


многого другого. В реальности существуют конкретные люди, конкретные


столы или количественные отношения. Отвлечение (игнорирование) от не-


существенного и акцентирование существенного позволяет мышлению при


помощи лексических единиц (слов или словосочетаний) сформулировать


имеющиеся впечатления и представления емким и лаконичным образом.

 

 



 


Чувственное и рациональное связаны между собой в понятиях и истори-


чески, и логически. Понятия всегда “осмысленны” и в них наличествует со-


циальная оценка. При этом понятия как логическая форма мысли всегда ис-


пользуются в познании в неразрывном единстве с данными чувственного


опыта, анализируя и обобщая его.


Обобщение (абстрагирование) на уровне чувственного отражения по-


зволяет группировать (классифицировать) существенные внешние признаки


предметов и явлений: красные, круглые, тяжелые, большие или маленькие и


т.п. При этом исторически формирование понятий осуществляется в направ-


лении отсечения все большего количества малосущественных деталей и рас-


ширения на этой основе множества описываемых предметов или явлений.


Так, известно, что в так называемых “первобытных” сообществах в языке за-


частую отсутствуют понятия, обобщающие в единое слово или словосочета-


ние, отображающие наиболее изученные и освоенные предметы или явле-


ния. У многих народов Севера существуют десятки слов для обозначения


снега, которые можно было бы перевести как “снег влажный”, “снег хрустя-


щий”, “снег колючий”, “снег пушистый” и т.п., но отсутствует общее поня-


тие “снег”; этнографы фиксировали у арабов несколько десятков слов для


обозначения верблюда, но так и не нашли общего понятия “верблюд”. Ины-


ми словами, исторически понятие “дерево” появляется раньше понятия ”лес”.


И фразеологизм “Из-за деревьев не видеть леса” призван подчеркивать “мла-


денческую стадию развития мышления” у личности, поскольку только после


формирования навыка обобщения человек способен системно организовы-


вать свое поведение. На основе чувственного обобщения предметы или яв-


ления группируются мышлением по сферам практического опыта: слесар-


ный инструмент, предметы для рисования, садовый инвентарь, посуда и т.д.,


что позволяет человеку в конечном итоге более экономно и эффективно ими


пользоваться. Это сложные процедуры, которым человек обучается обычно


без необходимости осознания технологии обучения.


Еще сложнее (но также в связи с практическим опытом) происходит об-


разование абстракций по внутренним существенным признакам. Например,


для того, чтобы найти причину разных темпов и даже направленности разви-


тия целых стран и народов необходимо выявить “базисное понятие”, в срав-


нении с которым можно будет проанализировать историю изучаемых стран и


построить прогноз на будущее. В качестве такого базисного понятия может


быть признаны категория “стоимость”, “ценности”, “ менталитет” и др. В за-


висимости от избранного основного понятия будет строиться и вся логика


обоснования исторической специфики анализируемых стран. Например


К.Маркс, начинает свой главный труд “Капитал” с рассмотрения товарного


производства, которое с позиций понимания труда как главного источника


стоимости по К.Марксу признается главным фактором формирования обще-


ственных отношений.


Избрание понятия “стоимость” в качестве базового предопределяет объ-


яснение общественных отношений прежде всего как результата товарного

 

 



 


производства, в результате которого происходит обмен товарами. Товар при


этом есть вещь (сапоги, ткани, машины), которая обладает признаком полез-


ности и служит удовлетворению потребностей человека. Полезность вещи


составляет потребительную стоимость товара. Потребительная стоимость


реализуется в процессе потребления вещи, ее свойства чувственно воспри-


нимаются. Вместе с тем товары обязательно обмениваются друг на друга:


обмен товаров есть приравнивание их друг к другу. Например, одни сапоги


можно обменять на 2 юбки, что выражается в равенстве” 1 пара сапог = 2


юбкам”. Отождествление разнородных товаров возможно потому, что они


обладают чем-то общим и это общее лежит вне сферы потребительной стои-


мости - сапоги есть нечто иное, чем юбки или, скажем, сахар. Общим у них


является только то, что все товары создаются в результате труда. Но ведь и


труд существует в разных формах - построить дом или машину, добыть жем-


чужину со дна моря или перевезти груз на некоторое расстояние - весьма


различные и по сложности, и по результатам занятия. Общим у них является


то, что в процессе любой деятельности осуществляются физические и/или


финансовые, интеллектуальные, материальные и т.п. затраты. Затраты на


деятельность осуществляются при любой работе, но в процессе труда затра-


ты способны принести доход, что может быть зафиксировано формулиров-


кой закона стоимости, а на его основе - закона прибавочной стоимости.


Абстракции этого порядка также возможны только на основе чувствен-


ного опыта, но они есть результат обобщения ненаблюдаемых признаков, ре-


зультат отвлечения от наглядных признаков.


Для уяснения сущности абстракций поставим такой вопрос: почему, ес-


ли с листа ватмана стереть рисунок, на нем ничего не остается? Исчез образ.


Исчезли детали, из которых формировался образ. Но почему же, если мы за-


были (“стерли”) чувственные признаки предмета (например, какого цвета,


формы, размера был автобус, на котором мы ехали) в сознании все равно на-


личествует знание того, что из себя представляет предмет (“что есть авто-


бус”)?


Дело в том, что абстракция - это не ликвидация результатов чувственно-


го познания, а его продолжение на уровне мышления. Скажем, нам нет нуж-


ды представлять, кто, куда и почему падает, если нам необходимо употре-


бить слово “падение”, мы и так это знаем на уровне мышления.


Формирование абстрактных понятий и исторически, и у отдельной лич-


ности происходит при помощи процедур анализа и синтеза воспринимаемо-


го. Анализ состоит в мысленном разложении предмета или явления на со-


ставные части, синтез, напротив, есть мысленное воссоздание целостности


объекта. Анализ и синтез всегда связаны с практикой: любой предмет обла-


дает практически бесконечным количеством элементов и именно практиче-


ский опыт определяет направление нашей аналитической и синтезирующей


деятельности, формируя своеобразный познавательный фильтр, при помощи


которого происходит систематизация информации о предмете по критериям


значимости - малозначимости, существенности - несущественности, полезно-

 

 



 


сти - вредности и т.п. В противном случае мы разлагали бы предмет или яв-


ление на элементы до бесконечности: начиная от формы, физических


свойств, кончая эстетическим и научным содержанием. Синтезировать впе-


чатления о предмете нам попросту не хватало бы времени и системности -


элементы целостности воспринимались бы хаотично и аморфно.


Между тем, на практике, любой здоровый человек, даже на уровне обы-


денного мышления, в норме оценивает любой воспринимаемый предмет дос-


таточно целенаправленно и системно. Человека, например, можно опреде-


лять как понятие (изучать) и со стороны его физиологии, и в отношении его


социально обусловленных качеств, и в направлении его анатомической спе-


цифики, и как представителя общественных отношений. Именно практиче-


ская деятельность и практические потребности направляют наше познание на


главное, существенное в значимых предметах или явлениях.


Абстракции неотделимы от языка, речи. В природе, например, нет ни-


чего такого, что мы называем словами “бегать” или “бег”; “петь” или “пе-


ние”, “любить” или “любовь”. В природе нет действий, отдельных от пред-


метов, которым они присущи. В человеческой реальности действия и пред-


меты могут существовать различно друг от друга. Более того, в человеческой


реальности существуют абстракции разного рода.


В познании используются абстракции отождествления, когда мы ищем


признаки, объединяющие ряд предметов, например, “одежда”. Применяются


так называемые “изолирующие абстракции”, выделяющие (абстрагирующие)


отдельные свойства предметов, например,- “белизна”. Существуют абстрак-


ции идеализации, с помощью которых отсеваются существенные для данного


предмета или явления, но ненужные для решения конкретной проблемной


ситуации детали или свойства. Например на школьных уроках физики часто


решают задачи из области механики, в которых не учитывается сила трения.


Известные математические задачи “Из пункта А в пункт Б....” практически


никогда не учитывают закономерные для практики задержки в движении. Но


и математические абстракции “идеализации” в конечном итоге используются


для практических измерений, создания технических систем и удовлетворения


других насущных нужд человека.


Переход мышления к абстракции совсем не означает, что сознание на-


чинает функционировать в сфере “ чистых мыслей”, не обремененных чувст-


венностью. Так, слово “колокольчик” помимо сопонимания будит в разных


людях разные образы - у кого-то луга и цветов, у кого-то - школьной пере-


менки. И это закономерно, ибо в чувственных ассоциациях проявляется


единство мышления с практикой, а через нее - со всем миром объективного.


Так, феноменальная память российского журналиста Шершевского, способ-


ного на долгие годы запоминать бессистемные наборы 30-40 слов с одного


прочтения или прослушивания, базировалась на том, что он переводил эти


слова в систему зрительных образов. Анализ немногочисленных ошибок


Шершевского демонстрирует, что наглядные образы в ряде случаев могут за-


труднять мышление: например, слова “коса” или “ручка” имеют множество

 

 



 


значений и потому их понимание через зрительный ряд затруднено. Дело в


том, что чувственные образы всегда индивидуальны, наделены личностными


смыслами. А смыслы и значения понятий совпадают далеко не всегда.


Значения понятий - это их смыслы, прошедшие проверку временем и


социальными контекстами. Значения понятий одинаковы для всех. Смыслы в


большинстве своем индивидуальны. Чем развитее мышление, тем большим


количеством значений оно оперирует. Именно поэтому наука как система


понятий требует значительной эрудиции и специальным образом сформиро-


ванных навыков абстрактного мышления, на основании которых возможно


уяснить и выразить сущность предметов и явлений общезначимым образом.


Чувственно-наглядный уровень мышления, который исторически пред-


шествует абстрактному мышлению, необходим преимущественно для ос-


мысления гуманитарной проблематики. Точные науки требуют развитых на-


выков абстрагирования и обобщения. Обобщение - это сведение первичных


абстракций в новое, единое целое на основе мыслительной операции синтеза.


Эта функция мышления также развита у различных людей в разной степени.


В максимальной степени она бывает востребована при решении многофак-


торных задач повышенного уровня сложности - при выявлении и формули-


ровке законов и всеобщих базовых понятий.


Фактически каждая наука имеет ключевые понятия: в математике это


“число”; в физике - “поле” и т.д., на основе которых строится ее теоретиче-


ская система. Имеет собственную понятийную систему и философия, ключе-


вые понятия которой отличаются наиболее высоким уровнем всеобщности.

 


Познание и практика. Познание - творческий процесс. Познание неот-


делимо от творческой деятельности, хотя и не сводимо к нему. Существуют


многочисленные концепции творчества, но ни одна из них не удовлетворяет


требованиям научности в полной мере. Например, вполне привлекательна на


первый взгляд концепция, объясняющая творчество как врожденную способ-


ность человека к свободной, ничем не ограниченной мыслительной деятель-


ности. Исходным тезисом этого подхода являются рассуждения о том, что


создать новое в науке, технике или искусстве способно только существо, ко-


торое не связывают во взаимоотношениях с действительностью никакие ог-


раничения. И если не каждый человек является творцом, то только потому,


что мы с детства ограничиваем свободу человека стереотипами - житейски-


ми, научными и др. Эйнштейн по этой логике создал свою теорию относи-


тельности только потому, что плохо учился в школе и не научился уважать


догмы классической физики. Остальные, затвердив их в качестве аксиом, да-


же не пытались взглянуть на мир с иной точки зрения.


Вряд ли подобные взгляды можно признать достоверными, поскольку


отсутствие ограничений всегда означает хаос и, следовательно, смерть сис-


темы. Абсолютная свобода в обществе - это свобода убивать, насиловать,


обижать слабых и оставлять без внимания просьбы о помощи, потому что


любое социально приемлемое общение есть прежде всего самоограничение.

 

 



 


Вряд ли возможна абсолютная свобода и в мыслительной деятельности: ма-


ловероятно, чтобы бушмен был способен придумать космический корабль,


поскольку свобода его мысли закономерным образом ограничена и недостат-


ком знаний, и кругом потребностей его племени.


Практика показывает, что мыслительная свобода должна быть макси-


мальной, но не безграничной. Чем шире практика, тем шире пределы свобо-


ды мысли. Творчество - создание нового, активное преобразование действи-


тельности, ограниченное пределами общественной практики.


Творчество - всегда акт сознательный, хотя некоторые процедуры “при-


думывания” нового могут осуществляться и в сфере подсознания (сфере ин-


туиции). Осознанность процессов творчества всегда проявляется в том, что


новое человек создает лишь при условии целенаправленности своей мысли-


тельной деятельности и понимании значения создаваемого нового. Сама цель


при этом также должна быть осознана и достаточно четко сформулирована.


Невозможно создать значимое новое, поставив цель: “придумать какую-


нибудь новую модель машины”.


Исходной фазой, предшествующей созданию нового, является постанов-


ка проблемы: “Я (человечество, покупатели) хочу создать машину, способ-


ную ездить по бездорожью и не утратившую при этом своих эстетических


качеств легкового автомобиля”. В некоторых случаях проблемная ситуация


выявляется при навыке находить необычное в обычных явлениях. Открытие


начинается с удивления, говорил Аристотель. Открытия бывают индивиду-


ально значимые и общественно значимые. Дети, познавая мир, творят бес-


престанно, потому что не ведают ограничений в познании. Но их открытия,


наполненные личностных смыслов, либо уже давно известны человечеству,


либо не имеют для него значения. Общественно значимые открытия делают-


ся лишь при условии формирования такого знания, которое обладает призна-


ками новизны и, одновременно, общезначимыми способами опровергает


старые общезначимые представления. Целенаправленным системным твор-


чеством нового в обществе занимается специальная форма общественного


сознания и специальный общественный институт - наука. Парадоксальность


науки, сущностью которой является доказательство истинности результатов


творческого освоения действительности, хорошо видна из следующего вы-


сказывания: “Новое в науке делается так: все знают, что это сделать невоз-


можно. Но вот приходит невежа, который этого не знает. Он и делает откры-


тие”.


Наука акцентирует своей деятельностью проблемные ситуации, откры-


вая закономерности, которые обыденному мышлению кажутся парадоксаль-


ными: вода состоит из двух легковоспламеняющихся газов; Земля движется


вокруг Солнца, а не наоборот; животному или растительному виду для того,


чтобы в ходе эволюции сохранять себя как вид, необходимо постоянно изме-


няться вслед за изменениями окружающей среды, и т. п.


Парадоксальные (неожиданные) решения - неотъемлемое условие твор-


ческой стороны познания. Творческие научные решения возникают как ре-

 

 



 


зультат выбора одного из вариантов, вытекающих из разностороннего (аль-


тернативного) рассмотрения зафиксированной сознанием проблемной ситуа-


ции.


Проблема выбора альтернатив - одна из существеннейших сторон про-


цессов познания и человеческого поведения в целом. Выбор - понятие, под-


разумевающее целый комплекс познавательных процедур, характеризующих


ключевой акт человеческой жизнедеятельности: искания и обретения, цели и


результаты, цели и средства, свобода и ответственность, принятие решения и


его исполнение, рациональность и иррациональность. Выбор - понятие, кото-


рое содержит как объективные, так и субъективные значения. Необходимость


выбора - неотъемлемое свойство познания, вытекающее из его репродуктив-


но- творческой сущности. “Репродуктивность” при этом следует понимать


как способность мышления отображать предметы и явления такими, какие


они есть на самом деле, “объективно”. “Творческая сущность” выбора за-


ключается в отображении предметов или явлений такими, какими они могут


быть использованы, или какими они могут стать при некотором преобразова-


нии вследствие “субъективированного” к ним отношения.

 


Объект и субъект познания. Исходным в анализе сущности познания


как отражения (субъективного образа объективной действительности) явля-


ется понимание обусловленности субъекта, его сознания, объективными от-


ношениями, а также творческой активностью человека. В процессе активного


взаимодействия субъекта с объектом формируются познавательные пробле-


мы, структура научного исследования, знание реализуется в сфере практики,


развивается сам человек.


Для того, чтобы акцентировать в языке репродуктивно-творческую, ак-


тивную сторону сознания, в науке создано понятие “субъект”. Субъект = это


человек, социальная группа или общество в целом, активно осуществляющие


процесс познания и преобразования действительности. Субъект познания -


сложная система, в качестве своих компонентов включающая группы людей,


отдельных личностей, занятых в различных сферах духовного и материаль-


ного производства. Процесс познания предполагает не только взаимодейст-


вие человека с миром, но и обмен деятельностью между различными сфера-


ми как духовного, так и материального производства.


То, на что направлена познавательно-преобразовательная деятельность


субъекта, называется объектом. Объект познания в широком смысле слова -


весь мир. Признание объективности мира и его отражения в сознании чело-


века - важнейшее условие научного понимания человеческого познания. Но


объект существует лишь в том случае, если есть субъект, целенаправленно,


активно и творчески с ним взаимодействующий. Абсолютизация относитель-


ной самостоятельности субъекта, отрыв его от понятия “объект” ведут в по-


знавательный тупик, поскольку процесс познания в этом случае теряет связи


с окружающим миром, с реальностью. Понятия “объект и субъект” позволя-


ют определить познание как процесс, характер которого зависит одновре-

 

 



 


менно и от особенностей объекта, и от специфики субъекта. Содержание по-


знания в первую очередь зависит от характера объекта. Но познавательная


деятельность всегда осуществляется через посредство индивидуального соз-


наия, которое специфическим образом отражает действительность. Напри-


мер, большой камень на берегу реки может стать объектом внимания (позна-


ния) разных людей: художник увидит в нем центр композиции для пейзажа;


инженер-дорожник - материал для будущего дорожного покрытия; геолог -


минерал; а усталый путник - место отдыха. Вместе с тем, невзирая на субъек-


тивные различия в восприятии камня, зависящие от жизненно-


профессионального опыта и целей каждого из людей, все они будут видеть в


камне именно камень.


Кроме того, каждый из субъектов познания будет осуществлять взаимо-


действие с объектом (камнем) по-разному: путник скорее физически (попро-


бует на ощупь: гладкий ли, теплый ли и т.п.); геолог - скорее теоретически


(посмотрит цвет и строение кристаллов, попробует определить удельный вес


и т.д.). Существенная особенность взаимодействия субъекта и объекта за-


ключается в том, что в основе оно материальное, предметно-практическое


отношение. Не только объект, но и субъект обладает предметным бытием. Но


человек не обычное предметное явление. Взаимодействие субъекта с миром


не ограничивается механическими, физическими, химическими и даже био-


логическими закономерностями. Специфическими закономерностями, опре-


деляющими содержание этого взаимодействия, являются социальные зако-


номерности. Социальные отношения людей, опосредуя взаимодействия


субъекта и объекта, определяют конкретно-исторический смысл этого про-


цесса. Изменение смысла и значения познания возможно в силу историче-


ского изменения психологических установок и базы наличных знаний чело-


века, находящегося в гносеологических отношениях с действительностью.


В процессе гносеологических отношений происходит “перенос” особен-


ностей объекта в сознание субъекта в виде установления некоторого струк-


турного соответствия между знаниями, целями и способами деятельности


субъекта и объектом. Принцип структурного соответствия является общим


для всех форм отражения на всех уровнях с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: