Исключительная экспрессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.




При создании этих изображений в некоторых случаях для выделения деталей контура изображаемой фигуры использовались особенности скальных образований, как на рисунке в пещере Коваланас (Кантабрия, Испания). На ней естественный карниз скалы был использован для изображения изгиба спины животного. Живот, в свою очередь, четко очерчен двойной красной линией, которая теряется при прорисовывании головы животного, где можно угадать схематичное направление рогов. Судя по всему, это изображение оленя.

Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.

 

Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства не отличается разнообразием.

Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски.

Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как правило, близ выхода из пещер.

В фигурах животных часто можно встретить так называемую «искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги, изображены в фас.

Также нередки случаи, когда на рисунках одни животные «накладываются» на других, относящихся к совершенно иным видам. Масштабы их изображения меняются очень сильно. Одни животные изображены в натуральную величину, другие гораздо больше, третьи — много меньше, чем в натуральную. Даже в одной сцене могут соседствовать различные масштабы изображения животных.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей "Франко-Кантабрия". Менее "густо" памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет.

 

В эпоху палеолита общество состояло из охотников, которые жили изолированно. Социальные связи между ними были очень слабыми. Это было время, когда действовала «экономика выживания». Ее суть в том, что люди не производили потребляемую ими пищу, а добывали ее. От успеха в добыче пищи зависело их существование. Все это заставляет предполагать, что искусство также исполняло чисто практические функции.

Изображения животных на стенах находятся в наиболее отдаленных и труднодоступных местах пещер. Значит, следует исключить возможность того, что эти изображения имели чисто декоративный характер. На рисунках изображены настоящие, естественные сцены охоты. Судя по тому, как были изображены животные, указанные сцены имели магическое предназначение: облегчить охоту на этого животного. Иными словами, посредством такой «связующей магии» во время охоты живое животное должно было получить такую же рану, как и нарисованное. Изображение животного совпадает с объектом охоты (в данном случае, реальное животное): обладать изображенным животным означало обладать и живым животным.

Точно так же частое изображение чувственных женских фигур в их материнском аспекте, с большой грудью и животом, подобные известной «Венере Виллендорфской» выражает глубокое и настойчивое желание как плодородия, так и защиты репродуктивности матери.

Это означает, что натурализм форм эпохи палеолита связан не с принципом декоративизма, а с имитацией реальности в магических действиях. Таким образом, мысль о том, что искусство есть продолжение реальности, никогда не исчезнет полностью.

В рамках палеолитического искусства изображения человека встречаются особенно редко. Изредка можно увидеть человеческие изображения — менее реалистичные, чем изображения животных, — в резьбе или в форме статуэток и крайне редко на рисунках. Как мужские, так и женские фигуры изображены обнаженными. На последних в некоторых случаях видны украшения. Если на мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), то на женских это встречается гораздо реже.

 

Женские изображения этой эпохи представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими. Статуэтки из камня или слоновой кости, зачастую весьма схематичные и представляющие собой некое подобие двух треугольников, встречаются на пространстве от Сибири до Франции.

«Искусство эпохи палеолита, судя по всему, исчезло вместе с самим палеолитом. Двадцать тысяч лет этой эпохи, продолжавшейся приблизительно от тридцатого до десятого тысячелетия до нашей эры, стали самым древним — и самым продолжительным — процессом развития искусства в истории человечества. Его эволюция была такой же последовательной, как и эволюция искусства последующих эпох. В его истории различается длительный период детства, апогей, продолжавшийся примерно пять тысяч лет, и быстрый и постоянно ускорявшийся упадок. Следовательно, речь идет о нормальном искусстве, имевшем свой период поисков в начале, свою зрелость, свой особый опыт и даже свой академизм, который мог иногда казаться весьма скучным, если бы не был столь благоговейным». Андре Перуа-Гуран. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА, 1968 г.

За тысячелетия, которые длился верхний палеолит, человеческое общество не стояло на месте - развивалась техника изготовления орудий труда, они сами усложнялись и увеличивалось их разнообразие. Изменялась и техника изображений и их тематика. В соответствии с уровнем развития верхний палеолит делят на три больших периода, особенности которых мы и рассмотрим.

Период Ориньяк

На протяжении периода ориньяк-перигор (30 000 — 25 000 лет до н.э.) выделяется доминирующая роль рисунка в формах, сочетающих контурное изображение животных с наиболее выразительными деталями их характеристики. Это момент наибольшего распространения палеолитического искусства — от самых восточных районов Сибири до Средиземноморья.

В ориньякский период наиболее ранние изображения представляют собой силуэтные рисунки. Некоторые контуры выполнялись одним слитным штрихом при помощи пальца, скользившего по мягкой поверхности глины.

На этом же этапе начинается использование цвета, служащего для получения красочных отпечатков ладоней.

Этот период продолжается и логически завершается периодом перигор, для которого типично подчеркивание наиболее характерных особенностей изображаемых фигур. Его отличительная особенность — использование так называемой «развернутой» перспективы. Яркий пример — стоянка Пеш-Мерль, где можно видеть силуэт быка, чьи рога образуют почти завершенную окружность. Таким образом, их форма оказывается выявленной предельно четко

Период Солютре

 

 

Солютре (25 000 — 15 000 лет до н.э.) — период господства высокого рельефа, исполненного в технике углубления окружающей поверхности. Рельефы никогда не отделяются полностью от скальной опоры и, таким образом, не обретают полноценной трехмерности круглой скульптуры. Для их выполнения используются естественные выступы скалы и убираются их части, окружающие будущий силуэт животного. Другими словами, очертания тела животного, которые следует выявить, уже как бы заключены в естественных выпуклостях скалы. При этом светотеневые эффекты способствуют тому, что изображение как бы отделяется от стены.

В солютрейский период происходит улучшение качества каменных орудий. Именно тогда появляются те из них, которые дают возможность выявлять объемы рельефов и подчеркивать детали.

Первые произведения искусства, относящиеся к этому периоду, найдены во Франции. Это массивные каменные изваяния коров на стоянке Ле Фурне дю Дьябль, в долине Бом, недалеко от Дордони. Среди прочих выделяется изображение стельной коровы с подчеркнутой моделировкой задних конечностей и самой выпуклой части брюха. Проработкой поверхности акцентированы зоны света и тени, что придает фигуре индивидуальный характер.

Период Мадлен

Мадлен (15 000 — 10 000 лет до н.э.) — последний этап развития палеолитического искусства и его кульминационная фаза. В этот период создаются изображения, отличающиеся наивысшим реализмом. Кроме того, увеличивается количество произведений мобильного искусства из кости и бивня, которые украшаются гравировками, чрезвычайно разнообразными по тематике.

 

 

Во Франции наиболее значительная группа пещер с образцами искусства периода Мадлен расположена в регионе Дордонь-Везер. По числу и качеству изображений, относящихся к различным эпохам, среди них особенно выделяется пещера Ласко.

В Пиренеях таких пещер меньше. В районе Кантабрийской горной цепи (Испания) ансамбль Апьтамиры затмевает все, найденное в других пещерах, ибо речь идет о самом значительном на Иберийском полуострове памятнике палеолитического искусства. Здесь сосредоточены изображения, выполненные в разные эпохи, среди которых — полихромные фигуры бизонов; они лучше всего показывают высокую степень жизненной правды, достигнутую в период мадлен.

Первый этап мадленской эпохи считается периодом становления, который характеризуется точностью в передаче движения и замкнутым контуром.

 

 

Средний мадлен соответствует фазе, которая считается рубежом, отмечающим начало эпохи расцвета. Достигает высочайшего уровня техника моделировки контура и оттеночно-цветовой нюансировки окрашенной поверхности. Достигается высший натурализм искусства. Линия силуэта становится толще, как это видно на изображениях в пещерах Ньё и Ле Портель, где контур фигуры бизона выведен толстой черной линией и усилен врезанными в камень бороздами в области живота и ног. При ведущей роли контурного рисунка здесь присутствуют и детали, усиливающие выразительность. Глаза, шерстный покров, вымя запечатлены со всей возможной скрупулезностью. Не забыты даже ресницы. В Черном Салоне Ньё бизоны нарисованы черной краской без какой-либо примеси. Все детали строения вымени и шерсть изображены так виртуозно, что убедительно передают даже фактуру мохнатых шкур животных. Цвет, который прежде, в период ориньяк-перигор, лишь заполнял силуэт, ограниченный контуром, теперь служит для внутренней моделировки, причем используется многообразие тонов. Постепенно исчезает искаженная перспектива, уступая место более натуралистическому изображению, более верному воспроизведению реальности, включая детали (например, глаза, показанные в профиль).

 

 

На завершающем этапе мадлена, или в его поздний период, к контурам добавляются орнаментальные формы, свидетельствующие о зарождении абстрагирующего направления в искусстве. В пещере Ла Пальега (Кантабрия, Испания) силуэт бизона очерчен гибкой и изящной закругленной линией, акцентирующей пару горбообразных выступов в области холки и тянущейся от головы до хвоста. Контур в данном случае разорван в некоторых местах, что отличает его от силуэтов, типичных для предыдущего этапа. Один из завитков, образующих бороду, переходит в линию передней ноги. Наибольшей стилизации подверглась задняя часть тела животного. На финальном этапе эпохи мадлен нарастающее упрощение форм приводит к символическим изображениям, для которых характерна абсолютная абстрактность. Растет количество произведений мобильного искусства — предметов из гравированной кости и резного камня.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: