Техника: современная трактовка понятия. Техника и технология.





Основные характеристики техники, выделенные в различных исследованиях


и специфицирующие культурно-исторический подход, представленный в


проблемном поле философии техники, следующие. Техника представляет


собой артефакт. Латинское "artefactum" означает буквально "искусственно


сделанный". В этом смысле техника специально изготовляется, создается че-


ловеком (ремесленником, мастером, техником, инженером), представляет со-


бой так называемую "вторую" природу, хотя "живет" по законам "первой"


природы, и используется в практической деятельности людей. При этом в


технике воплощаются и реализуются определенные замыслы, идеи, знания,


опыт, навыки, без чего невозможно создание и приведение в действие "арте-


фактов". Пусть не покажется парадоксальным, но с этой точки зрения, даже


выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то


есть техникой. Отсюда возникают и этические проблемы, связанные с генной


инженерией, клонированием (от греч. klōn - ветвь, отпрыск) - искусственным


созданием живых существ и т.д.


Техника образует составную часть производительных сил общества.


Функционируя в качестве производительных сил, современная техника раз-


деляется на следующие отрасли: производственная техника, техника транс-


порта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника


процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника

 

 



 


управления. Производственная техника, техника транспорта и связи в свою


очередь подразделяется на активную и пассивную.


Пассивная техника включает: связующую систему производства (в пер-


вую очередь, в химической промышленности); производственные помеще-


ния; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, ка-


налы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распростра-


нения информации (телефон, радио, телевидение и др.).


Активная часть состоит из орудий (инструментов), которые делятся на


орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельно-


сти человека (очки, слуховые аппараты и т.п.); машин (производственных,


транспортных, военных); аппаратуры управления машинами, технологиче-


скими, производственными и социально-экономическими процессами.


Техника, в соответствии с историческими этапами ее развития, отлича-


ется различными технологическими способами соединения человека и техни-


ки. Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и


техники в технологическом процессе, при котором человек является матери-


альной основой технологического процесса; труд при этом носит ручной ха-


рактер; орудия (инструменты) ручного труда лишь удлиняют и усиливают


работающие органы человека.


На втором этапе основой технологического процесса становится маши-


на; труд при этом становится механизированным; человек лишь дополняет


работу машины (механизированного устройства) своими органами труда, яв-


ляясь лишь ее технологическим элементом.


Третий же этап технологического способа соединения человека и техни-


ки характеризуется свободным типом связи человека и техники; труд стано-


витcя автоматизированным; человек перестает быть непосредственным зве-


ном технологической цепи, получая условия для творческого использования


своих способностей.


Сейчас уже можно говорить о четвертом, информационном, этапе тех-


нологического способа взаимодействия человека и техники. Информатизация


связана с широчайшим внедрением компьютеров и компьютерных сетей в


соединении с совершенными средствами связи. Компьютер оказался уни-


кальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если


предшествующие средства автоматизации касались лишь сферы материаль-


ного производства (облегчали работу рук, но не умственную деятельность


мозга), то компьютерно-информационные технологии затронули непосред-


ственно интеллектуальную сферу, возможности которой несопоставимо воз-


росли по сравнению с докомпьютерным периодом.


Техника представляет собой также самостоятельный мир, реальность,


данную нам как ту, которую мы застаем от рождения и с которой живем и


умираем. Мир техники как самостоятельной реальности противопоставлен


природе, миру искусства, языковой реальности, всему живому и, наконец,


человеку. Но техника - это и определенный способ существования человека.


Техника нужна как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную челове-

 

 



 


ческую потребность (в силе, энергии, защите и т.д.). В этом плане техника


является " инструментом ", но это такой инструмент, от которого в наше вре-


мя зависит уже судьба цивилизации. Что такое современный человек без тех-


ники? Представим себе, что было бы с нами, если бы все технические дости-


жения разом исчезли. Именно в этом плане техника и приобретает самостоя-


тельное (иногда, правда, добавляют: относительно самостоятельное) сущест-


вование.


Осознание самостоятельной роли техники относится уже к античности,


где впервые было введено и обсуждалось понятие " технэ " (греч. téchnē - ис-


кусство, ремесло, мастерство, умение). В Новое время формируются пред-


ставления об инженерии. В конце XIX - начале XX в. создаются технические


науки и возникает философия техники как особая рефлексия (от позднелат.


reflexiо: обращение назад - размышление, осмысление, самопознание собст-


венных действий и законов) техники. Особое внимание философия техники


привлекает внимание мыслителей в середине XX в., когда ряд философов


стали связывать с техникой кризис нашей цивилизации и культуры. Так,


М. Хайдеггер считает, что современная техника поставила себе на службу


человека и природу, превратила их в "по-став", по выражению Хайдеггера,


сделала человека одним из видов сырья, подлежащего обработке.


Природа разрушается, а человек деградирует, поскольку они становятся


простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины


("поставляются производству"). Хайдеггер не верит в решение проблем, по-


рожденных техникой, он лишь призывает человека осознать, что он давно


уже и сам стал поставом техники и превратил в ее постав и природу. Уже


знакомый нам Х. Сколимовски пишет: "Техника превратилась для нас в фи-


зическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей сте-


пени, что если мы даже осознаем, как опустошает она нашу среду, природ-


ную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то


другой технике, которая может исправить всё это". Как бы в ответ, но с оче-


редным вопросом, мы слышим от немецкого философа Карла Ясперса (1883-


1969): "Полагать, что задача преодоления техники с помощью техники вооб-


ще осуществима, означает прокладывать новый путь неблагополучию... Ос-


тается, однако, вопрос: как человек, подчиненный технике, в свою очередь,


станет господствовать над ней?"

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: