Составление библиографии и изучение литературы




МЕТОДИЧЕСИКЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

Цель и задачи реферата по

Дисциплине «История и философия науки»

Реферативная работа – это самостоятельная работа аспиранта, которая заключает в себе не только изложение конкретной эпистемологической проблемы на основе изученной литературы, но и определенные элементы самостоятельного исследования вопроса и четкие выводы по ним, сделанные самим аспирантом.

В процессе работы над рефератом аспирант расширяет и углубляет теоретические знания в области истории и философии науки, развивает умение применять эти знания для решения конкретных практических вопросов. Более того, реферат призван привлечь аспиранта к исследовательской работе в области философии, привить ему вкус к творческим исканиям, выработать навыки научно-исследовательской работы. Как правило, реферат требует широкого изучения вопроса, часто выходящего за рамки вузовского курса.

Таким образом, реферат является одной из важных форм учебных занятий, особенно ценной для подготовки аспирантов к успешной самостоятельной творческой работе.

 

Выбор темы

Для успешного выполнения реферативного задания большое значение имеет правильный выбор темы.

Примерная тематика разрабатывается и утверждается на кафедре и заблаговременно сообщается аспирантам. По своему характеру эти темы предусматривают проведение небольших исследований в доступном аспиранту объеме.

Каждый аспирант сам выбирает тему реферата. Аспиранты и преподаватели могут выдвигать и темы, не названные в рекомендуемом списке, но отвечающие программе по настоящей дисциплине. Важно, чтобы тема заинтересовала аспиранта, отвечала его склонностям, соответствовала теме будущего диссертационного исследования. Без глубокого понимания темы невозможно правильно и успешно ее разработать. Поэтому аспиранта, избрав тему, должен с помощью руководителя ясно определить цель и задачи этой темы, уяснить, с какой стороны осветить данный вопрос и какой круг проблем охватить в работе, а также уточнить в общих чертах план изучения и освещения темы. В этом случае вся последующая работа будет целенаправленной.

Составление библиографии и изучение литературы

После выбора темы аспирант приступает к работе. Успешное написание реферата предполагает, естественно, наличие у аспиранта необходимых знаний. Это достигается тем, что аспиранта, помимо усвоения разделов программы курса, непосредственно относящихся к существу реферативной работы, изучает специальную научную литературу по теме. Поэтому аспирант должен составить список литературы и источников, которые он изучит и проанализирует в своем исследовании.

На основе некоторых указаний руководителя аспиранта составляет подробный библиографический список литературы для работы над темой. Обычно этот список утверждается руководителем, который и дает рекомендации о порядке изучения литературы.

На основании каких источников можно приступить к составлению библиографического списка литературы?

Таких источников много. Укажем только на некоторые: прежде всего следует использовать предметные каталоги читальном зале, а также в различных библиотеках города. Кроме того необходимо внимательно просматривать списки рекомендательной литературы и подстрочные списки в учебных пособиях и отдельных научных трудах по данному вопросу. Пользуясь этими указаниями, нетрудно найти книги и статьи, прямо относящиеся к теме реферата.

Хорошим пособием для составления библиографии служат тематические списки статей, помещенных в журналах «Вопросы философии», «Философские науки» «История & философия науки» и др., а также библиографические издания, выпускаемые Всероссийской книжной палатой: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись рецензий» и т.д. И, наконец, полезно обращаться к энциклопедиям и справочной литературе. В энциклопедиях можно найти, в которых имеются общие ссылки на литературу.

Изучение литературы по избранной теме лучше всего начать с чтения учебных пособий, монографий и авторефератов диссертаций, в которых дается более полное освещение интересующих аспиранта вопросов. Однако следует учесть, что ни в одном из научных источников нельзя найти исчерпывающего материала по данной теме. Рекомендованные статьи и книги по своему содержанию лишь частично отвечают теме, поэтому аспиранта должен научиться извлекать из каждого источника то, что относится к изучаемому вопросу. Изучение научной литературы всегда носит творческий характер: аспиранту нужно выработать критическое отношение к высказанным в работах положениям, научиться сопоставлять взгляды различных авторов по интересующим его вопросам, определить свою точку зрения. Этого можно достичь только лишь на основе вдумчивого и целеустремленного изучения научной литературы.

Во время чтения источников необходимо вести конспект, делать выписки, пометки. По мере накопления записей полезно их просматривать, систематизировать, сопоставлять между собой. Все это поможет глубже освоить материал, обоснованно сформулировать вопросы, подлежащие анализу, и составить план реферата.

Составление плана работы

В плане должны быть отражены основные вопросы темы. Отсутствие такого плана обычно ведет к неполному освещению проблемы, нарушению логической последовательности, бессистемности изложения, повторения.

План работы складывается постепенно в процессе накопления и анализа изучаемого материала. Предварительный вариант плана намечается уже после выбора темы и ознакомления с литературой. Первоначально это только приблизительный перечень вопросов для изучения.

В ходе дальнейшей работы по изучению и собиранию материала составляется подробный окончательный план, в котором определяется конкретное содержание каждой части, расположение материала по главам, параграфам и разделам. Следовательно, работа над планом есть не что иное, как глубокое продумывание, осмысливание материала данной темы, приведение его в систему.

Содержание плана всецело зависит от темы, от задачи исследования, от собранного и изученного материала. План при всех условиях должен охватить все содержание работы и определить ее структуру. Он должен ясно отражать главную мысль работы, нужно, чтобы каждый из его пунктов был выражением соответствующей части темы и находился в логической связи с другими пунктами.

Примерное расположение материала реферата может быть следующим:

Введение, где автор дает обзор литературы по изучаемому вопросу, определяет цель и задачи работы, дает обоснование темы, указывает на практическое значение разработки темы и т.д.;

Основная часть, где излагается содержание вопроса, последовательно раскрываются основные положения работы, устанавливается своя точка зрения. Здесь дается подробный анализ собранного и изученного материала, обобщаются теоретические положения самого автора;

Заключение, как правило, содержит основные выводы, к которым пришел автор в результате самостоятельного изучения материала.

Написание реферата

Важнейшим этапом подготовки реферата является написание его текста. На этом этапе аспиранта должен обратить особое внимание на содержание текста, его построение и изложение.

1. Содержание реферата должно полностью соответствовать теме и предпосланному плану. Каждый вопрос плана должен быть освещен методологически правильно и с достаточной полнотой. Не нужно загромождать работу излишним материалом, цитаты следует приводить в ограниченном количестве и с обязательными точными ссылками на источники. Все выводы и обобщения должны быть точными и достаточно обоснованными.

2. Построение работы, т.е. связь и расположение отдельных ее частей, должно быть четким. Хотя структура работы определяется планом, в построении реферата не всем аспирантам удается избежать логической несвязности между его частями. Так, аспиранты часто не умеют связать введение и заключение с основной частью работы. Иногда во вступлении освещаются такие общие вопросы, которые совершенно не связаны или мало связаны с предметом исследования и в сущности не имеют непосредственного отношения к теме. Выводы же нередко касаются лишь некоторых вопросов темя, или же в заключении ставятся более широкие и общие вопросы, чем в основной части работы. Поэтому вопросы, освещенные в главной части, остаются без обобщения, без логического завершения.

Введение и заключение составляют существенную часть реферата. По краткому и содержательному вступлению и точным, четким выводам можно судить, насколько свободно автор ориентируется в данной теме, как ясно он ее представляет, умеет ли он самостоятельно мыслить.

В построении реферата важно также обеспечить соразмерность ее отдельных частей, сохранить нужную пропорцию в освещении вопросов темы. Основной части следует отводить больше места, имея в виду ее важность и значение. Вступление и заключение не должны быть больше основной части.

3. Изложение (словесное оформление мыслей) работы должно быть ясным и доступным. Автор всегда должен помнить, что его работу будут читать. Необходимой ясности, стройности и четкости изложения нельзя достичь без ясного понимания существа вопроса. Поэтому овладение материалом, глубокое и всестороннее изучение темы является обязательным условием для аспиранта, пишущего реферат.

Законченную черновик следует внимательно прочесть, тщательно литературно обработать и отредактировать. После прочтения работы руководителем и внесения необходимых исправлений автор приступает к оформлению работы.

Оформление работы

Реферат должен быть представлен на кафедру преподавателю в хорошо оформленном виде.

Чистовой вариант работы состоит из заглавного (титульного) листа, оглавления, основного текста и списка использованной в работе литературы.

Титульный лист – первая страница, на которой помещаются сверху вниз: название министерства и университета, кафедры, тема работы, сведения об авторе (курс, группа, фамилия, инициалы), сведения о научном руководителе (ученое звание, ученая степень, фамилия, инициалы), дата написания работы, город и год (см. приложение).

Оглавление (содержание) – помещается на второй странице, на которой приводится полный перечень всех основных частей работы: введение, название глав и разделов (или параграфов), заключение, библиография с указанием страниц работы.

Оформление основного текста. Работа должна быть напечатана на одной стороне листа бумаги (формат А4), оставляются поля для пометок и указаний рецензента. Все страницы работы должны быть пронумерованы, начиная со стр. 2, ибо на титульном листе, являющемся первой страницей работы, номер не ставится.

В работе не следует допускать сокращения слов, за исключением общеупотребительных, например: т.е., и др., и т.п.

Цитаты (извлечения, выдержки) из источников литературы используются в тексте только при надобности по ходу изложения (полемики, доказательства и т.д.) определенного вопроса. Они приводятся в кавычках, и обязательно сопровождаются ссылками, внутритекстовыми сносками. Например: Под парадигмами Т.Кун подразумевал «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [1[1], 11[2]].

При необходимости составляются иллюстрации в виде таблиц, диаграмм и графиков. Эти иллюстрации (сокращенно: табл. или рис.) должны иметь порядковый номер (если их несколько в работе). А объемистые иллюстрации выносятся в конец работы, после библиографии, даются в приложении и нумеруются отдельно.

В конце текста работы (после заключения) ставится дата окончания (написания) работы и личная подпись автора.

После заключения помещается библиографический список литературы, использованной при написании работы. Он должен включать не менее 25 источников. Весь же объем реферата составляет 25-30 страниц. Times New Roman,межстрочный интервал 1,5; поля – 2 см).


 

Темы реферативных работ для соискателей

в 2015-2016 уч. году

(по направлениям подготовки)

 

по дисциплине «История и философия науки».

Сельскохозяйственные науки:

1. А.Вегенер и гипотеза горизонтальных перемещений материков.

2. А.П.Карпинский и становление учения о платформах.

3. Биологически знания и история их проникновение в сельское хозяйство.

4. Биосоциология и мораль.

5. Великие географические открытия и их влияние на развитие наук о Земле

6. Визуализация, математизация и компьютеризация: их применимость в современных биологических исследованиях.

7. Визуальные образы в биологических и сельскохозяйственных науках. Актуальность и новизна вопроса.

8. Вклад отечественных ученых в становление эмбриологии как науки.

9. Возникновение биотехнологии. «Рывок» отечественной физико-химической биологии. Обзор современных достижений биологии и биотехнологии.

10. Возникновение ботанических садов, кунсткамер и зоологических музеев и их роль в развитии биологических знаний. 18. Проникновение точных наук в биологии. 19. Пионеры агрономы – первые научные агрономические труды. 20. Становление систематики (К. Линней, П. Паллас и др.)

11. Географический синтез в страноведческих трудах

12. Географический синтез в страноведческих трудах.

13. Геохимия и геофизика в системе наук о Земле

14. Геоэкология как междисциплинарное научное направление

15. Детерминизм, индетерминизм, телеология в трактовке процессов жизнедеятельности.

16. Дж.Холл, Д.Дена, Э.Ог, их вклад в становление учения о геосинклиналях.

17. Дискуссия о природе теоретической биологии. Задачи теоретической биологии.

18. Евгеника и генетика. Евгеника: история и современность.

19. Ж.Бюффон, его взгляды на становление Земли

20. Животные в эксперименте. История вопроса и современное состояние.

21. Законы в геологии и географии.

22. Зарождение научных основ земледелия в XVIII в., успехи современного земледелия.

23. Значение изобретения микроскопа для познания строения и жизнедеятельности организмов.

24. Значение молекулярной биологии для преобразования классических научных дисциплин.

25. Идеи К. Риттера и А. Гумбольдта и их роль в развитии географии

26. Идея развития в геологии (направленность, периодичность, неравномерность и др.).

27. Изобретение микроскопа и открытие микроорганизмов.

28. Изучение биоразнообразия и проблема его сохранения.

29. Изучение наследственных заболеваний в истории медицины. Синтетическая теория эволюции и креационизм.

30. Изучение нелинейных процессов в науках о Земле

31. Интегральная логика объяснения эволюции живого в рамках синтетической теории эволюции Проблема соотношения микро - и макроэволюции.

32. Исторические подходы к определению феномена жизни.

33. История научной иллюстрации и ее возможности в современной биологии, на примере садоводства.

34. История опытного дела в России. Первые ботанические сады, зарождение аграрной науки.

35. История развития ветеринарии.

36. История развития опытного дела в России.

37. История развития физиологии животных. Первые лаборатории.

38. История создания ВАСХНИЛ, ее основные направления деятельности и наиболее известные академики.

39. История становления методов исследования в гистологии, цитологии и эмбриологии.

40. История формирование научных основ агрономии.

41. История формирования земледелия как науки.

42. История формирования, концепции структурных уровней в биологии: организм, вид, экосистема, как целостности. Проблема критериев выделения структурных уровней.

43. Классики естествознания и их вклад в философию науки.

44. Клеточная теория и теория тканей. История открытий.

45. Компьютерные науки и физика.

46. Конкретно-научное содержание и методологические принципы общей теории систем Л. фон Берталанфи.

47. Концептуальные системы химии как ступени исторического развития химии как ступени исторического развития химии.

48. Концепция вакуума в современной физике.

49. Концепция географического детерминизма и поссибилизма

50. Концепция географического детерминизма и поссибилизма.

51. Космогонические гипотезы Э.Канта и П.Лапласа.

52. Лаборатория в картинах. От алхимиков до наших дней.

53. М.В.Ломоносов и его труды по геологии.

54. Материалистическая сущность и диалектический характер дарвиновского решения проблемы развития органического мира.

55. Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

56. Метод, методика и методология научного исследования.

57. Методы в науках о Земле (общие, частные).

58. Методы исследований в географии

59. Методы исследований в геологии

60. Модели в биологических исследования, история возникновения и современное состояние.

61. Московская и Санкт-Петербургская аграрные школы. Работы наиболее видных их представителей.

62. Науки-лидеры в развитии естествознания и взаимосвязь наук.

63. Научно-технический прогресс и микробиология.

64. Научные революции в естествознании и их роль в становлении геологии и географии

65. Неевклидова геометрия – ее возникновение и философское значение.

66. Николаус Стено и его вклад в развитие геологии.

67. Новейшие подходы и методы в анатомии и их интеграция.

68. Общая направленность развития Земли (внешние и внутренние факторы развития).

69. Организм как саморегулирующаяся система

70. Организмическое движение в биологии как попытка преодоления крайностей механицизма и витализма в решении проблемы организованности живого.

71. Организованность и целостность живых систем (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л. фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева).

72. Основные задачи истории наук о Земле

73. Основные принципы периодизации науки вообще и науках о Земле в частности.

74. Основные этапы и тенденции развития биологического знания.

75. Основные этапы изучения вирусов и вирусоподобных организмов.

76. Основные этапы развития геологии и географии, их общая характеристика.

77. Основные этапы становления идеи развития в биологии.

78. Основные этапы формирования проблемы происхождения жизни, их естественнонаучно содержание и философские основания.

79. Особенности современной науки.

80. Особое место физики в системе естественнонаучного знания - философский анализ (по работам С.И. Вавилова).

81. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза.

82. Пастеровский период в развитии микробиологии (вторая половина ХIХ века).

83. Первые гербарии, история возникновения и развития.

84. Период становления геологии как науки (первая половина XIX в.)

85. Познавательные модели в истории биологии: организменная, организационная, эволюционная, системная, самоорганизационная, коэволюционная.

86. Понятие жизни в современной науке и философии.

87. Понятие объекта и предмета в науках о Земле.

88. Представление о случайности в структуре познания.

89. Принцип развития в философии биологии: взаимосвязь и специфика.

90. Принципы построения научного исследования (стратегия поиска).

91. Причинность в квантовой теории и вопрос о скрытых параметрах.

92. Проблема неизменности генов в онтогенезе.

93. Проблема номотетического и идеографического характера знаний в науках о жизни.

94. Проблема описания элементарных объектов в современной физике.

95. Проблема определения жизни. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации сущности жизни.

96. Проблема причинности в современной биологии. Функциональная и эволюционная биология.

97. Проблема пространства и времени в географии

98. Проблема пространства и времени в геологии.

99. Проблема соотношения физико-химических, функциональных и эволюционных закономерностей в объяснении целесообразности живого.

100. Проблема эволюции современного человека.

101. Развитие микробиологической промышленности.

102. Роль отечественных ученых в развитии микробиологии.

103. Роль современных системных представлений в развитии биологических наук.

104. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.

105. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.

106. Системно-структурные и функциональные методы исследования в современных биологических науках.

107. Системный подход в агробиологии: от истоков до наших дней.

108. Случайность и необходимость в объяснении происхождения живого.

109. Современные методы в микробиологии (методы генной и белковой инженерии и др.)

110. Современные представления о природных катастрофах

111. Современные представления о природных катастрофах.

112. Современный молекулярно-генетический период в развитии медицинской микробиологии (вторая половина ХХ века).

113. Создание клеточной теории иммунитета (И.И.Мечников) и ее значение для развития медицины.

114. Соотношение физико-химического и физиологического уровней в патологии.

115. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования, технологии стволовых клеток. Перспективы и опасности.

116. Специфика законов биологии.

117. Специфика пространственно-временной организации живых систем.

118. Становление вирусологии как самостоятельной науки.

119. Становление и развитие учения о ландшафте

120. Становление иммунологии как самостоятельной науки.

121. Становление методов количественного элементарного анализа органических соединений в ХVIII-XIX вв.

122. Становление научных основ отечественной агрономии к началу XXв.

123. Становление экспериментальных методов в анатомии в эпоху Возрождения.

124. Структура эволюционной теории. Понятие «биологический прогресс».

125. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.

126. Сущность философско-методологических проблем биологии. Роль биологии в формировании философского и научного мировоззрения.

127. Теория эволюции и ее влияние на развитие анатомии. Анатомия в России. Достижения и проблемы.

128. Труды Н.И.Вавилова в становлении растениеводства и генетики в России. 5. Особенности развития отечественного садоводства в России.

129. Утверждение научного подхода к агрономии: В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, Д.Н. Прянишников.

130. Учение о системах земледелия и развитие взглядов на научные основы сельского хозяйства.

131. Учение об иммунной системе организма. Перспективы его развития. Достижения и развитие иммунобиотехнологии.

132. Ф.Ю.Левинсон-Лессинг и развитие петрографии.

133. Факты, их место и значение в научном поиске

134. Физикализация, математизация и компьютеризация биологических исследований.

135. Философские аспекты современных единых теорий поля.

136. Философские основания и особенности математических и логических исследований.

137. Философские проблемы теории адаптации.

138. Философский анализ концепции пространства и времени.

139. Философско-методологические аспекты понятия сложности.

140. Философско-методологические проблемы современной биологии.

141. Формирование научных основ декоративного растениеводства и его связь с другими науками.

142. Формирование первых русских научных школ (Семенов-Тянь-Шанский, Анучин, Докучаев)

143. Формирование теоретических основ географии в XVIII веке

144. Формирование учения о почвах и повышении их плодородия в XIX – начале XXв.

145. Формирование учения о почвах и повышении их плодородия.

146. Хорологическая концепция в географии и ее роль в становлении географической науки

147. Хорологическая концепция в географии и ее роль в становлении географической науки

148. Человек – социальное или биологическое существо? Философский смысл этой альтернативы.

149. Э.Зюсс, его вклад в развитие контракционной гипотезы развития Земли.

150. Эволюция в понимании предмета биологической науки.

151. Эволюция жизни как процесс познания.

152. Эволюция образа биологии как науки. Проблема "биологической реальности" как предмет биологического познания.

153. Экологический императив современной культуры.

154. Экология в произведениях живописи. Актульность работ и новые знания.

155. Экология как интегральная научная дисциплина.

156. Эксперимент и вероятностно-статистическая методология в современных биологических науках.

157. Этапы развития микробиологии. Предмет и методы.

 

Биологические науки:

1. Биологические основания формирования и развития человеческой культуры.

2. Биология в пространстве и методологии науки ХХ в.

3. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

4. Воздействие современных биологических исследований на формирование новых норм и установок культуры.

5. Генная инженерия и ее перспективы.

6. Животноводство как отрасль деятельности человека.

7. Зоотехническая наука как отрасли сельскохозяйственного производства. Взаимосвязь зоотехнического и ветеринарного направлений в животноводстве.

8. История и методология породообразовательного процесса в отраслях животноводства.

9. История развития технологий производства в отраслях животноводства: скотоводстве, коневодстве, свиноводстве, птицеводстве, овцеводстве и др. Развитие систем содержания животных и организации хозяйств.

10. Концепция устойчивого развития общества, проблемы и возможности ее реализации.

11. Методология создания линий и кроссов-линий на селекционно-генетических фирмах - теоретическая основа резкого повышения продуктивности птицы и свиней и производства высокопродуктивных гибридов во всех регионах мира.

12. Наука в зеркале социобиологии и экологии.

13. Основные этапы развития экологии от биологического до социоприродного статуса.

14. Особенности теоретико-методологического синтеза знаний в биологических науках.

15. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза.

16. Понятие о научных революциях (основные взгляды на развитие науки – В.И.Вернадский, Б.М.Кедров, В.Е.Хаин, В.В.Белоусов и др.).

17. Проблема неизменности генов в онтогенезе.

18. Проблема определения жизни. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации сущности жизни.

19. Проблема системной организации и системный подход в биологии.

20. Проблема эволюции современного человека.

21. Прогресс селекционно-генетической работы в отраслях птицеводства и свиноводства во второй половине ХХ века.

22. Развитие зоотехнической науки в России (Михайло Ливанов, А.Т.Болотов, В.А.Левшин, В.И.Всеволодов, С.Ходецкий, В.П.Бурнашев, А.Ф. Миддендорф, И.Н.Чернопятов, И.А.Мерцалов и др.).

23. Развитие учения о кормлении сельскохозяйственных животных.

24. Расшифровка генома человека и ее значение для будущего человечества.

25. Роль в развитии русской зоотехнической науки ученых ХХ века (П.Н.Кулешов, Н.П.Чирвинский, М.И.Придорогин, Е.А.Богданов, М.Ф.Иванов, Е.Ф. Лискун, Д.А.Кисловский, И.С.Попов, С.И.Штейман, С.И.Сметнев, А.П.Редькин, А.И.Николаев и др.)

26. Системно-структурные и функциональные методы исследования в современных биологических науках.

27. Современные аспекты биохимической инженерии и биотехнологии.

28. Современные аспекты биохимической инженерии и биотехнологии.

29. Современные концепции иммунитета.

30. Современный молекулярно-генетический период в развитии медицинской микробиологии (вторая половина ХХ века).

31. Создание клеточной теории иммунитета (И.И.Мечников) и ее значение для развития медицины.

32. Состояние и прогресс животноводства в отдельные социально-экономические эпохи.

33. Становление и развитие генетики.

34. Структура эволюционной теории. Понятие «биологический прогресс».

35. Суть теории биосферы и ноосферы В.И.Вернадского.

36. Сущность и специфика философских проблем биологии.

37. Сущность технологии стволовых клеток и ее значение для медицины.

38. Теория и методология животноводства (Альбрехт Тэер, Эмиль Фольф, Н.П.Чирвинский, Оскар Кельнер, Генри Армсби, Е.А.Богданов, М.И.Дьяков, И.С.Попов, М.Ф.Томмэ, А.П.Калашников и др.)

39. Теория эволюции и ее влияние на развитие анатомии. Анатомия в России. Достижения и проблемы.

40. Традиции и современные проблемы отечественной генетики.
Роль современных молекулярно-биологических методов в генетических исследованиях.

41. Учение об иммунной системе организма. Перспективы его развития.
Достижения и развитие иммунобиотехнологии.

42. Характеристика основных этапов изменения представлений о месте и роли биологии в системе научного познания.

43. Эволюция представлений о бактериях и их разнообразии.

44. Экологическая культура и ее роль в преодолении современной кризисной ситуации.

Технические науки:

1. Античное понимание техники, техническое объяснение природы.

2. Влияние Интернета на сознание и язык.

3. Влияние информационных технологий на жизнь общества.

4. Вненаучные формы познания.

5. Диалектика биологического и социального в процессах индивидуального становления человека. Методология психогенетики.

6. Евгеника как наука и социальное движение за «улучшение» человеческой природы. Формирование неоевгеники.

7. Живой организм как фрактальная информационная система.

8. Закономерности развития биологических наук.

9. Закономерности развития технических наук.

10. Инженерная деятельность и экспериментальное естествознание.

11. Интернет и проблема субъекта.

12. Информатизация общества: социальные предпосылки и исследования.

13. Информатика и образование.

14. Информационные технологии и проблема их влияния на «жизненный мир» человека.

15. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации.

16. Информация и физическая картина мира.

17. Искусственный интеллект как феномен современной культуры.

18. Категории философии (субстанция, пространство, время, движение, противоречие, дискретное, континуальное?) и их роль в развитии биологии.

19. Критика технологического детерминизма Л. Мэмфорда.

20. Культурно-исторические особенности становления инженерии в России.

21. Математика как язык физики. Математические методы и формирование научного знания.

22. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки.

23. Методологический и философский базис биополитики.

24. Онтологическое обоснование сущности техники М. Хайдеггером.

25. Основные парадигмы современной науки.

26. Основные уровни научного знания.

27. Основные характеристики научной профессии.

28. Основы научной теории.

29. Особенности науки как социального института.

30. Особенности современных нетрадиционных видов инженерии и проектирования.

31. Особенности социального и социотехнического проектирования.

32. Особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках.

33. Особенности технического развития в Европе, США и на Востоке.

34. Первые программы построения науки в Античности.

35. Первые программы построения науки в Античности.

36. Переосмысление представлений о природе, научном знании и практическом действии в Средние века в эпоху Возрождения.

37. Перспективы развития инженерного образования в XXI в.

38. Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, и их возможности и границы.

39. Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ.

40. Понимание техники в системе архаической культуры.

41. Понятие научного объекта. Типы научных объектов.

42. Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки.

43. Понятие философской проблемы в науке.

44. Постмодернистская философия науки.

45. Предмет и структура методологии науки.

46. Природа и техника, естественное и искусственное, организм и механизм.

47. Проблема «человек – техника» в современных философско-социологических теориях

48. Проблема выбора научной гипотезы, основания и механизм предпочтения.

49. Проблема информационного неравенства.

50. Проблема истины в современной науке.

51. Проблема комплексной оценки и прогнозирования последствий техники.

52. Проблема комплексной оценки и прогнозирования последствий техники.

53. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Куммулятивизм и парадигмализм.

54. Проблема синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии.

55. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций.

56. Проблемы развития современной российской науки.

57. Продуктивное воображение и когнитивное творчество в науке.

58. Пути преодоления кризиса техногенной цивилизации.

59. Решение проблемы соотношения науки и техники у Архимеда.

60. Роль инженерных обществ и союзов в становлении инженерии.

61. Роль современных системных представлений в развитии технических наук.

62. Роль техногенного фактора в «восстании масс», в становлении массовой культуры.

63. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.

64. Семантические основы социальной информации.

65. Семантические основы социальной информации.

66. Системные идеи в физике. Три типа систем (простые механические, системы с обратной связью, самоорганизующиеся).

67. Системный метод познания в науке.

68. Современная биологическая НКМ.

69. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Ограниченность методологии натурализма.

70. Современная научная картина мира.

71. Современные комплексы (неклассические) научно-технические дисциплины: их природа и сущность.

72. Современные комплексы (неклассические) научно-технические дисциплины: их природа и сущность.

73. Современные проблемы теории научного познания.

74. Соотношение естествознания и техники, научное и техническое знание.

75. Социальная информатика: предмет и задачи.

76. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.

77. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.

78. Социально-психологические основания научной деятельности.

79. Специфика постнеклассической науки.

80. Специфика социобиологического понимания природы человека (по работам М.Рьюза, или Ч.Ламсдена, или Р.Докинза).

81. Способы передачи ценностей и моральных норм от предыдущего поколения к последующему.

82. Стадии становления и развития инженерной практики и научной техники.

83. Становление инженерной деятельности как профессии.

84. Стратегия научного сообщества в отношениях с общественными движениями.

85. Структура философии науки как области философского знания.

86. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.

87. Сущностные черты классической науки.

88. Сущность и структура теоретического знания.

89. Сущность и структура эмпирического уровня знания.

90. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества.

91. Техника и человек - проблемы риска и безопасности современной техники.

92. Технические науки и инженерная деятельность, технические и естественные науки, понятие научно-технической дисциплины.

93. Те



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: