Общая характеристика источников канонического права




Источники канонического права регулируют особый тип общественных отношений, которые связаны со вступлением лица к определенной религиозной организации, религиозной практикой и прекращением членства; наложением на нарушителя канонически-правовой нормы конкретного взыскания или наказания; определением статуса корпоративных объединений, возникших в определенной религиозной среде; отношениями между религиозными организациями различных уровней; отношениями между религиозными общинами и государством и организациями нерелигиозного типа. Для источников канонического права характерен свой предмет (отношения, связанные с удовлетворением религиозных потребностей) и методы нормативного регулирования (императивный, диспозитивный, смешанный, а также акривия и икономия как специфические методы, присущие только каноническому праву).

Зарождение церкви как сообщества верующих обусловило возникновение на ее лоне определенного правопорядка. Новый Завет (особенно "Послание апостола Павла" и "Деяния апостолов") свидетельствует о существовании внутри христианской общины юридически конституированной власти, которая провозглашала и применяли нормы, касающиеся учения церкви, богослужения, морали, дисциплины и структуры

церкви. С давних времен старейшины религиозных общин (епископы) судили прихожан, решали споры между ними и накладывали определенные санкции за их вины.

Такие книги, как "Дідахи" (І ст.), "Учение апостолов" (III ст.), "Наставления апостолов" (IV в.) содержали много церковных норм, которые регулировали поведение мирян и служили источником для церковного судебного разбирательства. В III, IV веках церковные законы стали выдавать поместные церковные соборы. Ряд законов принял и первый собор церкви всемирного масштаба - Никейский вселенский церковный собор 325 года.

Правовым содержанием постепенно наполняется слово "канон" ("прямой прут", "правило", "норма"). Им стали обозначать законы, изданные синодом, Вселенским собором или отдельными епископами. "Канонический" - означает "законный", "настоящий", "правильный".

на Протяжении веков количество канонов, выданных их субъектами, неуклонно росло. их периодически сводили в неофициальные сборники. Сюда помещались также нормы, изложенные в трудах отцов церкви; декретальних письмах и решениях патриархов, пап и епископов; в рескриптах и постановлениях римских императоров, касающихся церкви.

Однако ни одна из этих сборников не позволяет вести речь о наличии в ней некой согласованной правовой системы. Ни одна из них не претендовала на какую-то полноту или универсальность. Нередко они сочетали правовые нормы с нравственными предписаниями, теологическими доктринами и литургическими формулами. Все же их можно искусственно выделить в определенные юридические рубрики:

o Церковные финансы и собственность (например, уплата десятины, благотворительные отказа от собственности в пользу церкви, право владения, пользования и распоряжения церковным имуществом и тому подобное).

o Церковная власть (например, назначение на церковные должности, улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и проч.).

o Отношения между церковью и светской властью (например, исключение духовенства из подсудности светских судов, налоги с церкви в пользу государства).

o Преступления и наказания (как, например перечень покаяний, налагаемых на виновных при убийстве, лжесвидетельстве в суде, прелюбодеянии и тому подобное).

o Брачно-семейные отношения (препятствия к заключению брака, расторжения брака, законнонародженість детей и др.).

Церковные законы, как в католицизме, так и в православии, испытали сильное влияние римского права. На Западе церковные предписания нередко выдавались королями или императорами. Кроме того, церковные законы в первое тысячелетие истории церкви несли на себе сильный отпечаток Библии. Из нее церковь выводила авторитет "Десять заповедей" и многих моральных принципов, которые формулировались как божественные наставления. Из Библии была заимствована вера во вселенский порядок, которым руководит Господь - верховный законодатель и высший судья. Церковь распространяет учение о божественно-покровительственный характер права, его всеприсутність в божественном мироздании. Из Ветхого и Нового Заветов в церковные каноны были перенесены многие нормы поведения, библейских примеров и метафор и тому подобное.

мудрость и благоразумие старозаветного царя Соломона свидетельствует такая притча. Сыну Давида Соломону было чуть больше 20 лет, когда он стал царем Израиля. Очень скоро ему пришлось пройти испытание, которое выявило мудрость юного царя. К нему подошли две женщины со своими новорожденными детьми. Один ребенок был живой, другая - мертвой. Каждая из женщин предъявляла претензии на живого ребенка. Одна из них сказала: "У этой женщины ребенок умер ночью, потому что она придавила ее своим телом. Пока я спала, она положила своего мертвого ребенка рядом со мной, а мое дитя взяла себе". Вторая женщина категорически ответила: "Это неправда. ее ребенок мертв, а моя - живая!".

Юный царь внимательно выслушал обеих женщин, после чего приказал: "Принесите мне меч". Когда меч принесли, Соломон сказал: "Розрубайте живое дитя надвое и отдайте каждой женщине по половинке". Первая женщина с ужасом закричала: "О, мой царь! Отдай ей этого ребенка живым. Не убивай ее!". А вторая женщина равнодушно произнесла: "Пусть этот ребенок не достанеться никому из нас. Рубите ее!". Соломону стало все понятно и он приказал: "Отдайте живого ребенка той женщине, которая пожалела ее и просила не убивать. Она - ее мать".

Следует заметить и о том, что правовые понятия, кроме заимствований из римского права и Священного Писания, отразили особенности народного права германских племен, впитали от них такие понятия, как честь, клятва, возмездие, примирение, коллективная ответственность за содеянное.

Таким образом, в сборниках церковных законов до XI века. правовые нормы были объединены с правилами богослужения и веры. Термин "каноническое право" не применялся вплоть до XII века. Существовали церковные законы, регулировался правовой порядок в церковной организации, но не было системы церковного права, то есть не существовало независимого, единого, развитого свода церковных правовых предписаний и процедур, которые бы четко отличались от литургии и теологии.

Систематизация законов церкви приходится на конец XI - начало XII. ст. и имела непосредственное отношение к так называемой Папской революции во всех ее аспектах. Уже в 1050 г., в самом начале движения за реформы, был издан сборник законов и теологических текстов под названием "Собрание 74 титулов". ее авторы пытались найти правовое обоснование верховенства Папы над церковью и независимости церкви от светской власти, обращаясь к декреталів первых пап и римских церковных соборов. Впоследствии появились другие аналогичные сборки ведущих реформаторов. В 1090-х годах в произведениях И она Шартрского впервые была предпринята попытка дать связный (систематический) изложение всего права церкви. Эта вспышка юридического церковной науки свидетельствует не только о возникновении группы ученых-канонистов, а и то важное значение, которое лидеры Папской революции оказывали каноническому праву.

Такое развитие событий был тесно связан с провозглашением папством своего права законотворчества. Впервые Папа Григорий VII заявил о полномочия Папы "создавать новые законы в соответствии с потребностями времени". Законы, изданные Папой и названы декреталами, считались уже не просто дополнениями к уже существующим законам, а были совершенно новыми по своему содержанию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: