Схема социально-психологической адаптации школьника.




Адаптация и социализация как фактор успешности ребёнка.

(лекция для родителей 28.09.2017г.)

Здравствуйте уважаемые родители!

Темой сегодняшней встречи является «Адаптация и социализация».

А даптацияэто способность человека приспособиться к тем условиям, в которых он, оказывается.

Психологическая адаптация, понимается как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации.

Период адаптации составляет от 1,5 месяцев до 3 –х месяцев в норме. Период от 3- х месяцев до полугода считается затянувшейся адаптацией, свыше 6 месяцев – наступает дезадаптация.

Трудности, возникающие в этот период у первоклассников;

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:

· режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

· коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

· проблемы взаимоотношений с учителем;

· проблемы, связанные с изменением семейной обстановки

Трудности адаптации пятиклассников:

· возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;

· увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;

· новые требования по оформлению работ;

· необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

· самооценка все меньше зависит от учебных успехов и все больше от отношения к ребёнку одноклассников,

· личностные изменения (физиологические, ценностные, чувство «взрослости»)

· трудности в сфере общения. Закладываются мораль, нравственность и этика.

 

Проблемы 10 класса.

· Проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Сегодня редко кто продолжает обучение в 10 классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, лицей. Кто-то в параллельный класс в своей же школе. Кто-то остается в своем классе, но сюда приходят новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим.

Средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким так как после 9 класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, в результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый четверочник» – неуспевающим. Углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность. Потеря привычного статуса в группе сверстников влечёт за собой значительные (часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, что проявляется внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.

Родители не всегда задумываются о б этом, настаивая на учебе в каких

то престижных учебных заведениях, и часто не понимают, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным и агрессивным.

· Установка на продление моратория - другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа. Это можно понять.

 

Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:

· несформированности элементов учебной деятельности;

· несформированности мотивации учения;

· неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

· неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Наиболее типичные проявления дезадаптации:

1. Неврозоподобные расстройства:

· нарушение сна;

· нарушение аппетита;

· неадекватные реакции;

· жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;

· страхи

· нарушение темпа речи (запинки)

· неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний; подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, откусывание ногтей и т. п и т. п.)

· астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.)

· снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).

· снижение учебной мотивации.

· снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:

· усталый внешний вид школьника;

· нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

· стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;

· нежелание выполнять домашние задания;

· негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;

· жалобы на события, связанные со школой;

· беспокойный сон;

· трудности утреннего пробуждения, вялость;

· постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Схема социально-психологической адаптации школьника.

См. на слайде.

Обратив внимание на схему, мы видим, что адаптация и социализация два взаимодополняющих понятия.

Социализация - это знание, понимание и умение взаимодействовать с различными социальными институтами и учреждениями, освоение социальных «правил игры») то есть вхождение человека в общество. Сущность социализации состоит в том, что в процессе нее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация в школе
Социализация ребенка в школе происходит, по меньшей мере, в четырех сферах:

- в сфере свободного, нерегламентированного со стороны образовательного учреждения общения детей друг с другом. Позиция ребенка в этой сфере - «товарищ своих товарищей» (или, напротив, позиция «чужак»); - в учебном процессе и школьном дополнительном образовании. В этой сфере позиция ребенка – «ученик своих учителей»; - в общественной среде школы. Здесь ребенок занимает позицию субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы». Общественная среда школы – это детско-взрослое управление, детское самоуправление, клубы и т.п.; - во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социальном пространстве. Здесь позиция ребенка – «гражданин общества». Занимает он эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.

Наиболее сложными для ребят являются умения устанавливать контакты, взаимодействовать в группе, конструктивно (без агрессии) решать возникающие конфликты.

Личное окружение подростка очень важный для него фактор. Если возникают проблемы общения со сверстниками, необходимо помочь ребенку наладить отношения.

Семейная социализация

Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату.

Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом:

1) состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов;

2. позиция ребенка в семье — включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны — например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является братом. Либо: он является внуком бабушки и дедушки, которых посещает в деревне, сыном своей матери и пасынком приходящего отчима (сожителя матери), младшим братом по отношению к сестре и старшим братом по отношению к брату. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье;

3. основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;

4. стиль воспитания в семье — можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиблингов);

5. собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи — нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: