Аналитическая юриспруденция.




Аналитическая юриспруденция — направление, возникшее в Англии в рамках юридического позитивизма. Основные положения аналитической юриспруденции развил в своей работе «Концепция права» профессор Оксфордского университета Герберт Лионель Адольфес Харт (1907-1992). По мнению Харта, теоретическая юриспруденция не должна ограничиваться анализом категориального аппарата правоведения, а должна обратиться к изучению языка права, используемого в юридической практике (так называемая лингвистическая теория права).

Природа права выводится Хартом из фактических отношений, складывающихся между людьми. Право — результат разумно понятой естественной необходимости, связанной с потребностью выживания. Для того, чтобы люди выжили в условиях естественного и социального неравенства, нужны разумные правила поведения, которые составляют нормы права, морали, приказы. Право, мораль и принуждение различные, но взаимосвязанные социальные явления. Все они разумны и необходимы и осуществляют регулятивное воздействие на поведение человека. Отличия норм права от норм морали заключаются в способах защиты этих норм от нарушения, в процедуре создания и форме существования этих норм.

Харт определяет право как нормативный принудительны^ порядок. В отличие от морали нормы права обеспечены государственным принуждением, защищены угрозой санкций за их неисполнение. Государство является единственным создателем права. Харт рассматривает право как формально-логическую систему «первичных» и «вторичных» правил, восходящих к высшей норме признания. Первичные правила — такие законодательные установления, которые были приняты парламентом и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности, обязательства и правомочия, т.е. первичные правовые нормы носят императивный характер, их соблюдение основано на угрозе применения санкций.

Вторичные правовые нормы носят диспозитивный характер, предоставляют частную и публичную власть, возможность исполнять обязанности и приобретать права. Вторичные правила состоят из трех разновидностей — правил признания (закон является законом лишь при условии, если он признан таковым), правил изменения (предусмотрены на случай необходимых изменений в действующем законе) и правил вынесения судебного решения (правила, которым судьи, работники гражданской службы, правительственные министры и другие лица должны следовать в процессе применения или толкования закона). Правовая система может действовать эффективно лишь, когда существует реальное сочетание первичных и вторичных правил.

Харт, компромиссно оценивая школу естественного права, отмечает, что естественное право пребывает в состоянии продолжающейся эволюции и что в любой системе позитивного права можно обнаружить «минимальное содержание естественного права». Поведение людей управляется частично обычаем, частично привилегией и частично некоторыми определенными и разделяемыми ценностями. Кроме того, члены общества могут испытывать влияние религиозной морали, а также этических принципов (например, врачебной, деловой этики). Все эти разновидности социальных регуляторов часто получают свое закрепление и отражаются в правовой системе.

Теоретические положения правовой системы Харта доминировали в Великобритании в середине XX в., а впоследствии подверглись критике, особенно со стороны американца Рональда Дворкина.

 

Юриспруденция понятий и юриспруденция интересов

В рамках легистского типа правопонимания сформировались несколько самостоятельных концепций правопонимания. Особенности правовых систем и юридических практик романо-германской и англосаксонской правовых семей обусловили формирование таких направлений аналитической юриспруденции как позитивизм решений и позитивизм законов. Позитивизм законов – направление, получившее распространении в странах континентальной Европы, относящихся к романо-германской правовой семье. В частности, в его структуре обнаруживаются такие направления правовой мысли, как юриспруденция понятий и юриспруденция интересов. Юриспруденция понятий занимается главным образом анализом общих юридических понятий, выведением из них более конкретных понятий, их комбинаторикой с целью получения новых знаний о праве. Для данного направления характерно стремление очистить норму права от любых связей с социальным контекстом

 

Юриспруденция интересов

направление в науке права, возникшее и развивавшееся в конце 19 — начале 20 вв. Вслед за Рудольфом фон Иерингом избрало своим девизом: в правоведении — примат жизненных интересов, ценностей, а не примат логики. Глава направления — немецкий правовед Филипп Хек (1858— 1943); его основные труды: «Проблема извлечения права», «Образование понятий и юриспруденция интересов ». При осмыслении как конкретных обстоятельств, так и содержания закона, юрист — по убеждению Ф. Хека — должен концентрировать внимание прежде всего на состоянии, характеристиках реальных интересов участников правового общения. Это требуется потому, что право, как комплекс норм долженствования, само по себе собственной ценностью не обладает. Те интересы, на которых сосредоточилось данное направление юриспруденции (в особенности его глава — Ф. Хек) в процессе решения проблем права, были по преимуществу интересы сугубо экономические. Вообще все право в рамках Ю.и. стало толковаться как функция экономической жизни общества с акцентированием важности моментов материальной справедливости. С точки зрения Ф. Хека, появление всякого нового закона есть в конце концов результат борьбы противостоящих друг другу интересов. Назначение закона — разрешить конфликт, снять напряжение между такими интересами. В задачу судей, применяющих закон, тоже входят изучение, оценка и согласование интересов, устранение конфликта, который разделяет противостоящих субъектов. Вместе с тем надо учитывать, что оценка интересов, делаемая законодателем, значимей, авторитетнее личных оценок судей. Назначение судей — не только применять соответствующим образом положения закона, но и защищать общую сумму всех имеющихся в обществе интересов, ибо богатство действительных проблем текущей жизни обрекает любой закон, по убеждению Ф. Хека, на неполноту, недостаточность, а подчас и противоречивость. Поэтому необходим метод целостного систематического анализа вовлеченных в юридическую практику конфликтующих интересов. Он должен, как минимум, способствовать разграничению функции определения границ конкретной нормы и функции классификации правовых норм. Вырабатывать подобный метод, отвечать на практические потребности жизни, помогать сбалансированию противостоящих интересов — призвание юриспруденции.

Однозначную характеристику творчества Иеринга дать трудно, ибо оно неоднородно. Различают, в частности, два периода его творческой деятельности на поприще политико-юридической теории. Первый примерно до середины 50-х гг. XIX в. В это время он придерживался установок "юриспруденции понятий", полагавшей главным своим делом выведение (дедукцию) конкретных правоположений из общих понятий, видевшей в понятиях основной источник знания. Сторонники данного направления в науке права считали (говоря словами Иеринга), что "понятия продуктивны, они комбинируются и производят на свет новые понятия". С таким направлением в правоведении Иеринг порывает. Второй период эволюции его взглядов начинается с середины 50-х гг. прошлого столетия. Иеринг приступает к разработке " юриспруденции интересов ". Теперь он вдохновляется той мыслью, что культ логического для юриста-теоретика неуместен, поскольку правоведение не математика, и в нем приоритет должен принадлежать не логике. Не собственно логика должна являться объектом правоведения, но жизненные ценности, реальные интересы людей. Иеринг все больше обращает внимание не на логические и даже не на психологические аспекты права, а на его социолого-прагматические, утилитаристские моменты

Иеринг считал недостаточным формальное определение права как совокупности действующих в государстве принудительных норм и писал о необходимости раскрыть содержание права. По его определению, "право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью".

Отход от формального определения права и попытка раскрыть его общественное содержание в учении Иеринга неразрывно связаны с апологией отношений гражданского общества. Он утверждал, что частная собственность вытекает из природы человека: "Это правоотношение предначертано самой природой". Иеринг восхвалял основанный на эквивалентности товарооборот, именуя его "чудом природы", "экономическим провидением", "воплощением справедливости". "Деньги – истинный апостол равенства, – заявлял Иеринг, – там, где речь идет о деньгах, смолкают все социальные, политические, религиозные и национальные предрассудки и различия".

Если явления природы подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте, воздающем "каждому свое". Цели всех и каждого обеспечиваются правом: "Цель – творец права". Социологические построения Иеринга сводились к рассуждению, что все члены современного ему общества солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право он определял как выражение "всеобщих интересов", "осуществленное партнерство индивида с обществом".

Одним из первых изучалась в юриспруденции взаимосвязь законности с господствующей силой в обществе. Согласно этому законодатель при создании законов должен понимать социальные ценности, гармонию интересов различных слоев населения и задаться целью их выравнивания. «Юрист теоретик – должен глубоко знать и используемые в практике методы толкования, и саму социальную среду. Юристу свойственно легко извлекать нормы все те значения, которыми он потенциально обладает «однако» при толковании нельзя абстрагироваться от социального контекста. Юрист теоретик должен также принимать в расчет те трудности, на которые наталкивается объективное толкование и применение нормы права. Лишь таким путем он сможет предвидеть возможные изменения в норме в процессе ее применения. Следовательно, исследование законодательства должно разрывать соотношения интересов социальных групп и возможные причины конфликтных ситуаций между ними. Это позволит оценить законы с точки зрения того, насколько они хорошо выполняют эти цели, не приведут ли в конечном счете сами некоторые законы к социальным конфликтам и т.п.

31. Социологическая юриспруденция Роско Паунда.
Роско Паунд (1870—1964) — американский правовед, представитель социологической школы права.
Эпоха. Прецедентная правовая система США и хорошо развитая прикладаная социология создали благоприятную среду для восприятия возникшей в Европе социологической юриспруденции, многочисленные последователи которой вне сли заметный вклад в развитие мировой юридической науки.
Биография. До того как стать правоведом, получил сте пень бакалавра ботаники (1888 г.), затем степень доктора ботаники. Составлял ботаническую карту штата Небраска (1892—1903) и обнаружил редкий вид грибов, получив ший потом название Roscopoundia. Лишь потом стал юрис том. В 1906 г. сделал доклад перед американской ассоциа цией адвокатов: «Причины неудовлетворенности общества отправлением правосудия», который принес ему извест ность. На протяжении ряда лет был деканом Гарвардской школы права.
Логическое основание правового учения. Под влиянием философии прагматизма признал необходимость рассмат ривать полезность, практическое значение права для обще ства, а не рассуждать о его идеальной природе. Испытал влияние европейских правоведов социологической ориен тации — Р. Иеринга, Е. Эрлиха.
Основные работы: «Юриспруденция», «Современная правовая теория», «Социальное управление посредством права».
Содержание правовой теории. Паунд видел цель права в примирении и гармонизации сталкивающихся интересов.
В своей работе «Современная правовая теория» (1940) выделил три группы интересов, закрепляемых правом: — > публичные интересы (интересы государства); —> индивидуальные интересы (интересы личности, ин тересы семьи, субстанциональные интересы, к числу кото рых относятся собственность, свобода завещания, свобода предпринимательства, свобода договоров);
—> общественные интересы (интересы общей морали, общей безопасности, общественных ресурсов и др.).
Право как социальная инженерия. Деятельность юристов по установлению рационального порядка в обществе можно уподобить деятельности инженеров, поэтому право — это «социальная инженерия»: «О работе инженера судят по ее соответствию поставленным целям, а не потому, соответ-ствует ли она некоей идеальной форме, принятой в силу традиции.

В отличие от прошлого века мы также подходим к деятельности юристов, судей, законодателей».
Право, позволяющее осуществить в жизни цель прими рения и гармонизации сталкивающихся интересов, являет ся социальным инструментом, средством обеспечения высшей формы социального контроля над людьми.

Если в эпоху античности, средних веков и в Новое вре мя социальный контроль осуществлялся в основном при помощи религии и морали, то в XX в. этот контроль осу ществляется уже посредством права, а «все остальные виды социального контроля действуют под надзором и в соответствии с требованиями права». Право — это «высо коспециализированная форма социального контроля, осу-ществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного или административного процесса».
Три измерения права. Паунд понимает право как:
правопорядок, т.е. режим установленных отношений, поддерживаемый систематическим применением принуж дения со стороны государства;
совокупность нормативно-правовых актов (законода тельства штата Невада и т.д.);
процесс отправления правосудия, который может осу ществляться либо на основе второго понимания права, либо самостоятельно («юстиция без права»: суд творит но вое право, не будучи связан ни законом, ни прецедентом).
Приверженности судей «механической юриспруденции», которая предпочитает логическую дедукцию из заранее оп ределенных правовых понятий, игнорируя современную действительность «индустриального общества», Паунд про тивопоставляет судебный процесс — гибкий и чуткий к потребностям жизни. Значительно сильнее, чем абстракт ные правовые нормы, на фактическое поведение людей воздействуют судейские решения, принимаемые в зале су-дебных разбирательств.
Классификация права. Паунд различает:
—> «право в книгах» (законодательство);
—> «право в действии» (правопорядок, судебный и адми нистративный процессы).
Правовые взгляды Роско Паунда снискали ему репута цию одного из наиболее авторитетных представителей со циологической юриспруденции в США и получили широ кое признание среди американских судей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: