Особенности подбора диагностического и коррекционного инструментария (психологического инструментария). Классификация психологического инструментария.




Особенности. Выбор диагностических средств зависит от содержания запроса, с которым обратились к психологу. При выборе диагностических не следует стремиться к использованию очень большого числа диагностических методов, поскольку для их освоения потребуется очень много времени и сил.Подбирая методики для практического применения, следует избегать однобокости, когда все диагностические методы относятся к одному типу. Желательно использовать и тесты, и проективные техники, и т.д. Владение разными типами методик даст возможность практическому психологу возможность разностороннего диагностического подхода к ребенку. Другое направление практико-ориентированной психологии - психологическая коррекция. Психокоррекция – это направленное воздействие на те или иные структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности, обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира. Характеризуя содержание психодиагностической психолога, выделяют 3 этапа:

что есть?

что должно быть?

что надо сделать, чтобы стало должное?

Фактически первый этап – это проведение психодиагностического обследования (что подчеркивает преемственность психодиагностики и психокоррекции). На втором этапе психолог сопоставляет данные психодиагностического обследования с требованиями возрастной нормы. В случае несоответствия индивидуальных особенностей нормативным требованиям, психолог разрабатывает коррекционную программу, призванную обеспечить конструктивное изменение, развитие соответствующей особенности, или функции, что собственно и составляет основное содержание третьего этапа. Безусловно, что осуществление коррекционной работы предусматривает проведение контроля за изменениями той психологической особенности, на коррекцию которой оно направлено. Соответственно, можно констатировать, что завершение психокоррекционной работы также предполагает проведение психодиагностического обследования.

Классификация.При использовании термина «психологический инструментарий» в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле — совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его

результативного осуществления. Во втором значении данного термина выделяется два основных вида психологического инструментария применительно

к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность.

Специфический инструментарий Неспецифический инструментарий Технический материал Вспомогательные средства

Стимульный материал1 Интерпретационные средства

Набор по типу «Коробочка

форм» Объемные

геометрические фигуры (куб,

призма, цилиндр, шар, конус)

Складывающиеся пирамидки

Разъемная матрешка 3—4

набора последовательностей

сюжетных картинок Наборы

карточек, объединенных за

данным признаком (групповым

и др.) Печатный материал со

схемами, матрицами,

контурными и образными

изображениями Набор

плоскостных геометрических

фигур различной формы, цвета

и размера Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода количественных данных в качественные характеристики Компьютерные программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных, полученных в результате психологического взаимодействия Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы и пр. Дискеты и CD-диски с воспроизведением музыкального и вербального сопровождения коррекционно-диагностической деятельности Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями Некоторые виды наборов для конструирования и моделирования Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр.

Стимульный и интерпретационный инструментарий является структурной частью методик, тестов и коррекционно-диагностических технологий. Следовательно, конкретный «набор» (комплект, пакет) психологического инструментария определяется комплексом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его профессиональной компетенции. Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности, деятельности конструирования, предметной деятельности, вербальной деятельности и игровой деятельности. И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением — CAT1*, размытыми цветными пятнами — методика Рор-шаха, установками изображения — «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» В чем заключаются требования, предъявляемые психологическому инструментарию. Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике «Самое непохожее» заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения. Далее — требование комплектации. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных. Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: