По специальности 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

Лингвистический институт

Кафедра английской филологии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ АНГЛИЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

по специальности 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

 

 

Барнаул ‑ 2012

 

Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации выпускников английского отделенияпо специальности 031201.65 «Теория и

методика преподавания иностранных языков и культур» - Барнаул: Изд-во

АлтГПА, 2012. ‑ 78 с.

 

 

Составители:

Е.П. Гилева, доцент кафедры английской филологии ЛИИН АлтГПА, М.Г. Бабенко, доцент кафедры лингводидактики и второго иностранного языка ЛИИН Алт ГПА, Н.А. Карманова, доцент кафедры лингводидактики и второго иностранного языка ЛИИН АлтГПА, Г.П. Трофимова, доцент кафедры педагогики АлтГПА.

 

Рецензенты:

Л.А. Козлова, профессор, зав. кафедрой английской филологии Лингвистического института АлтГПА, Н.В. Ефремова, профессор, зав. кафедрой германской филологии Лингвистического института АлтГПА.

 

Методические рекомендации предназначены для выпускников английского отделения Лингвистического института АлтГПА. Их цель - помочь выпускникам целенаправленно и эффективно подготовиться к итоговой аттестации. В рекомендациях представлены требования по трём государственным экзаменам: 1) по теории и практике первого иностранного языка (письменная и устная части); 2) по практике второго иностранного языка; 3) по педагогической антропологии и теории обучения иностранным языкам. Кроме того, в данном пособии содержится примерная тематика, требования и критерии оценки выпускной квалификационной работы.

 

© Коллектив авторов, 2012

© АлтГПА, 2012

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА АлтГПА по специальности 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

Ø Виды аттестации

Государственным образовательным стандартом по специальности 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (квалификация - лингвист, преподаватель), утверждённым Минобразованием России 29 мая 2000 г. (регистрационный № 412 пед/сп), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) трёх государственных экзаменов: 1) по теории и практике первого иностранного языка (письменная и устная части); 2) по практике второго иностранного языка; 3) по педагогической антропологии и теории обучения иностранным языкам;

б) защиты выпускной квалификационной работы.

 

Ø Сроки аттестации

 

Итоговая государственная аттестация осуществляется в течение 10 недель со дня окончания экзаменационной сессии Х семестра. В этот период обрабатываются и оформляются материалы, собранные в ходе исследовательской работы по избранной теме выпускной квалификационной работы, проходит её предзащита, проходит подготовка и сдача государственных экзаменов, защита выпускной квалификационной работы.

 

Ø Содержание государственных испытаний

Лингвист-преподаватель должен быть подготовлен к следующим видам деятельности и решению типовых профессиональных задач, связанных с ними:

а) преподавательская деятельность предполагает:

- готовность к осознанному выбору образовательных программ, владение современными приёмами, методами и средствами обучения, способность к проведению психолого-педагогической диагностики различного вида, к владению современными оценочными средствами, к достижению уровня подготовки, соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта, владение основами общих и специальных теоретических дисциплин;

- свободное владение иностранным языком, на котором ведётся преподавание, владение знаниями о системе и структуре иностранного языка, включая когнитивную организацию и способы хранения знаний о языковых явлениях в сознании индивида (например, ассоциативные, парадигматические и другие виды связей языковых явлений); владение знаниями о социологических, исторических, типологических характеристиках иностранного языка в сравнении с русским и родным; знаниями об основных этапах развития иностранного языка и роли иностранных языков в современном обществе, владение системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, национально-культурной специфике стран изучаемого языка и своей страны;

- владение знаниями литературной нормы, знаниями и умениями, применяемыми в коммуникативной и профессиональной деятельности, знаниями языковых характеристик дискурса; основных речевых форм высказывания (повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог; дискурсивных способов выражения фактуальной, концептуальной и подтекстовой информаций в иноязычном тексте

- практическое владение системой изучаемых иностранных языков и принципами ее функционирования применительно к различным сферам речевой коммуникации, понимание особенности межличностной и массовой коммуникации, речевого воздействия;

- владение знаниями о лингвистическом анализе художественного, научного, научно-популярного, газетно-публицистического и официально-делового текстов;

- определённый уровень билингвальной коммуникативной компетенции ‑ лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной ‑ по всем видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);

- знание языка реалий, связанных с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими ассоциациями, особенностями общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями стран изучаемого языка;

- умение передавать вышеперечисленные знания учащимся;

б) научно-методическая деятельность предполагает:

- умение осуществлять процесс обучения с ориентацией на задачи воспитания и развития личности обучающихся, а также с учётом специфики преподаваемого предмета;

- дидактически грамотное использование разнообразных приёмов, методов и средств обучения; знание современных методов преподавания иностранного языка и умение их анализировать и творчески перерабатывать, умение анализировать; программы и учебно-методическую литературу по иностранному языку, знание основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки, овладение мультимедийными средствами обучения;

- умение выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений, умение анализировать собственную деятельность с целью её совершенствования и систематического повышения свой квалификации;

в) социально-педагогическая деятельность предполагает:

- способность к гармонизации социальной сферы образовательного процесса, развитие личности обучаемого и социализацию этой личности, формирование у обучаемого осознанного выбора жизненного пути, обеспечение социальной реабилитации и социальной адаптации учащихся;

- знание и умение принимать во внимание в коммуникативной и профессиональной деятельности национально-культурную специфику языковых явлений, а также вербального и невербального поведения коммуникантов;

г) воспитательная деятельность предполагает:

- формирование у учащихся с учётом специфики преподаваемого предмета нравственных ценностей, патриотизма, толерантности, направленных на создание гармонично развитой личности;

- осознание необходимости соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребёнка, осуществление связи с родителями, выполнение работы классного руководителя;

д) культурно-просветительская деятельность предполагает:

- формирование мировоззрения и общей культуры учащихся;

е) коррекционно-развивающая деятельность предполагает:

- готовность к разработке развивающих и коррекционных программ с учётом особенностей личности, готовность к дифференцированной и индивидуальной деятельности с учащимися;

ж) управленческая деятельность предполагает:

- умение организовывать деятельность детского, педагогического и родительского коллектива, образовательного учреждения; умение вести необходимую документацию, выполнение правил и норм охраны труда, противопожарной защиты, обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе;

- обеспечение непрерывного процесса повышения квалификации членов педагогического коллектива, организацию профессиональной аттестации работников образовательных учреждений.

2. СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория и практика первого иностранного языка»

Принципы формирования и содержание контрольных материалов для государственного экзамена

Экзаменационные задания государственного квалификационного экзамена составляются на основе экзаменационных заданий текущей аттестации по дисциплинам, вошедшим в программу государственного образовательного стандарта (ГОС). Такие задания обеспечивают возможность оценки соответствия подготовки выпускников требованиям ГОС, вынесенным на государственный экзамен.

 

В соответствии с ГОС ВПО, государственный экзамен имеет междисциплинарную направленность и состоит из двух частей: письменной и устной.

Письменная часть экзамена содержит два вопроса.

1. Тест по содержанию однократно прослушанного текста.

2. Эссе на заданную тему.

 

Устная часть экзамена содержит три вопроса.

1. Лингвостилистическая интерпретация оригинального художественного, публицистического или научно-популярного текста.

2. Реферирование с элементами комментирования и аргументации содержания статьи общественно-политического, страноведческого или научного характера, представленной на русском языке,

3. Теоретический вопрос по одной из основных проблем теоретической грамматики, лексикологии, теоретической фонетики, стилистики или истории языка.

Содержание, порядок проведения и оценка письменной части экзамена

Ø Содержание

 

Для аудирования подбирается запись текста оригинальной ‑ в том числе спонтанной ‑ монологической или диалогической речи, связанная с изученным в процессе всего периода обучения тематическим материалом, социокультурными знаниями, содержащая информацию, которая может служить опорой для языковой и контекстуальной догадки. Звучание текста ‑ 3-3,5 минуты.

После однократного прослушивания студенты должны выполнить тест множественного выбора по содержанию прослушанного текста.

Для написания эссе студентам предлагается на выбор одна из 5-6 тем творческого характера.

Примерный перечень тем эссе:

1. We Make a Living by What We get, But We Make a Life By What We Give (W. Churchill)

2. War Is as Much a Punishment to the Punisher As to the Sufferer (Th. Jefferson)

3. Art Is the Only Way to Run Away Without Leaving Home (Twyla Tharp).

4. Some Say the World Will End in Fire,

Some Say in Ice (R. Frost).

5. There’s Life After Graduation, And It’s Waiting For Every Ex-Student Who Looks For It. College Provided You With The Bricks. It Is Up To The Graduate To Mix the Mortar. Believe Me, The Fun Is In The Building. (K. Viner)

Ø Порядок проведения и оценка письменной части экзамена

 

Письменный экзамен проходит в специально отведённый для всего курса день накануне устного экзамена по «Теории и практике первого иностранного языка». Продолжительность экзамена - 5 академических часов:

- 30 мин. - для аудирования текста и последующего теста;

- перерыв;

- 4 часа для написания эссе.

1. Аудирование прослушанного текста оценивается следующим образом.

Оценка «отлично». Из 10 вопросов множественного выбора правильный ответ дан на 9-10 вопросов.

Оценка «хорошо». Из 10 вопросов множественного выбора правильный ответ дан на 7-8 вопросов.

Оценка «удовлетворительно». Из 10 вопросов множественного выбора правильный ответ дан на 5-6 вопросов.

Оценка «неудовлетворительно». Из 10 вопросов множественного выбора правильный ответ дан на менее чем 5 вопросов.

2. Результаты эссе оцениваются следующим образом.

Оценка «отлично». Объём эссе 550-600 слов. Структура эссе соответствует избранному логико-коммуникативному типу и наиболее адекватно отражает коммуникативное намерение автора. Четко прослеживается тезис эссе и используются различные (2-3 средства) аргументации тезиса. Письменная речь характеризуется грамотностью (допускается не более 1-2 лексических, грамматических или орфографических ошибок), разнообразием структурно-языкового оформления, богатством лексикона, ясностью, логичностью, связанностью, смысловой и структурной завершённостью. Она соответствует языковой и прагматической норме, социокультурным параметрам академического дискурса.

Оценка «хорошо». Объём эссе 550-600 слов. Структура эссе соответствует избранному логико-коммуникативному типу и адекватно отражает коммуникативное намерение автора. Четко прослеживается тезис эссе и используются различные (2-3 средства) аргументации тезиса. В целом речь характеризуется грамотностью (допускается не более четырех орфографических, лексических или грамматических ошибок), ясностью, логичностью, связанностью, смысловой и структурной завершённостью, хотя встречаются отдельные элементы, снижающие её качество. Работа соответствует языковой и прагматической норме, социокультурным параметрам академического дискурса, но встречаются отдельные нарушения данных параметров.

Оценка «удовлетворительно». Объём эссе 550-600 слов. Структура эссе не вполне соответствует логико-коммуникативного типу и нечётко отражает коммуникативное намерение автора. Тезис эссе недостаточно грамотно выражен или отсутствует. В речи нарушена логическая связь между смысловыми частями текста, наблюдается однообразие структурного и лексического оформления речи, в ней присутствуют нарушения языковой нормы и прагматических параметров академического дискурса (Количество ошибок не превышает восьми).

Оценка «неудовлетворительно». Объём эссе меньше установленной нормы. Тезис эссе недостаточно грамотно выражен или отсутствует. В письменной речи нарушена логика изложения, не реализовано коммуникативное намерения автора. Наблюдаются серьёзные нарушения в языковом оформлении и прагматических параметрах дискурса. (Количество ошибок - более 8).

Примечание: Результаты письменной части экзамена учитываются при выставлении единой оценки. Студент, неудовлетворительно выполнивший письменную часть, к устной части экзамена допускается, но в этом случае общая оценка снижается на один балл.

 

Содержание устной части экзамена. Список теоретических вопросов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: