Практическое занятие № 5. Средства процесса общения




Практическое занятие № 1. Применение методов диагностики для выявления уровня общительности.

 

Цель: Познакомиться с методами психологической диагностики и научиться применять их на практике.

 

Задание:

1. Какие методы диагностики можно применять для выявления уровня общительности? Опишите их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Пройдите тесты «Коммуникабельность», «Socionix103b4», охарактеризуйте себя по результатам этих тестов.

Диагностическое заключение: _____________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие № 2. Построение схем общения с точки зрения трансактных позиций.

Цель: Научиться анализировать процесс общения с разных трансактных позиций.

 

Задание:

1. Что такое трансакция? Дайте определение.

Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Какие виды трансактных позиций Вы знаете?

1 Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

2 Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

3 Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Приведите примеры на каждый вид трансакции (из своей жизни).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическое занятие № 3. Социальная перцепция

Цель: Выявить важность социального восприятия человека для акта общения.

 

Задание:

1. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Первое впечатление. Его роль в жизни человека», «Механизмы социальной перцепции и их применение в повседневной жизни».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Ответьте на вопрос: Каково стереотипное представление о:

а). хорошем (плохом) ученике?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

б). девушке (или юноше) подросткового возраста?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

в). рок (поп) звезде?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие № 4. Технологии эффективной коммуникации

Цель: Научиться применять навыки эффективного общения.

 

Задание:

1. Какие навыки необходимы для эффективного общения?

- _Умение слушать;

- Способность понять смысл услышанного;

- способность конструктивно разрешать возникающие конфликты, или не допускать их

- желание получать новую информацию, знания;

- доброжелательность, приветливость

- способность аргументировать и спокойно отстаивать свою точку зрения;

- умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.

 

2. Какие приемы можно использовать для развития навыков эффективного общения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Коммуникативные навыки и будущий характер», «Средства выражения истинных чувств в процессе общения».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какие барьеры могут возникнуть и помешать полноценной коммуникации:

a. Финн, средних лиц, бизнесмен, владелец сети ресторанов и студент 19 лет?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

b. Женщина, 70 лет, 2 детей, 3 внука и мужчина, 30 лет, разведен, детей нет, преподаватель колледжа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическое занятие № 5. Средства процесса общения

Цель: Научиться использовать разные виды человеческого общения.

 

Задание:

1. Раскрытие сущности вербального и невербального общения. Понятия речь, язык, жесты, мимика, поза.

2.

Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации._________________________________________________________

 

Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Жесты – это движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире._________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Виды жестов: _Подразделяются на иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль, и выразительные, свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Мимика – это совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.)._________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Поза – это положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу. В переносном значении — притворство, неискреннее поведение, рисовка. Поза характеризуется относительной неподвижностью....___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вербальное общение – это общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств.__________________________________________________

 

Невербальное общение - __это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека. _______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Приведите примеры коммуникативных и модальных жестов.

 

Модальные жесты: выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неодобрения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.).______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Коммуникативные жесты: _жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д. Они, как правило, понятны вне речевого контекста и имеют собственное значение;_______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Зачем человеку общение», «Умение общаться – это дар или приобретение?», «Можно ли отделить общение от совместной деятельности?»

 

· _Люди привыкли общаться с разными людьми с самого детства. Кто-то общается больше, кто-то меньше. Кто-то охотно идет на поддержание связи с людьми, кто-то наоборот, этого избегает. Но многие не задумываются о том, зачем они общаются и что они от этого могут получить. Для многих людей общение проходит практически впустую, хотя они могли бы получать от него намного больше.

В любом человеке можно найти массу интересного, просто мы, бывает, этого не замечаем. Каждый человек является кладезем ценной информации, которую нужно просто находить и правильно ей распоряжаться. Почему же это так важно, общаться с людьми?

Так уж получается, что опыт каждого отдельно взятого индивида сильно ограничен. Ограничен он продолжительностью жизни и нашими возможностями. Мы можем получить только какую-то ничтожную часть информации о мире, которую мир в себе содержит. Поэтому наши суждения о природе, о жизни и о себе несовершенны, так как основываются на неполной информации. Мы можем пользоваться опытом и знанием окружающих. Обмен знаниями между разными людьми представляет из себя информационное пространство, в котором опыт каждого отдельно взятого человека дополняет опыт другого человека и сам дополняется им.

Обмениваясь знаниями и опытом мы глубже проникаем в суть вещей, становимся умнее и сознательнее и обустраиваем свою жизнь лучшим образом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: