Тема 13. Философское учение о познании




Ключевые понятия: гносеология, эпистемология, агностицизм, скептицизм, объект и субъект познания, истина, критерий истины.

1. Гносеологическая проблематика в системе философского знания. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.

2. Специфика и структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познавательный образ.

3. Единство чувственного и рационального в познании. Формы чувственного и рационального познания.

4. Истина – центральная категория теории познания. Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины. Проблема критерия истины.

Дополнительная литература

 

1. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. Ь.,1993.

2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. – М.: Наука, 1980.

3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. Изд. 2-е.- М.: Эдиториал УРСС, 2006.

4. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

5. Соболева М.Е. Истина: свойство, оператор, событие // Вопросы философии. – 2008. – № 2.

6. Чешев В.В. Проблема познания в философии. – Томск: Изд-во Том архит.-строит. ун-та, 2003.

 

Тема 14. Философская антропология

Ключевые понятия: антропология, человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез.

 

1. Человек как философская проблема. Образ человека в различных философских системах (античность, средние века, Новое время, современность). Трудности определения человека.

2. Биосоциальная природа человека: современные научно-философские дискуссии. Происхождение человека (антропогенез). «Трудовая» концепция происхождения человека (Ф.Энгельс). Современные гипотезы.

3. Смысл жизни: постановка проблемы. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.

Дополнительная литература

1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. – Ростов н/Д, 1994.

2. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.

3. Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М., 1988.

4. Моторина Л.Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов.- М., 2003.

5. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

7. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992.

 

Тема 15. Социальная философия

Ключевые понятия: общество, социология, социальная структура, социальные группы, социальные классы, социальная стратификация, социальная мобильность.

1. Место социальной философии в системе гуманитарного знания. Понятие общества. Основные методологические подходы к его анализу: системный, цивилизационный, культурологический.

2. Общество как система. Сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

1. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.

 

Дополнительная литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.:ООО «ТК Велби», 2003.

2. Гидденс П. Устроение общества. – М., 2005.

3. Зотов А.Ф., Шевченко В.Н. Очерки социальной философии. – М., 1994.

4. Ивин А.А. Основы социальной философии. Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005.

5. Ионин И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание. – М.: Наука, 2007.

6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2004.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

Тема 16. Философия истории

Ключевые понятия: история, цивилизация, культура, общественный прогресс, общественно-экономическая формация, глобальные проблемы.

 

1. Понятие исторического закона, единство и многообразие исторического процесса, смысл и направленность истории. Движущие силы развития общества.

2. Проблема периодизации человеческой истории. Формационная, цивилизационная и культурологическая концепции развития общества. Прогресс и регресс, проблема критериев общественного прогресса.

3.Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

Дополнительная литература

1. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

2. Гумилев Л.Н. История людей и история природы. – М., 1993.

3. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

4. Философия истории: Учеб пособие / Под ред. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 2001.

5. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М.: АСТ, Люкс, 2004.

6. Шпенглер О. Закат Европы.- М., 1993.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

Вопросы для самоподготовки к экзамену

1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества. Предмет и функции философии.

2. Понятие мировоззрения. Философия как квинтэссенция мировоззрения. Философия в структуре форм духовного освоения бытия.

3. Философия и наука: сходство, различие, взаимодействие.

4. Сущность мифологического мировоззрения. Предпосылки перехода от «мифа к логосу».

5. Философия Древнего Китая. Социально-этическое учение Конфуция. Основные принципы даосизма.

6. Формы развития философии Древней Индии. Упанишады. Характеристика философского учения буддизма.

7. Раннегреческая натурфилософия. Первые представления о сущности бытия: милетская школа, пифагореизм. Понятие бытия в элейской школе. Учение Демокрита об атомах.

8. Философия софистов и Сократа. Этический рационализм Сократа.

9. Идеалистическая философия Платона: концепция «мира идей». Представление об «идеальном государстве».

10. Философия Аристотеля. Критика «теории идей», понятие «активной формы», учение о причинах.

11. Философия поздней античности: школы стоиков, эпикурейцев, киников.

12. Философия Средних веков: исторические и теоретические предпосылки. Сущность патристики и схоластики. Принцип теоцентризма.

13. Проблема универсалий в Средневековой философии. Спор реализма и номинализма.

14. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии: антропоцентризм и гуманизм. Натурфилософия: идея бесконечности, сущность пантеизма.

15. Гносеология Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Дилемма эмпиризма и рационализма.

16. Основные идеи философии эпохи Просвещения. Представление о природе человека и общественном прогрессе. Механистический материализм.

17. Немецкая классическая философия. Характеристика «гносеологического переворота», совершенного И.Кантом. Этическое учение И.Канта.

18. Философия Г.Гегеля. Рационализм и объективный идеализм Гегеля. Сущность диалектики.

19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

20. Иррационалистическая тенденция в западной философии на рубеже XIX - XX вв. Критический пересмотр оснований бытия и познания в учении А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

21. Философские аспекты учения З. Фрейда о бессознательном. Психоанализ и неофрейдизм.

22. Проблема бытия и свободы в философии экзистенциализма.

23. Основные этапы и особенности развития русской философии. Полемика славянофилов и западников об историческом пути России.

24. Русская религиозная философия на рубеже XIX - XX вв. Учение В.Соловьева о всеединстве.

25. Онтология как учение о бытии. Понятие бытия. Изменение представлений о бытии в истории философии.

26. Различие способов существования бытия: бытие материальное и духовное. Понятие субстанции.

27. Философское учение о материи. Основные подходы к определению понятия материи.

28. Виды материи и уровни ее организации. Материя и движение. Пространство и время как формы существования материи.

29. Понятие диалектики. Основные законы и категории диалектики.

30. Категория «сознание» в философии. Многообразие подходов к определению сущности сознания.

31. Природа сознания: биологические основы сознания, сознание и мозг, социальная обусловленность сознания.

32. Познание как предмет философского анализа. Познание и знание. Характеристика знания. Основные виды знания. Сущность агностицизма.

33. Соотношение чувственного и рационального в познавательной деятельности человека. Основные формы чувственного и рационального познания.

34. Понятие истины. Классическая и современные концепции истины. Истина и заблуждение.

35. Человек как философская проблема. Образ человека в различных философских системах

36. Биосоциальная природа человека: современные научно-философские дискуссии. Проблема антропосоциогенеза.

37. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в философской антропологии.

38. Предмет социальной философии. Понятие общества. Основные методологические подходы к его анализу.

39. Общество как система. Сферы общественной жизни.

40. Понятие общественного производства. Роль материального производства в жизни общества.

41. Социальная структура общества и социальные группы.

42. Концепции социальной дифференциации современного общества. Социальная стратификация и социальная мобильность.

43. Философия истории. Проблемы развития общества: направленность, смысл и законы истории.

44. Глобальные проблемы современности и перспективы развития человечества.

Основная литература

1. Балашов Л.Е. Философия. Учебник. – М.: Дашков и Ко. – 2010.

2. Введение в философию: Учебник для вузов / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 2003.

3. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009

4. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. - М.:Олимп; Изд. АСТ, 2002.

5. Завьялова Л.П., Демьяненко В.А., Леопа А.В. Философия: учеб. пособие: в 2 частях. Ч. 1. Историко-философское введение. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.

6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2008.

8. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008.

9. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко.— М.: Юристъ. 2008.

 

Справочные издания

 

1. Краткий философский словарь. – М.: Проспект,РГ-Пресс, 2016.

2. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

3. Современная западная философия: Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

4. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

Электронные ресурсы

· Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» https://window.edu.ru/

· Сайт журнала «Вопросы философии» https://vphil.ru/

· Сайт «Цифровая библиотека по философии» https://filosof.historic.ru/

· Сайт «Библиотека Максима Мошкова», раздел «Философия» https://lib.ru/FILOSOF/

· Сайт «Философский портал» https://www.philosophy.ru/

 

 

Философское эссе

Эссе является творческой работой, в которой студент должен проявить аналитические навыки работы с произведениями философов, а также умение формулировать и обосновывать свою позицию. Темы эссе задают определенную проблемную ситуацию, предлагая студенту включиться в ее обсуждение и выразить свою точку зрения, подкрепленную аргументами. Если предложенные темы студента не заинтересовали, он может предложить свою, согласовав ее с преподавателем.

Требования к эссе

1. Студент представляет в эссе свою точку зрения, аргументирует её фактами, теоретически обосновывает, пользуется философской терминологией.

2. Приводя авторские точки зрения, необходимо использовать цитаты.

3. Важно обращать внимание на логичность суждений и умозаключений, на структуру и общую логику сочинения.

4. От студента требуется грамотность в изложении своих мыслей.

5. Техническое оформление должно соответствовать общим правилам. Эссе должно иметь титульный лист, где указано: тема, кто, где и когда его выполнил. Примерный объем работы 2-5 страниц машинописного текста; шрифт Times New Roman 14, через 1,5 интервала.

Допускается и рукописное выполнение работы.

 

Примерная тематика эссе

1. Диалог Платона «Пир» содержит 7 речей, восхваляющих бога любви Эрота. Представьте, что Вы участник пиршества. Какова будет Ваша речь на тему «Смысл любви»? (См.: Платон «Пир»//Сочинения. Т.2)

 

2. Диалог Платона «Федон» повествует о последних днях жизни Сократа. Сократ в тюрьме в ожидании казни беседует со своими учениками о душе, о смертности тела и бессмертии души, о том, что философ не должен бояться смерти. Представьте себя среди участников беседы. Что бы Вы могли сказать по поводу обсуждаемых проблем? (См.: Платон «Федон»//Сочинения. Т.2)

 

3. В диалоге «Государство» Платон создает утопический проект идеального государственного устройства. Хотели бы Вы жить в таком обществе? Можете ли Вы предложить свой проект идеального государства? (См.: Платон «Государство» //Сочинения. Т.3. Книга 4)

 

 

4. Аристотель: «Счастье – это высшее и самое прекрасное благо, доставляющее величайшее удовольствие». Подумайте и Вы о том, что такое счастье? Совпадает ли счастье с удовольствием? (См.: Аристотель «Никомахова этика» //Сочинения. Т.4)

 

5. Сенека написал книгу «Нравственные письма к Луцилию». Письма адресованы молодому человеку и затрагивают самые разные темы: о дружбе, о смерти, о свободном времени и др. Попробуйте и Вы сочинить свое письмо на нравственные темы.

 

6. Макиавелли в книге «Государь» рассуждает о том, как завоевать власть, как удержать ее, как управлять подданными, какими качествами должен обладать правитель и др. Подумайте, как лучше всего управлять людьми, какими методами? Сформулируйте Вашу точку зрения.

 

7. Пико дела Мирандола сочинил «Речь о достоинстве человека». Попробуйте представить собственную речь и порассуждать о достоинстве человека, о его предназначении и смысле жизни. (См.:Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. –М.,1991. С. 220-222)

 

8. И. Кант написал работу «О мнимом праве лгать из человеколюбия», в которой он отвергает возможность морального оправдания лжи. А Вы как считаете, может ли ложь быть нравственной? Допустима ли ложь в отношениях между людьми? (См.: Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. С. 292-297)

 

9. Артура Шопенгауэра называют философом вселенского пессимизма. Ваш взгляд на мир оптимистичен или пессимистичен?

 

10. Ф. Ницше выступил с критикой христианской морали за переоценку всех ценностей. Как Вы думаете, возможно ли существование человека «по ту сторону добра и зла»? (См.: Ницше «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»)

 

11. Зигмунд Фрейд - основатель психоанализа, учения о главенствующей роли бессознательного в жизни человека и общества. Он пришел к выводу о том, что цивилизация требует подавления бессознательных влечений человека, что «институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия». Каково Ваше мнение? (См.: Фрейд З. «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Неудовлетворенность культурой»)

 

12. «Человек – это свобода»,- утверждал философ Сартр. Как Вы понимаете это утверждение философа? Что есть свобода и может ли человек быть свободным? Какова Ваша точка зрения? (См.:Сартр Ж.П. «Экзистенциализм – это гуманизм» //Сумерки богов. – М., 1989. С. 319-328)

 

13. Философ Эрих Фромм написал книгу «Искусство любить». Автор обосновывает точку зрения, согласно которой любовь – это не просто чувство или приятное ощущение, а искусство, требующее знаний и определенных умений. Как Вы считаете, является ли любовь искусством? Можно ли научиться любить?

 

14. В русской философии в начале 19 века развернулась полемика между славянофилами и западниками об исторической судьбе России. К какому лагерю Вы могли бы присоединиться в этом споре? Каким сегодня Вам видится будущее России?

 

15. Н. Бердяев в своих работах «Русская идея», «Душа России» затрагивает тему русского национального характера. Считаете ли Вы, что можно выделить какие-то особенности душевного склада, особенности сознания, присущие именно русскому человеку?

 

16. Немецкий философ Алоиз Хунинг рассуждает об ответственности инженера в современном техногенном мире. Как Вы думаете, несет ли инженер этическую ответственность за последствия своих технических решений? (См.: Алоиз Хунинг. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности//Философия техники в ФРГ. – М., 1989. С.404-420).

 

17. Мы живем в эпоху бурного развития науки и техники, когда глубокие перемены происходят во всех сферах общества. Какое будущее несет человечеству научно-технический прогресс? Как Вы, думаете, возможно ли справиться с его негативными последствиями?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: