ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ПО




Социально-психологическая характеристика личности

в группе

 

Методика «Оценочные стереотипы восприятия и понимания людьми друг друга»

Цель: Ознакомиться с методом оценочной биополяризации и овладеть умениями исследовательской работы по измерению оценочных стереотипов восприятия и понимания людьми друг друга в совместной работе и общении.

Материал:

* электронный калькулятор;

* оценочные шкалы

Качество оценивается количественно по десятибалльной системе. Это качество присуще оцениваемому:

В высшей совершенно

степени 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 не присуще

в средней

степени

Примерный протокол опыта с перечнем оценочных шкал

№ п/п Положительные качества П Н С Отрицательные качества
  Доброжелательный       Недоброжелательный
  Общительный       Замкнутый
  Уравновешенный       Вспыльчивый
  С чувством юмора       Скучный
  Честный       Лживый
Итого (Л)        
  Дисциплинированный       Недисциплинированный
  Активный       Пассивный
  Опытный специалист       Неопытный
  Трудолюбивый       Ленивый
  Добросовестный       Недобросовестный
Итого (Д)        
Общая сумма оценок (Л+Д)        

Методика работы:

Студенты получают протокол.

Инструкция: «Перед вами протокол опыта с перечнем качеств. Оценку необходимо выставлять по 10-балльной системе за качества, помещенные в левой части протокола. Полярные качества в правой части приведены для контраста.

Надо выполнить три задания.

Представьте себе, что вам предстоит работать в студенческом отряде. Выберите из числа знакомых вам студентов наиболее предпочитаемого в качестве сотрудника по совместной работе и оцените его качества в столбце П.

Из числа знакомых вам студентов выберите наиболее не предпочитаемого в качестве сотрудника и оцените его в столбце Н.

В столбце С дайте оценку самому себе

После выполнения протокола подсчитайте суммы баллов по столбцам и высчитайте индексы оценочной биополяризации сотрудников и самого себя: АСOобщ ,АСОд (деловое), АСОл (личностное) и др.

Рассчитываются четыре индекса оценочнойбиополяризации сотрудников:

1. По личностному качеству (1-5 качества в протоколе): АСОлл–Нл;

2. По деловым качествам (6-10): АСОдд–Нд;

3. Суммарный индекс АСOобщобщ–Нобщ;

4. Индекс оценочной биополяризации самого себя ОСС=Побщ–Собщ

Чем выше индекс оценочной биополяризации (т.е. чем больше разность между суммой оценок предпочитаемого и не предпочитаемого сотрудников), тем критичнее, категоричнее оценочные суждения индивида о других людях, тем консервативнее и эмоциональнее его оценочные стереотипы, тем больше может быть его склонность к проявлению авторитарных методов руководства и доминантности в общении с другими людьми. Различия в величине АСОл и АСОд могут свидетельствовать о предпочтительности для испытуемого деловой или межличностной ситуации общения. Так, если у испытуемого АСОл равен 6 баллам, а АСОд - 25 баллам, то это означает, что в ситуации совместной работы или общего дела он более склонен проявить повышенную критичность и категоричность в оценочных суждениях при восприятии партнера, нежели в ситуации межличностного общения. Можно предположить, что данный испытуемый сильнее ориентирован на дело, чем на межличностные отношения.

Интерпретация индекса предполагает, что чем выше величина ОСС, тем ниже самооценка индивида при восприятии самого себя в качестве партнера по общению и сотрудника по совместной деятельности в сравнении с выбранным эталоном предпочитаемого сотрудника. Величины ОСС, близкие к нулю, свидетельствуют об адекватности самооценки, а величины со знаком минус – о завышенной самооценке. Следовательно, образ предпочитаемого сотрудника может служить для человека своеобразным «социальным зеркалом», смотря в которое он получает возможность совершенствовать самооценку и самоконтроль.

3

Оценка микроклимата студенческой группы (В.М.Завьялова)

 

Инструкция к тесту

Просим вас заполнить данную карту. В ней предлагаются показатели, характеризующие микроклимат студенческой группы. Карта составлена по принципу полярных суждений. Слева – суждения, раскрывающие психологический климат с положительной стороны, справа – с отрицательной стороны. Между полярными суждениями расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3. Ваша задача: во-первых, выбрать одно из полярных суждений (слева или справа), отражающее типичную картину взаимоотношений в вашей студенческой группе и обычного настроения в ней; во-вторых, отметить кружком одну из цифр, которая соответствует степени выраженности каждого показателя.

Высокая степень выраженности – 3.

Средняя степень выраженности – 2.

Слабая степень выраженности – 1.

Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0. Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. Но выраженность этого показателя, по-вашему, средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.

 

Тестовый материал

                   
  В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение.               В группе обычно настроение подавленное, мрачное.
  Группа активна, работоспособна.               Группа пассивна, инертна.
  Обстановка в группе спокойная, деловая.               Обстановка в группе нервозная, напряженная.
  В группе студенты чувствуют себя уютно.               В группе студенты чувствуют себя неуютно.
  Студенты знают и чувствуют, что группа в случае необходимости защитит и поддержит их.               У студентов нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту.
  Студенты относятся друг к другу с симпатией.               Взаимоотношения в группе отличаются антипатией.
  Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам.               Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы.
  Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах.               Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других.
  Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам.               Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно.
  В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного».               В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки.
  Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы.               Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам.
  Студентам нравится бывать вместе в институте и вне его.               Студенты не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами.
  Студенты любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам.               Студенты свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу.
  Студенты серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии.               Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным успехам не поощряется.
  В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам.               К лентяям и прогульщикам относится снисходительно.
  Студенты принимают активное участие в общественной жизни группы.               Студенты пассивны в общественной жизни группы.
  В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого.               Поручения распределяются по принципу: «Лишь бы не мне».
  Студенты с желанием включаются в трудовые дела группы.               Группу нелегко поднять на общее трудовое дело.
  Актив группы пользуется авторитетом и доверием.               В активе группы находятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива.
  Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью.               Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью.

 

Обработка данных (вариант Н.П.Фетискина)

Для определения психологического микроклимата (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.

Оценить уровень ПМ по баллам:

50-60 баллов – высокая степень благоприятности ПМ;

40-49 баллов – средне-высокая степень благоприятности ПМ;

21-39 баллов – средняя степень благоприятности ПМ;

11-20 баллов – средне-низкая степень благоприятности ПМ;

0-10 баллов – незначительная благоприятность ПМ.

Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком, подобно позитивно-уровневой квантификации.

Тест

Томаса Килмена

ИНСТРУКЦИЯ

 

Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желания отличаются от желаний другого человека. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?

Ниже приведены 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях В каждой из пар обведите кружком вариант А или В, более характерный для Вашего поведения.

Во многих случаях оба из предложенных вариантов могут оказаться для Вас нетипичными; если это так, обведите тот из них, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью.

 

ОПРОСНИК

1. А. Иногда я предоставляю право решать проблему другим.
  В. Я стараюсь подчеркнуть общее в наших позициях, а не обсуждать спорные моменты.
 
2. А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  В. Я пытаюсь учесть все интересы, как свои, так и оппонента.
 
3. А. Обычно я твердо стою на своем.
  В. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.
 
4. А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  В. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов противоположной стороны.
     
5. А. При выработке решения ищу помощи со стороны других.
  В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.
     
6. А. Я пытаюсь не создавать себе репутацию неприятного человека.
  В. Я пытаюсь навязать другим свою позицию.
     
7. А. Я пытаюсь отложить решение вопроса, чтобы иметь время тщательно его обдумать.
  В. Я жертвую одними выгодами, чтобы получить взамен другие.
     
8. А. Обычно я твердо настаиваю на своем.
  В. Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы.
     
9. А. Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться.
  В. Я прилагаю некоторые усилия, чтобы повернуть дело на свой лад.
     
10. А. Я твердо настаиваю на своем.
  В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
     
11. А. Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы.
  В. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.
     
12. А. Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации.
  В. Я готов кое в чем уступить оппоненту, если он тоже мне уступит.
     
13. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».
  В. Я настаиваю на принятии моих условий.
     
14. А. Я излагаю оппоненту мои соображения и интересуюсь его идеями.
  В. Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий.
     
15. А. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.
  В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.
     
16. А. Я стараюсь щадить чувства других.
  В. Я пытаюсь убедить оппонента в выгодности принятия моих условий.
     
17. А. Обычно я твердо настаиваю на своем.
  В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.
     
18. А. Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше
  В. Я согласен кое в чем уступить оппоненту, если он тоже кое в чем мне уступит.
     
19. А. Я пытаюсь сразу же, открыто, обсудить все интересы и спорные вопросы.
  В. Я пытаюсь отложить принятие решения, чтобы иметь время тщательно его обдумать.
     
20. А. Я пытаюсь сразу же обсудить противоречия.
  В. Я пытаюсь найти справедливое сочетание из выгод и уступок для каждого из нас.
     
21. А. При подготовке к переговорам я стараюсь учитывать интересы оппонента.
  В. Я больше склонен к непосредственному и открытому обсуждению проблемы.
     
22. А. Я стараюсь найти позицию, находящуюся между позицией оппонента и моей.
  В. Я настаиваю на своих интересах.
     
23. А. Очень часто я стараюсь удовлетворить все интересы, свои и оппонента.
  В. Иногда я предоставляю право решать проблему другим.
     
24. А. Я стараюсь пойти навстречу оппоненту, если его условия слишком для него много значат.
  В. В. Я пытаюсь склонить оппонента к компромиссу.
     
25. А. Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий.
  В. При подготовке к переговорам я пытаюсь учитывать интересы оппонента.
     
26. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».
  В. Я почти всегда пытаюсь удовлетворить все пожелания, как свои, так и оппонента.
     
27. А. Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации.
  В. Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше.
     
28. А. Обычно я твердо стою на своем.
  В. При выработке решения я постоянно ищу помощи со стороны других.
     
29. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».
  В. Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться.
     
30. А. Я стараюсь щадить чувства других.
  В. Я всегда стараюсь найти решение проблемы совместно с оппонентом.

 

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ

 

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ПО

МЕТОДУ ТОМАСА – КИЛМЕНА

 

ТАБЛИЦА 1. Обведите буквы, которые вы обвели, отвечая на соответствующие вопросы.

 

  Конкуренция Сотрудничество Компромисс Избегающий (уход) Приспособление
1.       А В
2.   В А    
3. А       В
4.     А   В
5.   А   В  
6. В     А  
7.     В А  
8. А В      
9. В     А  
10. А   В    
11.   А     В
12.     В А  
13. В   А    
14. В А      
15.       В А
16. В       А
17. А     В  
18.     В   А
19.   А   В  
20.   А В    
21.   В     А
22. В   А    
23.   А   В  
24.     В   А
25. А       В
26.   В А    
27.       А В
28. А В      
29.     А В  
30.   В     А
                   

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Интерперетация

 

Опросник конфликтного поведения Томаса-Килмана (TKI) оценивает поведение личности в конфликтных ситуациях,то есть в таких, где интересы двух людей оказываются несовместимыми. Поведение человека в конфликтной ситуации можно описать в двух измерениях: (1) напористость (уверенность), как степень готовности индивида к защите собственных интересов и (2) готовность к сотрудничеству, как степень готовности личности удовлетворить интересы другого. Опираясь на эти два измерения можно описать пять способов поведения в конфликтых ситуациях. Эти пять способов изображены ниже:

 

 

CОПЕРНИЧЕСТВО

Соперничество - силовой способ решения проблемы, ориентрованный на защиту собственных интересов и отказ от сотрудничества. Соперничая, индивид преследует собственные интересы в ущерб другому, используя все силы и средства для достижения победы. Человек может использовать соперничество при отстаивании своих прав, в защите того, что по его убеждением правильно, или просто из желания победить.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество одновременно направлено на удовлетворение интересов обеих сторон. Сотрудничая, индивид пытается работать с другим человеком чтобы найти решение, полностью удовлетворяющее их обоих. Для этого требуется докопаться до сути проблемы, чтобы выяснить истинные интересы сторон и найти взаимноприемлемую альтернативу. Сотрудничество между двумя людьми может принимать форму исследования разногласий и взаимного расширения знаний о сути проблемы; разрешения условий которые могли бы привести бы к соперничеству и борьбе за некоторый ресурс; поиска творческого решения межличностной проблемы.

КОМПРОМИСС

Компромисс это «середина» как в отстаивании собственных интересов так и в готовности удовлетворить интересы другого. Компромисс используется когда ставится цель найти приемлемое решение проблемы, частично удовлетворяющее стороны конфликта. Компромисс занимает промежуточное положение между соперничеством и приспособлением, интересы другого учитываются больше чем при соперничестве и меньше чем при приспособлении. Также, компромисс предполагает более подробное изучение проблемы чем избегание, но не столь глубокое проникновение в суть проблемы как сотрудничество. Компромисс может означать обмен взаимными уступками или поиск временной договоренности.

ИЗБЕГАНИЕ

Избегание не удовлетворяет интересы ни одной из сторон. Выбрав этот способ поведения, индивид не преследует собственный интерес немедленно, но и не идет на встречу интересам другого. Он не вступает в конфликт. Избегание может принимать форму дипломатического уклонения от обсуждения проблемы, задержки принятия решения до лучших времен, или простого ухода из угрожающей ситуации.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

Приспособление это полная противоположность соперничества. Избрав путь приспособления, личность пренебрегает собственными интересами с целью удовлетворить интересы другого человека. В это способе поведения есть элемент самопожертвования. Приспособление может выражаться в виде бескорыстной щедрости или благотворительности, в виде подчинения воле другого вопреки своему желанию или в виде отказа от собственного мнения в пользу другого.

 

Необходимо подчеркнуть, что каждый из рассмотренных стилей эффективен только в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Любой человек должен уметь эффективно использовать каждый из пяти стилей. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией и индивидуально-психологическими особенностями конкретного партнера по взаимодействию. Идеальным считается результат, при котором все стили выражены примерно одинаково. В таком случае человек может свободно выбирать в конкретной ситуации любой из стилей, а не прибегать к излюбленному (который может оказаться неэффективным) или избегать наиболее подходящий в данной ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: