Основные компоненты (элементы) структуры социальной работы




Структура социальной работы состоит из нескольких самостоятельных, но взаимосвязанных компонентов (элементов): субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции, цели.Любая деятельность в медико-социальной работе совершается от субъекта к объекту, который является главным и определяющим фактором социальной деятельности.

Субъекты социальной работы выполняют функции по оказанию помощи нуждающимся. К субъектам относятся лица и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально и на общественных началах

Объектами социальной работы выступают слабозащищенные слои населения(категории и общественные группы, находящиеся в трудной жизненной ситуации). Объектами профессиональной деятельности специалиста явля­ют­­ся: индивид, семья, группы, общность, находящиеся в трудной жизненной ситуации; система взаимоотношений человек-общество; взаимодействие человек-среда; социальная среда (социум) как усло­вие жизнедеятельности человека; государственные и негосу­дарст­вен­ные учреждения и организации социальной поддержки и защиты насе­ления; органы народного образования, производственные кол­лек­тивы; пенитенциарные учреждения; научные и высшие учебные заведения.

Содержание и средства социальной работы. Обязательным компонентом медико-социальной работы является ее содержанием, которое вытекает из функций социальной работы. Социальная работа выполняется с помощью средств (предметов, приспособлений, действий, с помощью которых достигаются цели деятельности). Многообразие функций вызывает многообразие средств (слово, специальные средства связи, приемы психотерапии, личное обаяние и т.д.). Чем богаче арсенал средств, тем эффективнее медико-социальная деятельность.

Управление и цели социальной работы. Управление включает: оценку состояния объекта, планирование, выработку принятия решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение. И все эти управленческие действия выполняет любой социальный работник независимо от его должностного уровня.

Управление медико-социальной работой выполняется оперативно потому, что объект находится в тяжелой жизненной ситуации и откладывание решения проблемы, может стать причиной непоправимых последствий.

Таким образом, объект, содержание, средства, управление, субъект, составляют основу структуры социальной работы, но эта структура еще не система, а деятельность становится системой, если все компоненты объединяются в единое целое с помощью функций и целей.

Главная цель социальной работы - оказание помощи нуждающимся, и этой цели подчиняются деятельность субъекта, соответственно ей складывается содержание, организация, управление, подбор адекватных средств, форм и методов социальной работы. Цель связывает все компоненты единую систему и объединяет функции.

Билет 7. Цели и принципы соц. обслуживания населения: адресности, гуманизма, соц. справедливости, соц. равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

Социальное обслуживание – деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, представлению бытовых, правовых, медицинских, психолого-педагогических услуг и оказанию материальной помощи, созданию условий для социальной адаптированности и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальном обслуживании» социальное обслуживание населения Республики Беларусь основывается на принципах:

· адресности- это предоставление социального обслуживания персонифицировано конкретному лицу;

· гуманизма,

· социальной справедливости,

· социального равенства,

· доступности - означает, что государство обеспе­чивает возможность бесплатного получения со­циальных услуг, которые включены в перечни гарантированных государством социальных услуг;

· добровольности - этот принцип означает, что социальное обслу­живание осуществляется на основе добровольного обращения граж­данина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя в соответствующий орган социального обеспечения и социального об­служивания. В любое время гражданин может и отказаться от полу­чения социальных услуг.

· конфиденциальности-сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения со­циальное обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну;

· общей профилактической направленности.

Целями социального обслуживания являются:

оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;

прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;

активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Билет 8. Структура соц. защиты населения: Мин.труда и соц. защиты; обл., районные управления и отделы (управления, комитеты) соц.защиты; Фонд соц. защиты нас. РБ; Центры по назначению выплаты пенсии и пособий; спец. учреждения и предприятия; негосуд. общественные организации; ТЦСОН.

В Беларуси создается единая структура социальной защиты, которая объединяет следующие учреждения:

1. Министерство труда и социальной защиты;

2. Областные, районные управления и отделы (управления, комитеты)социальной защиты;

3. Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;

4. Центры по назначению выплаты пенсии и пособий;

5. Специальные учреждения и предприятия;

6. Негосударственные общественные организации;

7. Территориальные центры социального обслуживания населения.

Все эти организации принимают участие в формировании и реализации государственной политики в области социальной защиты населения.

Министерство труда и социальной защиты управляет финансами социального страхования, руководит системой органов, которые организуют социальное страхование;пенсионным обеспечением, социальной помощью населения. Готовит предложения по совершенствованию социальной защиты населения, участвует в разработке общих принципов государственной политики. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по развитию сети социальной защиты. Министерство готовит проекты законов, программ, соглашений. Министерство координирует деятельность других министерств, сотрудничает с министерствами здравоохранения, архитектуры и строительства, органами миграции и т.д.

Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был образован на базе Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Этот фонд является самостоятельной финансово-кредитной организацией и подчиняется Совету министров Республики Беларусь.

Задачи и функции Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь:

1. Финансирование расходов на пенсии, пособия, стипендий и другие социальное выплаты;

2. сбор и аккумуляция страховых взносов;

3. осуществление расширенного производства средств фонда;

4. международное сотрудничество, связанное с социальным страхованием;

Фонд готовит Положения о размерах страховых взносов, определяет порядок использования средств и контроль их правильного расходования; координирует работу местных органов фонда; организует государственный банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в фонд.

Средства фонда образуются за счет средств страховых взносов нанимателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, из обязательных взносов всех работающих граждан и ассигнаций из государственного бюджета, из добровольных взносов от физических и юридических лиц и доходы за счет капиталов самого фонда.

Все предприятия, учреждения, организации, работающие граждане обязаны платить страховые взносы в Фонды социальной защиты населения. Взносы начисляются на все виды оплаты труда.

Социальный работник должен уметь грамотно использовать фонды при решении проблем клиента.

Территориальные центры социального обслуживания населения осуществляют деятельность на основании следующих актов: Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании»; Примерное положение о Территориальном центре социального обслуживания населения, утверждённое Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; Устав учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения», Положение о Территориальном центре социального обслуживания и др.

Примерное положение не относится к нормативным правовым актам. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» решения по вопросам определения структуры и штатной численности территориальных центров социального обслуживания, отвечающие потребностям населения, принимают местные исполнительные и распорядительные органы по предложению соответствующих органов по труду, занятости и социальной защите.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: