Ценность дошкольного детства. Психическое и психологическое здоровье детей




Существуют две противоположных точки зрения на роль дошкольного периода на психическое развитие человека:

1. не имеет смысла предъявлять какие-либо требования к развитию ребенка в дошкольном возрасте, если оно в пределах нормы. Достижение ребенком возраста 6-7 лет автоматически приводит к достижению требуемого уровня школьной зрелости;

2. ребенка следует готовить к школе, начиная как можно раньше. Дошкольное детство - это подготовка ребенка к школе.

Я. Корчак подчеркивал самоценность дошкольного детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни ребенка. Детство - фундамент жизни. Без полноценного переживания его, последующая жизнь ребенка может быть ущербной. С другой стороны, задача подготовки ребенка к школе активизировала интерес к проблеме развивающей работы с детьми дошкольного возраста, максимальной реализации интеллектуального и личностного развития дошкольника. Пришло сознание того, что активная развивающая работа с детьми продвигает их развитие, расширяет возможности. А. В. Запорожец считал, что делать это надо не путем форсированного сверхраннего обучения, а наоборот, широко развертывать и максимально обогащать содержание специфических видов детской деятельности (игровой, трудовой и т. п.), а также за счет общения детей друг с другом и со взрослыми. Каждый возрастной этап имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий этап онтогенеза. Это не означает, что развитие идет лишь по своим внутренним законам и не подчиняется никакому внешнему воздействию. Речь идет о том, что можно ускорить или интенсифицировать прохождение тех или иных этапов, но нельзя миновать ни один их них без ущерба для развития личности в целом.

яет возможности. А. В. Запорожец считал, что делать это надо не путем форсированного сверхраннего обучения, а наоборот, широко развертывать и максимально обогащать содержание специфических видов детской деятельности (игровой, трудовой и т. п.), а также за счет общения детей друг с другом и со взрослыми. Каждый возрастной этап имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий этап онтогенеза. Это не означает, что развитие идет лишь по своим внутренним законам и не подчиняется никакому внешнему воздействию. Речь идет о том, что можно ускорить или интенсифицировать прохождение тех или иных этапов, но нельзя миновать ни один их них без ущерба для развития личности в целом..Понятие о психическом и психологическом здоровье личности. Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

* осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

* чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

* критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

* соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

* способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

* способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

* способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Под умственной работоспособностью понимают «определенный объем работы, выполняемый без снижения оптимального для данного индивидуума уровня функционирования организма». Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: