Предпосылки становления классической науки




Реферат

Тема: Становление классической науки, методологическая революция.

 

Студент Исаев В. В________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

 

Руководитель, ________________ Быданов В. Е ____ .__

Доцент, к.э.н. (подпись, дата) (инициалы, фамилия)

(должность)

 

 

Оценка за работу ________________ _____________________

(подпись руководителя)

 

 

Санкт-Петербург


Содержание:

Введение. 3

1 Предпосылки и особенности становления классической науки, ее связь с философией 5

1.1 Предпосылки становления классической науки. 5

1.2 Взаимосвязь классической науки и философии Нового времени. 7

2 Методологическая революция. 11

2.1 Методология Галилея. 11

2.2 Индуктивный метод Ф. Бэкона. 11

2.3 Дедуктивный метод Р. Декарта. 13

2.4 Методологические принципы И. Ньютона. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 18

 


Введение

Когда рассматривают науку в историческом контексте, то выделяют следующие основные этапы ее развития: пранаука (античная), наука средневековья (эпохи Возрождения), классическая наука (от Ньютона до Эйнштейна), неклассическая наука (после переворота в физике конца XIX – начала ХХ в.), постклассическая (современная) наука [8, c. 243].

На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

Стремление к систематизации, количественный рост и дифференциация знания вызывают развитие теоретического мышления. Главную свою задачу философия Нового времени видит в разработке и обосновании методов научного познания, концентрируя основную свою проблематику вокруг методологии научного познания и гносеологии.

Среди современных отечественных ученых можно выделить таких, в работах которых изучается проблематика становления и методологии классической науки: Бранденбург В.Я. [5], Пафомова Л.А. [11], Пенкина М.В. [12], Царьков И.И. [14] и другие.

Целью данной реферативной работы выступает изучение становления классической науки и методологической революции.

Поставленная цель обусловила выполнение ряда исследовательских задач:

- изучить предпосылки становления классической науки;

- определить взаимосвязь классической науки и философии Нового времени;

- рассмотреть методологическую революцию (разработка новых методов Галилеем, Ф.Бэконом, Р. Декартом, И. Ньютоном).

В соответствии с поставленными задачами в работе предполагается две главы. Первая из них будет посвящена исследованию предпосылок и особенностей становления классической науки, а также ее связи с философией. Во второй главе предполагается раскрыть разработку новых методов науки Галилеем, Ф.Бэконом, Р. Декартом, И. Ньютоном.

 


Предпосылки и особенности становления классической науки, ее связь с философией

Предпосылки становления классической науки

Научному знанию предшествовало донаучное знание, так называемое стихийно-эмпирическое, обыденное познание, которое возникает вместе с формированием человеческого общества и осуществляется людьми в процессе всех видов их жизнедеятельности. Его называют стихийным, поскольку оно не предусматривает постановки любых познавательных задач, которые не касались непосредственно потребностей практики. Это познание, вместе с тем, является эмпирическим, поскольку оно не идет дальше отдельных утверждений о различных свойствах и отдельных отношениях предметов повседневного опыта. Здесь охватываются определенные закономерные взаимосвязи и взаимозависимости, которые ярко отражены в народной мудрости, в пословицах, народных приметах и т. п. [7, c. 35].

В XVII в. возникли необходимые социальные, технические и теоретические предпосылки становления как научно-технического знания, в частности, так и всей науки в современном ее понимании. XVI век открыл период развития общества, который характеризовался подъёмом материального производства и экономических отношений от ремесла к промышленности в форме мануфактуры. XVII век для большинства европейских государств был веком победы новых экономических отношений – капиталистических.

Возникновение экспериментального научного познания становится самым значительным событием научной революции XVI-XVII веков. Важной его предпосылкой было создание необходимых условий для точного измерения. В науке вплоть до эпохи Возрождения считалось невозможным любое точное измерение. Впоследствии научное познание выступает как практическое конструирование объекта, то есть собственно эксперимент, в котором субъект всегда активен. Эксперименты XVII в. должны были доказать рациональную причинную связь между причиной и следствием. Прямым путем эта связь доказывалась механическими опытами, опосредованно – оптическими, химическими, физическими. В основе эксперимента естествознания XVII-XVIII вв. было мнение о механической причинной связи между явлениями.

Среди форм рефлексивного осмысления научного познания, таких как теория познания, философия науки, особое место принадлежит методологии науки. В научной литературе эта рефлексия обосновывается в неразрывной связи с логикой. Если со становлением теоретического знания понадобилась необходимость разработки инструментария познания и систематизации знаний, то становление науки Нового времени требовало более углубленного обоснования путей интенсивного развития научного знания. Однако логического мышления, которое опирается на законы логики, разработанные Аристотелем (работа «Органон»), было уже недостаточно. Инструментарий логического познания при всей его объективности и актуальности, оказался достаточно узким для развития естествознания Нового времени.

Фактически происходит бурный процесс становления и развития методологии науки под эгидой философии, стало основанием для вывода И. Ньютона «физика бойся метафизики» (то есть философии), поскольку в ней сосредотачивается методология научного познания, без чего прогресс в развитии естественных наук невозможен. Однако, становление методологии научного познания не ознаменовало отказа от логики Аристотеля, который предлагал Ф. Бэкон. Идеи логики продолжают успешно развиваться, что подтверждается разработкой ее проблематики в это время и даже открытие Г.В. Лейбницем четвертого ее закона – закона достаточного основания. Зарождаясь, методология науки входит составной частью в логику.

Уже в конце ХХ века академик В.С. Степин в своей классификации типов рациональности обоснует этот период как эпоху становления классической рациональности. Анализ развития учения о методологии науки на отрезке длительностью более чем в 400 лет подчеркивает ту мысль, что философы изначально понимали, что философия, как никакая другая наука, исторически обречена на гуманитарное объяснение сущности методологии научного познания, внося в нее элементы упорядоченности, выработки такого языка объяснения проблемы, при которой философская мысль недвусмысленно проявляла бы свою гносеологическую уплотненность, не стремясь при этом, по выражению В. Оккама, «без необходимости увеличивать число сущностей».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: