Проблемы адаптации к дошкольной образовательной организации.




Советы педагога

Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти.

Отчего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывания, кормления и т.д., а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Так, укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей сделать лишь первое движение, произвести знакомое действие, как он начинает зевать, закрывает глаза, т.е. реагирует на первый же раздражитель. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не тратя лишней энергии.

Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так, довольно часто при поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложится мама. Еще один пример: малыш до 3 лет был лишен возможности

общаться со сверстниками, хотя потребность в этом у него была. В первые же дни пребывания в детском саду у такого ребенка возникает множество серьезных проблем - ведь навык общения у него не сформирован.

Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения), в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют, но одни родители сажают при этом ребенка к себе на колени, другие - за обеденный стол, третьи - за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться со взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот, В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьезных заболеваний.

Можно ли избежать этого? Может быть, стоит как можно дольше держать ребенка возле себя?

Конечно, забота и любовь родителей (особенно матери) делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.

Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой - насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.

Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение и прогноза адаптации были разработаны психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

нервно-психическое развитие;

черты личности.

С опорой на эти блоки была составлена карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы с педагогом или психологом.

.

При составлении личностной характеристики ребенка важную роль играет выявление его социальных связей со взрослыми и детьми. Родители рассказывают, как их малыш идет на контакт с окружающими (легко, избирательно или с большим трудом), имеется ли у ребенка достаточный опыт совместной деятельности со взрослыми, всегда ли он уверен в себе и адекватно ли относится к оценке взрослым своей деятельности. Если у малыша был опыт разлуки с

близкими, например, он был помещен в больницу, отправлен в санаторий, родителей просят вспомнить, как он перенес это нелегкое испытание.

Определенный интерес представляет и наличие аффективной привязанности ребенка к кому-либо из взрослых.

Наблюдения показали, что из перечисленных параметров определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее значение для процесса адаптации имеют следующие:

наличие или отсутствие контактов со сверстниками;

инициативность;

адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;

аппетит;

наличие опыта совместной деятельности со взрослым.

Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его развития и поведения.

Целенаправленная подготовка родителей, воспитателей дает свои положительные результаты даже при неблагоприятном прогнозе адаптации, облегчает привыкание ребенка к новым условиям.

Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилактические мероприятия.

Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелательно, помогать малышам осуществлять их задумки, положительно оценивать результаты труда.

Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо решать всем вместе: и воспитателям, и психологам, и родителям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: