Понятие методологии. Методология, метод, методика




Термин “методология” греческого происхождения означает “учение о методе” или “теория метода”. Методология (от метод и логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология – это наука о наиболее общих принципах познания и преоб­разования объективной действительности, путях и способах этого процес­са.

Методология в этом широком смысле образует необходимый компо­нент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание высту­пает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная ме­тодология), так и описаний фактически выполненной деятельности (деск­риптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого зна­ния является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной ли­тературе под методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и спосо­бах научно-познавательной деятельности.

Методология определяет характеристику компонентов научного иссле­дования (проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, совокуп­ность исследовательских средств, которые необходимы для решения зада­чи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи – гипотеза исследова­ния). Наиболее важным аспектом методологии являются постановка про­блемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняю­щие получение результата), построение предмета исследования и построе­ние научной теории, а также проверка полученного результата с точки зре­ния его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

Истоки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних сту­пенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме методологических предписаний, которые определяли последова­тельность измерительных процедур при разделе и перераспределении зе­мельных площадей. Специальной разработкой проблемы условий получе­ния знания начинает заниматься древнегреческая философия; наиболее значительный вклад в анализ этой проблемы внёс Аристотель, который рассматривал созданную им логическую систему как «органон» — универ­сальное орудие истинного познания. В целом, однако, вплоть до нового времени проблемы методологии не занимали самостоятельного места в системе знания и включались в контекст натурфилософских или логиче­ских рассуждений.

Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». Для последующего развития методологии огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирического подхода к научному позна­нию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии. Первоначально она целиком совпадает с вопросом об услови­ях достижения истины, а её обсуждение сильно отягощено натурфилософ­скими представлениями. Опираясь на правильный сам по себе тезис о том, что к истинному знанию ведёт лишь истинный метод, именно этот послед­ний и пытаются сразу отыскать многие философы нового времени. При этом они полагают, что единственно истинный метод просто скрыт от не­посредственного наблюдения, его надо лишь открыть, сделать ясным и общедоступным. Логическая структура метода ещё не является для них проблемой.

Следующий шаг в развитии методологии делает французский мысли­тель Р. Декарт. Им сформулирована проблема познания как проблема от­ношения субъекта и объекта. Впервые ставится вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредственному отражению реальности; тем самым было положено начало специальному и системати­ческому обсуждению процесса познания, т. е. вопроса о том, как достижи­мо истинное знание — на каких интеллектуальных основаниях и с помо­щью каких методов рассуждения. Методология начинает выступать как философское обоснование процесса познания.

Другая линия специализации методологии связана с английским эмпи­ризмом, прежде всего с учениями Дж. Локка (сенсуалистическая теория познания) и Д. Юма (обоснование эмпиризма путём критики теоретическо­го знания с позиций скептицизма). Здесь получили свою философскую опору усиленные поиски методов опытной науки.

И. Кант впервые обосновал особый статус методологического знания, проведя различие между конститутивными и регулятивными принципами познания, т. е. между объективным содержанием знания и формой, при помощи которой оно организуется в систему. Этим было положено начало анализу познания как специфической деятельности со своими особыми формами внутренней организации. Эту линию продолжил И. Фихте, фило­софия которого была попыткой построить универсальную теорию дея­тельности, а своей вершины в идеалистической философии она достигла в системе Г. Гегеля, по существу представляющей собой методологию ра­ционализированной деятельности абсолютного духа и производной от неё деятельности человеческого познания. Объективно важнейший результат, полученный немецким классическим идеализмом в изучении проблем ме­тодологии, состоял в подчёркивании роли диалектики как всеобщего ме­тода познания и духовной деятельности вообще.

Именно этот результат был удержан и коренным образом переработан на материалистической основе в марксистско-ленинской философии. Соз­дание диалектического материализма завершило формирование философ­ских основ научной методологии. Возникнув в условиях широкого разви­тия науки, когда теоретическое естествознание решительно освобождалось от натурфилософских умозрений, и, опираясь на конкретно-научное изу­чение основных форм движения материи, диалектический материализм стал философией нового типа — наукой о наиболее общих законах разви­тия природы, общества и мышления, а в качестве таковой — общей мето­дологией научного исследования. В силу этого философия марксизма- ленинизма впервые воплотила идеал всеобщей методологии деятельности общественно развитого человека.

Для развития науки в 20 в. Характерен быстрый рост методологических исследований и повышение их удельного веса в общем массиве научного знания. Этот процесс имеет своим источником два основания. Во-первых, научное познание осваивает всё более сложные объекты действительности, природной и социальной, что ведёт к возрастанию уровня его абстрактно­сти и уменьшению наглядности; в результате этого вопрос о средствах ис­следования, о принципах подхода к объекту изучения становится одним из центральных и занимает относительно самостоятельное место в системе познавательной деятельности. Во-вторых, в условиях современной научно­технической революции занятие наукой превращается в массовую профес­сию, а это требует детализированной регламентации труда исследователей на различных уровнях, чтобы обеспечить стандартную форму представле­ния научного результата. Оба эти обстоятельства решающим образом сти­мулировали развитие исследований в области методологии как «вглубь», т. е. в сторону всё более обстоятельного раскрытия основных принципов и форм научного мышления, так и «вширь» — в сторону скрупулёзного и специального конструирования системы средств научного познания.

В итоге современная наука располагает мощным арсеналом весьма раз­нородных средств, предназначенных для решения задач самого различного характера. В свою очередь, это породило новую методологическую ситуа­цию: приступая к исследованию, современный научный работник нередко оказывается перед необходимостью выбора наиболее эффективного мето­дологического средства (или их совокупности) из некоторого их набора. Наконец, особый круг проблем методологии создаёт чрезвычайно харак­терное для современного научно-технического развития тесное переплете­ние элементов науки и практики при решении крупных комплексных про­блем (типа космических проектов, мероприятий по защите среды и т.п.);

при этом возникает необходимость не только связать воедино усилия спе­циалистов разного профиля, построив для этого соответствующий предмет изучения (т. е. комплексную, синтетическую модель объекта), но и объе­динить в одной системе научно-теоретические представления и решения, получаемые интуитивно-практическим путём в условиях принципиальной неполноты и неопределённости информации об объекте.

Таким образом, если раньше понятие методологии охватывало, прежде всего, совокупность представлений о философских основах научно­познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне дифференцированная, достаточно развитая и специализированная область знания. От теории познания, исследующей процесс познавательной дея­тельности в целом и, прежде всего, — его содержательного основания, ме­тодологию отличает акцент на средствах познания. От социологии науки и других отраслей науковедения методология отлична своей направленно­стью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания.

Сущность и специфика методологии продолжают оставаться предме­том споров, порождаемых, кроме всего прочего, отсутствием четко фикси­рованного статуса у методологического знания. В иерархической органи­зации научного знания дело нередко обстоит таким образом, что знания более высокого уровня абстрактности выполняют методологические функ­ции по отношению к более конкретному знанию. Более того, сама наука в целом является, в сущности, методологическим средством практической деятельности общества. В этом проявляется общая диалектика взаимодей­ствия цели и средства деятельности: то, что было целью в одной системе деятельности, становится средством в другой системе. Однако современ­ные проблемы методологии не исчерпываются этим взаимопревращением, т.к. стало реальностью существование знания, специально предназначен­ного для выполнения методологических функций.

Разнородность этого знания выражается в наличии нескольких его классификаций. Одним из распространённых является деление методоло­гии на содержательную и формальную.

Содержательная методология включает в себя такие проблемы, как:

- структура научного знания вообще и научные теории в особен­ности;

- законы порождения, функционирования и изменения научных теорий;

- понятийный каркас науки и её отдельных дисциплин;

- характеристика схем объяснения, принятых в науке, и их исто­рического развития; принципы подхода к объекту изучения (напри­мер, элементаристский и целостный, системный подходы и др.);

- структура и операциональный состав методов науки, условия и критерии научности, границы применимости конкретных средств методологии;

- принципы синтеза различных теоретических представлений об объекте изучения и т.д.

Формальные аспекты методологии:

- анализ языка науки;

- формальная структура научного объяснения;

- описание и анализ формальных и формализованных методов исследования (в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности);

- типологии систем знания и т.д.

Именно в связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о ло­гической структуре научного знания, что и послужило толчком развития методологии науки как самостоятельной области знания. Существенный вклад в создание этого направления внесли представители неопозитивиз­ма, впервые применившие методы современной формальной логики к ана­лизу научного знания. Однако в философско-методологическом истолко­вании полученных результатов неопозитивистская традиция сильно пре­увеличила формальный аспект методологии, игнорировала содержатель­ную сторону и проблему развития знания. Ныне исследования в этой сфере методологии непосредственно смыкаются с исследованиями в области ло­гики науки.

Принципиальное значение имеет членение методологии, основанное на представлении о различных уровнях методологического анализа. В общем виде различают философскую и специально-научную методологию. Что касается первой, то она не существует в виде какого-то особого раздела философии — методологические функции выполняет вся система фило­софского знания, обеспечивающая ориентацию исследования на раскрытие объективной диалектики, выражая эту последнюю в законах и категориях. Важнейшее методологическое значение имеет также мировоззренческая интерпретация результатов науки, даваемая с позиций диалектики и мате­риализма. Философский уровень методологии реально функционирует не в виде жёсткой системы норм и «рецептов» или технических приёмов — та­кая его трактовка неизбежно вела бы к догматизации научного познания, — а в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной дея­тельности. Сюда входят как содержательные предпосылки (мировоззрен­ческие основы научного мышления, философская «картина мира»), так и формальные (т. е. относящиеся к общим формам научного мышления, к его исторически определённому категориальному строю).

В современных философско-методологических исследованиях раскры­ты некоторые важные механизмы функционирования и развития познания:

законы преемственности смены научных теорий (принцип со­ответствия);

наличие специфической для каждой эпохи развития науки «па­радигмы» мышления (т. е. совокупности неявно задаваемых регуля­тивных принципов);

методологические особенности искусственных языков, приме­няемых в науке и специфика различных видов научного объяснения;

способы построения научных теорий (дедуктивный, гипотети- ко-дедуктивный, генетический и др.);

характерные черты ряда методологических направлений со­временного познания (системного подхода, структурализма, кибер­нетических методов, принципов вероятностного мышления и др.).

С 1950-х гг. в методологии науки видное место начинают занимать проблемы порождения и смены систем знания. В частности, английский логик и философ К. Поппер пытается объяснить этот процесс на основе выдвинутого им принципа фальсификации, т. е. систематического опро­вержения существующих теорий; американский специалист по истории науки Т. Кун формулирует концепцию развития науки посредством науч­ных революций, приводящих к радикальной смене парадигм (предложен­ный им термин) научного мышления; в работах английского математика и философа И. Лакатоса предлагается идея развития науки на основе выдви­жения и реализации определённой последовательности исследовательских программ. Важным аспектом этих и ряда других исследований является широкая критика неопозитивистских представлений о методологии науки и её предмете за узость их исходных предпосылок. В этой связи в работах некоторых российских и зарубежных специалистов развивается концепция методологии, основанная на принципе деятельности и стремящаяся пред­ставить методологию как систематическую теорию научно­исследовательской деятельности.

Специально-научная методология, в свою очередь, разделяется на сле­дующие уровни: общенаучной методологической концепции и направле­ния; методология отдельных специальных наук; методика и техника ис­следования. Со 2-й половины XX в. особенно быстрое развитие получил первый из этих уровней, далеко не однородный по своему содержанию. Причинами его возникновения и роста являются универсализация средств познания, облегчаемая этим обобщённая постановка научных проблем, а также стремление к синтезу, которое становится господствующим в стиле мышления современной науки. К числу общенаучных методологических концепций и направлений относятся проблемно-содержательные теории, дающие непосредственно описание широкой сферы реальности под опре­делённым углом зрения, т. е. с позиций определённого методологического принципа (н-р, концепция ноосферы В. И. Вернадского); универсальные концептуальные системы (общая теория систем Л. Берталанфи), направ­ленные на выявление универсальных понятий и категорий научного мыш­ления посредством анализа материала самой науки; методологической (в узком смысле слова) концепции и дисциплины (такие, как структурно­функциональный анализ, системный анализ). Методологические функции таких концепций и направлений состоят в том, что они дают научному ис­следованию либо содержательную ориентацию, способствуя построению новых предметов изучения (такую роль, например, до сих пор выполняет концепция ноосферы по отношению к проблематике взаимодействия об­щества и среды), либо эффективный понятийный и математический аппа­рат анализа.

Междисциплинарная природа общенаучных направлений методологии, их близость к философской проблематике иногда порождают неоправдан­ную тенденцию к универсализации таких направлений, к возведению их в ранг философских и даже идеологических концепций. Содержательным основанием такой универсализации является неправомерное отождествле­ние философских и конкретно-научных уровней методологии и связанная с ним попытка толковать методологические определения непосредственно как определения всей реальности, а методологические установки соответ­ствующего направления — как абсолютные цели всякого познания. По­добная универсализация проявилась, в частности, в истории структурализ­ма в гуманитарном познании, она имела место и в некоторых интерпрета­циях системного подхода.

В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология - это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их приме­нении к решению сложных теоретических и практических задач, это миро­воззренческая позиция исследователя. Вместе с тем, это и учение о мето­дах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их кон­кретного применения в познавательной и практической деятельности. Ме­тодология в узком смысле этого слова - это учение о методах научного исследования.

Таким образом, в современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характе­ристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, за­дач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения науч­ной задачи.

С развитием науки, становлением ее как реальной производительной силы, проясняется характер соотношения между научной деятельностью и деятельностью практической, которая все в большей степени основывается на выводах науки. Это находит отражение в представлении методологии как учения о методе научного познания, направленного на преобразование мира.

Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов пе­дагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. С этих позиций методология педагогики оз­начает философию образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических про­цессов и явлений. Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:

•определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Дани­лов);

•направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П.В. Коппин);

•обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);

•помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев);

•обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е. Гмурман);

•создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н. Скаткин).

Эти признаки понятия “методология”, определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики - это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, ко­торые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систе­матизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Следовательно, в качестве основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:

определение цели исследования с учетом уровня развития науки, по­требностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;

изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития;

рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т. д.;

ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимо­связь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тен­денции, сущность и особенности, факторы и условия);

выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспи­тания, в развитии коллектива или личности;

разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориента­ция педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мыш­ление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоле­ние в педагогике косности и консерватизма.

В настоящее время особенно остро стоит далеко не новая проблема по­вышения качества педагогических исследований. Усиливается направлен­ность методологии на помощь педагогу-исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследова­тельского труда.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно­

исследовательской деятельности. При этом имеются в виду два вида дея­тельности - методологические исследования и методологическое обеспе­чение. Задача первого вида деятельности - это выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой; прин­ципов повышения качества педагогических исследований; анализ их поня­тийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически - значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснова­ния программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Названными различиями обусловлено выделение двух функций мето­дологии педагогики - дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптив- ной — нормативной, создающей ориентиры для работы педагога- исследователя.

Наличие этих функций определяет и разделение оснований методоло­гии педагогики на две группы - теоретические и нормативные.

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся: определение методологии; общая характеристика методологии науки, ее уровней; методология как система знаний и система деятельно­сти, источники методологического обеспечения исследовательской дея­тельности в области педагогики; объект и предмет методологического ана­лиза в области педагогики.

Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов:

научное познание в педагогике среди других форм духовного освое­ния мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и худо­жественно-образное отображение действительности;

определение принадлежности работы в области педагогики к науке (характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий);

типология педагогических исследований;

характеристики исследований, по которым можно сверять и оцени­вать свою научную работу в области педагогики (проблема, тема, актуаль­ность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищае­мые положения, новизна, значение для науки и практики);

логика педагогического исследования и т. д.

Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения со­держания самой методологии педагогики и методологической рефлексии педагога-исследователя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: