Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями развития.




Предмет, цели, задачи, методы специальной психологии и связь с другими науками.

Специальная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими нарушениями.

Предмет: психическое развитие.

Задачи:

1. Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития в разных условиях.

2. Разработка методов психологической диагностики нарушений развития.

3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития, создание коррекционных технологий.

4. Оценка эффективности содержания и методов обучения детей с нарушением развития.

5. Изучение психологических проблем интеграции.

Клиническая психология рассматривает нарушения с точки зрения медицины, ее знания нужны для оказания медецинской помощи.

Специальная - с точки зрения педагогики, знания нужны не для лечения, а для обучения.

С психологией, медициной, коррекционной или специальной педагогикой.

Дефектология: 20 г 20 в, пользовался Выготский, наука не комплексная, педагогическая, состоит из двух блоков: педагогический и психологический.

Методы:

Общепсихологические и специальные.- наблюдение- эксперимент- анкеты (для взрослых, находящихся рядом с ребенком)- тесты- проективные методики (особоцелесообразны для изучения детей с нарушением речи)- условно-рефлекторные методики для лиц с нарушенным зрением.

История развития специальной психологии.

Начало 20 в: первые два десятилетия бурное развитие на основе медицинских и педагогических наук.

Первые нарушения, которые изучались: со зрением, слухом и умтсвенная отсталость. Чуть позже: слабовидящие и слабослышащие.

30-40 гг: психология слепоглухих и нарушений опорно-двигательного аппарат.

Нач. 60х: задержка психического развития.

60е: психология детей с речевыми нарушениями и детей из детских домов.

70-80е гг: ранний детский аутизм, характерологические и поведенческие нарушения у детей.

80-90е гг: одаренные дети, лица, употребляющие психоактивные вещества.

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

Норма. Понятие норма на данный момент размыто. В 20-30 гг пользовались статистической нормаой (тестами). сейчас принимается, что у каждого ребенка имеется своя собственная траектория развития.

Два направления нормы:1. Статистическая - соответствие средним значениям в данной популяции.2. Функциональная - более размытая. Это индивидуальная норма развития. В основе - идея о неповторимости развития каждого человека, и о том, что у ребенка с любым нарушением есть своя норма. Нарушением функциональной нормы является дисбаланс между потенциальными возможностями ребенка и реальными достижениями.

Лурия выделил пять условий нормального психического развития:1. Сохранность структур и функций ЦНС2. Сохранность анализаторных систем3. Сохранность речевых систем4. Воспитание и обучение, адекватные возрасту5. Физическое здоровье.

Причины отклонений психического развития, и факторы, их определяющие.

Факторы - постоянно действующие обстоятельства, которые изменяют тот или иной признак.

Биологические и социальные.

Биологические: генетические, соматические, повреждение мозговых структур.

Социальные: особенности среды, воспитания, обучения, пренатальный и постнатальный периоды.

Причины нарушенного развития бывают эндогенными и экзогенными (по Гудонис В. П.).

Эндогенные - внутреннего происхождения. Две группы - хромосомные и с генетическими нарушениями.

Хромосомные: болезнь Дауна, синдром Тернера и др

Генетические: 1 доминантный ген - проявляется; 1 рецессивный ген - носитель; 2 рецессивных гена - проявляется.

Экзогенные - внешнего происхождения. Греппы: врожденные и приобретенные.

Врожденные нарушения: пренатальный период. Формируются под влиянием техногенного фактора на организм матери в период внутриутробного ращвитияю.травма матери, радиация, изменение температурного режима, наркотики, химикаты, алкоголь, лекарства, онкологические, бактерии, вирусы.

Приобретенные: натальный и постнатальный период. Натальный период: родовая травма. Постнатальный период: травмы (прежде всего головы), вирусные и бактериальные заболевания (мененгит, энцефалит, скарлатина и др).

Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями развития.

Все закономерности можно разделить на три группы:

1). Общие - закономерности, свойственные всем детям, и здоровым, и с нарушениями (неравномерность, гетерохронность, сенситивные периоды, влияние деятельности).

2). Неспецифические - общие закономерности нарушенного развития. Первым их формулировал Выготский, позже - Власова, Розанова, Соловьев, Пересленн и др

Основные неспецифические закономерности:

- возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка

- затруднение взаимодействия с окружающей средой

- нарушение речевого общения

- изменения в развитии личности

- сниженная способность к приему и переработке информации за еденицу времени

- замедленный процесс формирования понятий и представлений

3). Специфические - свойствены лицам с определенным видом дизонтогенеза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: