Психология детей со сложными нарушениями развития




- нарушены сразу же несколько функций организма

Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:

один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы); оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери); каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника); оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома; два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

Слепоглухие: - кожная чувствительность и двигательная память - вероятность ущербного, эгоистического развития - освоение словесной речи возможно при специальном обучении.

20. Основные принципы диагностического изучения детей с нарушением в развитии:

1. Системный подход (изучение целого) 2. Комплексное изучение развития ребенка 3. Учет возрастных качественных новообразований и своевременная реализация 4. Необходимость ранней диагностики 5. Изучение и учет зон ближайшего и актуального развития 6. Дифференцированный подход к диагностике психического развития 7. Единство диагностической и коррекционной помощи.

21. Основные принципы организации коррекционной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии: 1. Принцип создания положительного эмоционального фона отношений ребенка и педагога (психолога) 2. Принцип индвивидуализированного подхода к детям 3. Принцип ранней коррекционной помощи 4. Принцип ориентации на ближайшее развитие 5. Принцип активного включения в социальную жизнь общества.

 

22. Адаптация, коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии:

Адаптация (уравновесить, сначала среда, потом психика) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

 

Психологическая коррекция — один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

 

Компенсация (внутрисистемная и межсистемная) — восстановление нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса.

 

Реабилитация — восстановление – комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых заболеваний, а также в результате травм. Было в норме -> нарушилось.

 

Абилитация — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. Нарушения имелись изначально.

 

23. Организация комплексной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития (ПМПК):

ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум.

Цель ПМПК: на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и социум детей и подростков с индивидуальными особенностями в развитии.

Задачи, решаемые консилиумом:

1. выявление характера и причины индивидуальных особенностей в поведении и учебе учащихся 2. достоверная диагностика интеллектуальных, психологических и физических особенностей в развитии детей и подростков 3. разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях коррекции их развития

4. консультация в решении сложных и конфликтных ситуаций 5. контроль эффективности разработанных мероприятий

Функции ПМПК:

1. экспертно-диагностическая 2. информационно-аналитическая

3. организационная 4. Методическая 5. консультативная

6. функция сопровождения 7. просветительская

Состав консилиума формируется с учетом его цели – постоянный с привлечением дополнительных специалистов, а также с приглашением учащихся и их родителей.

Постоянный состав: школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель, воспитатель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В зависимости от решаемых вопросов состав может быть дополнен приглашенными специалистами: логопедом, инспектором ИДН, родителями, опекунами, врачами-специалистами, специалистом ОМЦ, директором, специалистами психологических служб различных уровней (например, муниципального, городского ПМПК).

 

24.Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Модели специальной психологической помощи:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: