Взгляды Е.А. Флериной на дошкольное воспитание




Большой интерес представляют взгляды Е.А. Флериной на обучение в детском саду. Употребляя термин «обучение дошкольников», Флерина подчеркивала его специфику и отрицательно относилась к заимствованию школьных программ и школьных методов. Успешная подготовка ребенка к школе заключается вовсе не в том, чтобы еще в детском саду приучить детей к школьной системе обучения. Наоборот, «детский сад должен обеспечить полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями детей. Наша задача - всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание тех качеств, которые обеспечат ему в школе успешное систематическое обучение».

Актуальны мысли Флериной о формах обучения дошкольников, в том числе и родному языку. Она рассматривала обучение в широком смысле слова. На первом месте должна стоять учебно-воспитательная работа в повседневной жизни, в разнообразной деятельности ребенка. При этом важно определить два вопроса: чему учить? и как учить? Вторая форма обучения - организованные занятия, но по выбору детей, где ребенок может заниматься любым материалом, однако материалом специально подобранным и предоставленным ему педагогом для данного занятия. Здесь приоритет принадлежит индивидуальной работе с ребенком. Третья форма - так называемые обязательные занятия, когда учебно-воспитательные задачи выдвигаются перед всей группой и определенный материал предлагается всей группе [5].

Е.А Флерина являемся основателем научно-педагогической школы МГПУ в области эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флериной и ее учеников во многом определили принципы задачи, содержание, организацию и методы работы по развитию речи в детском саду положили начало создания экспериментальной базы отечественной лингводидактики, наметили пути изучения научно-методических основ речевого воспитания дошкольников. Дальнейшая разработка проблемы речевого развития детей в русле научной школы Е.А. Флериной продолжена на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ [5].

А. Флёриной наблюдались противоречия. Большой художник, чутко понимающий искусство, и вдумчивый, любящий и знающий детей педагог, она не может примириться со своими положениями, так как видит любовь детей к народной сказке, к народным песенкам и понимает, что эти произведения и по содержанию, и, главное, по форме предназначены для маленьких детей. Не случайно она неоднократно подчеркивает близость народного творчества особенностям восприятия детей, призывает писателей использовать непревзойденную форму произведений народного творчества при создании детских книг.
Этот период отрицания народной сказки и других антропоморфических произведений устного народного творчества для детей у Е. А. Флёриной не был длителен. Уже после 1934 г. она снова говорит о большом значении фольклора для маленьких детей. О ее любви к народному творчеству свидетельствуют созданные под ее редакцией сборники по художественному слову, в которых значительное место занимает фольклор.
В ранних работах Е. А. Флёриной о детских книгах очень много интересного наряду со спорными, а иногда и ошибочными положениями. Привлекают внимание ее высказывания о содержании книг для дошкольников: производственные темы, героика, дидактическая книга для дошкольников, веселая книга.
Е. А. Флёрина указывала, что производственная тематика близка дошкольнику динамикой и ритмом производственного процесса, последовательностью действий, богатым материалом для чувственных реакций детей и другими особенностями, которые легко могут быть облечены в форму доступного детям литературного произведения.
Не менее верно ее высказывание о большой воспитательной ценности героической литературы для ребенка. Задача героики в детской литературе не только показать героя, но и вызвать стремление к героическим поступкам. В книгах для дошкольников важен показ самого героического действия, независимо от того, кто совершает героический поступок,— ведь героем в детской книге может быть и человек, и животное. [4]

 

Заключение

Дошкольный возраст - чрезвычайно ответственный период формирования личности и межличностных отношений, когда интенсивно формируется мотивационная сфера, складываются личностные механизмы поведения, оформляется самосознание и отношение к другим. На этом этапе ещё возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.
В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.
Теоретической основой работы по развитию речи и речевого общения в дошкольном возрасте являются результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи института дошкольного воспитания АПН (ныне – институт дошкольного образования и семейного воспитания российской академии образования) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой.
Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Концепция развития речи дошкольников – положение Ф.А. Сохина о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.
Актуальность исследований, проводимых в лаборатории развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стериотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981.

3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. - М.: Научное изд. «Большая российская энциклопедия», 1999.

4. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. - с. 27.

5. https://planetadisser.com

6. https://volnakz.com

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: