Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского




глас 3

Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобному Дионисию, архимандриту Радонежскому

глас 4

Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою.

Воззвание архимандрита Троицко-Сергиева монастыря Дионисия и келаря Авраамия к казанцам, о немедленной присылке ратных людей и денежной казны на помощь воеводам, соединившимся для освобожденья Москвы от поляков. 1611, в июле.

Великому господину преосвященному Ефрему, митрополиту Казанскому и Свияжскому, и архимандритам, и игуменам, и протопопам, и попам, и дьяконам и всему освященному собору, боярам, и воеводам, и дворянам, и дьякам, и головам татарским и стрелецким, и детям боярским, и атаманам казачьим, и стрельцам, и казакам и всяким служилым людям, и гостям, и посадским жилецким и всяким людям Казанского государства и Казанского уезду и пригородов, князьям и мурзам, и служивым татарам, и чуваше, и черемисе, и вотякам, и всяким людям Казанского государства и пригородов, Живоначальной Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий да келарь старец Авраамий и соборные старцы челом бьют. Божиим праведным судом, за умножение греха всего православного христианства, в прошлых годах учинилось в Московском государстве межуусобие, не токмо межу общего народу христианского, но и самое сродное естество пресечеся, отец на сына и сын на отца восста, единородная кровь в межуусобие пролилась: и усмотря такое межоусобно время в Московском государстве, умысля, вражьим наветом, предатели христианские Михайло Салтыков да Федька Андронов с своими советники, оставя нашу истинную православную христианскую веру, приложились к проклятому латынству, искони вечным врагом христианским, к польским и литовским людям, и навели их иноплеменных на святые Божии церкви и Божии образы сокрушение и поругание и на нашу истинную христианскую правую веру разорения, и учинили польские и литовские люди лукавую прелесть, лучшие люди целовали животворящий крест Господень на том, что быть на Московском государстве королевичу Владиславу в православной нашей истинной христианской вере, а польским и литовским людям всем до одного человека из Московского государства выйти и королю от Смоленска со всеми людьми отойти в Литву, и в том во всем солгали и животворящего креста Господня целование преступили; и в нынешнем в 119 году марта в 19 день, те же предатели крестьянские, Михайло Салтыков да Федька Андронов с своими советники, умысля такое страшное и злое дело, с польскими и литовскими людьми Московское государство выжгли, и людей высекли, и святые Божии церкви и образы до конца разорили и оборугали, и твердого адаманта [Адамант – 1. алмаз; 2. перен. и образно. О твердом в бедах и испытаниях человеке. Ред.] и непоколебимого столпа, крепкого поборника по православной истинной христианской веры, паче же подобно рещи нового исповедника и наместника престола великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы, пастыря и учителя словесного стада Христова, святейшего Гермогена патриарха Московского и всея Русии, бесчестие изринуша и в изгнании нужно затвориша, и бесчисленную кровь христианскую разлили, и видя такое злое страшное дело, оставшие православные крестьяне, Московского государства бояре и воеводы князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой да Иван Заруцкий и думной дворянин и воевода Прокофей Петрович Ляпунов, а с ними дворяне и дети боярские, и головы стрелецкие, и атаманы казачьи, и стрельцы и казаки и всякие служивые люди, положа упование на всесильного в Троицы славимого Бога, и на Пречистую Богородицу, и на небесных бесплотных сил, и великих чудотворцев московских Петра и Алексея и Ионы, и преподобных отец Сергия и Варлаама и Никона, и на всех святых, пришли под Москву изо многих городов и из уездов, для избавления нашей истинной христианской православной веры, чтоб от предателей крестьянских истинная православная христианская вера до конца не разорилась, и ныне стоят на Москве в большом Каменном городе, а изменников Михаила Салтыкова да Федьку Андронова с товарищи и польских и литовских людей осадили в Китае городе и в Кремле и, прося у всесильного в Троицы славимого Бога милости, над ними промышляют, и ожидаем Божия милости и помощи и на врагов победы; а которые дворяне и дети боярские, смоляне и брянчане и дорогобужане и вязьмичи и ярославцы и иных городов, были под Смоленском у литовского короля, и те все пришли к Москве, к боярам и воеводам на помощь; а из Великого Новагорода бояре и воеводы, и дворяне и дети боярские и всякие служивые люди, к боярам и воеводам, к Москве, на помощь идут, для избавления православной христианской веры, и ныне пришли во Тверь. И тебе бы великому господину преосвященному Ефрему, митрополиту Казанскому и Свияжскому, и архимандритам, и игуменам, и протопопам, попам и дьяконам и всему освященному собору, молить всемилостивого в Троицы славимого Бога и Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев казанских Гурия и Варсунофия; а всем православным крестьянам, общему народу крестьянскому всего Казанского государства и уезда и пригородов, помня истинную православную христианскую веру, яко все родихомся от крестьянских родителей и знаменахомся печатью, святым крещением, и обещахомся веровать во святую живоначальную и неразделимую единосущную Троицу, Богу живу истинну, прося у всесильного в Троицы славимого Бога милости и возложа упование на силу животворящего креста Господня, Бога ради положите подвиг своего страдания, чтоб вам и всему общему народу крестьянскому молить служивых людей, чтоб быть всем православным крестьянам в соединении и стати обще заодно против предателей крестьянских Михаила Салтыкова да Федьки Андронова и их советников и против вечных врагов креста Христова, польских и литовских людей. Сами видите близь всех крестьян от них конечную погибель, в которых городах они завладели и что ныне в Московском государстве какое разорение учинили: где святые Божии церкви и Божии образы? где иноки многолетними сединами цветущие и инокини добродетелями украшены, не все ли до конца разорено и оборугано злым поруганием? где народ общий христианский, не все ли лютыми и горькими смертьми скончашася? где множество бесчисленное во градах и в селах работные чади христианства, не все ли без милости пострадаша и в плен разведены? не пощадиша бо престаревшихся возрастом, не усрамишася седин старец многолетних и сосавших млеко младенец, незлобивая душа, вси испиша чашу ярости праведного гнева Божия. Помяните и смилуйтесь над видимою общею смертною погибелью, даже и вас самих та же лютая не постигнет смерть: чтоб служивые люди безо всякого мешкания поспешили к Москве, в сход, ко всем боярам и воеводам и всему множество народу всего православного христианства. Сами весте, что всякому делу едино время належит, безвременное же всякому делу начинание суетно и бездельно бывает; хотя будет и есть близко в ваших пределах которые недоволы, Бога для отложите то на время, чтоб о едином всем вам с ними положить подвиг свой страдать для избавления православной христианской веры, покаместа к ним в долгом времени какая помощь не пришла. Аще совокупным и единогласным молением прибегнем ко всещедрому в Троицы славимому Богу, и Пречистой Богородицы заступницы вечной рода христианского, и великих чудотворцев московских Петра и Алексея и Ионы, и преподобных отец Сергия, Варлаама и Никона, и ко всем святым от века Богу угодившим, и обще обещаемся подвиг сотворить, и аще и до смерти пострадать за православную христианскую веру неотложно, милостив Владыка человеколюбец, егда вопль и молитву раб своих услышит, отвратит свой праведный гнев и избавит нас нашедшия лютыя смерти и вечного порабощения латынского. Смилуйтесь и умилитесь, незакоснено сотворите дело сие, избавления ради крестьянского, ратными людьми и казною помогите, чтоб ныне собранное множество народу хрестьянского войска здеся на Москве, скудости ради, не разошлось; о том много и слезно, всем народом христианским, вам челом бьем.

 

Такие же грамоты были посланы из Троицкого Сергиева монастыря в Казань, в Великий Новгород, Пермь, Вологду, города Поморья.

* * *

 


Медная плита у гроба прп. Дионисия Радонежского

 

Обитель дважды посылала к князю Дмитрию Пожарскому в Ярославль старцев, побуждая его скорее идти с войском под Москву. Наконец, 14 августа 1612 года в обители принимали идущее к Москве войско Второго ополчения. Когда настоятель с братией вышел провожать войско в поход, поднялся сильный встречный ветер. Это было воспринято как дурной знак. Но после того как архимандрит благословил ратников и окропил их святой водой, ветер переменился, а с ним переменилось и настроение войска.

Оба Дмитрия – Пожарский и Трубецкой – с тех пор относились к преподобному Дионисию с огромным уважением и позднее дали Троицкому монастырю ряд богатых вкладов. Князь Трубецкой был похоронен в обители в 1625 году.

При освобождении Москвы 27 ноября 1612 года преподобный Дионисий совершил молебен на Лобном месте перед вступившим в столицу русским войском. 26 апреля 1613 года преподобный принимал в Троицкой обители ехавшего в Москву Михаила Феодоровича, а 11 июля участвовал в его венчании на царство. В 1616 году царь подарил обители золотое кадило, украшенное драгоценными камнями, воздухи и покровы и пожаловал Троицкой обители «городок Радонеж со всякими угодьи».

По окончании смуты в Москве был восстановлен печатный двор и предпринято издание церковного требника. Архимандриту Дионисию было поручено провести исправления старого издания. В помощь ему царь дал ученых троицких старцев Антония (Крылова), Арсения Глухого, Иоанна Наседку. Работа длилась полтора года. Книжники также исправили Триодь Цветную, Октоих, Общую и месячные Минеи. Многие из предложенных ими поправок вошли в московские издания XVII века.

Работа Дионисия и его помощников была представлена на церковном Соборе 1618 года. Тогда против них выступила группа троицких монахов во главе с влиятельными старцами: уставщиком Филаретом, головщиком Лонгином и ризничим Маркеллом. Они обвинили своего настоятеля в том, что он «во многих книгах выскребал, и вырезал, и писал во том месте по своему произволу». Собор постановил Дионисию и Иоанну Наседке запретить служить, а старцев Арсения и Антония лишить причастия. Всех четверых ждала ссылка. Местом заточения архимандрита Дионисия стал Московский Новоспасский монастырь.

 

 

 

К счастью, ссылка длилась недолго. Царь заключил перемирие с поляками в Деулине. Последовал размен пленных. Отец царя, митрополит Филарет был возведен в сан Патриарха Московского. Он знал Дионисия и через семь дней после своего посвящения принялся разбирать его дело вместе с находившимся в это время в Москве иерусалимским патриархом Феофаном. Голос восточного патриарха считался авторитетом на Руси в подобных вопросах. Дионисия оправдали, Арсений Глухой и Антоний (Крылов) стали справщиками Московского Печатного двора, а Иоанн Наседка — священником придворного Благовещенского собора.

 

Архимандрит Дионисий вернулся в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре обитель посетил патриарх Феофан. По свидетельству Иоанна Наседки, он снял клобук и, преклонившись им к раке прп. Сергия, возложил клобук на голову Дионисия — «да будеши первый старейшинства над иноки многими по нашему благословению».

Наконец-то настоятель смог заняться в обители хозяйственными вопросами. По его благословению, в 1621 году к старой трапезной палате была пристроена каменная церковь во имя преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1622 году была разобрана, а затем вновь выстроена церковь над гробом преподобного Никона, освященная 21 сентября 1624 года, в следующем году обложены серебром иконы в этой церкви. В 1621 году были «подписаны киоты верхние над алтарем» Успенского собора, в 1625 году здесь обложены серебром и позолочены иконы Спасителя, праздников и пророков. В троицких придельных церквах медные и оловянные богослужебные сосуды были заменены серебряными, для изготовления новой утвари Дионисий «серебра своего прикладывал». Возводились в монастыре и хозяйственные постройки: в 1624 году были построены кирпичные палаты «у келарской» и кирпичные кузницы, в 1628–1629 годах после пожара восстанавливались братские кельи.

По свидетельству Симона (Азарьина), преподобный Дионисий обратил внимание на хранившиеся в обители полузабытые рукописи переводов и сочинений преподобного Максима Грека. Его могилу у Духовской церкви тоже привели в порядок. В 20-х годах XVII века монахи начали собирать и переписывать произведения преподобного Максима, тогда было составлено Троицкое собрание его сочинений.

По воспоминаниям Симона (Азарьина) и Иоанна Наседки, архимандрит Дионисий был кроток по отношению к братии, действовал не приказом, а убеждением, о проступках беседовал с виновными наедине. Преподобный Дионисий старался подавать братии пример: первым приходил в храм к Богослужению и наравне со всеми участвовал в полевых работах. В келье настоятель жил вместе с несколькими учениками. Помимо правила, он ежедневно читал псалтирь и каноны праздникам, клал многочисленные поклоны.

До последнего дня, несмотря на болезнь, Дионисий совершал богослужение. Перед кончиной он просил постричь его в великую схиму и во время совершения обряда скончался. Точная дата смерти преподобного в Житии не указана. Отпевание архимандрита совершил в Москве сам патриарх Филарет. Затем останки Дионисия были перевезены в Троицкую обитель и захоронены у юго-западного притвора Троицкого собора.

 

Почитание преподобного Дионисия в Троице-Сергиевом монастыре и в Тверском крае установилось сразу после его кончины. Московский митрополит Филарет (Дроздов) установил «править молебен» по Дионисию в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры 5 мая. В Лавре память святого совершалась 13 (25 по н.ст.) мая. Сейчас мощи преподобного Дионисия почивают под спудом в Серапионовой палате.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: